Теория и практика создания коммуникативного пространства социально-психологического тренинга

Организационные основы социально-психологического тренинга (спт)

Организационные основы тренинга не менее важны, чем его методологические и теоретические основы. Рассмотрим необходимые организационно-материальные условия проведения СПТ.

1. Состав группы. Оптимальная численность группы 8–12 (не более 15) человек. Возраст участников желателен до 45–50 лет. В состав группы по возможности должны входить люди различного пола, ранее не знакомые друг с другом, одинакового образовательного уровня. Группа начинает и заканчивает работу в одном и том же составе. Отсутствие хотя бы одного члена не допускается. В процессе работы группы прием новых членов не допускается.

2. Время обучения. Самым эффективным по признанию ведущих специалистов в данной области является марафонский способ проведения СПТ: занятия проводятся по 6–8 (в случае марафонского способа проведения СПТ – 12) академических часов каждый день в течение учебной недели с отрывом участников от других занятий. Допускается более редкая периодичность занятий – 2–3 занятия в неделю.

3. Организация учебного пространства и техническое обеспечение СПТ.Помещение для проведения СПТ должно быть изолированным, площадью не менее 26–30 м. Необходимы следующие материально-технические оборудование:

1. Столы – 3–4 шт.;
2. Стулья – 15–20 шт;
3. Ковровое покрытие ;
4. Видеокомпонент (камера, компьютер для просмотра);
5. Магнитная доска;
6. Флип-чарт с запасным комплектом листов;
7. Посуда для кофе-пауз
8. Материальное обеспечение игровых мероприятий

Видеосъемка и просмотр необходимых эпизодов СПТ обеспечивает наиболее эффективную обратную связь участникам о собственном поведении и является мощным стимулом к позитивному самоизменению.

Консультирование по итогам СПТ.

Непосредственно после тренинга проводится индивидуальное консультирование психологом участников СПТ по результатам их работы в тренинговой группе. Этот вид консультирования проводится аналогично консультированию по результатам тестирования, но оказывается более эффективным, так как опирается на конкретные поведенческие наблюдения за участником в различных тренинговых процедурах. В основе консультативного процесса может быть следующий план:

· сравнение ожиданий участника СПТ от тренинга и их реализации в процессе и по итогам прохождения СПТ;

· закрепление в сознании участника новой информации путем обсуждения проявлений собственной личности в СПТ, осознания информации по итогам получения обратной связи от группы, технических средств и тренера;

· обсуждение возможностей развития новых потенциалов, обнаруженных у участника в процессе тренинга, в повседневной жизни (контактах на работе, неформальных контактах).

Консультирование повторяется через шесть месяцев или по необходимости, выраженной в просьбе участника.

Условия при проведении тренинга направлены на создание возможности погружения в особую коммуникативную среду, в которой личность осознает особенности собственного коммуникативного поведения и имеет возможность повышения собственной коммуникативной компетентности.

Понятие о программе спт

Программа представляет собой алгоритм проведения тренинга, состоящий из теоретической части, целей, тренируемых навыков, и практической части, состоящей из специально подобранных игр и упражнений, направленных на выработку провозглашенных целей.

Различают по степени регламентации стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные программы.

Поведенческий тренинг обязательно включает в себя систематическую тренировку (упражнение) заранее определенных телесных, когнитивных или эмоциональных навыков или устранение ошибочных или неудачных поведенческих, когнитивных или эмоциональных привычек.

После нескольких тренингов, проведенных по одной программе в нескольких группах, программа уже может быть в той или иной степени передана для использования другим психологам, либо представлена для оценки специалистам. Однако полноценные, хорошо отработанные программы тренинга крайне редко публикуются в печати из-за трудоемкости описания, боязни конкурентного использования программы.

Используя критерий степени стандартизации целей и процесса тренинга, все множество программ группового тренинга поведения можно разделить на три типа программ со следующими характерными признаками (Fiedler P., 1976).

Стандартизированные программы тренинга уверенности характеризуются следующим:

· цели, список тренируемых навыков, содержание тренинга, список ролевых игр, а также последовательность действий тренеров и участников группы заранее определены и стандартизированы;

· последовательность тренировки навыков, их сочетание независят от состава участников и константны от группы к группе.

Такого рода тренинги очень удобны для психологических экспериментов и точной экспериментальной (тестовой) оценки эффективности работы группы. Программа тренинга может быть детально описана и легко воспроизведена другими тренерами.

Однако есть и свои недостатки. В работе тренера и группы трудно учитывать индивидуальные проблемы участников, программа не изменяется со временем, а потому слабо настраивается на возможные изменения в социально нормируемом поведении. Может, к примеру, случиться так, что тренируемые в стандартной программе стереотипы поведения перестанут соответствовать изменившимся социальным нормам и будут сами провоцировать определенную степень дезадаптации. Кроме того, факт стандартизации затрудняет воспроизведение зарубежных программ в нашей стране, поскольку в них самих зафиксированы чужие нормы поведения, и целевое поведение программы может противоречить нашим стандартам.

Поэтому стандартизированные программы написаны либо для тренировки достаточно простых, легко операционализируемых навыков поведения (например, поведение банковского работника за стойкой), либо применительно к достаточно простой, стандартной и стабильной сфере социального взаимодействия (например, тренинг для деликвентных подростков в местах лишения свободы).

Самая известная из стандартизированных тренинговых программ была написана супругами Ульрих и опубликована для клиентов в 1976 году (Ullrich de Muynk R., Ullrich R., 1973).

Assertiveness Training Programm АТР (программа тренинга уверенности в себе) состоит из 110 тренировочных ситуаций ролевых игр, подразделенных на четыре блока, соответствующих главным целям тренинга. Это: «предъявление требований», «умение сказать «нет» и критиковать», «установление контакта», «умение признаваться в ошибках и позволять их себе». Для проведения программы обычно требуется пять недель с четырьмя тренинговыми занятиями в неделю.

Полустандартизированные программытренинга отличаются следующими особенностями:

· цели, список тренируемых навыков заранее определены;

· содержание тренинга, список ролевых игр, а также модель тренируемых навыков составляют сами участники группы под руководством тренера.

Чтобы избежать недостатков полностью стандартизированных программ, некоторые авторы предпочитают заранее определять лишь цели группы, список тренируемых навыков и общую последовательность действий, содержание же работы предоставляют определять самим клиентам. Так поступают главным образом психологи, занимающиеся тренировкой сложных навыков социально компетентного поведения.

Программа в этом случае предусматривает активное участие клиентов в подборе ситуаций ролевых игр к отдельным темам, в разработке модели тренируемого поведения. Этим подкрепляется активность клиентов, ответственность за достигаемый результат также частично перекладывается и на их плечи.

Успех полустандартизированных тренинговых групп в большей степени зависит от уровня развития группы и групповой динамики, поэтому многие действия тренера в группе уже не могут быть подробно описаны. Работа одной группы может существенно отличаться от работы других групп по той же программе. Содержание работы также меняется в зависимости от личных проблем и состава участников группы. Проведение таких групп часто требует от тренера специальной подготовки и хороших навыков работы с группой.

Однако вместе с новыми трудностями возникает и ряд преимуществ. Полустандартизированные программы более универсальны и адаптивны. По сути, такая программа не может быстро устареть – содержание работы каждый раз меняется и программа как бы «настраивается» на изменившиеся условия жизни и индивидуальность каждого нового состава участников. В отношении адаптации таких программ к новым культурным условиям возникает меньше проблем.

Еще одна особенность полустандартизированных групп: практически во всех программах такого рода большое место занимает так называемая «когнитивная» работа. Тренируемое в ролевых играх поведение долго и тщательно описывается и прорабатывается в групповых дискуссиях и специальных заданиях с использованием разнообразных бланков, таблиц, плакатов. Тренер в этой работе лишь дает задание и исподволь подводит группу к решениям, определенным программой. Когнитивные модели тренируемого поведения в исключительных случаях задаются самими тренерами.

Примером полустандартизированной программы является поведенческая тренинговая программа тренировки социальной компетентности Франца-Йозефа Фельдхеге и Гюнтера Краутана (Feldhege F., Krauthan G., 1979), которая предполагает модификацию поведения и повышение социальной компетентности по четырем поведенческим блокам:

1. Улучшение взаимоотношений с партнерами, друзьями и знакомыми.

2. Знакомство; установление и поддержание контакта с другим человеком.

3. Предъявление обоснованных требований и претензий.

4. Преодоление трудных (стрессовых) ситуаций. Для проведения всей программы требуется минимум четыре месяца при условии, что 7–9 клиентов встречаются дважды в неделю для 2-часовых занятий.

В рамках каждой из тем тренируемый навык подразделяется на несколько простых компонентов – так называемых поведенческих и когнитивных техник. Эти компоненты тренируются по отдельности, причем когнитивная тренировка предшествует отбору подходящих ситуаций ролевых игр и последующему поведенческому тренингу в ролевых играх.

Нестандартизированный, интеракционно ориентированный групповой тренинг характеризуется тем, что ни цель, ни содержание упражнений заранее не определяются, и то и другое разрабатывается в группе и вместе с группой.

Программа представляет собой лишь описание последовательности действий, которая разворачивается в группе. Копирование стиля
и особенностей работы конкретного тренера – это, пожалуй, единственная возможность по-настоящему научиться работе по нестандартизированной программе. Программы такого рода работы тоже публикуются, и примером может служить «решение проблем в группе» Граве, Дзиеваса и Венделя (Grawe, 1978).

Наши рекомендации