Тема 3. Профессиональные сообщества психологов и правовые нормы, этические принципы, регулирующие деятельность психолога

Цели и виды профессиональных коммуникаций. Психологические общества и ассоциации. Российское психологическое общество (РПО). Официальные формы признания заслуг и «оппонентный круг» профессионала. Специализированные периодические издания. Профессиональные сайты и Интернет-ресурсы.

Цели и задачи, права и обязанности психолога (исследователя, практика, преподавателя). Этические проблемы и специфика нравственных норм профессиональной деятельности психолога. Правовые основания деятельности российского психолога. Закон о психологической помощи. Этические проблемы и «соблазны» практической психологии. Этический кодекс психологов РПО от 2012 года. Основные этические принципы в работе психолога.

Основная литература

1. Вачков, И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-Социальный институт, 2015. - 464 с.

2. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21718&cat=1085&page=1

3. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие / Е. А. Климов [и др.] ; ред. Е. А. Климов. - М. : Академия, 2007. - 208 с.

Дополнительная литература

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.

2. Павлова, Т.А. Введение в профессию. Психолог: учебное пособие / Т. А. Павлова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 136 с.

3. Соколова, Е.Е. Введение в психологию. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с. - (Университетский учебник по психологии).

4. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология. СПб.: Питер, 2007. - 253 с.

Описание занятий семинарского типа

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ВИДЫ И ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Цель:студентыдолжны осознать, что воспитание, как и обучение, опирается на закономерности и цели, которые помогают педагогу выявить основы выстраивания плана педагогической деятельности воспитания детей.

Понятийный аппарат:житейская, научная, практическая и популярная психология, виды деятельности психолога, области деятельности психолога.

Вопросы для обсуждения

1. Обыденные и профессиональные представления о психологах. "Бытовые" мифы о психологах распространены в общест­венном сознании.

2. Что объединяет и что различает деятельность психолога и работу врача, священника, педагога-воспитателя, социального работника? Почему их путают?

3. Как можно определить собственно психологическую деятельность? В чем ее специфика?

4. Отличия профессиональной психологической деятельности от непрофессиональной.

5. Понятие помощи в психологии, медицине, педагогике, религии, юриспруденции.

6. Основные области практической психологии (психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое сопровождение, психологический тренинг, психологическая экспертиза).

7. Задачи практической пси­хологии.

8. Связь академической и практической пси­хологии.

9. Цель, задачи и методы психологического консультирования.

10. Цель, задачи и методы психологического просвещения.

11. Задачи и основные проблемы психологической службы в образовании.

12. Представление о практической психологии в медицине.

13. Психологическая помощь семьям.

14. Отличия профессионально значимых личностных свойств в академической и практической психологии.

Литература.

1. Вачков, И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-Социальный институт, 2015. - 464 с.

2. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21718&cat=1085&page=1

3. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие / Е. А. Климов [и др.] ; ред. Е. А. Климов. - М. : Академия, 2007. - 208 с.

4. Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» [Электронный ресурс] URL: http:// http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/141

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

ТЕМА: УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ И ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА

Цель:студентыдолжны представлять содержание учебно-профессиональной подготовки психологов, этапы профессионального становления, характеристики и причины профессиональных деструкций и роль супервизии, балинтовских групп в профессиональном самосовершенствовании психолога.

Понятийный аппарат:учебно-профессиональная подготовка, профессиональное становление, кризисы профессионального становления, профессиональные деструкции, супервизия, балинтовская группа.

Вопросы для обсуждения

1. Мотивы, определяющие выбор профессии психолога и факторы, влияющие на этот выбор.

2. Образ себя как профессионала – ведущий смыслообразующий мотив профессионального становления.

3. Этапы и кризисы профессионального становления.

4. Мотивация психолога в процессе профессионального становления.

5. Профессиональные деструкции в развитии психолога.

6. Формальные и содержательные аспекты высшего психологического образования.

7. Последипломное образование психологов в России и за рубежом.

8. Роль супервизии в подготовке практического психолога.

9. Балинтовские группы как форма профессионального совершенствования психолога.

10. Черты личности, способствующие успеш­ности профессиональной деятельности психолога.

11. Методы самоанализа в профессиональной деятельности.

Литература.

1. Вачков, И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-Социальный институт, 2015. - 464 с.

2. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21718&cat=1085&page=1

3. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие / Е. А. Климов [и др.] ; ред. Е. А. Климов. - М. : Академия, 2007. - 208 с.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Наши рекомендации