Лазурский Александр Федорович

12.04.1874-12.03.1917

Русский психолог. Сотрудник В. М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института в Петербурге, Главные ин­тересы А. Ф. Лазурского лежали в области психологии личнос­ти н характера. Лазурским был предложен особый тип экспери­мента, так называемый «естественный эксперимент», который должен был служить целям научного исследования конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Выдвинутая А. Ф. Лазурским идея отношений в понимании природы личности была важным шагом вперед по сравнению с традиционным по­ниманием личности как совокупности психических функций. Эта идея стала отправной для советских психологов ленинград­ской школы (В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева и др.). В работах А. Ф. Лазурского была предпринята одна из первых в психоло­гии серьезных попыток дать конкретную и эвристическую ти­пологию личностей, на основе которой была разработана (совм. с С. Л. Франком) развернутая программа эмпирических иссле­дований человека. При всей упрощенности и известной меха­нистичности теоретических представлений А. Ф. Лазурского о личности его работы до сих пор сохраняют интерес для психо­логии, подкупая прежде всего огромным фактическим матери­алом, собранным в них, тонкостью отдельных наблюдений и мыслей.

Основные работы: «Школьные характеристики» (19!3); «К учению о психической активности» (1916); «Очерк науки о ха­рактерах» (1917); «Естественный эксперимент и его школьное применение» (Сб. ст. под ред. А. Ф. Лазурского, 1918); «Клас­сификация личностей» (1924); «Психология общая и экспери­ментальная» (1925).

1

Лакан (Lacan) Жак

13.04.1901 Париж-09.09.1981 Париж Французский теоретик и практик «структурного психоана­лиза». Практикующий врач-психиатр и психоаналитик. Лакан начал пропагандировать теорию Фрейда во Франции в 1930-х, но получил широкую известность только после того, как начал проводить регулярные семинары в Парижском Университете с 1953 года. Он стал знаменитым во Франции после публикации своих эссе и лекций. (1966; Eng. trans. The Language of the Self: The Function of Language in Psychoanalysis). Он основал и воз­главлял Фрейдистскую Парижскую Школоу с 1964 года, пока не расформировал ее в 1980 году, так как не считал более воз­можным строго следовать принципам Фрейда. Он рассматри­вал язык как зеркало бессознательного и ввел изучение языка (как это принято в современной лингвистике, философии, и поэтике) в психоаналитическую теорию. Его главным достиже­нием была интерпретация работ Фрейда в терминах структур­ной лингвистики, развитой французскими авторами во второй половине 20-го столетия. Он стал одной из доминирующих фигур во французской культурной жизни в течение 1970-х. Как психоаналитик Лакан приобрел известность, благодаря его соб­ственным, неортодоксальным и даже эксцентричным, терапев-



 

тическим методам.

Лассвелл (Lasswell) Гарольд

13.02.1902 Доннельсон. США - 18.12.1978 Нью-Йорк

Выдающийся американский политолог и политический пси­холог, известный своими исследованиями взаимотношений вла­сти, личности и политики, и внесший важный вклад в совре­менную политическую науку. Лассвелл получил образование в университетах Лондона, Женевы, Парижа, и Берлина (1923,1924 и 1925 г.г.) и защитил докторскую степень по философии в 1926 году в Чикагском университете. Преподавал политическую на-

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии



уку в Университете Чикаго (1922-1938) а затем в Йельском Уни­верситете, где он был профессором права (1946-1970), профес­сором политической науки (1952-1970). Он работал в Вашинг­тонской Школе Психиатрии (1938-1939) и был директором ис­следований военных ресурсов в Библиотеке Конгресса (1939-1945). Лассвелл был также профессором права в Колледже Джо­на Джея Городского Университета Нью-Йорка (1970-1973) и в Университете Виска (1973-1976). Он читал лекции во многих университетах мира и был консультантом многочисленных аме­риканских правительственных агентств и учреждений. С точки зрения Лассвелла, политическая наука должна быть направле­на на изучение изменений социальных паттернов в обществе и влияние власти на эти изменения. Он определял общественные ценности как желательные цели, которые достигаются с помо­щью политики. В работе «Who Gets What, When, How» (1936) он анализирует политическую элиту, но в книге «A Framework for Political Inquiry» (1950), написанной совместно с Абрахамом Капланом, исследовались уже ключевые аналитические катего­рии, такие как личности, индивидуальности, группы, и культу­ры. Психо-политические работы Лассвела:« Psychopathology and Politics» (1930), «World Politics and Personal Insecurity» (1935) и «Power and Personality» (1948) исследуют такие проблемы как тенденция к доминированию, сублимация личностной фруст­рации в энергию политического лидера, мораль, теория систем, функциональный, ролевой и контент-анализ. Другие работы Лассвелла: «Propaganda Technique in the World War» (1927); «World Revolutionary Propaganda» (with D. Blumenstock, 1939), «Politics Faces Economics» (1946); «The Policy Sciences: Recent Developments in Scope and Method» (with D. Lerner, 1951); «The Future of Political Science» (1963).

j •

Ле Бон (LeBon) Густав

V / J

07.05.1841 Ноген-ле-Ротре. Франция - 13.12.1931 Марне-ле-Коквет. Франция

Французский социальный психолог, получивший известность благодаря своим исследованиям психологии толпы. После окон­чания докторантуры по медицине, Ле Бон путешествовал в Ев­ропе, Северу Африки, и Азии и написал несколько книг на ант­ропологии и археологии. Позже его интересы переместились к естествознанию и социальной психологии. В работе «Les Lois psychologiques de revolution des peoples» (1894; Психология Народов) он развивал представление о том, что история опре­деляется расовой или национальной особенностями, а доми­нирующей силой в социальном развитии является не интеллект, а эмоции. Он приписывал истинный прогресс работе интел­лектуальной элиты. В «La psychologic des foules» (1895; Психо­логия Толп), его наиболее популярной работе, он утверждал, что в толпе подавляется индивидуальность и доминирует кол­лективный разум; поведение толпы единодушно, эмоциональ­но, но антиинтеллектуально.

Леви-Брюль (Levi-Bruhl) Люсьен

10.04.1857 Париж - 13.03.1939 Париж Французский философ и психолог, представитель французс­кой социологической школы, разрабатывавший проблему пер­вобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышле­ние проявляется качественно иначе, чем мышление современ­ного, цивилизованного человека, а именно как мышление пра-логическое. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону «партиципации» (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой


JL

Классики Мировой Психологии

все сферы проявления интеллекта первобытного человека. На­пример в практических действиях мышление первобытного человека столь же логично, как и мышление современного че­ловека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в об­ласти религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эво­люционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в со­временном обшестве. Работы Леви-Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где мышление людей разных времен и культур счита­лось тождественным.

Основные работы: «La Mentalite primitive» (1922; «Primitive Mentality»), «L'Ame primitive» (1927; «The «Soul» of the Primitive»), «Le Surnaturel et la nature dans la mentalite primitive» (1931; «Primitives and the Supernatural»).

Леви-Стросс (Levi-Strauss) Клод

28.11.1908 Брюссель - 2001 Брюссель

Выдающийся французский социальный антрополог и один из создателей структурализма - метода анализа культурных си­стем в терминах структурных отношений между их элемента­ми. Структурализм повлиял не только на социальные науки, философию, психологию, сравнительное изучение религии, но и на литературу и кино. После изучения философии и права в Парижском Университете (1927-1932), Леви-Стросс препода­вал в средней школе и входил в интеллектуальный круг Сартра. Он был профессором социологии в Университете Сан-Пауло в Бразилии (1934-1937), и занимался полевыми исследованиями индейцев Бразилии. Затем Он работал в Новой Школе Соци­альных Исследований в Нью-Йорке (!941-1945), где на него большое влияние оказали работы лингвиста Романа Якобсона. С 1950 до 1974 он преподавал в Парижском Университете, а в 140


Л

Классики Мировой Психологии

1959 возглавил кафедру социальной антропологии во Француз­ском Колледже. В 1949 Леви-Стросс издал свою первую боль­шую работу, «Les Structures elementaires de la parente». Он при­обрел популярность после издания книги «Tristes tropiques» (1955), литературной интеллектуальной автобиографии. Другие публикации: «Anthropologie structurale» (1961), «La Pensee Sauvage» (1962), «Le Totemisme aujourd'hui» (1962), капиталь­ное исследование по мифологии в четырех томах, «La Voie des masques», 2 vol. (1975). В 1983 году он издал сборник эссе. Леви-Стросс рассматривал культуры как системы коммуникации, и для их интерпретации он создал модели, основанные на струк­турной лингвистике, информационной теории и кибернетике.

Левин (Lewin) Курт

09.09.1890 Мотильно. Германия (теперь Польша)

— 12 02.1947 Ньютонвилль. Массачусетс. США Выдающийся немецкий психолог, создатель полевой концеп­ции личности и принципов групповой психологии. Образова­ние получил в университетах Оренбурга, Мюнхена и Берлина, где изучал психологию, математику и физику. Докторскую дис­сертацию защитил в Берлинском университете у Карла Штумп-фа в 1914 году. Во время первой мировой войны служил в не­мецкой армии, был ранен в бою и награжден железным крес­том. В 1926-1933 гг. - профессор философии и психологии Бер­линского университета. Принимал активное участие в разработ­ке принципов гештальт-психологии и по праву считается од­ним из основоположников этого направления. В 1932 году чи­тал курс лекций в Стенфордском университете. В 1933 году из-5а своего еврейского происхождения эмигрировал и работал в США, сначал в Корнельском университете, затем в университе­те штата Айова, где он занимался проблемами детской соци­альной психологии. Затем Курт Левин возглавил новый иссле­довательский Центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте. Его программа исследований ак-


л

Классики Мировой Психологии

туальна и в наше время и продолжается в этом Центре, который теперь относится к университету штата Мичиган.

В центре психологии Левина стоит концепция так называе­мого «жизненного пространства». Жизненное пространство, по Левину, это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Оно охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле. Понятийное представ­ление жизненного пространства предполагает, во-первых, рас­крытие структуры поля возможных событий, как оно существу­ет для индивида в данное время, и, во-вторых, установление поля сил. определяющих в каждой области жизненного про­странства наличные в нем тенденции к изменению. Наблюдае­мое поведение индивида должно рассматриваться лишь как «фенотипическое» выражение некоторого «генотипа» события, происходящего в жизненном пространстве индивида и представ­ляющего собой либо «переход» личности из одной области жиз­ненного пространства в другую (так называемая «локомоция»), либо изменение самой «когнитивной» структуры жизненного пространства (инсайт). Поведение и развитие индивида оказы­ваются при этом некоторой функцией его жизненного простран­ства: П = f (жизненного пространства). Выполненные в школе Левина исследования запоминания и возобновления прерван­ных действий, насыщения, замещения, фрустрации и уровня притязаний составили эпоху в развитии экспериментальной психологии личности. В американский период своей деятель­ности Левин разрабатывал полевой подход применительно к] исследованию проблем групповой динамики и социального дей-. ствия.

Основные работы: «Gesetz und Experiment in der Psychologic», В., 1927; «A Dynamic theory of personality», N. Y., 1935; «Principles of topoiogical Psychology», N. Y, 1936; «Resolving social conflicts», N. Y, 1948; «Field theory in Social Science», N.Y., 1951.


Л

Классики Мировой Психологии

Леонгард (Leonhard) Карл

1904—1988

Немецкий невролог, психиатр и психолог, профессор невро­логии неврологической клиники университета им. Гумбольта в Берлине. Работы К. Леонгарда затрагивают широкий круг воп­росов неврологии, психиатрии, психологии, психодиагностики. Им разработана получившая широкую популярность в психи­атрии и в медицинской психологии концепция акцентуации личности.

Основные работы: «Акцентуированные личности», Киев, 1981; «Normale und abnormale Personlich keiteri», Berlin, 1964 (c соавт.); «Biologiche Psychologie», 5 aufl. Frankfiirt/M, 1972; «Der menschicke Ausdruck», Leipzig, 1968.

 

Леонтьев Алексей Алексеевич

Род. в 1936

Известный отечественный психолог. Доктор психологичес­ких наук, профессор. Академик РАО. Известен своими иссле­дованиями в области проблем психологии общения, этнопси­хологии. Автор более 500 научных работ.

Основные работы: «Психология общения» (1974); «Л.С.Вы­готский» (1991).

Леонтьев Алексей Николаевич

05.02.1903 Москва-21.01.1979 Москва Психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (1940), профессор (1932). В 1924 окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924-31 вел научную и преподавательскую работу в Москве {Институт Психологии, Академия Коммунистического Воспи­тания им. Н. К. Крупской), в 1935- 1935 - в Харькове (Украинс­кая психоневрологическая академия, педагогический институт).

л

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

Л



В 1936-52 в Институте психологии АПН. В годы Великой Оте­чественной войны - начальник экспериментального госпиталя восстановления движений. С 1941 - профессор МГУ, с 1950 -заведующий кафедры психологии, с 1966 - декан факультета психологии МГУ. Акад.-секретарь отделения психологии(1950-! 957) и вице-президент (1959-61) АПН РСФСР. Разрабатывал в 20-х годах совместно с Выготским и Лурия культурно-истори­ческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вра-щивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредо­ванных действий во внутренние психические процессы. Экспе­риментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и об­щественно-историческому развитию, развитию психики ребен­ка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул обще психологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

Основные работы: «Восстановление движений» (совм. с А. В. Запорожцем, 1945); «Деятельность, сознание, личность» (1975); «Проблемы развития психики» (1981).

Лири(Leary) Тимоти

Род. в 1920

Американский психолог, известный своими исследования­ми действия галлюциногенов. Окончил университет штата Ала­бама в 1943 году. В 1950 он получил докторантуру по психоло­гии в Университете Беркли в Калифорнии, где он работал асси­стентом профессора до 1955 года. В течение 1950-х годов Лири развивал эгалитарную модель взаимодействия между психоте­рапевтом и пациентом, предложил новые техники групповой 144

психотерапии и опубликовал срою систему классификации межличностного поведения. Он приобрел репутацию весьма перспективного молодого ученого и был назначен лектором в Гарвардский Университет в 1959 году. В Гарварде Лири начал эксперимент ироват ь с псилоцибином, галлюциногеном, найден­ным в некоторых грибах. Он заключил, что психоделики могли бы быть эффективны в трансформации личности и расширения человеческого сознания. Лири создал Гарвардскую Программу Исследований Психоделических средств и начал применять псилоцибин у студентов-добровольцев. Он также давал этот препарат некоторым видным художникам, писателям и музы­кантам. Лири исследовал культурные и философские имплика­ции психоделических наркотиков, и в отличие от тех, кто пола­гал, что психоделики являются привилегией культурной элиты, считал что этот опыт должен быть представлен и широкой пуб­лике, особенно молодежи. Эксперименты Лири были весьма спорны, и он был уволен из Гарварда в 1963 году. В Миллбру-ке, штат Нью-Йорк, где он жил, Лири создал небольшое гедо­нистическое сообщество и начал интенсивно использовать ЛСД. Его исследования становились все более бесконтрольными и беспорядочными. Он ездил по всей Америке, читал много пуб­личных лекций, особенно в университетских городках и кол­леджах и стал эпицентром общественных дебатов по вопросу об ЛСД. Его фраза «turn on, tune in, drop out» (включает, настра­ивает, выбывает), стал популярным лозунгом антикультуры. Консерваторы видели в Лири человека, вызывающего коррозию в обществе. Президент Ричард Никсон называл его «наиболее опасным человеком в Америке», а многие исследователи счита­ли, что Лири скомпрометировал серьезное изучение психоде­ликов. После арестов в 1965 и 1968 годах за хранение марихуа­ны и длительного судебного разбирательства, Лири уехал из США и в течение нескольких лет скрывался в Афганистане. Он вернулся в 1976 году и поселился в Южной Калифорнии. В те­чение 1980-х и 90-х Лири продолжил участвовать в публичных


JL

Классики Мировой Психологии

лекциях и дебатах, хотя он не смог восстановить то влияние, которым пользовался в течение 1960-х. Он также занимался разработкой компьютерных программ и был стороннком новых технологий, таких как виртуальная реальность в Интернете.

Локк (Locke)Джон

29.08.1632 Рингтон, близ Бристоля - 28.10.1704 Отс. Эссекс

Выдающийся английский философ, чьи идеи явились нача­лом века Просвещения в Англии и Франции и легли в основу Американской Конституции. Философскую теорию познания Локк построил на основе психологической теории сознания, чем проложил путь психологии как анализа эмпирического созна­ния и создал систему педагогики, предметом которой была от­дельная личность Он исследовал происхождение, достовер­ность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и тео­рии познания. Локк отрицал врожденность идей и считал, что сознание новорожденного чисто как tabula rasa (белая бумага) и только с помощью опыта приобретает содержание, которое он называл «идеями». Опыт нельзя свести ни к внешнему (воспри­ятию), ни к внутреннему (самонаблюдению). Он различен у всех индивидов и народов. Высший принцип Локка «nihil est inintellectu, quod поп ante fuerit in sensu» (нет ничего в интеллек­те, чего раньше не было бы в ощущениях и чувствах); однако при этом он признавал наличи известной «разборчивости разу­ма» (disposition of the mind). Основная работа: «An Essay Concerning Human Understanding» (1690) (рус. пер. «Опыт о че­ловеческом разуме», 1936).


Л
 

Классики Мировой Психологии

 

Лоренц Конрад

07.11.1903 Вена - 27.02.1989 Альтенберг Выдающийся австрийский биолог и зоопсихолог, основатель современной этологии - сравнительного метода изучения пове­дения животных. Лауреат Нобелевской премии по медицине за 1973 год, которую он получил вместе с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном за сравнительные исследования пове­дения животных и человека, а также происхождения агрессии. Его идеи способствовали пониманию гого, как эволюция фор­мирует модели поведения. Получил медицинское образование а Венском университете. В 1933 году защитил там же докторс­кую диссертацию по зоологии. В 1935 Лоренц впервые описал импринтинг, процесс при котором визуальные и слуховые сти­мулы родительского объекта определяют поведение животного в дальнейшем. С 1940 до 1942 год он был профессором и заве­дующим отделом общей психологии в Кенигсбергском универ­ситете. С 1942 до 1944 он был врачом в немецкой армии и затем военнопленным в СССР. Он вернулся в Австрию в 1948 году и возглавил Институт Сравнительной Этологии в Альтенберге с 1949 до 1951г,г, В 1950 году он создал отдел сравнительной этологии в Институте Макса Планка в Балдерне, Вестфалия. Его идеи пролили свет на то, как развиваются поведенческие пат­терны в течение всей жизни организма. В популярной книге: «Das sogenannte Bose» (1963; «Об Агрессии»), он утверждал, что борьба и агрессивное поведение у человеке имеет врожден­ное происхождение, но может быть изменена воздействием ок­ружения и удовлетворением основных инстинктивных потреб­ностей. Агрессивные тенденции у людей могут быть преобра­зованы в социально полезные модели поведения. В другой ра­боте: «Die Ruckseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens»(1973; «Позади Зеркала: История про­исхождения Человеческого Знания»), Лоренц исследовал при­роду человеческого мышления и интеллекта и пришел к выво-

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

л



ду, что проблемы современной цивилизации в значительной степени связаны с ограниченностью человеческого мышления. На русский язык переведены его книги: «Кольцо царя Соломо­на» (1970), «Человек находит друга» (1971) и «Агрессия».

Лубовский Владимир Иванович

Род. в 1923

Доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, один из создателей и руководителей института де­фектологии АПН СССР, редактор журнала «Дефектология».3а-нимается исследованиями динамики развития умственно отста­лых детей, особенностями восприятия людей с нарушениями

зрения.

Основные работы «Дети с задержкой психического разви­тия» (1989); «Дети умственно отстадые»( 1991); «Психологичес­кие проблемы диагностики аномальных детей» (1993).

ЛурияАлександр Романович

03/16.07.1902 Казань - 14.08.1977 Москва Выдающийся отечественный психолог, один из основателей современной нейропсихологии. Академик, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии педагогики, Американской академии наук и искусств, почетный член британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университе­тов. Родился в еврейской семье. Учился на факультете обще­ственных наук (1918-1921) и медицинском факультете (1921-1923) Казанского университета. В 19 лет организовал психоана­литический кружок в Казани и вступил в переписку с 3. Фрей­дом. Позднее был секретарем Всероссийского Психоаналити­ческого общества и ученым секретарем Психоаналитического института в Москве. Затем был приглашен в Московский пси­хологический институт, где он провел свое первое исследова-

ние, получившее международное признание. На основе ассо­циативного теста К. Г. Юнга он создал сопряженную моторную методику. Она заключалась в том, что испытуемый должен был отвечать на предъявляемое ему слово первым же словом, при­шедшим на ум и одновремено сжимать рукой резиновую грушу. Предъявляемые вербальные стимулы были как нейтральными, так и такими, которые могли иметь для испытуемого важное значение. В тот момент, когда стимул провоцировал какие-то скрытые переживания, обычно фиксировалась некоторая задер­жка вербальной и двигательной реакции. Этот простейший ме­тод был использован в кримилистической практике и фактичес­ки являлся прототипом «детектора лжи». В 1929 году посетил Германию, где познакомился с К. Левиным, В. Келлером и Б. В. Зейгарник, затем принял участие в IX Международном психо­логическом конгрессе в США. После окончания Первого Мос­ковского медицинского института (1937), Лурия работал в Ин­ституте нейрохирургии им. Бурденко, Институте дефектологии АПН РСФСР. Заведовал кафедрой нейро и патопсихологии пси­хологического факультета МГУ (с 1966). Совместно с Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым заложил основы психологии, базирующейся учете социально-исторической детерминации психики человека. Его нейропсихическая теория трех «блоков» в центральной нервной системе (энергетический, информаци­онный, этический) может быть сопоставлена с фрейдовской «тройственной» структурой психики.

Основные работы: «Основы нейропсихологии» (1973); «Об истории развитии познавательных процессов: Эксперименталь­но-психологическое исследование)? (1974); «Основные пробле­мы нейролингвистики» ( 1975); «О месте психологии в ряду социальных и биологических наук» (1977); «Язык и сознание» (1979).

Классики Мировой Психологии

Люшер Макс

Род. в 1923 Базель

М




Швейцарский психолог, известный своими исследованиями по психологии цвета. Автор одноименного теста, достаточно широко используемого для оценки психических состояний. Получил образование в Базельском университете, где изучал социологию, философию правй и религии, а также клиничес­кую психиатрию. Получил докторскую степень в 1949 году. Изучал новые методы психотерапии в Стокгольме и Париже. Работал в Швейцарском Антропологическом Институте, читал лекции в Базеле, Цюрихе, Париже, Амстердаме, занимался ме­дико-психологическими и социологическими исследованиями в Гамбурге, Берлине и Мюнхене. Автор широко известных книг: «Тест Люшера» и «Сигналы личности».


Наши рекомендации