Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик

20.03.1904 Саксуэханна, США - 1990 Американский психолог, виднейший представитель современного бихевиоризма. Выступил против необихевиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию 212

Классики Мировой Психологии

«оперантного» (от слова «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Скиннер заинтересовался психологией благодаря работам И. П. Павлова об условных рефлексах, статьям о бихевиоризме Бертрана Рассела; и идеям основателя этого направления Джона Б. Уотсона. После получения докторской степени в Гарвардском Университете (1931), он занимался там исследованиями до 1936 года, а затем работал в Университете Штата Миннесота,! в Миннеаполисе. Там он написал «Поведение Организмов» (1938). Он получил место профессора психологии в Университете Штата Индиана, в Блумингтоне (1945-194,8). В 1948 он издал одну из его наиболее спорных работ, «Уолден Два», утопию о жизни в обществе, смоделированном на основе его собственных социальных принципов. Он был профессором психологии в Гарвардском университете с 1948 поД974 г.г. и оказал сильное влияние, на поколение психологов. Он изобретал различные приспособления и эксперименты. Например всех поражали его голуби, которых он научил играть в настольный теннис. Одно из его наиболее известных изобретений, «коробки Скиннера», использовалось в фармакологических исследованиях для наблюдения влияния различных препаратов на поведение животных. На основе своих экспериментов онт,сформулировал принципы программированного обучения, которое он предполагал, могло бы проводиться с помощью так называемых обучающих машин. Самым важным в его подходе было понятие подкрепления, или награды. В дополнение к его широко известной «Science and Human Behavior» («Наука и человеческое поведение», 1953), он написал множество других книг, включая «Verbal Behavior» («Вербальное поведение», 195 7), «The Analysis of Behavior» («Анализ Поведения» в соавторстве с Дж. Холландом, 1961), и «Technology of Teaching» («Технология обучения», 1968). В другой работе, которая вызвала большие споры, «Beyond Freedom and Dignity» («Вне свободы и до-

Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик - student2.ru

Классики Мировой Психологии

стоинства», 1971), Скиннер утверждал, что понятия свободы и достоинства могут вести к самоуничтожению и выдвинул идею создания технологии поведения, вполне сопоставимую с используемой в физике и биологию Он издал автобиографию в трех частях: «Particulars of My Life» (1976); «The Shaping of a Behaviorist» (1979), и «A Matter of Consequences» (1983). За год до его смерти вышла книга «Analysis of Behavior» (1989).

Симон (Simon) Герберт

Род. 15.06.1916 Миллуоки. Висконсин. США

Выдающийся американский ученый, известный своим вкладом во многие области науки, включая психологию, математику, статистику, и теорию принятия решений/Все это он синтезировал в единую систему, которая была удостоена Нобелевской Премии по Экономике в 1978 году. Симон закончил Чикаг-скийУниверситет в 1936 году, получил степень доктора философии в 1943. В 1949 году он стал профессором управления и психологии в Университете Карнеги-Меллона в Питсбурге. Позже там же получил должность профессора по информатике и психологии. Наибольшую известность получила его исследование по теории общего принятия решений. В своей книге «Административное поведение» (1947), Симон стремился заменить очень упрощенный классический подход к экономическому моделированию и его'понятие единственного варианта решения, полифакторным подходом. Теория Симона рассматривает психологические факторы, влияющие на принятие решения, которые классические экономисты не принимали во внимание. Позже Симон занимался проблемой искусственного интеллекта и компьютерными технологиями. Он автор нескольких книг о компьютерах, экономике, и управлении.

Классики Мировой Психологии

¥ Сматс (Smuts) Ян Христиан

» - 1871—1950

г Южноафриканский государственный и общественный деятель и философ. Получил образование в Кэмбридже. Впервые выдвинул понятие холизм (от греческого слова holon — целое), как учение о целостности, в своей книге; «Holism and Evolution» (1926). Холизм исходит из принципа целостности мира как в качественном, так и в количественном отношений и включает в себя психологическую, биологическую и физическую реальности. В дальнейшем холизм получил свое развитие в работе Дж. С:} Холдейна «The philosophical basis of biology» (1931). Этот принцип использовал Ф. Перлз, с которым у Сматса были дружеские отношения, при создании гештальттерапии. В настоящее время холистический подход находит широкое применение в различных современных, направлениях психологии и психотерапии. < , ,

^ Сонди (Zondy) Леопольд

!rl 1.03.1893 Нитра. Австро-Венгрия (сейчас Словакия)

ь:-«; :• -1986 Цюрих; ;

'' Известный психолог. Окончил гимназию в Будапеште, затем поступил на медицинский факультет Будапештского университета. Во время Первой мировой войны лейтенант медицинской службы Сонди был отправлен на русский фронт. В 1919 году он завершил медицинское образование и занялся частной практикой в Будапеште. Одновременно он работал ассистентом отделения неврологии и психиатрии в клинике Аппони и вел исследования в лаборатории экспериментальной психологии доктора Пауля Раншбурга, где он впервые занялся психодиагностикой. Эта лаборатория находилась в школе для умственно отсталых детей и Сонди попытался проследить генеалогию каждого ребенка, дополняя ее данными биохимических и эндокринологических исследований. Он обнаружил!, что брачный выбор весь-

Классики Мировой Психологии

ма часто определяется бессознательной тягой к партнеру с аналогичной латентной патологией. Вступающие в брак часто не знают что в истории их семей могут встречаться одни и те же болезни, которые генетически передаются их потомкам. Сонди назвал такой выбор генотропизмом. Свои гипотезы он опубликовал в книге «Анализ брачных союзов» (1937). Однако коллеги относились к его изысканиям весьма скептически. Интерес к нему проявили только психоаналитики. Сонди участвовал в нескольких международных психоаналитических конференциях и съездах и был близко знаком с Анной Фрейд. В теорию глубинной психологии он внес понятие «родовое бессознательное», располагая его между «личным бессознательным Фрейда» и «личным бессознательным» Юнга. Он придавал большое значение наследственности и впервые обратил внимание на то, что закрепленные формы поведения вероятно могут передаваться генетически. Он считал, что психика младенца при рождении уже имеет набор приспособительных реакций, которые в свое время обеспечивали существование его предков. И именно эти, генетически обусловленные реакции, определяют направление его дальнейшего развития. В «родовом^ бессознательном» это проявляется в формировании «архетипа» предка. «Конечная цель фигуры предка заключается в том, чтобы полностью повториться в жизни потомка в той самой экзистенции, в которой она один или несколько раз проявила себя в истории целого рода». С его точки зрения «родовое бессознательное» определяет казалось бы случайный выбор профессии, друзей, хобби, брачного партнера и даже вида смерти. Однако влияние «родового бессознательного» не является фатальным. Сонди считал, что каждое побуждение амбивалентно, то есть имеет не менее двух возможностей реализации. Целью предложенной им судьботерапии является освобождение человека от навязанного ему генетически варианта судьбы и предоставление свободного выбора. В 1939 году он опубликовал свой знаменитый тест, принесший ему мировую известность. Стимульным материалом

Классики Мировой Психологии

С

служили 48 фотопортретов психически больных (эпилепсия, истерия, садизм, гомосексуализм, кататония, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Испытуемому шестикратно предъявляются наборы из восьми фотографий, (по одной из каждой категории) и в каждой предлагается указать два наиболее и два наименее понравившихся лица. Если четыре или более портретов одной категории получили положительную или отрицательную оценку, то данную диагностическую область следует считать значимой для испытуемого. Хотя валидность теста Сонди вызывает сомнения, сам принцип послужил основой для-дальнейших разработок. Например в российской психологии для оценки межличностных отношений и ценностных ориентации используют социально-перцептивный тест, созданный на основе стимульного материала Сонди. Судьба самого автора во время Второй мировой войны едва не закончилась трагически. В 1'944 году Венгрия была оккупирована немецкими войсками и почти все венгерские евреи были отправлены в «лагеря смерти». Но Сонди удалось спастись. Он попал в число 1800 венгерских евреев, которым по условиям тайной сделки между союзниками и Гиммлером предоставили возможность выехать в Палестину. Однако Сонди нашел убежище в Швейцарии. По приглашению доктора Оскара Форелярн получил должность ассистента в психиатрическом санатории в Пранжино и начал читать лекции в Институе прикладной психологии в Цюрихе. Впоследствии он получил швейцарское гражданство.

Соколов Евгений Николаевич

( Род. в 1920 Нижний Новгород. Россия

* Выдающийся отечественный психофизиолог и психолог. Профессор. Декан факультета психофизиологии МГУ им. М. Вг. Ломоносова. Академик РАО. Иностранный член Американской Национальной Академии Наук (1976), Финской Академии Наук и Литературы (1984). Первые исследования Соколова касались ориентировочных реакций. Он доказал, что эти реакции

Классики Мировой Психологии

играют важную роль в поведении человека и животных. Являясь системой ответа на новизну раздражителя ориентировочная реакция может рассматриваться как своеобразный когнитивный фильтр. Его книга «Восприятие и условный рефлекс» (1963) посвященная этим исследованиям вызвала большой интерес и была опубликована В США, Англии, Японии и др. Пис-хофизиологию он рассматривает как науку о нейронных механизмах поведения. Именно с этой точки зрения он проводил исследования памяти. В последние годы он вместе С.А.Измай-ловым создал нейронную модель цветовых различий. Основные работы: «Нейронные механизмы памяти и обучения» (1981); «Цветовое зрение» (совместно с Измайловым С.А., 1984); «Ней-роинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру» (совместно с Вай-ткявичусом, 1989) и др. .

Наши рекомендации