Внешние и внутренние факторы, определяющие установки на ответ

Данный краткий раздел нацелен на прояснение терминологии, с которой можно столкнуться в психометрической литературе. В данной главе при обсуждении установок на ответ были упомянуты разнообразные варианты того, как респондент может «недобросовестно» отвечать на утверждения теста. Были названы различные факторы, которые могут являться причиной таких недобросовестных ответов. Некоторые из этих факторов являются временными, отражающими характеристики либо ситуации тестирования (например, последствия тестирования), либо самого теста (например, формат теста или неоднозначность формулировок). Такие факторы зачастую называют внешними (или ситуативными) (Paulhus, 1991). Другого рода факторы сильнее связаны с константными характеристиками индивида (например, возможность выглядеть социально желательно беспокоит одних респондентов больше, других - меньше). Такие факторы зачастую называются внутренними (или стилями ответов). Таким образом, установка респондента на тот или иной ответ может быть обусловлена внешними (какими-то характеристиками самой ситуации тестирования) и внутренними (какими-то характеристиками индивидуальности респондента) причинами. Заметьте, однако, что в использовании этих терминов между психологами на настоящий момент не существует единства[4].

РЕЗЮМЕ

Как было показано в данной главе, установка респондента на ответ может вносить в результаты теста систематическую ошибку, которая может как снизить психометрическое качество теста, так и исказить психологическую интерпретацию тестовых баллов. Было показано также, что установка респондента на ответ может быть обусловлена характеристиками теста (например, непонятными формулировками или неоднозначными вариантами ответа), характеристиками ситуации тестирования (например, когда от результатов по тесту отчасти зависят серьезные последствия), а также характеристиками самих респондентов (например, склонностью респондента к самообману, податливостью или скрытностью).

Ученые, занимающиеся поведением, хорошо осведомлены насчет данных установок и их влияний на прикладные решения и исследовательские выводы (там, где эти выводы и решения основаны на психологическом тестировании). Для того, чтобы избавиться от проблем, обусловленных установками респондентов на тот или иной ответ, психологами было разработано множество стратегий, направленных либо на предотвращение самого существования таких установок, либо на снижение их влияния на тестовые баллы, либо на их обнаружение и внесение в полученные данные соответствующих поправок.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основательный обзор изданий по симуляции неблагополучия, особенно в контексте психопатологического тестирования:

Berry, D.T.R., Baer, R.A., Rinaldo, J.C., & Wetter, M.W. (2002). Assessment of malingering. In J.N.Butcher (Ed.), Clinical personality assessment (2nd ed., pp. 269-302). New York: Oxford University Press.

[1] В психометрической литературе первоначально термин «установка на согласие» (acquiescence bias) применялся по отношению к склонности респондента на все вопросы и утверждения теста отвечать «да». В дальнейшем содержание термина расширилось, и он стал применяться по отношению и к тем случаям, когда респондент на все вопросы отвечает «нет». (прим.перев.)

[2] Англоязычный термин – malingering – зачастую в специализированных словарях переводится просто как «симуляция». (прим.перев.)

[3] GRE (Graduate Record Examination) – экзамен на получение последипломного образования, который во многих университетах и колледжах США требуется для поступления в аспирантуру. (прим. перев.).

[4] В оригинале используются следующие термины: response bias, response sets и response styles. Термин response bias в сущности обозначает «систематическую ошибку ответа на утверждение теста, обусловленную не самим содержанием утверждения, а другими факторами». Само слово bias означает «крен», «перекос». Для краткости мы переводим термин response bias как «установка на ответ», следуя при этом традициям, заложенным в классическом для российской психодиагностики переводном тексте П.Клайна «Справочное руководство по конструированию тестов» (установка на согласие, установка на социальную желательность и т.д.). Термин response set означает всю совокупность факторов, связанных с ситуацией тестирования, которые могут оказывать влияние на тот или иной ответ респондента. Термин response style переводится как «стиль ответов». Во избежание путаницы мы взяли на себя смелость перевести данные термины упрощенно: внешние (response sets) и внутренние (response styles) факторы, влияющие на установку респондента на ответ (response bias). Следует иметь в виду, что в англоязычной литературе понятия «внешних» и «внутренних» факторов в этой связи как самостоятельные термины не используются. (прим.перев.)



Наши рекомендации