Алгоритм обработки результатов
Самостоятельная работа к теме 1.2 Виды психологических знаний
Задание: Ответьте письменно на следующие вопросы
1. В чем существенные различия психологической науки и практики как деятельности?
2. Каково значение понятия «прикладная психология»? Как прикладная психология соотносится с психологической практикой и психологической наукой?
3. В чем различия предметов психиатрии и психологической практики?
4. Перечислите направления практико-ориентированной психологии.
5. Дайте характеристику психогигиены и психопрофилактики. Приведите примеры.
6. К какому виду психологической практики относятся публикации популярных статей на психологическую тематику в современных молодежных журналах? Приведите собственные примеры.
Самостоятельная работа к теме 1.3 Научные направления и
Отрасли психологии
Психология. Журнал высшей школы экономики. М., 2004. Т.1., № 1. С. 110-123, авторы статьи «Этические проблемы в психологии: британский опыт. (См.: Психология. Журнал высшей школы экономики. М., 2004. Т.1., № 1. С. 110-123), пишут, что «соблюдение этических норм предполагает не только разрешение возникших проблем, но и предвидение возникновения этически противоречивых ситуаций. Более того, кодекс этики предназначен для того, чтобы создавать этичную среду в наиболее общем смысле, обращаясь к чувству справедливости и морали индивида, поощряя этичное поведение во всех областях, а не прибегая к угрозе наказания за нарушения.» Однако в некоторых случаях, отмечают авторы, невозможно дать ответ прак тикующему психологу – «как бы он ни желал и ни ожидал подобной рекомендации - относительно того, что один образ действий этичен, а другой – нет. Короче говоря, редко можно говорить об абсолютно правильном или абсолютно неправильном решении. Общество меняется, и общественная практика определяет пределы того, что считается этически приемлемым.
Рассмотрите следующие ситуации. Какой выход по каждой из них вы считаете наиболее целесообразным и отвечающим этическому кодексу психолога?
1.1 Наблюдая за ребенком на уроке, школьный психолог столкнулся с неприемлемым поведением учителя, обращавшегося к ученикам с угрозами. Психолог был озабочен тем, что формальная жалоба с его стороны уменьшит доверие педагогического коллектива к психологам и их работе в школе.
Как поступить психологу?
1.2 Психолог, консультируя клиента, узнал, что его родители являются незаконными иммигрантами в Россию.
Обязан ли психолог сообщать об этом властям?
1.3 Женщина обратилась за советом по поводу влияния, которое оказывает на ее брата консультирующий психолог. Обратившаяся за советом интересовалась, допустимо ли психологу консультировать человека, который является его близким другом. Брат женщины стал отказываться предпринимать какие-либо шаги в любой области без рекомендации психолога. Женщина была озабочена тем, что, следуя рекомендациям, которые даст психолог, ее брат оказывается изолированным от собственной семьи.
Как следует поступить в данной ситуации психологу?
1.4 В комиссию по этике поступила жалоба на нарушение этики исследователями по проблеме «Изучение неудовлетворенности образом собственного тела среди девочек 9-12 лет», Данное исследование предполагало всего лишь заполнение простого опросника, однако оно вызвало беспокойство у некоторых девочек (и их родителей), внешность которых не соответствовала принятому в данной культуре представлению о совершенном телесном образе.
Как, на ваш взгляд, следовало сформулировать тему исследования, чтобы избежать претензий?
1.5 Психолог, являющийся руководителем подготовки клинических психологов и заслуженный членом одной из профессиональных организаций психологов, обвинен в сексуальных домогательствах и сексуальной эксплуатации нескольких пациенток.
Нарушен этический кодекс психологом?
1.6 Одной из областей, привлекающих наибольшее общественное внимание, является использование животных в психологических исследованиях.
Как следует организовывать исследовательскую деятельность психологам во избежание таких обвинений?
1.7 Самостоятельно подберите описанную в литературе или известную Вам жизненную проблемную ситуацию, касающуюся этической стороны профессиональной деятельности психолога (его взаимоотношений с клиентом, заказчиком) для последующего группового обсуждения на занятии. Проанализируйте ее. В чем Вы усматриваете в данной ситуации противоречие позиций и сторон? Какие этические принципы определяли поведение психолога? Были ли допущены нарушения профессиональной этики?
Словарик на тему
Этика– совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.
Профессиональная этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.
Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.
Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.
Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.
Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.
Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.
Самостоятельная работа к теме 1.4 Профессиональная деятельность психолога: история и современность
Задание 1: Прочтите представленный фрагмент книги Э.Ф. Зеера «Психология профессий». Рассмотрите представленную ниже схему 1. Охарактеризуйте представленные в схеме факторы профессионального становления.
«Исследование закономерностей профессионального становления в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объективных и субъективных факторов. Активным, произво-дящим началом признаются объективные обстоятельства - социально-экономические условия, а следствием отражения этих воздействий – изменения в субъектах.
Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.
В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечественные психологи отвечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психических свойств большее значение, другие – меньшее. А.В. Брушлинский, специально проанализировавший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития. По мере становления личности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия (Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.). Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.
В процессе становления профессионала, увеличения масштаба лич-ности субъект все более выступает фактором своего развития, измене-ния, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности (Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2006. С.36-37)».
Схема 1. Детерминация профессионального становления
Противоречия
Подумайте и опишите, какие именно из представленных в схеме факторов осознаются Вами как максимально определяющие Ваше профессионально-личностное развитие.
Задание 2. Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:
• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;
• модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.
Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. (Подробнее читайте в книге: Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСУ, Воронеж, 2002. – 400 с.)
Какая из описанных моделей профессиональной деятельности для Вас наиболее привлекательна? Почему? Какой Вы видите свою будущую профессиональную деятельность?
Самостоятельная работа к теме 1.5 Психология как профессия
Задание: Прочтите фрагмент из книги Ивановой Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006 .– С.21-22.
«Чем является для человека профессия? Может ли профессия «ожить» без человека? Почему в практике профессионального труда востребована психологическая наука? Как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии? Эти вопросы являются стержневыми в проблеме психологического изучения профессиональной деятельности.
Человек начинает думать о том, кем он будет в разные периоды своей жизни. Уже у детей дошкольного возраста появляется мечта быть каким-то специалистом (милиционером, шофером, летчиком, художником, артистом, доктором, поваром и т.п.). В школьном возрасте наступает осмысление собственного будущего «в мире профессий», а при завершении школьного обучения возникает потребность осознания кем быть, появляются вопросы: что я могу? чего хочу? что знаю? где учиться? Но это все прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозируемому пути в профессию. Настоящая «жизнь» в профессии начинается с того самого момента, когда человек становится «проводником» профессии, т.е. активным деятелем, созидателем социальных ценностей.
Жизнь человека – духовная и физическая – ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии.
Профессия как род занятий человека, нормативно регламентированный социальными, юридическими и техническими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. Этот род занятий появляется в разных сферах (идеологической, общественной, производственной, экономической, потребительской, законодательной и др.) в связи с закономерностями развития общества (научно-техническим прогрессом, культурой, экономикой и т.п.) и потребностью социума, его духовным, интеллектуальным и потребительским спросом. Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной деятельности, исполняемой человеком; в то же время, осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.
Таким образом, человек и профессия – это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала.
Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность – это целая жизнь, то, к чему он стремится, о чем мечтает; то, что он изучает, познает, осваивает, осознает и преобразует. Профессиональная деятельность поглощает большую часть жизни человека и является ее своеобразным источником. Именно в этой деятельности человек начинает познавать себя.
Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом и человек может осознавать себя в качестве его значимого «организма». И в то же время она же может способствовать не только развитию человека, но и его разрушению. Путь в профессиональную деятельность – это многоэтапный и сложный путь, сопровождающийся кризисами профессионального становления человека как личности. Позитивное социально-направленное движение по этому пути требует от человека разумной активизации всех его сил (духовных, психических и физических), как данных природой, так и присущих ему как члену социума.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Какое значение имеет профессиональная деятельность?
2. Какие последствия может иметь неправильный выбор профессии?
3. Как Вы считаете, какое значение для Вас лично имеет профессиональная деятельность?
Самостоятельная работа к теме 2.1 Основные профессионально важные качества личности психолога
Задание: Ответьте на вопросы методики КОС (выявление коммуникативных и организаторских склонностей), предложенной Б.А. Федоришиным, выставляя в бланк ответов значки «+» (да – в случае положительного ответа) или «-» (нет – в случае отрицательного ответа) в графу, соответствующую номеру вопроса.
Бланк ответов
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравиться ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Для обработки результатов методики КОС, воспользуйтесь представленными ниже «ключами» и алгоритмом:
Ключи к методике (таблица 1)
Склонности | положительные ответы | отрицательные ответы |
Коммуникативные | Вопросы 1-го столбца | Вопросы 3-го столбца |
Организаторские | Вопросы 2-го столбца | Вопросы 4-го столбца |
Самостоятельная работа к теме 2.4 Деятельность психолога
В системе МВД
Ответьте письменно на следующие вопросы
1. История юридической психологии
2. Психологическая служба в юридической практике.
2. Криминальная психология.
3. Судебно-психологическая экспертиза.
4. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях.
5. Судебная психология
Задание: выполните самостоятельно данную методику. Напишите себе рекомендации по полученным результатам.
Самостоятельная работа к теме 2.5 Деятельность психолога
В системе МЧС
Задание:проведите опрос нескольких человек из одного коллектива, сделайте вывод в письменном виде.
Самостоятельная работа к теме 2.8 Профессиональная деятельность психолога на предприятии
Задание:заполните таблицу «Коррекционно-развивающая работа в организации»
Формы коррекционно-развивающей работы | Содержание (характеристика) |
Дискуссия | |
Мозговой штурм | |
Метод «синектика» | |
Метод деловой игры | |
Тренинг (бизнес-тренинг) |
Самостоятельная работа к теме 2.9 Специальная психология
Список сокращений:
ПМПк – психолого – медико- педагогический консилиум.
ПМПК – психолого – медико – педагогическая комиссия.
Задание 1.Заполните таблицу «Профессиональный портрет психолога»
| Личностные качества | |||
Специальный психолог | ||||
Практический психолог |
Задание 2.Перечислите основные виды профессиональной деятельности специального психолога.
Задание 3. Для чего необходим психолог в составе ПМПК?
Задание 4.Раскройте основные принципы, функции и задачи психолога в ПМПК.
Задание: уточните по словарю определение следующих терминов: диагностика, психодиагностика, групповая диагностика, углубленная диагностика, анамнез, тестирование, наблюдение, динамическое обследование, коррекция, психокоррекция, психотерапия, интервенция, вмешательство, воздействие, тренинг, консультирование, просветительская деятельность, предваряющее консультирование, ПМПК, коллегиальное обследование.
Самостоятельная работа к теме 1.2 Виды психологических знаний
Задание: Ответьте письменно на следующие вопросы
1. В чем существенные различия психологической науки и практики как деятельности?
2. Каково значение понятия «прикладная психология»? Как прикладная психология соотносится с психологической практикой и психологической наукой?
3. В чем различия предметов психиатрии и психологической практики?
4. Перечислите направления практико-ориентированной психологии.
5. Дайте характеристику психогигиены и психопрофилактики. Приведите примеры.
6. К какому виду психологической практики относятся публикации популярных статей на психологическую тематику в современных молодежных журналах? Приведите собственные примеры.
Самостоятельная работа к теме 1.3 Научные направления и
Отрасли психологии
Психология. Журнал высшей школы экономики. М., 2004. Т.1., № 1. С. 110-123, авторы статьи «Этические проблемы в психологии: британский опыт. (См.: Психология. Журнал высшей школы экономики. М., 2004. Т.1., № 1. С. 110-123), пишут, что «соблюдение этических норм предполагает не только разрешение возникших проблем, но и предвидение возникновения этически противоречивых ситуаций. Более того, кодекс этики предназначен для того, чтобы создавать этичную среду в наиболее общем смысле, обращаясь к чувству справедливости и морали индивида, поощряя этичное поведение во всех областях, а не прибегая к угрозе наказания за нарушения.» Однако в некоторых случаях, отмечают авторы, невозможно дать ответ прак тикующему психологу – «как бы он ни желал и ни ожидал подобной рекомендации - относительно того, что один образ действий этичен, а другой – нет. Короче говоря, редко можно говорить об абсолютно правильном или абсолютно неправильном решении. Общество меняется, и общественная практика определяет пределы того, что считается этически приемлемым.
Рассмотрите следующие ситуации. Какой выход по каждой из них вы считаете наиболее целесообразным и отвечающим этическому кодексу психолога?
1.1 Наблюдая за ребенком на уроке, школьный психолог столкнулся с неприемлемым поведением учителя, обращавшегося к ученикам с угрозами. Психолог был озабочен тем, что формальная жалоба с его стороны уменьшит доверие педагогического коллектива к психологам и их работе в школе.
Как поступить психологу?
1.2 Психолог, консультируя клиента, узнал, что его родители являются незаконными иммигрантами в Россию.
Обязан ли психолог сообщать об этом властям?
1.3 Женщина обратилась за советом по поводу влияния, которое оказывает на ее брата консультирующий психолог. Обратившаяся за советом интересовалась, допустимо ли психологу консультировать человека, который является его близким другом. Брат женщины стал отказываться предпринимать какие-либо шаги в любой области без рекомендации психолога. Женщина была озабочена тем, что, следуя рекомендациям, которые даст психолог, ее брат оказывается изолированным от собственной семьи.
Как следует поступить в данной ситуации психологу?
1.4 В комиссию по этике поступила жалоба на нарушение этики исследователями по проблеме «Изучение неудовлетворенности образом собственного тела среди девочек 9-12 лет», Данное исследование предполагало всего лишь заполнение простого опросника, однако оно вызвало беспокойство у некоторых девочек (и их родителей), внешность которых не соответствовала принятому в данной культуре представлению о совершенном телесном образе.
Как, на ваш взгляд, следовало сформулировать тему исследования, чтобы избежать претензий?
1.5 Психолог, являющийся руководителем подготовки клинических психологов и заслуженный членом одной из профессиональных организаций психологов, обвинен в сексуальных домогательствах и сексуальной эксплуатации нескольких пациенток.
Нарушен этический кодекс психологом?
1.6 Одной из областей, привлекающих наибольшее общественное внимание, является использование животных в психологических исследованиях.
Как следует организовывать исследовательскую деятельность психологам во избежание таких обвинений?
1.7 Самостоятельно подберите описанную в литературе или известную Вам жизненную проблемную ситуацию, касающуюся этической стороны профессиональной деятельности психолога (его взаимоотношений с клиентом, заказчиком) для последующего группового обсуждения на занятии. Проанализируйте ее. В чем Вы усматриваете в данной ситуации противоречие позиций и сторон? Какие этические принципы определяли поведение психолога? Были ли допущены нарушения профессиональной этики?
Словарик на тему
Этика– совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.
Профессиональная этика психолога – реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.
Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.
Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.
Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.
Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.
Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.
Самостоятельная работа к теме 1.4 Профессиональная деятельность психолога: история и современность
Задание 1: Прочтите представленный фрагмент книги Э.Ф. Зеера «Психология профессий». Рассмотрите представленную ниже схему 1. Охарактеризуйте представленные в схеме факторы профессионального становления.
«Исследование закономерностей профессионального становления в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объективных и субъективных факторов. Активным, произво-дящим началом признаются объективные обстоятельства - социально-экономические условия, а следствием отражения этих воздействий – изменения в субъектах.
Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека. В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.
В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечественные психологи отвечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психических свойств большее значение, другие – меньшее. А.В. Брушлинский, специально проанализировавший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития. По мере становления личности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия (Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.). Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, так как они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.
В процессе становления профессионала, увеличения масштаба лич-ности субъект все более выступает фактором своего развития, измене-ния, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, профессионал может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности (Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2006. С.36-37)».
Схема 1. Детерминация профессионального становления
Противоречия
Подумайте и опишите, какие именно из представленных в схеме факторов осознаются Вами как максимально определяющие Ваше профессионально-личностное развитие.
Задание 2. Л.М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:
• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;
• модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.
Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. (Подробнее читайте в книге: Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСУ, Воронеж, 2002. – 400 с.)
Какая из описанных моделей профессиональной деятельности для Вас наиболее привлекательна? Почему? Какой Вы видите свою будущую профессиональную деятельность?
Самостоятельная работа к теме 1.5 Психология как профессия
Задание: Прочтите фрагмент из книги Ивановой Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006 .– С.21-22.
«Чем является для человека профессия? Может ли профессия «ожить» без человека? Почему в практике профессионального труда востребована психологическая наука? Как обеспечить взаимосоответствие человека и профессии? Эти вопросы являются стержневыми в проблеме психологического изучения профессиональной деятельности.
Человек начинает думать о том, кем он будет в разные периоды своей жизни. Уже у детей дошкольного возраста появляется мечта быть каким-то специалистом (милиционером, шофером, летчиком, художником, артистом, доктором, поваром и т.п.). В школьном возрасте наступает осмысление собственного будущего «в мире профессий», а при завершении школьного обучения возникает потребность осознания кем быть, появляются вопросы: что я могу? чего хочу? что знаю? где учиться? Но это все прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозируемому пути в профессию. Настоящая «жизнь» в профессии начинается с того самого момента, когда человек становится «проводником» профессии, т.е. активным деятелем, созидателем социальных ценностей.
Жизнь человека – духовная и физическая – ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии.
Профессия как род занятий человека, нормативно регламентированный социальными, юридическими и техническими правилами исполнения, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. Этот род занятий появляется в разных сферах (идеологической, общественной, производственной, экономической, потребительской, законодательной и др.) в связи с закономерностями развития общества (научно-техническим прогрессом, культурой, экономикой и т.п.) и потребностью социума, его духовным, интеллектуальным и потребительским спросом. Профессия как объективная реальность «оживает» только в профессиональной деятельности, исполняемой человеком; в то же время, осваивая профессию, человек познает себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.
Таким образом, человек и профессия – это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала.
Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность – это целая жизнь, то, к чему он стремится, о чем мечтает; то, что он изучает, познает, осваивает, осознает и преобразует. Профессиональная деятельность поглощает большую часть жизни человека и является ее своеобразным источником. Именно в этой деятельности человек начинает познавать себя.
Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом и человек может осознавать себя в качестве его значимого «организма». И в то же время она же может способствовать не только развитию человека, но и его разрушению. Путь в профессиональную деятельность – это многоэтапный и сложный путь, сопровождающ