Теоретические основы тренинговой работы
Теоретические основы тренинговой работы
История становления тренингового движения
С развитием общественных отношений требовались все новые знания в области взаимодействия, взаимовлияния, эффективного общения людей в разных сферах: в производстве, педагогике, в бизнесе, в политике, в искусстве и т. д. В то же время накапливались знания о силе и возможностях группового движения в разных аспектах. На сегодняшний день очевидно, что социально-психологический тренинг является мощным средством освоения коммуникативных технологий, адекватным для обучения взрослых людей.
Главными общественными потребностями и проявлениями, явившимися источниками формирования тренингового движения, стали:
1. Накопление информации в медицинских кругах о влиянии групповых эффектов при излечении соматических, психогенных заболеваний и избавления от зависимостей.
2. Развитие теоретической и практической психологии: психоаналитические работы; исследования в области групповой динамики, межличностных отношений, общения и взаимодействия людей в разных условиях (деловое взаимодействие, семья и др.) в области социальной психологии; развитие гуманистической психологии.
3. Накопление опыта группового психотерапевтического взаимодействия и психологического консультирования.
4. Развитие искусства – тренинг актерского мастерства, предполагающий развитие сенситивности, эмпатии, глубокого понимания переживаний другого (система Станиславского).
5. Педагогические наблюдения и потребности учебного процесса (подход Сухомлинского).
6. Потребности общества в коммуникативных технологиях (политических и рекламных кампаний, СМИ).
7. Потребности ведения бизнеса (деловых переговоров, продаж, организационного строительства и т. д.).
Рассмотрим основные вехи развития тренингового движения.
Теория и практика создания коммуникативного пространства социально-психологического тренинга
Организационные основы социально-психологического тренинга (спт)
Организационные основы тренинга не менее важны, чем его методологические и теоретические основы. Рассмотрим необходимые организационно-материальные условия проведения СПТ.
1. Состав группы. Оптимальная численность группы 8–12 (не более 15) человек. Возраст участников желателен до 45–50 лет. В состав группы по возможности должны входить люди различного пола, ранее не знакомые друг с другом, одинакового образовательного уровня. Группа начинает и заканчивает работу в одном и том же составе. Отсутствие хотя бы одного члена не допускается. В процессе работы группы прием новых членов не допускается.
2. Время обучения. Самым эффективным по признанию ведущих специалистов в данной области является марафонский способ проведения СПТ: занятия проводятся по 6–8 (в случае марафонского способа проведения СПТ – 12) академических часов каждый день в течение учебной недели с отрывом участников от других занятий. Допускается более редкая периодичность занятий – 2–3 занятия в неделю.
3. Организация учебного пространства и техническое обеспечение СПТ.Помещение для проведения СПТ должно быть изолированным, площадью не менее 26–30 м. Необходимы следующие материально-технические оборудование:
1. Столы – 3–4 шт.; |
2. Стулья – 15–20 шт; |
3. Ковровое покрытие ; |
4. Видеокомпонент (камера, компьютер для просмотра); |
5. Магнитная доска; |
6. Флип-чарт с запасным комплектом листов; |
7. Посуда для кофе-пауз |
8. Материальное обеспечение игровых мероприятий |
Видеосъемка и просмотр необходимых эпизодов СПТ обеспечивает наиболее эффективную обратную связь участникам о собственном поведении и является мощным стимулом к позитивному самоизменению.
Понятие о программе спт
Программа представляет собой алгоритм проведения тренинга, состоящий из теоретической части, целей, тренируемых навыков, и практической части, состоящей из специально подобранных игр и упражнений, направленных на выработку провозглашенных целей.
Различают по степени регламентации стандартизированные, полустандартизированные и нестандартизированные программы.
Поведенческий тренинг обязательно включает в себя систематическую тренировку (упражнение) заранее определенных телесных, когнитивных или эмоциональных навыков или устранение ошибочных или неудачных поведенческих, когнитивных или эмоциональных привычек.
После нескольких тренингов, проведенных по одной программе в нескольких группах, программа уже может быть в той или иной степени передана для использования другим психологам, либо представлена для оценки специалистам. Однако полноценные, хорошо отработанные программы тренинга крайне редко публикуются в печати из-за трудоемкости описания, боязни конкурентного использования программы.
Используя критерий степени стандартизации целей и процесса тренинга, все множество программ группового тренинга поведения можно разделить на три типа программ со следующими характерными признаками (Fiedler P., 1976).
Стандартизированные программы тренинга уверенности характеризуются следующим:
· цели, список тренируемых навыков, содержание тренинга, список ролевых игр, а также последовательность действий тренеров и участников группы заранее определены и стандартизированы;
· последовательность тренировки навыков, их сочетание независят от состава участников и константны от группы к группе.
Такого рода тренинги очень удобны для психологических экспериментов и точной экспериментальной (тестовой) оценки эффективности работы группы. Программа тренинга может быть детально описана и легко воспроизведена другими тренерами.
Однако есть и свои недостатки. В работе тренера и группы трудно учитывать индивидуальные проблемы участников, программа не изменяется со временем, а потому слабо настраивается на возможные изменения в социально нормируемом поведении. Может, к примеру, случиться так, что тренируемые в стандартной программе стереотипы поведения перестанут соответствовать изменившимся социальным нормам и будут сами провоцировать определенную степень дезадаптации. Кроме того, факт стандартизации затрудняет воспроизведение зарубежных программ в нашей стране, поскольку в них самих зафиксированы чужие нормы поведения, и целевое поведение программы может противоречить нашим стандартам.
Поэтому стандартизированные программы написаны либо для тренировки достаточно простых, легко операционализируемых навыков поведения (например, поведение банковского работника за стойкой), либо применительно к достаточно простой, стандартной и стабильной сфере социального взаимодействия (например, тренинг для деликвентных подростков в местах лишения свободы).
Самая известная из стандартизированных тренинговых программ была написана супругами Ульрих и опубликована для клиентов в 1976 году (Ullrich de Muynk R., Ullrich R., 1973).
Assertiveness Training Programm АТР (программа тренинга уверенности в себе) состоит из 110 тренировочных ситуаций ролевых игр, подразделенных на четыре блока, соответствующих главным целям тренинга. Это: «предъявление требований», «умение сказать «нет» и критиковать», «установление контакта», «умение признаваться в ошибках и позволять их себе». Для проведения программы обычно требуется пять недель с четырьмя тренинговыми занятиями в неделю.
Полустандартизированные программытренинга отличаются следующими особенностями:
· цели, список тренируемых навыков заранее определены;
· содержание тренинга, список ролевых игр, а также модель тренируемых навыков составляют сами участники группы под руководством тренера.
Чтобы избежать недостатков полностью стандартизированных программ, некоторые авторы предпочитают заранее определять лишь цели группы, список тренируемых навыков и общую последовательность действий, содержание же работы предоставляют определять самим клиентам. Так поступают главным образом психологи, занимающиеся тренировкой сложных навыков социально компетентного поведения.
Программа в этом случае предусматривает активное участие клиентов в подборе ситуаций ролевых игр к отдельным темам, в разработке модели тренируемого поведения. Этим подкрепляется активность клиентов, ответственность за достигаемый результат также частично перекладывается и на их плечи.
Успех полустандартизированных тренинговых групп в большей степени зависит от уровня развития группы и групповой динамики, поэтому многие действия тренера в группе уже не могут быть подробно описаны. Работа одной группы может существенно отличаться от работы других групп по той же программе. Содержание работы также меняется в зависимости от личных проблем и состава участников группы. Проведение таких групп часто требует от тренера специальной подготовки и хороших навыков работы с группой.
Однако вместе с новыми трудностями возникает и ряд преимуществ. Полустандартизированные программы более универсальны и адаптивны. По сути, такая программа не может быстро устареть – содержание работы каждый раз меняется и программа как бы «настраивается» на изменившиеся условия жизни и индивидуальность каждого нового состава участников. В отношении адаптации таких программ к новым культурным условиям возникает меньше проблем.
Еще одна особенность полустандартизированных групп: практически во всех программах такого рода большое место занимает так называемая «когнитивная» работа. Тренируемое в ролевых играх поведение долго и тщательно описывается и прорабатывается в групповых дискуссиях и специальных заданиях с использованием разнообразных бланков, таблиц, плакатов. Тренер в этой работе лишь дает задание и исподволь подводит группу к решениям, определенным программой. Когнитивные модели тренируемого поведения в исключительных случаях задаются самими тренерами.
Примером полустандартизированной программы является поведенческая тренинговая программа тренировки социальной компетентности Франца-Йозефа Фельдхеге и Гюнтера Краутана (Feldhege F., Krauthan G., 1979), которая предполагает модификацию поведения и повышение социальной компетентности по четырем поведенческим блокам:
1. Улучшение взаимоотношений с партнерами, друзьями и знакомыми.
2. Знакомство; установление и поддержание контакта с другим человеком.
3. Предъявление обоснованных требований и претензий.
4. Преодоление трудных (стрессовых) ситуаций. Для проведения всей программы требуется минимум четыре месяца при условии, что 7–9 клиентов встречаются дважды в неделю для 2-часовых занятий.
В рамках каждой из тем тренируемый навык подразделяется на несколько простых компонентов – так называемых поведенческих и когнитивных техник. Эти компоненты тренируются по отдельности, причем когнитивная тренировка предшествует отбору подходящих ситуаций ролевых игр и последующему поведенческому тренингу в ролевых играх.
Нестандартизированный, интеракционно ориентированный групповой тренинг характеризуется тем, что ни цель, ни содержание упражнений заранее не определяются, и то и другое разрабатывается в группе и вместе с группой.
Программа представляет собой лишь описание последовательности действий, которая разворачивается в группе. Копирование стиля
и особенностей работы конкретного тренера – это, пожалуй, единственная возможность по-настоящему научиться работе по нестандартизированной программе. Программы такого рода работы тоже публикуются, и примером может служить «решение проблем в группе» Граве, Дзиеваса и Венделя (Grawe, 1978).
Вариант IV. «Взаимные презентации».
Инструкция ведущего.
Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
· чего я жду от работы в тренинге;
· что я ценю в самом себе;
· предмет моей гордости;
· что я умею делать лучше всего.
После этого организуется работа в парах. Если в группе незнакомые люди, то в этой игре можно предоставить участникам самим выбрать себе партнера. Ведущему лучше зафиксировать для себя, какие образовались пары (как показывает опыт, в таких ситуациях люди интуитивно выбирают тех, кто по многим параметрам – включая биографические данные! – имеет с ними сходство). Спустя десять минут ведущий дает дополнительные инструкции.
Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом, ваша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась точно шестьдесят секунд. После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться и вынужден будет все время молчать.
Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:
Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
Что ты считаешь самым отвратительным?
Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
Назови твое самое заветное желание.
Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т.п.
Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученные от партнера сведения о нем и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Можно использовать следующие вопросы:
· оцени успешность твоей презентации своего партнера;
· что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)?
· удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе? Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
· правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Примеры раскрепощения и снижения эмоционального напряжения, перехода на неформальный уровень взаимодействия (ледоколы)
Приемы раскрепощения предполагают сокращение психологической дистанции между участниками тренинга, проявление личностного интереса друг к другу. По нашему мнению, этому способствуют упражнения, обладающие тремя основными характеристиками:
· более глубоким информационным обменом о личностных проявлениях;
· физическим контактом;
· положительным эмоциональным фоном, совместно испытанным удовольствием.
В собственной практике на первом тренинговом занятии мы с успехом применяем упражнение «Психологический рост» (20 минут), предполагающее физический контакт членов группы между собой.
Участникам предлагается закрыть глаза и молча построиться по росту. При этом они вынуждены для ориентировки прикасаться друг к другу. Тренер может провоцировать участников прикасаться друг к другу собственными действиями. Далее участники открывают глаза и вносят коррективы. Тренер побуждает участников проверить, правильно ли они стоят, не надо ли их передвинуть.
Далее группе предлагается модификация упражнения – построиться по дате рождения, цвету волос, активности, общительности и т. п. Это подвижное упражнение вызывает мобилизацию, интерес участников друг к другу, сокращение физической дистанции и, как следствие, психологической.
Аналогом данной игры является игра К. Фопеля «Без слов».
Без слов, 15 минут.
Это очень веселая, полная юмора игра. Участники должны выстроиться в ряд по размеру обуви. Звучит тривиально, и Вы, возможно, решите, что задание это бессмысленно. Но проведите этот эксперимент и посмотрите, что будет в конце. Часто простые задания доставляют группе наибольшее удовольствие.
К тому же при выполнении этого задания необходимо соблюдать два правила: все играют с закрытыми глазами и не разговаривают друг с другом. Это усложняет задачу, одновременно делая упражнение более эффективным. Игра выявляет индивидуальные особенности поведения участников, что делает нашу жизнь разнообразнее и пробуждает нашу творческую энергию. Поэтому упражнение может послужить группе хорошим импульсом для развития. Об этом Вы можете сказать в начале эксперимента:
1. Игроки встают в шеренгу, плечом к плечу. Раздайте всем повязки или попросите закрыть глаза.
2. Придумайте «легенду», например: «Некто проник в кухню здания, в котором проводится конференция. Полиция обнаружила отпечатки следов. Через четверть часа прибыл комиссар полиции и решил проверить, не совпадают ли эти следы с размером ботинок кого-нибудь из присутствующих. Чтобы облегчить работу комиссару, вся группа должна выстроиться в ряд по размеру обуви. Разговаривать запрещается».
3. Отметьте, что это задание требует сообразительности и концентрации.
4. Когда группа справится с заданием, скажите участникам, сколько времени ушло на это. Затем задайте следующие вопросы:
· Понравилось ли мне принимать участие в этом упражнении?
· Что меня поразило?
· Насколько дружелюбной была установка, с которой группа работала над заданием?
· Что вы делали, чтобы все-таки решить поставленную задачу?
· Какую роль взял на себя каждый?
· Кто был зачинщиком, кто дурачился, кто организовывал процесс, кто его контролировал и т. д.?
Не менее эффективным является упражнение «Контакт глазами»
(25–30 минут). Оно выполняется в парах и предполагает несколько этапов:
1) участники молча смотрят друг на друга одну минуту (в засвисимости от целей тренинга, время может быть большим);
2) участники по одной минуте расспрашивают друг друга о событиях прошлого (о детстве);
3) участники по одной минуте говорят о текущих событиях своей жизни.
По истечении трех этапов тренер предлагает участникам представить своего партнера по упражнению как в кругу друзей, используя такой речевой оборот: «Рекомендую. Это Нина, она (следует характеристика на основе полученной информации в ходе упражнения). Прошу любить и жаловать».
Описанные выше упражения предполагали организацию активности малознакомых между собой людей в большей степени на основе индивидуальных проявлений. Следующее упражнение предполагает активную групповую работу.
«Отпуск» (20–25 минут). Упражнение «Отпуск» связано с мечтами об отдыхе и создает непринужденную эмоциональную атмосферу. В зависимости от численности группы может проводиться как в общей группе (при численности до 10 человек), так и в микрогруппах, если группа многочисленная. Членам группы предлагается обсудить в подробностях где, как и сколько времени они именно этим составом будут проводить ближайший отпуск. Затем членам группы предлагается письменно ответить на вопросы. В случае, если группа работала в подгруппах, то вопросы составляются внутри подгрупп, и тогда игра приобретает соревновательный оттенок. Тренер может предложить свои вопросы. Группа набирает балл в том случае, если все ее члены одинаково ответили на вопрос. Анализируется, при каких условиях это возможно (внимательно слушать друг друга, быть активным в групповом взаимодействии).
Два приведенных ниже упражнения К. Фопеля способствуют интенсификации информационного обмена между участниками группы.
«Любопытство» (30 минут).
К. Фопель рекомендует проводить это упражнение на начальном этапе работы с группой для более глубокого знакомства. Оно привносит в группу атмосферу хорошей соревновательности, так что в людях просыпается давно забытое любопытство.
1. Участники находят себе партнера, с которым они хотели бы познакомиться поближе. (В группах, где участники хорошо знают друг друга, можно выбирать того, кого хочешь лучше понять.) Пары садятся за стол, приготовив стопку карточек и карандаш.
2. Задание партнеров состоит в том, чтобы за следующие 15 минут найти друг в друге как можно больше сходств и различий, каждое из которых надо записать на отдельной карточке. Сравнивать можно все: семейное положение, хобби, профессию, личные качества, жизненную позицию, темперамент и т. д. Различия должны быть объяснены как можно четче, например: Ханс много говорит на людях, а Моника предпочитает разговор с глазу на глаз.
3. Затем группа собирается вместе. Участники считают, сколько карточек у них получилось, и рассказывают, что нового они узнали о своих партнерах и каким образом изменилось их восприятие этого человека. Пара, у которой оказалось наибольшее количество карточек, начинает свой рассказ первой. Соответственно пара с наименьшим количеством карточек говорит последней.
Замечания.
Вы можете кратко подвести итоги, спросив:
· Что было легче – находить сходства или различия?
· Удовлетворены ли вы общением с партнером по паре?
· Доставила ли мне удовольствие такая совместная работа?
· Испытывали ли вы в какой-то момент противоречивые чувства?
«Группа как зеркало», 45 минут.
Каждому человеку нужно чувствовать ответную реакцию других. Это помогает нам многое узнать о других людях: какого они о нас мнения, что они в нас подметили, чем мы можем их порадовать или привлечь, а чем вызвать раздражение или разозлить. Мы получаем больше информации о нашем партнере, можем лучше понимать его реакции и, естественно, задаваться вопросом, могли бы мы здесь и сейчас вести себя как-то иначе. Группы начинают лучше работать, когда участники готовы поделиться своим мнением друг о друге – легко, непринужденно и по возможности с юмором. Это упражнение пробуждает любопытство и создает атмосферу легкости. Члены группы должны уже относительно хорошо знать и уважать друг друга.
Материалы:
Понадобится стопка карточек.
1. Участники садятся в круг. Положите в середину круга стопку карточек. Из этой стопки каждый берет столько карточек, сколько он хочет. Каждый мысленно обращается к кому-нибудь из членов группы, затем записывает это обращение на карточке. Написанное должно выражать то личное впечатление, которое сложилось у него о другом человеке. Фразы должны быть сформулированы примерно следующим образом:
• я вижу, что у тебя почти всегда серьезное лицо,
• мне нравится твой смех,
• я думаю, что ты считаешь, что никогда не ошибаешься,
• я бы с большим удовольствием работал вместе с тобой.
2. Объясните участникам, что фразы, начинающиеся с «я», лучше воспринимаются, чем фразы, начинающиеся с «ты». На карточках не надо писать, кто автор той или иной фразы, также не нужно писать, к кому та или иная фраза относится.
3. Исписанные карточки перемешиваются и кладутся текстом вниз на середину стула, который стоит в центре круга. Кто-нибудь подходит и берет карточку. Он читает ее про себя и передает ее тому члену группы, которому, по его мнению, подходит данная фраза. Тот, кто получил карточку, читает фразу вслух, формулируя ее так: «Карл (это тот человек, который дал ему карточку) полагает, что у меня почти всегда серьезное лицо». Теперь все остальные, включая и получателя карточки, высказываются по этому поводу. Следует поощрять различные мнения.
4. Затем получатель карточки или любой другой вытаскивают следующую карточку, и все повторяется. Затем тренер подводит итог, в котором особое внимание уделяет вопросам о том, что вызвало удивление, было неожиданным.
Методы, используемые в спт
В тренинге возможно использование множества методических средств, активных групповых методов. Их условно объединяют в три основных блока:
а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов их практики, анализ ситуаций морального выбора ...);
б) игровые методы (дидактические и творческие методы, деловые (управленческие) игры, ролевые (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригры (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и воспитания себя как психофизического единства). См. подробнее следующие вопросы.
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ
Групповая дискуссия – основной метод активного социально-психологического обучения. Это способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции членов группы, уменьшить сопротивление восприятию новой информации.
Основная особенность метода – спонтанность и непринужденность поведения участников.
В основе метода – непосредственная нерегламентированная вербальная интеракция (взаимодействие) между членами группы. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций. Данный метод не предусматривает взаимного высказывания советов и рекомендаций, однако максимально стимулируется проявление непосредственных эмоциональных реакций, личностного отношения к другому.
Отсутствие формального планирования требует четкой стратегии и тактики управления групповой личностной динамикой.
Помимо профессиональных, управленческих и научно-технических проблем предметом дискуссии могут быть межличностные отношения самих участников группы. В этом случае сеть групповых взаимоотношений выступает как реальная учебная модель, с помощью которой обучаемые усваивают особенности групподинамических процессов на личном опыте, расширяя свои возможности самоопределения в коллективе и понимания других. Групповая дискуссия может иметь многочисленные варианты.
Можно выделить следующие наиболее важные типы ориентации групповых дискуссий:
Биологическая ориентация.
В группе анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника группы. Интеракции направлены на него. Все члены группы высказывают свое мнение относительно его проблем, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.
Тематическая ориентация.
Занятие посвящается обсуждению вопросов и проблем, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может не планироваться, группа сама находит проблемы и обсуждает. Тема может быть заранее выбрана, и все участники готовятся к обсуждению темы.
Феномен игры В СПТ
Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элементов со-творческого поиска, широкое применение различных видов игрового моделирования.
Основными видами игровых методов СПТ являются:
· психотехнические игры, цель которых – снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил конкретного человека;
· игровые методы разрешения конфликта; игры-защиты от манипулирования;
· игры для развития педагогической интуиции;
· позиционные игры (игры-коммуникации).
Регулярное выполнение каждым участником психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой. Данная работа направлена на достижение максимальной эффективности в управленческой и иной профессиональной коммуникативной деятельности при минимальных затратах нервно-психической энергии. Среди основных типов психотехнических игр можно выделить игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождение.
Игровые методы разрешения конфликтов основываются на всемерном развитии способности обучаемых к рефлексии, т. е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств партнера по общению (хотя бы и конфликтному), а также эмпатии, представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого человека.
Для повседневной практики психолога неоценима роль игр, защищающих от манипулирования и развивающих педагогическую интуицию. Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли.
Игра проходит спонтанно. Иногда разыгрывание ролевых ситуаций осуществляется в условиях искусственных трудностей. Метод позволяет увидеть членов группы в процессе выполнения конкретной социальной роли. Материал о поведении члена группы в конкретной роли обеспечивает изучение его личностных проблем.
Поведение в ролевой игре дает возможность уточнить психодиагностическое предвидение и пояснить, как личностная проблема может деструктурировать служебные связи и делать их неэффективными.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия – одно из основных средств, способствующих эффективному общению, может выполнять роль техники осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий.
Такой ее тип предусматривает поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание в определенной степени «со стороны». Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.
На осознание своих переживаний и состояний в ходе работы направлена рефлексия состояний. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние.
Основной, эскизный вид обучения, освоения рефлексии заключается в том, что в определенный момент времени человек должен «заглянуть в себя», поставить вопросы себе: «Почему ситуация и личная деятельность, складываются именно так?».
Условно этот процесс можно описать следующим образом:
«Я» осуществляю рефлексный выход, осуществляю такой поворот сознания, при котором вижу себя и свою ситуацию извне.
«Я» нахожусь в рефлекторной позиции, то есть занимаю позицию внешнего наблюдателя по отношению к самому себе, своей ситуации.
«Я» осуществляю рефлексивное отношение, то есть отношусь к себе, к своей ситуации как к целому из рефлексивной позиции, смотрю на себя со стороны.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Подберите разогревающие упражнения, уместные для начала тренинга.
2. Подберите упражнения по психологической гигиене для предотвращения невротических и психологических нарушений личности.
3. Подберите упражнения по снятию последствий стресса.
4. Подберите упражнения, направленные на профилактику стресса.
5. Подберите упражнения, направленные на регулирование и гармонизацию межличностных отношений в коллективе.
6. Подберите упражнения по самоактуализации личности.
7. Подберите упражнения, способствующие личностному росту.
8. Подберите упражнения на релаксацию.
9. Подберите упражнения для тренировки памяти.
10. Подберите приемы развития мыслительной деятельности.
11. Подберите упражнения для развития внимания.
12. Подберите упражнения для активизации воображения.
13. Подберите ритуалы и упражнения для окончания тренинга.
1. Разработать тренинговую программу адаптации новых сотрудников.
2. Разработать тренинговую программу оптимизации взаимоотношений в коллективе.
3. Разработать тренинговую программу личностного роста.
4. Разработать тренинговую программу по стрессоустойчивости.
5. Разработать тренинговую программу по разрешению конфликтов.
6. Разработать тренинговую программу уверенности в себе.
7. Разработать тренинговую программу психогигиены.
8. Разработать тренинговую программу поиска нового решения.
9. Разработать тренинговую программу формирования команды.
10. Разработать тренинговую программу по формированию лидерских качеств.
11. Разработать тренинговую программу креативности в менеджменте.
12. Разработать тренинговую программу эффективной коммуникации.
13. Разработать тренинговую программу по формированию ассертивного поведения.
14. Разработать тренинговую программу по тайм-менеждменту.
15. Разработать тренинговую программу сензитивности.
Теоретические основы тренинговой работы