Вертгеймер (Wetrheimer) Макс
15.04.1880 Прага —12.10.1943 Нью-Йорк Выдающийся чешско-американский психолог, вместе с Куртом Коффкой и Вольфгангом Келером основавший гештальтп-сихологию, направление, которое рассматривает психологические явления как структурные целые, не разделяя их на отдельные компоненты. В юности, Вертгеймер играл на скрипке, писал симфоническую и камерную музыку, и вообще собирался стать музыкантом. В 1900 он начал изучать право в Университете Чарльза в Праге, но скоро его привлекла философия права и юридическая психология. На следующий год он уехал в Берлинский университет Фридриха-Вильгельма, к Карлу Штумп-фу, известному своими работами по психологии музыки. Вертгеймер получил докторскую степень в Вюрцбургском университете в 1904, за создание «детектора лжи» и разработку метола словесной ассоциации. Затем он занимался исследованиями
в_
Классики Мировой Психологии
рей. Он пришел к выводу, что формирование и развитие собственного «Я» у ребенка происходит успешно только в любящей, игровой, и, самое главное, в отражающей среде, созданной вниманием матери. Отношения матери и ребенка во многом сходны с отношениями между аналитиком и пациентом. Задержка развития у взрослых может быть связана с дефицитом материнского внимания в раннем периоде детства. Психотерапевт может успешно осуществить психокоррекцию, воссоздав условия материнской опеки. Винникотт сделал радикальный шаг, заметив, что в основе личностной идентичности лежит ощущение собственного бытия (экзистенции), имеющее большее значение, чем сексуальные и агрессивные влечения. Формируют это ощущение отношения между младенцем и матерью. Голодный младенец только тогда ощущает свое существование когда мать прикладывает его к груди в гармоничной и любящей манере. Если же мать недовольна и отнимает грудь, то это вызывает у ребенка фрустрацию и возникают травматические разрывы в его первичной реальности. Винникотт предложил термин «достаточно хорошая мать» (good enough mother), так как считал, что матери очень непросто создать среду, в которой у ребенка выработается безусловное ощущение собственного существования. Мать не должна быть идеальной, так как в этом случае ребенок в дальнейшем своем развитии останется зависимым о нее. Винникотт выделяет «истинное Я» (true self) и «ложное Я» (false self). Если ребенок не ощущает своей эффективности, то у него возникает чувство беспомощности и он, приспосабливается к потребностям матери, чтобы получить) желаемое. Так формируется «ложное Я». Винникотт предложил j также концепцию «переходных объектов» (transitional objects) или переходных феноменов (transitional phenomena). Он считал, что для перехода от неоформленного ощущения «Я» к полностью сформированному «Я» необходимы переходные звенья, лежащие между «реальным» внешним миром и внутренним миром, состоящим из ощущения бытия и фантазий. Эти фанта-
_ _ _<-*
зии могут переносится на определенные объекты, например на любимую игрушку. Такой переходный объект - это точка, где внутренний субъективный мир обретает внешнюю форму. Эти объекты и мир внутренних образов, в которых они существуют, являются первым и весьма слабым проявлением «Я», которые мать (а затем и психотерапевт) должна высоко ценшь и охранять. Подход Винникотта изменил психотерапевтические взаимоотношения между терапевтом и пациентом. Психотерапевтическая среда в его понимании подобна материнской среде, в которой терапевт создает условия, облегчающие психологический рост пациента. Он полагал, что крайне полезной для проявлений истинного «Я» может быть игра. Именно в игре человек может возвращаться ко времени, когда он получил психические травмы. Винникотт в своей практике допускал значительные отклонения от психоаналитических канонов. Он стремился, чтобы сеанс проходил в неформальной обстановке и не ограничивал его временными рамками. Целью его психотерапии было не развенчание иллюзий, а расширение восприятия альтернативных возможностей.
Волыте (Wolpe) Йозеф
20.04.1915 — 04.12.1997
Южно-Африканский психотерапевт. Один из создателей современной когнитивно - поведенческой психотерапии. Родился Йоханнесбурге. Закончил университет Витвотерсренда (1939). Там же получил докторскую степень (1948). В 1949 году провел серию экспериментов по изучению невротической тревоги во время которых в воображение релаксированного пациента подавались слабые раздражающие стимулы. Он обнаружил, что если эти стимулы вызывали легкую тревогу, то припоследую-Щих повторах уровень тревожности уменьшался, пока тревога окончательно не исчезала. Это было открытие систематической десенсибилизации. Затем он заметил, что тревога может подавляться целым рядом различных реакций организма, в час-
7!
в_
Классики Мировой Психологии
тности чувством комфорности. Теперь становилось понятным, почему у 40% пациентов улучшение наступает независимо от формы терапии. В 1965 году он организовал отделение бихеви-оральной терапии на медицинском факультете университета в г. Темпле (США). Его терапевтические методы, особенно десенсибилизация, успешно применяются психотерапевтами всего мира. Он основал Ассоциацию поведенческой психотерапии и журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии. Вольпе - автор более двухсот научных работ и трех книг.
Вольф Христиан
24.01.1679 Бреслау —09.04.1754 Галле Немецкий философ, последователь и систематизатор идей Лейбница. Впервые ввел в философский язык термин «психология» в своих книгах «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Иностранный член Петербургской Академии Наук (1725).
Вудвортс (Woodworth) Роберт
17.10.1869 Белчертауы. Массачусетс
-04.07.1952 Нью-Йорк
Известный американский психолог, развивавший направление «динамической психологии». Он обучался психологии у Уильяма Джемса В Гарварде и у Джеймса Кеттела в Колумбийском университете, где он получил докторскую степень в 1899 году, а спустя 10 лет стал профессором. Вудвордс утверждал, что поведение и сознание являются основным предметом психологии. Он полагал, что поведение - это функция как относящихся к окружающей среде стимулов, так структуры организма. Вудвордс разработал первый анкетный опрос для выявления и оценки патологического поведения. Его «Динамическая Психология» (1918) объясняла поведение, используя комбинацию мотивации, восприятия, научения, и мышления. Написан-
пая им «Психология» (1921) стала известным учебником. В течение своей карьеры, он пытался создать единую теорию психологии, основанную на научных наблюдениях и обобщениях.
Вульф Моисей Ефимович
1878—1971
Психиатр и психоаналитик. Переводчик большинства изданных в СССР на русском языке произведений 3. Фрейда. Работал в Берлине, Одессе, Москве. Был Председателем Русского психоаналитического общества. В 1927 году эмигрировал из СССР в Германию, а в 1933 году уехал в Палестину, где вместе с Максом Эйтингоном основал Психоаналитический институт и Палестинское (Израильское) психоаналитическое общество.
Вундт (Wundt) Вильгельм
16.08.1832 Некарау. Баден —- 31.08.1920 Гросботен. близ Лейпцига Выдающийся немецкий философ и психолог, основатель экспериментальной психологии. С 1851 по (856 г изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1864 г. - экстраординарный профессор физиологии в Гейдель-берге, в 1874 г. - профессор философии в Цюрихе, с 1875 г. -профессор философии в Лейпциге, где в 1879 г. организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей всего мира. В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Philosophische Studien» («Философские исследования»). Ранние работы Вундта были посвящены анатомии нервной системы, физиологии органов чувств и общей физиологии. Выдвигая задачу превращения психологии в экспериментальную науку, образец научного исследова-
в_
Классики Мировой Психологии
ния Вундт усматривал в современном ему естествознании. Соответственно вундтовскому пониманию естественнонаучного метода всякое научное исследование должно удовлетворять ряду основных требований. Наблюдаемое явление должно находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя. Поскольку же психические явления сложны и текучи, а время формирования ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соизмеримо со временем протекания самого наблюдаемого процесса, то должна существовать возможность многократного воспроизведения явления при тождественных условиях. Это предполагает выяснение условий возникновения данного явления, что, в свою очередь, может быть достигнуто, только если существует возможность систематического варьирования условиями его протекания. Как считал Вундт, реализация этих требований в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека (так называемой рефлексии), то Вундт обратился к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, противопоставляя его опыту «опосредствованному», миру предметов и идеальных значений, который хотя и открывается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (физики, химии, биологии и т. д.). Доступ к сфере непосредственного опыта должно давать, по Вундту, «правильно поставлен- , ное» самонаблюдение, которое (в силу приведенных выше соображений) становится научным, только когда включается в эксперимент. Поскольку интроспективный эксперимент осуще- | ствим лишь в отношении «низших» психологических процессов, Вундт признавал необходимость существования описательной и исторической, психологии высших психических процес- < сов и образований (так называемой «психологии народов»), 1 методом которой является анализ проявлений человеческого j духа в формах культуры (в языке, обычаях, мифах и т. д.). Объект I 74
изучения психологии виделся Вундтом сквозь призму его представлений об основных элементах сознания и их связях, а также его учения о структуре поля сознания, в рамках которого им разрабатывалась проблема внимания.
Основные работы: «Лекции о душе человека и животных» (1865 - 1866, 1894); «Основы физиологической психологии» (вып. 1 - 2, 1880 - 1881); «Этика» (т.т„ 1 - 2, 1887 - 1888); «Система философии» (1902); «Очерк психологии» (М., 1912); «Введение в философию» (1912); «Введение в психологию» (М.,1912); «Естествознание и психология» (СПб., 1914); «Мировая катастрофа и немецкая философия» (СПб., 1922); «Logik» (Berlin 1880- 1883); «Volkerpsychologie» (Bd, 1-10. Leipzig) 1900- 1920.
Выготский Лев Семенович
05.11.1896 Орша. Белоруссия — 11.06.1934 Москва Гениальный отечественный психолог. Родился в Орше, в еврейской семье банковского служащего, вторым из восьми детей. Его родители были небогатыми, но высокобразованными и владели несколькими языками. Их примеру последовал и сын, в совершенстве овладевший английским, французским и немецким. В 1897 году семья переехала в Гомель, который Выготский считал своим родным городом. В 1913 году он с отличием закончил гимназию. Попав в «процентную норму» для лиц еврейской национальности», он поступил в Московский университет. Дня евреев был открыт путь только на медицинский и юридический факультеты. Вначале Выготский выбрал медицинский факультет, но уже через месяц перевелся на юридический. Одновременно с МГУ он учился в Народном университете, созданном на средства известного либерального деятеля народного образования А. Л. Шанявского. Хотя этот диплом официального признания не имел, там преподавали многие выдающиеся ученые. Курс психологии и педагогики вел П. П. Блонс-кий. Уже тогда у Выготского пробудился интерес к психологии.
в_
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
В
Он стал членом Русского психоаналитического общества но на него влияние оказали скорее работы А. Адлера, чем Фрейда. Понятие компенсации, являющимся центральным в индивидуальной психологии Адлера стало основой дефектологической доктрины Выготского. В 1917 году, вернувшись в Гомель он пишет две работы - «Педагогическая психология», изданная в 1926 году (переиздана только в 1991) и « Психология искусства», которая была защищена как диссертация, но опубликована через много лет после его смерти. В русской психологии после октябрьского переворота в Психологическом институте при МГУ доживала свой век «психология сознания». С другой стороны выдающимися физиологами В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым была создана наука о поведении, опиравшаяся на рефлекторную теорию. Одновременно получил распространение психоанализ. Однако государственно-партийные органы принялись истреблять идеализм, а затем и психоанализ, не оправдавший их надежды в создании «нового» человека. В результате рефлексология превратилась в своеобразную государственно-партийную доктрину, которая насаждалась насильственно, а с противниками расправлялись с помощью различных репрессивных мер. Следует правда заметить, что И. П. Павлов и В. М. Бехтерев сами никогда не выходили за рамки обычных научных дискуссий. Выготский предложил совершенно иной путь. Он разработал, учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффектив-но-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение предста
лений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т. п. Все ли внутренние процессы - продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах,- сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание («История развития высших психических функций», 1931). На основе этой идеи Выготского было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понимались целостные образования и виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Совместно с учениками Выготский экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе («Мышление и речь». 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Его работы вошли в «золотой фонд» мировой психологии и во многом предвосхитили теорию Ж. Пиаже. Его идеи оказали влияние на формирование взглядов выдающегося философа и культуролога М. М. Бахтина. Выготский и сейчас остается «принцем Гамлетом» психологии, одним из самых выдающихся психологов XX века.
г |
•л ff^ ll\ -*>
Галль (Gall) Франц
09.03.1758 Тифенбронн. близ Пфорцгейма — 22.08.1826. Монруж, близ Парижа
Немецкий врач, создатель френологии. Согласно его представлениям, психические функции обусловлены развитием коры головного мозга, о чем могут свидетельствовать неровности черепа. Галль положил начало современным теориям, согласно которым кора головного мозга является субстратом психической деятельности.
Гальперин Петр Яковлевич
1902 Тамбов —25.03.1988 Москва
Советский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. Закончил Харьковский медицинский институт в 1926 году и получил квалификацию врач а-психоневролога. Занимался проблемами гипноза в клинике Платонова, затем работал в амбулаторном наркологическом центре. С 1928 года был сотрудником психоневрологической лаборатории, которая была частью Психоневрологического института. В 1936 году защитил кандидатскую диссе тацию и работал в АМН в отделе психологии. Во время войн был сотрудником реабилитационного центра для лечения дв гательных нарушений в Свердловске, который воглавлял А. Леонтьев. В 1965 году защитил докторскую диссертацию. С 19 года заведовал кафедрой возрастной психологии МГУ. Галь рин трактовал психические процессы как особый вид ориен ровочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта. Исследования Гальпе-
Классики Мировой Психологии
рина внимания и «языкового сознания;) были направлены на изучение проблем соотношения обучения, умственного развития и формирования творческого мышления. Гальперин разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности.
Основные работы: «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» (1965); «Введение в психологию» (1976).