Сложившиеся теоретические представления.

Методы психологии можно разделить на несколько групп.

Долгое время, пока объектом психологической науки считалась душа, единственным

возможным методом психологии был субъективный метод. Он заключается в описании

явлений сознания в ходе интроспекции.

􀀻Интроспекция - наблюдение субъекта за содержанием и деятельностью своего

собственного сознания.

При этом считалось, что психические (душевные) явления нельзя изучать теми же

методами, что и явления внешнего мира. Интроспекция отличается от обычного

(«ненаучного») самонаблюдения тем, что испытуемые проходят специальную тренировку

и имеют навык самоотчёта в том, что они осознают в каждый конкретный момент. Многие

представители идеалистического направления в психологии считают интроспекцию

единственным подлинно - психологическим методом.

Когда предметом психологии стало считаться поведение человека, изменился и

подход к выбору исследовательских методов. Необходимыми стали объективные

методы изучения как психических процессов, так и внешней активности человека.

Самонаблюдение перестаёт считаться достоверным источником информации о психике.

Основными объективными методами психологии являются: наблюдение,

эксперимент, тестирование, опрос (его письменная форма называется анкетированием),

анализ документов и других продуктов деятельности (например, рисунков,

произведений искусства, дневников и т.п.), экспертная оценка. Все эти методы служат

для сбора информации. Их нельзя путать с методами обработки данных.

Главными требованиями ко всем методам сбора данных являются следующие:

􀀻Надёжность - устойчивость (стабильность) результатов при повторном

исследовании.

􀀻Валидность (от англ. valid - пригодный) - высокая степень соответствия между

инструментом (например, тестом) и тем качеством, которое необходимо измерить

(оценить). Для повышения качества исследования нужно заранее знать, что конкретно

будет изучаться. Это позволит использовать валидные средства сбора данных.

􀀻Достоверность результатов - соответствие полученных данных реальным

свойствам объекта изучения, т.е. совпадение результата с действительностью (в

большей или в меньшей степени).

􀀻Точность - степень соответствия между обнаруженной особенностью объекта

изучения и теми данными, в которых эта особенность зафиксирована. Точность

нельзя путать с достоверностью. При некоторых исследованиях могут быть получены

очень точные, но недостоверные результаты (т.е. точно измерено то, чего не встречается в

реальности), и наоборот, некоторые достоверные результаты могут быть весьма

приблизительными.

Метод наблюдения

􀀻Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений,

результаты которого фиксируются исследователем. С предварительного наблюдения

начинается практически любое исследование.

Можно выделить пассивное («житейское») и активное («научное») наблюдение.

Научное наблюдение отличается чётко определённой целью исследования и

разработанной специальной процедурой наблюдения. Различные виды активного

наблюдения отличаются друг от друга:

1) По характеру контакта можно выделить непосредственное наблюдение

(наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и

взаимодействии), и опосредованное, когда наблюдатель знакомится с наблюдаемыми

субъектами косвенно, посредством специально организованных документов (биографии,

рисунки, аудио- или видеозаписи и т.п.)

2) По условиям осуществления наблюдения выделяют полевое исследование,

которое идёт в условиях повседневной жизни, и лабораторное, когда используются

специально созданные условия.

3) Различают также открытое наблюдение, когда всем испытуемым известно о

проведении исследования (недостатком этого метода является неестественность

поведения наблюдаемых субъектов), и скрытое (инкогнито), когда наблюдаемым ничего

не известно ни о факте исследования, ни о роли исследователя. При проведении скрытого

наблюдения, однако, могут возникнуть этические проблемы.

4) По характеру взаимодействия с объектом выделяют включённое наблюдение,

когда исследователь становится частью наблюдаемой группы, и невключённое («со

стороны»), когда никаких контактов с наблюдаемыми не устанавливается.

5) По целям различают целенаправленное наблюдение, по своим условиям

приближающееся к эксперименту (служит для проверки какой - либо выдвинутой

гипотезы или сбора данных о чётко выделенном классе явлений), и случайное

наблюдение, когда исследователь не имеет заранее сформулированной гипотезы и не

придерживается строгих правил сбора информации. Случайное наблюдение иногда

называют поисковым, т.к. в ходе его часто обнаруживаются новые, непредвиденные

факты. Поисковое наблюдение требует особого навыка сосредоточения на объекте,

непредвзятости и «широты взгляда».

6) По характеру фиксации различают констатирующее наблюдение (факты

наблюдаются непосредственно и фиксируются, как они есть), и оценивающее (факты

оцениваются относительно их выраженности по заданному критерию).

Существенным недостатком наблюдения является трудность формализации и

обработки результатов, т.к. полученные данные часто не являются стандартными

параметрами.

Метод эксперимента

􀀻Эксперимент (от лат experimentum - проба, опыт) - один из основных методов

Наши рекомендации