Тема 1. Консультационная психология: сущность

содержание, теория и практика

Предмет изучения курса «Консультационная психология». Объект консультационной психологии. Понятие психологической культуры и ее составные компоненты. Функции практического психолога. Консультационная психология в различных видах психологической помощи и характеристика ее содержательных аспектов. Самосознание личности и уровни ее сформированности. Самопознание и самоисследование. Самонаблюдение и самоанализ как этапы самопознания. Самооценка как субъективное представление личности. Соотнесение представлений о себе с мнением других людей. «Окно Джогари». Саморегуляция как форма организации поведения личности. Экстернальный и интернальный локусы контроля*. Воля, волевой выбор и принятие решения. Самовнушение. Психоанализ и его стадии*. Виды психологических ограничений при самоанализе. Содержание практических рекомендаций при оказании психологической помощи.

Тема 2. Консультационная психология

В психологическом консультировании.

Характеристика основных теоретических подходов

Уровни психологического консультирования. Индивидуальное развитие и изменение. Оптимизация межличностных изменений. Организационное развитие. Основные задачи консультационной психологии. Предпосылки консультативной работы. Аутентичность, самоактуализация и личностный рост психолога, безусловное принятие личности клиента. Психологическая защита и сопротивление в консультационной работе. Гештальт-терапия и ее основные приемы. Расширение сознания, интеграция противоположностей, принятие ответственности на себя, работа с сопротивлениями. Сущность клиент-центрированного подхода и его основные поня-

тия: поле опыта, самость, конгруэнтность, тенденция к самоактуализации. Экзистенциально-аналитический под­­­­ход. Экзистенциальная терапия и ее основные положения*. Экзистенциальная модель существования*. Экспертные функции консультанта. Клиент как эксперт конкретной ситуации. Критерии эффективного консультирования.

Тема 3. Психодиагностика: психологические основы

Использования в консультационной работе

Психодиагностика и пути ее использования для выявления и измерения индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности. Основные задачи психодиагностики. Психодиагностика как область психологической практики. Выявление психических адаптационных возможностей личности*. Определение «симптом-мишеней» для консультационной работы. Предваряющая и экспертная функции психодиагностики. Индивидуальный психологический портрет личности. Психодиагностика при выявлении последствий психологического консультирования*. Функция выявления психических состояний и переживаний консультанта. Психодиагностика и обратная связь с клиентом. Анализ наблюдаемых поведенческих реакций. Опросные средства психодиагностики. Тесты и контролируемые экспериментальные процедуры. Учет мотивации обследуемых в консультационной работе. Тестовая тревожность. Использование данных проективной психодиагностики.

Тема 4. Консультационная психология

В психологической коррекции общения

Психологическая сущность коммуникативных проблем. Коммуникативная компетентность. Факторы эффективного общения. Фазовая структура общения. Установление контакта, фаза ориентировки и ориентации, заключительная фаза. Динамика общения. Прогнозирование ситуации. Эмоциональная идентификация с клиентом. Тактические приемы начала общения. Игровые процедуры в коррекции общения. Визуальный и тактильный контакт. Стереотипы общения и их преодоление. Психологическая близость. Организация пространства общения. Преодоление барьеров непонимания. Приемы активного слушания: резюмирование, развитие идеи, отражение чувств, проговаривание. Вербальная и невербальная обратная связь в общении. Понятие мимического тренинга*. Симметричность общения. Трансактный анализ и поведенческие схемы в общении. Методы и тактика аргументации. Техника манипулятивного общения*.

Тема 5. Консультационная психология

В профессиональном и управленческом

Консультировании

Цели профессионального психологического консультирования. Функции: просветительная, социализирующая, компенсационная, суггестивная, развития личности. Содержание консультационной работы. Информирование субъекта, углубление понимания проблемы, изменение стереотипов реагирования и развития субъекта. Компетентность и авторитетность консультанта. Имиджевые характеристики. Профессиональная консультация. Типы консультируемых и технология консультационной работы с ними. Формы профконсультаций*. Шаговая композиция беседы. Профориентация на основе применения комплексного психодиагностического метода. Выявление и учет в консультационной работе профессионально важных качеств.

Особенности управленческого консультирования. Объект консультирования. Психология руководителя как заказчика и клиента. Независимость консультанта. Мотивы сотрудничества руководителя и консультанта*. Изменение управленческой психологической дистанции. Виды и формы консультирования. Фазы консультационной работы: подготовка, диагноз, планирование действий, завершение. Характеристика фазовых изменений в организации. Власть и имидж в управлении.

Наши рекомендации