Вопрос № 5 «Стихийное массовое поведение»

В основе массового поведения лежит особая психология. Субъектом стихийного массового поведения может быть лю­бая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализа­ции совместных действий. В качестве субъектов можно назвать следующие.

Публика- большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмыс­ление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярная личность, уличное происшествие, зрелищные мероприятия в театре или на стадионе, митинг, демонстрация и т.п.

Масса- это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между со­бой, но связанных общим и постоянным интересом. Самым слож Вопрос № 5 «Стихийное массовое поведение» - student2.ru Вопрос № 5 «Стихийное массовое поведение» - student2.ru ным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа.

Толпа- контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Тол­па как наиболее яркое выражение стихийного массового поведения -крайне сложный объект для изучения и управления. Это связано с тем, что она может быстро переходить из одного состояния в дру­гое, следовательно, меняется состояние и поведение людей.

Случайная толпа - скопление людей, желающих получить ин­формацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они ста­ли по случайному стечению обстоятельств. Основной контингент, составляющий случайную толпу, - лица, испытывающие острую потребность в острых впечатлениях. Случайная толпа (толпа зевак) по своим характеристикам во многом напоминает публику и также способна быстро переходить в другие, более опасные виды толпы.

Экспрессивная толпа- группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста. На форму проявления чувства, характер экспрессии оказывают влияние как сами события и явления, послужившие поводом, так и стереотипы поведения, правила и традиции, характерные для данной социальной среды, ее этнокультурных, профессиональных и других особенностей. Для экспрессивной толпы характерно высокое эмоциональное напря­жение, но сама толпа сравнительно легко поддается управлению. В своем поведении она подчиняется определенному ритму, который может задаваться песней, маршем, скандированием лозунгов и т.п. Этот ритм может возникать как спонтанно, благодаря самодея­тельности самих участников толпы, так и внедряться с помощью громкоговорящих установок и т.д.

Более сложная разновидность толпы (с точки зрения поддер­жания общественного порядка) - конвенциональная толпа, пред­ставляющая собой группу людей, поведение которых укладывается в какие-то принятые для данной ситуации нормы, но далеко выхо­дит за рамки обычного поведения.

Наиболее сложным и опасным для общественного порядка ви­дом толпы является действующая. Действующая толпа- контактная общность людей, осуществ­ляющая активные действия относительно определенного объекта.

Индивиды, составляющие данную сущность, связаны опреде­ленной целью и стремятся к ее достижению на основе совместных действий.

Агрессивная толпаотличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту.

Поводом для формирования агрессивной толпы могут быть события и факты, затрагивающие действительные или ложно поня­тые интересы, касающиеся материальной или духовной сфер жиз­недеятельности людей.

Формированию агрессивной толпы предшествует достаточно продолжительный период (от нескольких часов до нескольких су­ток) нарастания психологической напряженности как в отдельных группах, так и в районах. В то же время сама агрессивная толпа и в пространстве, и во времени локализована.

Как правило, такая толпа может перемещаться на расстоянии не­скольких километров, время ее существования ограничено (6-8 часов).

Поведение агрессивной толпы может выражаться как в форме массовых беспорядков, так ив форме нарушения общественного и личного спокойствия, нормального хода общественной жизни, ра­боты транспорта, предприятий, учреждений, оказания неповинове­ния представителям власти или угрозы насилием.

Одной из ярких разновидностей действующей толпы является спасающаяся.Такая толпа представляет собой группу людей, на­ходящихся в состоянии паники. Эмоциональное состояние пре­дельного напряжения - паники - может возникнуть в самых раз­личных обстоятельствах, когда людьми овладевает чувство острой опасности. Источником такой опасности могут быть: стихийные бедствия, катастрофы, аварии, пожары, необычные природные яв­ления, преступные действия отдельных лиц или групп и т.д.

Приведенная классифи­кация весьма условна.

В практическом плане наиболее важное свойство толпы - превращаемость: раз толпа образова­лась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.

Превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и стро­ятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.

Слух - сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.

При изучении слухов используются различные основания классификации. По экспрессивному параметру различают три типа:

· слух-желание

· слух-пугало

· агрессивный слух

Слухи-пугало возникают в периоды социального напряжения и варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Самая ба­нальная фабула слуха-пугало - грядущий рост цен или исчезнове­ние некоторых продуктов. Здесь отчетливо проявляются катализационная и инструментальная роль слухов: принимая их за чис­тую монету, люди лихорадочно приобретают ненужные им про­дукты или в неразумных количествах, а в результате действитель­но искажается конъюнктура слабого рынка, товары исчезают или растут в цене. В последних эпизодах уже просматриваются оттен­ки третьего типа - агрессивных слухов. Иногда агрессивный отте­нок выпячивается более отчетливо. Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряженные отношения между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собствен­ной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают нена­висть к какой-то группе или личности. Второй, информационный параметр слуха-пугало, отражает степень достоверности фабулы. Порой слух совсем не обязательно несет ложную информацию.

Заключение

Исторические условия жизни и общения привели к тому, что люди объединились в различные общности, характеризующиеся теми или иными психологическими особенностями. В этих объединениях общение направлено на установление психологического контакта между людьми, взаимопонимания, что является необходимым условием существования каждой личности.

Социально-психологический облик коллектива – социальной общности, возникающей в условиях наиболее прогрессивного общественного строя, содержит принципиально новые черты, существенно отличающие коллектив от иных групп, характеризующие его как высший уровень развития всякой человеческой общности.

Эффективная борьба с организованной деятельностью преступных групп невозможна без глубокого знания психологических закономерностей их образования, формирования поведения и межличностных отношений, особенностей проявления всех компонентов индивидуальной психологии человека, находящегося в группе людей.

Список литературы.

а) основная литература

1. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. - М.: Проспект, 2010.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2012.

3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010.

4. Столяренко А.М. Юридическая психология. Учебник. - М.: Проспект, 2010.

5. Сутормина Л.И. Основы психологии. Учебное пособие. – М.,2010.

6. Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. – М., ЮНИТИ – ДАНА, 2009.

б) дополнительная литература

1. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект Пресс», 2010.

3. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: учебное пособие. – М.: ЩИТ-М, 2006.

4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Мариновская И.Д. / Под ред. В.Я. Кикотя. Общая и юридическая психология. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. – М.: Щит-М, 2003.

6. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

7. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.

8. Юридическая психология: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Доктор педагогических наук,

профессор, академик РАЕН,

профессор кафедры юридической

психологии УНК ПСД Московского

университета МВД России имени В.Я Кикотя Родин В.Ф.

Наши рекомендации