Сперри (Sperry) Роберт Уолкотг

20.08.1913 Хартфорд. Коннектикут • -17.04.1994 Пасадена. Калифорния Выдающийся американский нейробиолог. Окончил Оберлин-ский колледж (1937); докторскую степень получил в Чикагском университете (1941). Член национальной академии наук США. Работал с Карлом Лешли в Гарварде, а затем с Йерксом в Лаборатории биологии приматов в Оранж-Парке во Флориде. В 1946 он перешел в Чикагский университет, а в 1954 году стал профессором психобиологии Калифорнийского Технологического Института. Он экспериментально продемонстрировал, что правое полушарие обладает своим собственным сознанием и что его способности (например, решение невербальных и зрительно-пространственных задач) отличаются от левого. Вместе с X. Д. Хубелем и и Т. Н. Виселем в 1981 году Сперри получил Нобелевскую Премию по физиологии и 'медицине за исследования функциональной ассиметрии мозга.

Классики Мировой Психологии

Спиноза (Spinoza) Барух

24.10.1632 Амстердам,- 21 ;02. 1677 Гаага ;..•• >'.; г Задающийся нидерландский философ, Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и, той же субстанции. Разработал учение об аффектах, где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способ-ност,ь тела к действию. Выдвигал идею психологического монизма, которая впоследствии была воспринята гештальтпсихо-логией и оказала влияние на психоанализ. За свои неортодоксальные философские взгляды был исключен из еврейской общины, но христианства не принял и стал таким образом первым свободным мыслителем нового времени.

*; Спирмен (Spearman) Чарлз

1863—1945 : ;'.;

Английский психолог. Изучал психологию у В. Вундта в Лейпциге. Докторскую степейъ получил в, Лейпцигском университете (1906). Профессор Лондонского универститета. Разработал цикл статистических методов для измерения структуры интеллекта. Предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой выделял основной (генеральный фактор),,явля-ющийся базой для любых успешных умственных операций и ряд специальных факторов, нужных для решения локальных задач,

Основные работы: The Nature of Inelligence and the Principals of Cognition» (1923); «The Abilities of Man, Their Nature and Measurement» (1927).

Классики Мировой Психологии

Стивене (Stevens) Стенли Смит

1906 Огден. ЮтаСША — 1980 Вейл.Колорадо.США Известный американский психолог. Окончил Стенфордский университет (1931). Докторскую степень получил в Гарварде (1933). Профессор психологии и руководитель лаборатории психофизики Гарвардского университета. Им разработана теория психофизического измерения и классификация измерительных шкал. С его именем связан новый современный этап психофизики - разработка принципа прямого измерения в психологии. На основе этого принципа им были предложены «прямые» методы экспериментального изучения ощущений. В психофизике известен" закон степенной функции, названный его именем. Он создал нейроквантовую теорию сенсорного порога и теорию сенсорных шкал. Стивене - автор четырех книг и более 150 научных работ. Его фундаментальный труд «Энциклопедия экспериментальной психологии» в двух томах был переведен на русский язык и издан в СССР в 1960-1963 г.г.

Суппес (Suppes) Патрик

Род. в 1922

Известный американский философ, логик, психолог. С 1950 года профессор Стенфордского университета, с 1959 года директор Института математических исследований социальных наук при Стенфордском университете. Один из наиболее влиятельных американских философов, круг интересов которого простирается от общих вопросов философии, до специальных вопросов физики, психологии, кибернетики. Суппес совместно с Д. Скотом, Р. Льюисом, А. Тверски и др. разработал теорию измерения, которая нашла широкое применение в психологии. Он выдвинул концепцию необихвеоризма, согласно которой в отличие от теории Скиннера, психология как наука должна исходить из наблюдаемого поведения, но при этом признается существование ментальных состояний и явлений. Суппесу при-220

Классики Мировой Психологии

надлежат фундаментальные исследования по проблемам психолингвистики, философии языка, компьютерных средств для обучения. Некоторые его работы были изданы в СССР.

Основные работы: «Основы теории измерений» (вместе с Дж. Зинесом, 1967); «Информация» (1968); «Вероятностная концепция причинности» (1972); «Studies in the Methodology and Foundations of Science: Selected Papers from 1951 to 1969» (1969); «Probably Methaphysics» (1974). ,

т

Классики Мировой Психологии

'ТалШина Нина Федоровна

1-.,•<*.• г Род.в 1923 ,

Доктор' психологических наук, профессор, академик РАО. Все ее исследования связаны с разработкой деятедьностной теории обучения. Занимается также проблемами моделирования инвариантных возможностей усвоения интеллектуальных действий, лежащих в основе различных логических операций, психодиагностики интеллекта и др.

Основные работы: «Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта.» (в соавторстве с Ю. Л. Карповым, 1967); «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969); «Управление процессом усвоения знаний» (1984).

Тарт (Tart) Чарлз

Род. в 1931

Американский психолог. Профессор психологии Института трансперсональной психологии в Пало-Альто, Калифорния. Занимается исследованиями различных состояний сознания. Его классическая книга «Altered States of Consciousness» (1969) сыграла решающую роль в активизации исследований гипнотического транса, сновидений, экстрасенсорного восприятия, медитативных состояний, психокинеза и др. Другие работы: «Waking Up» (1986); «Transpersonal Psychologies» (1992,2-е издание). На русский язык под названием «Практика внимательности в повседневной жизни» (1996) переведена книга «Living the Mindful Life» (1994).

Теплоз Борис Михайлович

1896—1965

Известный отечественный психолог. В ранний период творчества провел цикл исследований по психологии восприятия. В дальнейшем; занимался психологией индивидуальных различий. Предложил свою психологическую концепцию способностей. Используя работы И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологических различий человека, которая способствовала созданию нового междисциплинарного направления — дифференциальной психофизиологии.

Основные работы: «Психология музыкальных способностей» (1940); «Способности и одаренность» (1941); «Ум полководца» (1943); «Проблемы индивидуальных различий» (1961).

Термен Левис Медисон

15.01.1877 Джонсон Каунти. Индиана. США

-21.12.1956 Пало-Альто. Калифорния Американский психолог, ддин из создателей теста Стенфорд-Бине для исследования интеллекта. Термен начал работать в Стенфордском университете в Пало-Альто, Калифорния с 1910, он стал профессором педагогики в 1916 году. В дальнейшем он занимался разработкой и адаптацией теста интеллекта и во время, Первой мировой войны проводил массовое обследование интеллекта в американской армии. В 1922 году он получил место профессора психологии и работал там до своей отставки в 1942. В г!921 году он начал всестороннюю, долговременную программу для изучения одаренных детей. 1,528 детей штата Калифорния опоказателем теста Стенфорд-Бине выше 140 (норма — 100), были всесторонне обследованы врачами, антропологами и психологами. Причем учитывались круг интересов, достижения в школе, любимые книги и игры. Он продолжал это лонгитюдное

Классики Мировой Психологии

исследование в течение 35 лет и доказал, что одаренные дети более здоровы и психологически устойчивы чем их обычные сверстники. Результаты этого грандиозного исследования, которое планировалось продолжить до 2010 года были опубликованы в капитальном труде: «Terman et al., Genetic Studies of Genius», 5 vol. (1926-59). Другие его работы: «Sex and Personality» (1936); «Psychological Factors in Marital Happiness» (1938).

Терстоун(Thurstone) Луис Леон

29.05.1887 Чикаго - 29.09.1955 Чапел Хилл. Северная Каролина

Американский психолог, психометрист. Сначала изучал электронику в Корнеллском университете (горный инженер, 1912), после чего, в 1912 г., работал в качестве ассистента Т. Эдисона в его лаборатории в г. Ост-Орандж. Преподавал начертательную геометрию в Миннесотском университете (1912-1914). В 1914г. изучал психологию в Технологическом институте Карнеги. Работал в нем в качестве ассистента, затем — профессора психологии и декана (1915-1923). С 1923 г. Терстоун работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управлений персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. С 1924 года - профессор психологии Чикагского университета. Здесь он создал психометрическую лабораторию.

Терстоун является одним из основателей Писхометрическо-го общества и журнала этого общества «Psychometrica», свыше 24 лет был издателем «American Council on Educational Psychological Examenatrons». Соредактор «Journal of Social Psychology». Председатель АРА (1932), президент Психометрического общества (1936). Один из первых стал применять математические методы в психологии и социологии. Ввел стандарт измерительных шкал по принципу парного сравнения высказываний — «шкалы типа терстоуновских».

Отталкиваясь от факторно-аналитических исследований Спирмена и Кеттелла в области интеллекта, предложил свой 224

Классики Мировой Психологии

вариант многомерного факторного анализа, который приводил к опровержению концепции g-фактора интеллекта Спирмена. Терстоун отказался от предположения об обязательном наличии в матрице интеркорреляций значений единого общего фактора, в силу чего он выявил несколько групповых факторов при исследовании интеллекта, таких как: особенности восприятия, пространственные способности, вербальные способности («Vectors* of Mind: Multiple— factor Analysis for the Isolation of Primary Traits», Chicago, 1935; «Primary Mental Abilities», 1938). Эти же математические методы им были использованы при исследовании восприятия («A factorial study of perception», «Psychometric Monogr.», 1944, № 7). Вместе со своими сотрудниками им было создано около 30 шкал на изучение различных социальных установок на измерение отношений: к войне, смертной казни, церкви, цензуре, общественным институтам, обычаям, расам, нациям («The Measurement of Attitude», Chicago, 1929 (совм. с Chave E. J.); «The Measurement of Values», Chicago, 1959).

Тиллих (Tillich) Пауль

20.08.1886 Стацеддель. Бранденбург - 22.10.1965 Чикаго 1 Выдающийся немецкий богослов и философ, оказавший влияние на современную западную культуру. Получил теологическое образование в Университете в Галле. Был профессором Марбургского и Франкфуртского университетов. Академик. По своим политическим взглядам религиозный социалист. Испытал влияние Трельча и Швейцера. Тиллих подчеркивал религиозную ценность культуры и необходимость сохранения человеческой активности в религии. Страстное стремление Тилли-ха к свободе сделало его ранним противником Гитлера и нацизма. Он, первый из академиков не-евреев подвергся преследованиям, а его труды были запрещены в немецких университетах. Тиллих в 1933 году уехал в США, где он преподавал в Теологической Семинарии в Нью-Йорке, а затем в Гарвардском университете (1955-62) и Чикагском университете (1962-1965). Его

Классики Мировой Психологии

лекции и книги, в которых он обсуждал значение человеческого существования, пользовались большим успехом даже у тех, кто не интересовался религиозными проблемами. В своих наиболее известных книгах: «The Courage to Be» и «Dynamics of Faith» он утверждал, что самые глубинные человеческие стремления приводят человека к конфронтации с реальностью, которая выходит за пределы его собственного конечного существования. Книги Тиллиха и его незаурядная личность оказали большое влияние на развитие современного психоанализа, гуманистических направлений в психологии и экзистенциальной философии. ;; , М, ,

Титчёнер (Titchener) Эдвард

11,01.1867 Чичестер. Англия - 03.08.1927 Итака. США

Американский психолог, основатель экспериментальной психологии в Соединенных Штатах. Ученик «отца» экспериментальной психологии Вильгельма Вундта. Профессор психологии Корнелльского Университета (1895-1927). Он автор восьми книг, многие из которые выдержали несколько изданий и были переведены на ряд языков. Наиболее важной из них была «Экспериментальная Психология» в 4 томах (1901 -1905), состоящая из двух руководств для студентов ц двух руководств для преподавателей, а также краткий и всесторонний учебник по психологии (1910). В 1904 году он основал Общество Экспериментальной Психологии.

Толмен (Tolman) Эдвард Чейс

14.04.1886 Вест-Ньютон. США - 1959 Американский психолог, один из наиболее выдающихся представителей необйхевиоризма, выдвинул теорию целевого или молярного бихевиоризма. •

В 1906 г. окончил местную Высшую школу. В 1911 г. получил степень бакалавра физико-математических наук в Массачу-

Классики Мировой Психологии

сетском технологическом институте. Заинтересовался психологией, переехал в Гарвард и здесь, в Гарвардском университете^ получил сначала степень магистра (1912 г.), а в 1915 г. - докторскую степень по психологии и философии. В 1915 - 1918 гг. Преподавал в Северо-Западном университете (Иллинойс). С 1918 г. он перешел в Калифорнийский университет (Беркли), где оставался до своей отставки (1954 г.). С 1954 г, Толмен -заслуженный профессор в отставке. Он занимал руководящие посты в ряде научных обществ в США^ был членом Национальной академии наук.

г Психологическая система Тол менаосновывается на признании совместимости бихевиоризма с гештальтпсихологией, глубинной психологией и другими направлениями. Утверждал, что психология должна быть бихевиористской, но бихевиоризм Уотеона считал ограниченным. Схема Уотсона «стимул-реакция» является, по мнению Толмена, наивной и недостаточной для описания поведения, так как сводит акт, поведения к сово-к^пности элементарных ответов на стимулы. При этом поведение как таковое теряет свое своеобразие. «Молекулярному» понятию поведения Уотсона противопоставил свое понимание, которое назвал «молярным». Единицей поведения является целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и обслуживаемые-и направляемые когнитивными моментами. На основе многочисленных экспериментальных исследований (использовались разнообразные лабиринты) Толмен выдвинул представление о системе внутренних процессов (intervening variables), вклинивающихся между стимулом и ответными реакциями и детерминирующих поведение. Сами эти процессы должны быть исследованы строго объективно по их функциональному проявлению в поведении. Свою концепцию поведения Толмен изложил в капитальном труд! «Целевое поведение у животных и у человека» («Purposive behavior in animals and men», New York - London, 1932), в который также вошли материалы ряда его более ранних исследова-

ний. Важное место в системе Толмена занимает проблема научения, разрабатываемая им экспериментально на животных (крысах). Толмен выдвинул представление,о том, что организм учится устанавливать смысловые связи между стимулами - «что ведет к чему», - причем то, что выучено, обнаруживается в исполнительной деятельности только частично. В конечном счете в результате научения организм образует «когнитивную карту» всех знаков в ситуации лабиринта и затем ориентирует свое поведение в нем с помощью этой «карты». Для объяснения экспериментальных фактор Толмен выдвинул такие теоретические конструкты как «expectation» (ожидание), «hypotheses» (гипотезы), «sign-gestalt» (знак-гештальт), «cognitivemaps» (познавательные или когнитивные, карты) и др.

Основные работы: «Purposive behavior in animals and Men», New York - London, 1932; «Drives toward war», New York, 1942; «Cognitivemars in rats and men» - «Psychological Review», 1948, v. 55,4, p. 189 - 208; Tolman. In: Boring E. G. (ed.). «A history of Psychology in autobiography», v. 4. Worch., Mass., p. 323 - 339; «Collected papers in psychology», New York; 1951.

Торндайк (Thorndike)Эдуард Ли

31.08.1874 Вильямсбург. Массачусетс

-09.08.1949 Монтроз. Нью-Йорк

Американский психолог и педагог. Закончил Гарвардский университет. С 1899 года работал в Колумбийском университете. В 1912 году был избран президентом Американской психологической ассоциации. Первая работа Торндайка «Ум животных» (1898) явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследование процесса научения. Помещая в «проблемные» ящики - экспериментальные устройства различной степени сложности - подопытных животных (кошек, собак, крыс), Торндайк фиксировал характер их двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Ход опытов и их результаты изобража-228

Классики Мировой Психологии

лись графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им «кривой научения») дал Торндайку основание утверждать, что животное действует методом «проб, ошибок и случайного успеха». "Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Исследования Торндайка подготовили почву для возникновения бихевиоризма.

У

У

Узнадзе Дмитрий Николаевич

' 1886--1950

Грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять «постулат непосредственности». Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

Уотсон (Watson) Джон

09.01.1878 Гренвиль - 25.09.1958 Нью-Йорк Американский психолог, основоположник бихевиоризма. В 1903 г. в Чикагском университете он защитил докторскую диссертацию, посвященную исследованию связей между развитием центральной нервной системы и развитием поведения белых крыс. До 1908 г. Д. Уотсон оставался в Чикаго ассистентом Энджела, Дональдсона и Дж. Дьюи. Именно здесь Уотсон воспринял идеи функционализма и прагматизм Дьюи (философию которого, как он сам отмечал, никогда не понимал). В 1908 г.

Уотсон переходит в Университет Джона Гопкинса в Балтиморе, где заведует кафедрой экспериментальной сравнительной психологии и лабораторией. Здесь он развивает принципы бихевиоризма. В 1913 г. в журнале «Psychol. Rev.» появилась его программная статья «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой сформулированы задачи бихевиоризма в противоположность интроспективной психологии как науки о «содержаниях сознания»: В 1914г. вышла книга «Поведение. Введение в сравнительную психологию», в 1919 г. - «Психология/с точки зрения бихевиориста». В 1915,г. Уотсон.бьш избран президентом Американской психологической ассоциации.,Его успехи как ученого и преподавателя обещали длительную и блестящую карьеру, Но по семейным обстоятельствам Уотсон был вынужден выйти в отставку (1920). Ему пришлось заняться рекламным бизнесом, где он и работал до 1946 г. «Бихевиоризм», популярная книга Уотсона, вышла в 1925 г, уже после того, как он оставил область академической психологии. Работа вызвала гораздо большую критику, чем какие-либо другие книги того времени. В 20-е годы он выступил с популярными произведениями по воспитанию детей («Psychologicalcare of infant and child (1928), переведена на русский язык в 1929 г. - «Психологический уход за ребенком»). В 1928 г. появилась последняя работа Уотсона «Пути бихевиоризма». Несмотря на то что он был вынужден оставить академическую психологию, влияние его идей на современную ему психологию продолжалось.

Успенский Петр Демьянович

05/17.05.1878-02.10.1947

Психолог и теософ, сторонник оккультизма. В 1905 г. увлекся эзотерическими учениями, путешествовал по странам Западной Европы и Востока. С 1921 г. жил в Лондоне. Испытал большое влияние Г. И. Гурджиева. Выдвинул идею многомерного мира, рассматривая время в качестве его четвертого измерения. Мистику считал способом, позволяющим достичь кантовских

У

«ноуменов». Развивал идеи духовного совершенствования и достижения индивидуального бессмертия как результата движения по «четвертому пути», отличного от пути «факира», «монаха» и «йога» Учение Успенского получило распространение в англоязычных странах и оказало влияние на некоторые направления современной психологии.

Основные работы: «Tertium Organicum. Ключ к загадкам мира». СПб., 1911.2-е изд. М., 1992; «Внутренний круг. О «последней черте» и о сверхчеловеке». СПб., 1913; «Четвертое измерение». 3-е изд. П., 1918; «Искания новой жизни», 3-е изд. П., 1918; «В поисках чудесного». СПб., 1992; «Новая модель Вселенной». СПб., 1993; «Психология возможной эволюции человека». СПб., 1995.

Сперри (Sperry) Роберт Уолкотг - student2.ru

k Род. в 1929

Известный отечественный психолог. Доктор психологических наук, профессор, академик и вице-президент РАО, академик АПСН. С 1988 года- почетный член Американской психологической ассоциации и член Международного общества исследования поведенческого развития. Основное направление исследований - психология развития. Он теоретически обосновал психологические условия коррекции девиантного поведения подростков, апробировал их в опытно-экспериментальном исследовании и внедрил в практику воспитания. Он выдвинул подтвержденную экспериментально концепцию поуровневого социального развития личности в онтогенезе. По сути им создана новая периодизация психического развития личности. Автор более 257 работ, в том числе 22 книг.

Основные работы: «Психология современного подростка» (1987); «Психология развития личности в онтогенезе»(1989); «Психология развивающейся личности» (1996).

ок. 370 г. до н. э. - 288 г. до н. э.

Древнегреческий философ и ученый, друг и последователь Аристотеля, после смерти последнего (322 г. до н. э.) в течение 34 лет возглавлял созданную им школу («Ликей»). Автор многочисленных произведений по всем отраслям знания своей эпохи, дошедшим до нас лишь частично. Разработал метод наблюдения, использующего приемы индуктивного обобщения и классификации на основе сходств и различий индивидуальных предметов. Последовательно применял этот метод в ботанике, «от-

цом» которой он считается, а также в характерологии, где он дал одно из первых описаний человеческих типов.

Сочинения: «Исследование о растениях», М., 1951; «Характеры», Л.,1974. , ',' *:.•> ' >,: . у, ,.; < ^' • '-'Г

Ференци (Ferenczi) Шандор

07.07.1873 Мишкольц. Венгрия - 22.05.1933 Будапешт

Венгерский психиатр и психоаналитик, один из самых известных учеников и последователей 3. Фрейда. Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужденной обстановке, где царили литература, искусство и музыка.

Закончил местную гимназию, затем обучался с 1890 г. по 1894 г. медицине в Венском университете (доктор медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. Был невропатологом в австро-венгерской армии. Затем работал в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св. Рокуса, благодаря этой работе значительно, углубил свои представления о гипнозе и аутосуггестии. В 1900 г Ференци начал частную неврологическую практику в Будапеште, и до знакомства с Фрейдом и занятий психоанализом уже имел около 30 опубликованных работ. После прочтения «Толкования сновидений» 3, Фрейда в 1907 г. написал ему письмо в Вену с просьбой принять его с выражением уважения, в 1908 г. состоялось очное знакомство, а в 1909 г. 3. Фрейд пригласил его в поездку в США, где сам читал лекции в университете Кларка. s Во время Венгерской революции, в 1919 г., отмеченным для него заключением счастливого брака, Ференци стал первым профессором психоанализа в Будапештском университете (при поддержке Белы Куна), несколько позже занялся изучением с психодинамических позиций военных неврозов («Psychoanalysis and the War Neuroses»,-L., 1921 (совм. с Abrachafn К., Simmel E.). В 1927-1928 гг. Ференци читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1930 г. Ференци основал Психо-234

Классики Мировой Психологии

Ф

аналитическую клинику в Будапеште, Проводил больдг/ю работу по организации ежегодних заседаний психоаналитиков разных стран и Много сил отдал созыву'Психоаналитических конгрессов: первого — в Зальцбурге (1908), второго -—в Нюрнберге (1909)^ пятого — в Будапеште (1918)^где он,был избран председателем. В 1910 г. основал Интернациональное, а в 1913 г. Венгерское психоаналитическоеобщество^ Ввел в психологию понятие интроекции (включение через идентификацию в структуру «Я» элементов внешнего мира для перенесения (на них эмоциональных переживаний) («Introj/ektion und Ubertragung»* «Jahrbuch. fur, Psychoanalyse, und psychopath. Forsch.», 1, 1910, S. 422-457, в рус.пер. («Интроекция и перенесение», Одесса^! 925). В 1924 г. у него наметился разрыв с 3. Фрейдом из-за поддержки О. Ранка. В работе «Таласса, опыт генитальной теории» («Thalassa, Versuch einer Genitaltheorie», Wien, 1924) (thalassa, греч.,—море), охарактеризованной критикой,тех лет как самое смелое применение психоанализа, им делается акцент на инстинктивном стремлении индивида к возвращению в материнское;лоно и, в конечном счете, в воды мирового океана. .... д»

s Он анализировал Мелани Клейн. Оказал влияние на М. Ба-линта. Стремился усовершенствовать психоаналитическую технику за счет включения в нее гипноза («Bioanalyse»), Он считал, что «в процессе психотерапии пациентов надо заставлять активно искать фобические ситуации и переживать/тревогу, чтобы появилась возможность выработать критическое (Отношение к своему состоянию. В последние годы жизни,пришел к использованию активной, относительно короткой, терапии, основанной на различных формах выражения терапевтом любви по отношению к пациенту, которой тот бил лишен ri детстве.

ф

Наши рекомендации