Мерло-Понти (Мег1еаи-Роп1у) Морис

14.08 .1908 Рошфор-04.05.1961 Париж

Французский философ, основатель французской феноменологии. Получил образование в в Есо1е 1Чогта1е Зирепеиге (Высшая Нормальная Школа) в Париже. Во время Второй Мировой Войны служил офицером во Французской армии. В 1945 г. он был назначен профессором философии в Лионском университете, а в 1949 г. был приглашен в Сорбонну. В 1952 он получил кафедру философии в Со11е§е с!е Ргапсе. С 1945 до 1952 он вместе с Ж. П. Сартром был редактором журнала «Ьез Тетрз Моёегпез». Наиболее интересные работы Мерло-Понти, представляющие собой своеобразный симбиоз философии и психологии, посвящены философии поведения и восприятия. «Ьа 81гис1иге с!и сотроПетеШ» (1942; «ТЬе 81шсШге ог" ВеЬауюг»,

Классики Мировой Психологии

1965) и «Phenomenologie de la perception» (1945; «Phenomenology of Perception», 1962). Мерло-Понти предложил свою теорию взаимоотношений «я и другой», основанную на телесных реакциях и восприятии. Он считал, что организм в целом обнаруживает то, что следует из данного набора стимулов. Для него, восприятие было источником познания. Другие его работы были посвящены социальным и политическим вопросам. В течение ряда лет он находился по влиянием марксизма, но в последние годы жизни изменил свои взгляды.

Мёрфи (Murphy) Гарднер

1895 Огайо. США -1979 Вашингтон, округ Колумбия. США.

Выдающийся американский психолог. Образование получил в Йельском и Гарвардском университетах. Доктор философии (Колумбийский университет, 1922). Почетный доктор Гамбургского и Нью-Йоркского университетов. Президент АПА. Мерфи был ученым-энциклопедистом, явление весьма редкое в узкоспециализированном мире американской психологии. Он занимался проблемами экспериментальной, общей и социальной психология психологии, психологии личности, психологии философии, парапсихологии. Мерфи придавал огромное значение повторяемости эксперимента для подтверждения надежности открытия. Его психологическая теория включала в себя биологические функции, потребности и установки, и особенно межличностные отношения. Мерфи был выдающимся педагогом. Его лекции, представляющие собой удивительный синтез различных областей знания и его новаторских идей, расширяли научные горизонты даже наиболее образованных его коллег. В результате опроса американских психологов Гарднер Мерфи был назван вторым после Фрейда по тому влиянию, которое он оказал на их мышление. Основные работы: «Historical Introduction to Modern Psychology»(1929); «Experimental Social Psychology»^ 931); «Approaches to Personality», (with F. Jensen, 1932); «General Psychology»(1933); «Public Opinion and the Indivi-158

,jual»(with R. Likert, 1938); «Human Nature and Enduring Peace (1945); «Personality: A Bisocial Approach to Origins an Structure^ 1947); «In the Minds of Men: A UNESCO Study of Socii Tensions in India»(1953); 1956 Affect and perceptual learning 196 «Organism and quantity» ( In B. Kaplan and S. Wapner (eds «Perspectives in Psychological Theory», 1960); «Development of tl Perceptual World»(1960); «Challenge of Psychical Research: Primer of Parapsychology»(1961); «Freeing Intelligence throng Teaching» (1961).

Мид (Mead) Джордж

27.02.1863 Саут-Хадли. США - 26.04.1931 Чикаго Американский философ, последователь прагматизма Дже са и Дьюи, один из основателей современной социальной пс хологии. Мид закончил Оберлинский Колледж и Гарвардск Университет. В 1888-1889 г.г. он учился у Вундта и слушал е курс «Основы метафизики». В 1889 году по совету Г. Стэн Холла Мид изучает экспериментальную психологию в Берт не, у Эббингауза (1850-1909), психологию, антропологию, <] лософию и образование у Паульсена и философию у Дилк (1833-1911). С 1891 по 1894 Мид преподает философию и П' хологию в Мичиганском университете. Здесь он становиг коллегой и близким другом Дьюи (1859-1952). Он также вст чается с Кули (1864-1929), который в то время заканчивает ев диссертацию по экономике. Кули познакомил Мида с учен! Адама Смита, которое явилось источником мидовской иде принятии роли другого. Покупатель и продавец, совершая ci ку, принимают роли друг друга, и это делает рыночные отно ния более эффективными. Люди могут заниматься коммер ей, не зная языка и культуры друг друга. Мид говорил, что" говля сделала для объединения народов больше, чем лк мировая религия. В 1900-1901 г.г. Мид впервые читает еже ный курс лекций по социальной психологии на факультете лософии в Чикаго. Он никогда не делал письменных замет

Классики Мировой Психологии

своим лекциям. Курс, прочитанный Мидом в 1927 г. был восстановлен уже после его смерти по студенческим конспектам и издан в 1934 г. под названием «Разум, «Я» и общество» (Mind, Self and Society: from the point of view of a social behaviorist). В социальной психологии, главным достижением Мида было его попытка показать, как в процессе социального взаимодействия формируется человеческое самосознание. Он считал, что вербальное общение играет центральную роль в этом развитии. По своим взглядам Мид приближался к бихвеоризму. В философии Мид был один из основателей Американского прагматизма. Его философия могла бы быть названа объективным релятивизмом. Мид полагал, что опыт, сознание, индивидуальность и моральные ценности являются объективными свойствами человеческой природы, которые выявляются только при определенных условиях.

Основные работы: «The Philosophy of the Present» (1932); «Mind, Self, and Society» (1934); «Movements of Thought in the Nineteenth Century» (1936); and «The Philosophy of the Act» (1938).

Мид (Mead) Маргарет

16.12.1901 Филадельфия- 15.11.1978 Нью-Йорк Американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии. Получила докторскую степень в Колумбийском университете в 1929 году. Занималась исследованием первобытных народов Океании на островах Самоа (1925) и Новой Гвинее (1930). Одна из основательниц современного феминизма. Исследовала процессы социализации детей в различных культурах. В 1979 Маргарет Мид была посмертно награждена Президентской Медалью Свободы, самой высокой гражданской наградой Соединенных Штатов.

Основные работы: «Growing Up in New Guinea» (1930; new ed., 1975); «Sex and Temperament in Three Primitive Societies» (1935; reprinted, 1968); «Balinese Character: A Photographic 160

Классики Мировой Психологии

м

Analysis» (1942, В соавторстве с ее мужем Грегори Бейтсоном); «Continuities in Cultural Evolution» (1964); «A Rap on Race» (1971, с Джеймсом Болдуином); «Male and Female» (1949; new ed., 1975); «A Human Science» (1964); «Culture and Commitment» (1970).

Миллер (Miller) Джордж

Род. в 1920

Известный американский психолог. Один из создателей когнитивной психологии. Изучал английскую филологию и лингвистику в университете штата Алабама. В дальнейшем работал в психоакустической лаборатории Гарвардского университета. Получил докторскую степень за исследования в области вербальной коммуникации. В середине 50 годов занялся теорией информации и компьютерным моделированием процессов мышления. Совместно с Джеромом Брунером создал исследовательский центр по изучению процессов мышления в Гарварде. Позднее организовал программу по изучению когнитивной психологии в Принстоне. В 1969 году был избран президентом Американской психологической ассоциации. Почетный доктор нескольких университетов.

Основные работы: «Language of Communication» (1954); «Plans and Structure of Behavior» (With E.Galanter and K.H.Pribram, 1960); «Language and Perception» (1976).

Мински (Minsky) Марвин Ли

Род. в 1927. Нью-Йорк

Выдающийся американский ученый, первым начавший исследования искусственного интеллекта. Закончил Гарвардский университет (1950). Докторскую степень получил в Принстоне (1954). Профессор и один из основателей лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института. Мински один из первых ученых создал теоретическую

Классики Мировой Психологии

модель структур знания, лежащих в основе когнитивной деятельности . Он предположил, что наше знание закодировано в блоках, которые он назвал фреймами («рамки»). В каком то смысле фрейм напоминает форму, которая наполняется разумом, пытающимся интерпретировать и предвосхитить последствия возникающих ситуаций. Фреймы являются достаточными по объему единицами информации для того, чтобы быть полезными при анализе новых ситуаций. В своей известной книге «The Society of Mind» (1986) он выдвинул гипотезу о том, что интеллект не является монолитной конструкцией, а возникает внутри когнитивных единиц «сообщества». Полагая, что мозг выполняет очень разнообразные функции, используя огромное количество различных способов репрезентации информации, Мински утверждает, что именно это когнитивное разнообразие представляет собой наибольшую трудность при создании искусственного интеллекта.

Мишел (Mischel) Уолтер

Род. 22.02.1930 Вена

Известный американский психолог. Родился в Вене в богатой еврейской семье. В 1938 году после вторжения Гитлера в Австрию, вместе с семьей эмигрировал в США. Образование получил в Нью-Йоркском университете, аспирантуру закончил в университете в Огайо, где преподавали Джулиан Роттер и Джордж Келли. После получения докторской степени занимался кросскультурными исследованиями на Карибских островах, изучая религиозные культы, практикующие техники овладения духом, а также сформулировал понятие «отсрочки удовлетворения» (delay of gratification) в условиях взаимодействия различных культур. Его интересовал вопрос, почему люди прдпо-читают будущие, но высоко ценимые ими вознаграждения, немедленным, но менее ценным. В дальнейшем работал в университетах штата Колорадо, Гарварда, Стенфорда. В настоящее время преподает в Колумбийском университете в Нью-Йорке,

Классики Мировой Психологии

м

активно занимаясь исследованиями и развивая оригинальную когнитивно-аффективную теорию личности. Он считает, что психологам следует сместить акцент с рассмотрения основных черт, выводимых из поведения, на когнитивную деятельность и на конкретные ситуации в которых действует человек. Он полагает, что у человека существует много основных черт личности, которые могут быть стабильными в течение длительного периода времени. Конкретная ситуация взаимодействует с интересами, целями, ожиданиями, компетентностью, способствуя проявлению тех или иных черт и определяя поведение. С его точки зрения личность и ситуации взаимозависимы -личность отчасти создает ситуации, в которые попадает человек, а ситуации влияют на его поведение. Уникальным вкладом в психологию стало изучение Мишелем парадокса последовательности (consistency paradox), приведшее к созданию им теории о последовательности и непоследовательности в поведении; разработке концепции когнитивно-аффективной системы (cognitive-affective personality system), а также классическому исследованию «отсрочки удовлетворения»^е!ау of gratification). За свои научные заслуги Мишел получил премию «Выдающемуся ученому» от Американской психологической ассоциации (АПА) за 1978 год и награду АПА «За выдающийся вклад в науку» за 1982 год.

Основная работа: «Introduction tu Personality» (1971), которая переиздавалась в 1976, 1981, 1986, 1993 г.г.

Морено Якоб Леви

20.05.1890 Бухарест - 14.05.1974 Нью-Йорк

Один из самых выдающийхся психологов, философов и психотерапевтов XX века. Создатель психодрамы, основатель социометрии и групповой психотерапии. Морено родился на пароходе во время путешествия его родителей по Черному морю. В литературе год его рождения указывают по-разному - и 1890 и 1892. Но в документах полицейского бюро небольшого горо-

м

Классики Мировой Психологии

да Бад-Веслау близ Вены, куда он в возрасте пяти лет переехал вместе с семьей из Бухареста, значится 1890 год. После окончания гимназии Морено закончил Венский университет и в 1917 году получил степень доктора общей медицины. Затем он работал общинным врачом в Бад-Веслау, вращался в литературных и театральных кругах Вены и активно занимался издательской деятельностью. Он издавал свои работы, а также работы Адлера, Энштейна и др. С группой друзей, среди которых был Альфред Адлер, он издавал литературно-философские ежегодники «Совесть» (1918), «Новая совесть» (1919), «Спутники» (1920). В 20-е годы Морено анонимно опубликовал сборник своих стихов «Завещание отца», а также прозаические произведения «Речи», «Театр импровизации» и «Королевский роман», в которых нашли отражение основополагающие идеи его творчества. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Шпиттельберга, который, положил начало развитию групповой психотерапии. Он сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи женщинам в осознании ими своих личных целей.

Морено отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали краеугольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимности. Во время Первой мировой войны он работал врачом в лагере для беженцев в Миттерндорфе близ Вены. Именно там он сознал, что нельзя надеятся на человечность великих идей и «политических фикций» и попытался найти «меру» реальных человеческих связей и отношений. Так началась социометрия.

В 1916 году Морено организовал группы самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым условиям. На основе полученных данных он разработал мето-

Классики Мировой Психологии

М

дики групповой социометрии, составившие фундамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Понятие о драме как о терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «театр спонтанности». Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Он, создавая свой «театр спонтанности», первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого «Я» в «театре жизни», который предоставляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций. Идея психодрамы возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов группы. Он изобрел «радиофильм», своеобразный предшественник магнитофонной записи. Патент на это изобретение, которым заинтересовались американцы обеспечил Морено определенную материальную независимость и возможность продолжать исследования.

В 1925 году, переехав в США, Морено продолжал разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском университете в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методами социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей-правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. В 1929 г. Морено приступил к осуществлению первой крупномасштабной программы «открытой» психодрамы в любительской труппе Карнеги-холла. В 1935 году получил американское гражданство. Он не забывал и издательскую деятельность, создав свое собственное издательство Beacon Hause, где он издал десятки своих книг. Наиболее известны из них: «Применение группового метода для классификации», в которой определил

м_

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

м

содержание терминов «групповая терапия» и «групповая психотерапия» (1932) и «Кто выживет», в которой впервые была систематизирована концепция социометрии (1934). Он основал Институт социологии и социометрии, названный позднее его именем, который стал точкой притяжения для многих неординарных личностей, таких как Фриц Перлз, Эрик Берн, создатель марафонских психотерапевтических групп Георг Бах и др. В 1958 году в Биконе (штат Нью-Йорк) был основан Международный центр групповой психотерапии, социометрии и психодрамы, а Морено был его первым президентом.

Московичи (Moscovici) Серж

Род. в 1925

Французский психолог. Руководитель лаборатории социально-психологических исследований в Высшей школе социальных исследований при Парижском университете. Специалист в области социальной психологии. На русский язык переведены его книги: «Век толп» и «Машина творящая богов».

Мухина Валерия Сергеевна

Род. в 1922

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Автор более 200 научных работ, среди них уникальная книга «Близнецы», «Детская психология»; «Рождение личности»; « Особенности рождения личности ребенка, лишенного родительского попечительства».

Мэй (May) Ролло Рис

21.04.1909 Эйда. Огайо - 22.10.1994 Тайброн. Калифорния

Известный американский психолог и писатель, один из основателей экзистенциальной психотерапии.В 1930 году Мэй закончил Оберлинский Колледж (Штат Огайо) и преподавал английский язык в Американском колледже в Греции. Он посе-

,,___ семинары Альфреда Адлера в Вене. Вернувшись в США Дэй закончил Теологическую Семинарию (1938) и в течение

^вух лет н занимал пост министра по делам религий, но затем н оставил эту работу и начал изучать психологию в Колумбий-

|ком Университете в Нью-Йорке. В это время он заболел туберулезом, и врачи утверждали, что его шансы на выживание 50 а 50. Он понял, что его личная борьба против смерти может

^делать больше чем медицина, и это утвердило его экзистенци-ртьные представления. В 1949 году он получил звание доктора философии. Мэй работал в Алансоновском Институте Психи-грии, Психологии, и Психоанализа, читал лекции в Новой 1коле Социальных Исследований в Нью-Йорке, и был прихо-ящим профессором в Гарвардском, Йельском и Принстоновс-эм университетах. Он одним из первых в США отказался от фрейдистских теорий человеческой природы и создал свое гу-

ранистическое направление в психотерапии. Он считал, что

шюди могли бы использовать свои внутренние резервы для форирования выборов и целей, которые направляют их жизни.

рр)н автор множества статей и нескольких известных книг, таких |5ак: «The Meaning of Anxiety» (1950); «Man's Search for Himself»

||1953); «Love and Will» (1969); «Existential psychology» (1969);

pPower and Innocence» (1972); and «The Courage to Create» (1975).

Наши рекомендации