Личностно развивающий подход.

Направлен на развитие (рост) личности обучаемого с помощью преобразующего влияния тренинговой группы. В основном работа в этих группах направлена на ценностно-смысловую и мотивационную сферы личности.

В рамках личностного подхода, на наш взгляд, можно выделить коррекционный подход, который направлен на исследование неконструктивных личностных установок и механизмов, препятствующих адаптивному функционированию личности.

Понятия самосовершенствование, личностный рост, саморазвитие потенциала личности, самоактуализация рассматриваются авторами (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз и др.) в масштабе жизненного пути личности, в контексте образа жизни, как совокупность жизненных выборов, занятий, кризисов, структуры взаимодействия и т. д. Развитой личности присущи определенные черты:

· она удовлетворяет свои потребности без ущерба для других;

· достигает успеха в деятельности;

· успешна в личных взаимоотношениях;

· открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту;

· обладает гармоничным самоощущением, положительным самовосприятием;

· ответственно относится к различным проявлением собственной активности.

Перечисленные черты развитой личности выступают как целевой ориентир направленного формирования личностных механизмов реализации и регуляции жизненного пути в целом в рамках тренинга личностного роста.

Процесс развития личности связан с последовательным развитием психологической культуры личности. Тренинг личностного роста, направленный на развитие психологической культуры личности, предполагает, в первую очередь, развитие саморегуляции на основе осознания механизмов и закономерностей активности личности. Важными составляющими активности являются ценностно-целевая направленность личности и инструментально-стратегическая основа достижений поставленных целей. Схематично можно выделить наиболее существенные аспекты личностной активности:

· ценности личности, которые могут актуально или потенциально влиять на постановку конкретных целей и способов их достижений;

· конкретные цели, определяющие направление активности личности в разных сферах жизнедеятельности (в области профессиональной деятельности, в области межличностных отношений, в области свободных интересов);

· способы и стратегии достижения конкретных целей;

· сфера социально-психологических феноменов по самовосприятию (самооценка, уровень притязаний, самоотношение, самосознание, Я-концепция);

· сфера социально-психологических феноменов по восприятию жизненных целей и стратегий других людей, определяющая структуру взаимодействия и характер прилагаемой активности личности;

· саморазвитие как особая активность, заключающаяся в сознательном исследовании и адаптивном самоизменении всех вышеперечисленных аспектов личностной активности.

Процесс саморазвития является непрерывным и направлен на формирование возможностей эффективно управлять жизненными событиями, устанавливать хорошие и открытые отношения с людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, активно участвовать в различных жизненных процессах. Взрослые люди обладают определенной, естественно сложившейся структурой знаний, ценностей, отношений с миром и окружающими людьми, к собственной личности и жизни в целом. Поэтому тренинг личностного роста связан, прежде всего, с исследованием всех перечисленных явлений, с организацией самопознания.

Механизмом самопознания как основанием личностного роста является рефлексия «здесь и теперь». Суть процесса рефлексии заключается в том, что человек задает себе вопрос: «Почему это произошло? Что стоит за тем или иным моим действием?». Личность как бы осуществляет рефлексивный выход, при котором видит свою ситуацию и себя со стороны (Клюева). Яценко указывает на два основных процесса, сопровождающих самоизменение: адаптивную дезинтеграцию и интеграцию на более высоком уровне. Специально организованная рефлексия является механизмом адаптивной дезинтеграции, направленной на самоисследование.

Рефлексия может быть направлена на различные аспекты самопроявлений:

· на самоосознание собственных стратегий мышления и деятельности;

· на осознание состояний; ощущений; желаний;

· на осознание образа собственного тела;

· на стратегии самовосприятия и самопредъявления;

· на стратегии восприятия межличностных событий и др.

Рефлексия связана с процессом самораскрытия. С. Джурард указывает, что «раскрытие своего Я другому есть признак сильной и здоровой личности. В другом случае личность тратит энергию для построения ложного, внешнего «Я». Самораскрытие одних членов группы приводит к инициации самораскрытия других. Появляется глубоко личностный материал для группового анализа, возможности научаться не только на собственном опыте, но и на опыте других, что говорит о включении механизмов идентификации и катарсиса.

Выражая личностно-значимую информацию и получая обратную связь, участники группы тренинга могут исследовать собственное поведение через восприятие других людей, получать собственную социально-психологическую фотографию глазами других.

Процесс самораскрытия и набора обратной связи возможен лишь при эмпатическом восприятии друг друга участниками тренинга, определенной интеграции группы, в условиях которой снижается уровень напряженности, психологических защит. Для того чтобы члены группы смогли начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены, что группа их принимает и понимает. В других условиях самораскрытие членов группы может привести к негативным последствиям: последующему усилению тревожности, ощущению психологической враждебности других.

С. Кратохвил выделил условия, при которых формируется эмпатическое восприятие участниками друг друга в группе:

· эмоциональная поддержка;

· оказание помощи другим;

· самопроявление и самоизучение;

· осмысление;

· отреагирование;

· обратная связь и конфронтация;

· корректировочный и эмоциональный опыт;

· опробование нового опыта поведения;

· получение новой информации и приобретение навыков общения.

Благодаря эмоциональной поддержке в тренинговой группе возникает атмосфера взаимного доверия, понимания, что приводит к снижению уровня психологических защит участников. В условиях «психологической безопасности» стабилизируется самооценка человека, повышается степень самоуважения. Помощь остальным участникам способствует осознанию собственной значимости и полезности, помогает переключению с собственных проблем, способствует более адекватной самооценке. Самоизучение и самопонимание приводит к осознанию мотивов собственного поведения, характера собственной активности в проблемных ситуациях, понимания причин конфликтов, эмоционального реагирования. Эмоциональное отреагирование способствует пониманию собственных чувств и раскрытию внутренних проблем, по которым участник может получить помощь, попробовать модификацию поведения. Обратная связь и новая информация способствует освоению наиболее адекватного типа поведения.

Перечисленные условия эмпатического восприятия членами тренинговой группы друг другом могут создаваться специально подобранными упражнениями и продуманными инициирующими действиями тренера. Само поведение тренера является примером поведения участника и демонстрирует выполнение перечисленных норм поведения в тренинговой группе.

Нашей задачей является описание закономерностей и методов проведения именно социально-психологического тренинга, который базируется на идеях поведенческой психологии о социальном учении.


Наши рекомендации