Сложившиеся теоретические представления.
Методы психологии можно разделить на несколько групп.
Долгое время, пока объектом психологической науки считалась душа, единственным
возможным методом психологии был субъективный метод. Он заключается в описании
явлений сознания в ходе интроспекции.
Интроспекция - наблюдение субъекта за содержанием и деятельностью своего
собственного сознания.
При этом считалось, что психические (душевные) явления нельзя изучать теми же
методами, что и явления внешнего мира. Интроспекция отличается от обычного
(«ненаучного») самонаблюдения тем, что испытуемые проходят специальную тренировку
и имеют навык самоотчёта в том, что они осознают в каждый конкретный момент. Многие
представители идеалистического направления в психологии считают интроспекцию
единственным подлинно - психологическим методом.
Когда предметом психологии стало считаться поведение человека, изменился и
подход к выбору исследовательских методов. Необходимыми стали объективные
методы изучения как психических процессов, так и внешней активности человека.
Самонаблюдение перестаёт считаться достоверным источником информации о психике.
Основными объективными методами психологии являются: наблюдение,
эксперимент, тестирование, опрос (его письменная форма называется анкетированием),
анализ документов и других продуктов деятельности (например, рисунков,
произведений искусства, дневников и т.п.), экспертная оценка. Все эти методы служат
для сбора информации. Их нельзя путать с методами обработки данных.
Главными требованиями ко всем методам сбора данных являются следующие:
Надёжность - устойчивость (стабильность) результатов при повторном
исследовании.
Валидность (от англ. valid - пригодный) - высокая степень соответствия между
инструментом (например, тестом) и тем качеством, которое необходимо измерить
(оценить). Для повышения качества исследования нужно заранее знать, что конкретно
будет изучаться. Это позволит использовать валидные средства сбора данных.
Достоверность результатов - соответствие полученных данных реальным
свойствам объекта изучения, т.е. совпадение результата с действительностью (в
большей или в меньшей степени).
Точность - степень соответствия между обнаруженной особенностью объекта
изучения и теми данными, в которых эта особенность зафиксирована. Точность
нельзя путать с достоверностью. При некоторых исследованиях могут быть получены
очень точные, но недостоверные результаты (т.е. точно измерено то, чего не встречается в
реальности), и наоборот, некоторые достоверные результаты могут быть весьма
приблизительными.
Метод наблюдения
Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений,
результаты которого фиксируются исследователем. С предварительного наблюдения
начинается практически любое исследование.
Можно выделить пассивное («житейское») и активное («научное») наблюдение.
Научное наблюдение отличается чётко определённой целью исследования и
разработанной специальной процедурой наблюдения. Различные виды активного
наблюдения отличаются друг от друга:
1) По характеру контакта можно выделить непосредственное наблюдение
(наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и
взаимодействии), и опосредованное, когда наблюдатель знакомится с наблюдаемыми
субъектами косвенно, посредством специально организованных документов (биографии,
рисунки, аудио- или видеозаписи и т.п.)
2) По условиям осуществления наблюдения выделяют полевое исследование,
которое идёт в условиях повседневной жизни, и лабораторное, когда используются
специально созданные условия.
3) Различают также открытое наблюдение, когда всем испытуемым известно о
проведении исследования (недостатком этого метода является неестественность
поведения наблюдаемых субъектов), и скрытое (инкогнито), когда наблюдаемым ничего
не известно ни о факте исследования, ни о роли исследователя. При проведении скрытого
наблюдения, однако, могут возникнуть этические проблемы.
4) По характеру взаимодействия с объектом выделяют включённое наблюдение,
когда исследователь становится частью наблюдаемой группы, и невключённое («со
стороны»), когда никаких контактов с наблюдаемыми не устанавливается.
5) По целям различают целенаправленное наблюдение, по своим условиям
приближающееся к эксперименту (служит для проверки какой - либо выдвинутой
гипотезы или сбора данных о чётко выделенном классе явлений), и случайное
наблюдение, когда исследователь не имеет заранее сформулированной гипотезы и не
придерживается строгих правил сбора информации. Случайное наблюдение иногда
называют поисковым, т.к. в ходе его часто обнаруживаются новые, непредвиденные
факты. Поисковое наблюдение требует особого навыка сосредоточения на объекте,
непредвзятости и «широты взгляда».
6) По характеру фиксации различают констатирующее наблюдение (факты
наблюдаются непосредственно и фиксируются, как они есть), и оценивающее (факты
оцениваются относительно их выраженности по заданному критерию).
Существенным недостатком наблюдения является трудность формализации и
обработки результатов, т.к. полученные данные часто не являются стандартными
параметрами.
Метод эксперимента
Эксперимент (от лат experimentum - проба, опыт) - один из основных методов