Вертгеймер (Wetrheimer) Макс

15.04.1880 Прага —12.10.1943 Нью-Йорк Выдающийся чешско-американский психолог, вместе с Кур­том Коффкой и Вольфгангом Келером основавший гештальтп-сихологию, направление, которое рассматривает психологичес­кие явления как структурные целые, не разделяя их на отдель­ные компоненты. В юности, Вертгеймер играл на скрипке, пи­сал симфоническую и камерную музыку, и вообще собирался стать музыкантом. В 1900 он начал изучать право в Универси­тете Чарльза в Праге, но скоро его привлекла философия права и юридическая психология. На следующий год он уехал в Бер­линский университет Фридриха-Вильгельма, к Карлу Штумп-фу, известному своими работами по психологии музыки. Верт­геймер получил докторскую степень в Вюрцбургском универ­ситете в 1904, за создание «детектора лжи» и разработку мето­ла словесной ассоциации. Затем он занимался исследованиями

в_

Классики Мировой Психологии



рей. Он пришел к выводу, что формирование и развитие соб­ственного «Я» у ребенка происходит успешно только в любя­щей, игровой, и, самое главное, в отражающей среде, создан­ной вниманием матери. Отношения матери и ребенка во мно­гом сходны с отношениями между аналитиком и пациентом. Задержка развития у взрослых может быть связана с дефици­том материнского внимания в раннем периоде детства. Психо­терапевт может успешно осуществить психокоррекцию, воссоз­дав условия материнской опеки. Винникотт сделал радикаль­ный шаг, заметив, что в основе личностной идентичности ле­жит ощущение собственного бытия (экзистенции), имеющее большее значение, чем сексуальные и агрессивные влечения. Формируют это ощущение отношения между младенцем и ма­терью. Голодный младенец только тогда ощущает свое суще­ствование когда мать прикладывает его к груди в гармоничной и любящей манере. Если же мать недовольна и отнимает грудь, то это вызывает у ребенка фрустрацию и возникают травмати­ческие разрывы в его первичной реальности. Винникотт пред­ложил термин «достаточно хорошая мать» (good enough mother), так как считал, что матери очень непросто создать среду, в кото­рой у ребенка выработается безусловное ощущение собствен­ного существования. Мать не должна быть идеальной, так как в этом случае ребенок в дальнейшем своем развитии останется зависимым о нее. Винникотт выделяет «истинное Я» (true self) и «ложное Я» (false self). Если ребенок не ощущает своей эф­фективности, то у него возникает чувство беспомощности и он, приспосабливается к потребностям матери, чтобы получить) желаемое. Так формируется «ложное Я». Винникотт предложил j также концепцию «переходных объектов» (transitional objects) или переходных феноменов (transitional phenomena). Он считал, что для перехода от неоформленного ощущения «Я» к полнос­тью сформированному «Я» необходимы переходные звенья, лежащие между «реальным» внешним миром и внутренним миром, состоящим из ощущения бытия и фантазий. Эти фанта-




_ _ _<-*

зии могут переносится на определенные объекты, например на любимую игрушку. Такой переходный объект - это точка, где внутренний субъективный мир обретает внешнюю форму. Эти объекты и мир внутренних образов, в которых они существуют, являются первым и весьма слабым проявлением «Я», которые мать (а затем и психотерапевт) должна высоко ценшь и охра­нять. Подход Винникотта изменил психотерапевтические взаи­моотношения между терапевтом и пациентом. Психотерапев­тическая среда в его понимании подобна материнской среде, в которой терапевт создает условия, облегчающие психологичес­кий рост пациента. Он полагал, что крайне полезной для прояв­лений истинного «Я» может быть игра. Именно в игре человек может возвращаться ко времени, когда он получил психические травмы. Винникотт в своей практике допускал значительные отклонения от психоаналитических канонов. Он стремился, что­бы сеанс проходил в неформальной обстановке и не ограничи­вал его временными рамками. Целью его психотерапии было не развенчание иллюзий, а расширение восприятия альтерна­тивных возможностей.

Волыте (Wolpe) Йозеф

20.04.1915 — 04.12.1997

Южно-Африканский психотерапевт. Один из создателей современной когнитивно - поведенческой психотерапии. Родил­ся Йоханнесбурге. Закончил университет Витвотерсренда (1939). Там же получил докторскую степень (1948). В 1949 году про­вел серию экспериментов по изучению невротической тревоги во время которых в воображение релаксированного пациента подавались слабые раздражающие стимулы. Он обнаружил, что если эти стимулы вызывали легкую тревогу, то припоследую-Щих повторах уровень тревожности уменьшался, пока тревога окончательно не исчезала. Это было открытие систематичес­кой десенсибилизации. Затем он заметил, что тревога может подавляться целым рядом различных реакций организма, в час-

7!

в_

Классики Мировой Психологии



тности чувством комфорности. Теперь становилось понятным, почему у 40% пациентов улучшение наступает независимо от формы терапии. В 1965 году он организовал отделение бихеви-оральной терапии на медицинском факультете университета в г. Темпле (США). Его терапевтические методы, особенно де­сенсибилизация, успешно применяются психотерапевтами все­го мира. Он основал Ассоциацию поведенческой психотерапии и журнал поведенческой терапии и экспериментальной психи­атрии. Вольпе - автор более двухсот научных работ и трех книг.

Вольф Христиан

24.01.1679 Бреслау —09.04.1754 Галле Немецкий философ, последователь и систематизатор идей Лейбница. Впервые ввел в философский язык термин «психо­логия» в своих книгах «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734). Иностранный член Петер­бургской Академии Наук (1725).

Вудвортс (Woodworth) Роберт

17.10.1869 Белчертауы. Массачусетс

-04.07.1952 Нью-Йорк

Известный американский психолог, развивавший направле­ние «динамической психологии». Он обучался психологии у Уильяма Джемса В Гарварде и у Джеймса Кеттела в Колумбий­ском университете, где он получил докторскую степень в 1899 году, а спустя 10 лет стал профессором. Вудвордс утверждал, что поведение и сознание являются основным предметом пси­хологии. Он полагал, что поведение - это функция как относя­щихся к окружающей среде стимулов, так структуры организ­ма. Вудвордс разработал первый анкетный опрос для выявле­ния и оценки патологического поведения. Его «Динамическая Психология» (1918) объясняла поведение, используя комбина­цию мотивации, восприятия, научения, и мышления. Написан-

пая им «Психология» (1921) стала известным учебником. В те­чение своей карьеры, он пытался создать единую теорию пси­хологии, основанную на научных наблюдениях и обобщениях.

Вульф Моисей Ефимович

1878—1971

Психиатр и психоаналитик. Переводчик большинства издан­ных в СССР на русском языке произведений 3. Фрейда. Рабо­тал в Берлине, Одессе, Москве. Был Председателем Русского психоаналитического общества. В 1927 году эмигрировал из СССР в Германию, а в 1933 году уехал в Палестину, где вместе с Максом Эйтингоном основал Психоаналитический институт и Палестинское (Израильское) психоаналитическое общество.

Вундт (Wundt) Вильгельм

16.08.1832 Некарау. Баден —- 31.08.1920 Гросботен. близ Лейпцига Выдающийся немецкий философ и психолог, основатель эк­спериментальной психологии. С 1851 по (856 г изучал меди­цину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина. С 1864 г. - экстраординарный профессор физиологии в Гейдель-берге, в 1874 г. - профессор философии в Цюрихе, с 1875 г. -профессор философии в Лейпциге, где в 1879 г. организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследовате­лей всего мира. В 1883 г. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Philosophische Studien» («Фи­лософские исследования»). Ранние работы Вундта были посвя­щены анатомии нервной системы, физиологии органов чувств и общей физиологии. Выдвигая задачу превращения психоло­гии в экспериментальную науку, образец научного исследова-

в_

Классики Мировой Психологии



ния Вундт усматривал в современном ему естествознании. Со­ответственно вундтовскому пониманию естественнонаучного метода всякое научное исследование должно удовлетворять ряду основных требований. Наблюдаемое явление должно находиться в поле ясного и отчетливого восприятия наблюдателя. Посколь­ку же психические явления сложны и текучи, а время формиро­вания ясного и отчетливого восприятия конечно и часто соиз­меримо со временем протекания самого наблюдаемого процес­са, то должна существовать возможность многократного вос­произведения явления при тождественных условиях. Это пред­полагает выяснение условий возникновения данного явления, что, в свою очередь, может быть достигнуто, только если суще­ствует возможность систематического варьирования условия­ми его протекания. Как считал Вундт, реализация этих требова­ний в психологии предполагает прежде всего смену самого объекта изучения. Если со времен Д. Локка в качестве такого объекта признавался исключительно мир «внутреннего опыта» человека (так называемой рефлексии), то Вундт обратился к анализу всей сферы переживаний, всего «непосредственного» опыта, противопоставляя его опыту «опосредствованному», миру предметов и идеальных значений, который хотя и откры­вается человеку «посредством» его переживаний, но сам уже является объектом изучения не психологии, а других наук (фи­зики, химии, биологии и т. д.). Доступ к сфере непосредствен­ного опыта должно давать, по Вундту, «правильно поставлен- , ное» самонаблюдение, которое (в силу приведенных выше со­ображений) становится научным, только когда включается в эксперимент. Поскольку интроспективный эксперимент осуще- | ствим лишь в отношении «низших» психологических процес­сов, Вундт признавал необходимость существования описатель­ной и исторической, психологии высших психических процес- < сов и образований (так называемой «психологии народов»), 1 методом которой является анализ проявлений человеческого j духа в формах культуры (в языке, обычаях, мифах и т. д.). Объект I 74

изучения психологии виделся Вундтом сквозь призму его пред­ставлений об основных элементах сознания и их связях, а так­же его учения о структуре поля сознания, в рамках которого им разрабатывалась проблема внимания.

Основные работы: «Лекции о душе человека и животных» (1865 - 1866, 1894); «Основы физиологической психологии» (вып. 1 - 2, 1880 - 1881); «Этика» (т.т„ 1 - 2, 1887 - 1888); «Сис­тема философии» (1902); «Очерк психологии» (М., 1912); «Вве­дение в философию» (1912); «Введение в психологию» (М.,1912); «Естествознание и психология» (СПб., 1914); «Ми­ровая катастрофа и немецкая философия» (СПб., 1922); «Logik» (Berlin 1880- 1883); «Volkerpsychologie» (Bd, 1-10. Leipzig) 1900- 1920.

Выготский Лев Семенович

05.11.1896 Орша. Белоруссия — 11.06.1934 Москва Гениальный отечественный психолог. Родился в Орше, в ев­рейской семье банковского служащего, вторым из восьми де­тей. Его родители были небогатыми, но высокобразованными и владели несколькими языками. Их примеру последовал и сын, в совершенстве овладевший английским, французским и немец­ким. В 1897 году семья переехала в Гомель, который Выготский считал своим родным городом. В 1913 году он с отличием за­кончил гимназию. Попав в «процентную норму» для лиц еврей­ской национальности», он поступил в Московский универси­тет. Дня евреев был открыт путь только на медицинский и юри­дический факультеты. Вначале Выготский выбрал медицинс­кий факультет, но уже через месяц перевелся на юридический. Одновременно с МГУ он учился в Народном университете, со­зданном на средства известного либерального деятеля народ­ного образования А. Л. Шанявского. Хотя этот диплом офици­ального признания не имел, там преподавали многие выдаю­щиеся ученые. Курс психологии и педагогики вел П. П. Блонс-кий. Уже тогда у Выготского пробудился интерес к психологии.

в_

Классики Мировой Психологии

Классики Мировой Психологии

В



Он стал членом Русского психоаналитического общества но на него влияние оказали скорее работы А. Адлера, чем Фрейда. Понятие компенсации, являющимся центральным в индивиду­альной психологии Адлера стало основой дефектологической доктрины Выготского. В 1917 году, вернувшись в Гомель он пишет две работы - «Педагогическая психология», изданная в 1926 году (переиздана только в 1991) и « Психология искусст­ва», которая была защищена как диссертация, но опубликована через много лет после его смерти. В русской психологии после октябрьского переворота в Психологическом институте при МГУ доживала свой век «психология сознания». С другой сто­роны выдающимися физиологами В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым была создана наука о поведении, опиравшаяся на рефлекторную теорию. Одновременно получил распростране­ние психоанализ. Однако государственно-партийные органы принялись истреблять идеализм, а затем и психоанализ, не оп­равдавший их надежды в создании «нового» человека. В резуль­тате рефлексология превратилась в своеобразную государствен­но-партийную доктрину, которая насаждалась насильственно, а с противниками расправлялись с помощью различных реп­рессивных мер. Следует правда заметить, что И. П. Павлов и В. М. Бехтерев сами никогда не выходили за рамки обычных науч­ных дискуссий. Выготский предложил совершенно иной путь. Он разработал, учение о развитии психических функций в про­цессе опосредованного общением освоения индивидом ценно­стей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воз­действуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобще­ния, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффектив-но-мотивационные компоненты). Психические функции, дан­ные природой («натуральные»), преобразуются в функции выс­шего уровня развития («культурные»). Так, механическая па­мять становится логической, ассоциативное течение предста

лений - целенаправленным мышлением или творческим вооб­ражением, импульсивное действие - произвольным и т. п. Все ли внутренние процессы - продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах,- сперва социальном, потом - психологи­ческом. Сперва между людьми как категория интерпсихичес­кая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрос­лыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание («История развития высших психических функций», 1931). На основе этой идеи Выготского было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближай­шего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в кон­цепции Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которыми понима­лись целостные образования и виде различных форм межфунк­циональных связей (например, связей между мышлением и па­мятью, мышлением и речью). В построении этих систем глав­ная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Совместно с уче­никами Выготский экспериментально проследил основные ста­дии преобразования значений в онтогенезе («Мышление и речь». 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Его работы вошли в «золотой фонд» мировой психологии и во многом предвосхитили теорию Ж. Пиаже. Его идеи оказали влияние на формирование взгля­дов выдающегося философа и культуролога М. М. Бахтина. Выготский и сейчас остается «принцем Гамлетом» психологии, одним из самых выдающихся психологов XX века.


г
 

•л ff^ ll\ -*>

Галль (Gall) Франц

09.03.1758 Тифенбронн. близ Пфорцгейма — 22.08.1826. Монруж, близ Парижа

Немецкий врач, создатель френологии. Согласно его пред­ставлениям, психические функции обусловлены развитием коры головного мозга, о чем могут свидетельствовать неровности черепа. Галль положил начало современным теориям, согласно которым кора головного мозга является субстратом психичес­кой деятельности.

Гальперин Петр Яковлевич

1902 Тамбов —25.03.1988 Москва

Советский психолог, автор концепции поэтапного формиро­вания умственных действий. Доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР. Закончил Харь­ковский медицинский институт в 1926 году и получил квали­фикацию врач а-психоневролога. Занимался проблемами гипноза в клинике Платонова, затем работал в амбулаторном нарколо­гическом центре. С 1928 года был сотрудником психоневроло­гической лаборатории, которая была частью Психоневрологи­ческого института. В 1936 году защитил кандидатскую диссе тацию и работал в АМН в отделе психологии. Во время войн был сотрудником реабилитационного центра для лечения дв гательных нарушений в Свердловске, который воглавлял А. Леонтьев. В 1965 году защитил докторскую диссертацию. С 19 года заведовал кафедрой возрастной психологии МГУ. Галь рин трактовал психические процессы как особый вид ориен ровочной деятельности, выявив в связи с этим особенности ос­воения ребенком общественного опыта. Исследования Гальпе-

Классики Мировой Психологии

рина внимания и «языкового сознания;) были направлены на изучение проблем соотношения обучения, умственного разви­тия и формирования творческого мышления. Гальперин разра­батывал принципы дифференциальной диагностики интеллек­туального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности.

Основные работы: «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий» (1965); «Введение в психологию» (1976).

Наши рекомендации