Тема 3. Профессиональные сообщества психологов и правовые нормы, этические принципы, регулирующие деятельность психолога
Цели и виды профессиональных коммуникаций. Психологические общества и ассоциации. Российское психологическое общество (РПО). Официальные формы признания заслуг и «оппонентный круг» профессионала. Специализированные периодические издания. Профессиональные сайты и Интернет-ресурсы.
Цели и задачи, права и обязанности психолога (исследователя, практика, преподавателя). Этические проблемы и специфика нравственных норм профессиональной деятельности психолога. Правовые основания деятельности российского психолога. Закон о психологической помощи. Этические проблемы и «соблазны» практической психологии. Этический кодекс психологов РПО от 2012 года. Основные этические принципы в работе психолога.
Основная литература
1. Вачков, И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-Социальный институт, 2015. - 464 с.
2. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21718&cat=1085&page=1
3. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие / Е. А. Климов [и др.] ; ред. Е. А. Климов. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
Дополнительная литература
1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.
2. Павлова, Т.А. Введение в профессию. Психолог: учебное пособие / Т. А. Павлова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 136 с.
3. Соколова, Е.Е. Введение в психологию. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. - 352 с. - (Университетский учебник по психологии).
4. Шмелева, И.А. Введение в профессию. Психология. СПб.: Питер, 2007. - 253 с.
Описание занятий семинарского типа
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: ВИДЫ И ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Цель:студентыдолжны осознать, что воспитание, как и обучение, опирается на закономерности и цели, которые помогают педагогу выявить основы выстраивания плана педагогической деятельности воспитания детей.
Понятийный аппарат:житейская, научная, практическая и популярная психология, виды деятельности психолога, области деятельности психолога.
Вопросы для обсуждения
1. Обыденные и профессиональные представления о психологах. "Бытовые" мифы о психологах распространены в общественном сознании.
2. Что объединяет и что различает деятельность психолога и работу врача, священника, педагога-воспитателя, социального работника? Почему их путают?
3. Как можно определить собственно психологическую деятельность? В чем ее специфика?
4. Отличия профессиональной психологической деятельности от непрофессиональной.
5. Понятие помощи в психологии, медицине, педагогике, религии, юриспруденции.
6. Основные области практической психологии (психопрофилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическое сопровождение, психологический тренинг, психологическая экспертиза).
7. Задачи практической психологии.
8. Связь академической и практической психологии.
9. Цель, задачи и методы психологического консультирования.
10. Цель, задачи и методы психологического просвещения.
11. Задачи и основные проблемы психологической службы в образовании.
12. Представление о практической психологии в медицине.
13. Психологическая помощь семьям.
14. Отличия профессионально значимых личностных свойств в академической и практической психологии.
Литература.
1. Вачков, И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-Социальный институт, 2015. - 464 с.
2. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21718&cat=1085&page=1
3. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие / Е. А. Климов [и др.] ; ред. Е. А. Климов. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
4. Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» [Электронный ресурс] URL: http:// http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/141
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ И ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА
Цель:студентыдолжны представлять содержание учебно-профессиональной подготовки психологов, этапы профессионального становления, характеристики и причины профессиональных деструкций и роль супервизии, балинтовских групп в профессиональном самосовершенствовании психолога.
Понятийный аппарат:учебно-профессиональная подготовка, профессиональное становление, кризисы профессионального становления, профессиональные деструкции, супервизия, балинтовская группа.
Вопросы для обсуждения
1. Мотивы, определяющие выбор профессии психолога и факторы, влияющие на этот выбор.
2. Образ себя как профессионала – ведущий смыслообразующий мотив профессионального становления.
3. Этапы и кризисы профессионального становления.
4. Мотивация психолога в процессе профессионального становления.
5. Профессиональные деструкции в развитии психолога.
6. Формальные и содержательные аспекты высшего психологического образования.
7. Последипломное образование психологов в России и за рубежом.
8. Роль супервизии в подготовке практического психолога.
9. Балинтовские группы как форма профессионального совершенствования психолога.
10. Черты личности, способствующие успешности профессиональной деятельности психолога.
11. Методы самоанализа в профессиональной деятельности.
Литература.
1. Вачков, И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-Социальный институт, 2015. - 464 с.
2. Локалова, Н.П. Психология. Введение в профессию [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.П. Локалова. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21718&cat=1085&page=1
3. Психолог: Введение в профессию: учебное пособие / Е. А. Климов [и др.] ; ред. Е. А. Климов. - М. : Академия, 2007. - 208 с.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3