Вопрос № 5 «Стихийное массовое поведение»
В основе массового поведения лежит особая психология. Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий. В качестве субъектов можно назвать следующие.
Публика- большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания - популярная личность, уличное происшествие, зрелищные мероприятия в театре или на стадионе, митинг, демонстрация и т.п.
Масса- это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом. Самым слож ным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа.
Толпа- контактная, внешне не организованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Толпа как наиболее яркое выражение стихийного массового поведения -крайне сложный объект для изучения и управления. Это связано с тем, что она может быстро переходить из одного состояния в другое, следовательно, меняется состояние и поведение людей.
Случайная толпа - скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Основной контингент, составляющий случайную толпу, - лица, испытывающие острую потребность в острых впечатлениях. Случайная толпа (толпа зевак) по своим характеристикам во многом напоминает публику и также способна быстро переходить в другие, более опасные виды толпы.
Экспрессивная толпа- группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста. На форму проявления чувства, характер экспрессии оказывают влияние как сами события и явления, послужившие поводом, так и стереотипы поведения, правила и традиции, характерные для данной социальной среды, ее этнокультурных, профессиональных и других особенностей. Для экспрессивной толпы характерно высокое эмоциональное напряжение, но сама толпа сравнительно легко поддается управлению. В своем поведении она подчиняется определенному ритму, который может задаваться песней, маршем, скандированием лозунгов и т.п. Этот ритм может возникать как спонтанно, благодаря самодеятельности самих участников толпы, так и внедряться с помощью громкоговорящих установок и т.д.
Более сложная разновидность толпы (с точки зрения поддержания общественного порядка) - конвенциональная толпа, представляющая собой группу людей, поведение которых укладывается в какие-то принятые для данной ситуации нормы, но далеко выходит за рамки обычного поведения.
Наиболее сложным и опасным для общественного порядка видом толпы является действующая. Действующая толпа- контактная общность людей, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта.
Индивиды, составляющие данную сущность, связаны определенной целью и стремятся к ее достижению на основе совместных действий.
Агрессивная толпаотличается высшей степенью возбуждения и особо опасным характером поведения, в основе которого лежат негативные чувства по отношению к определенному объекту.
Поводом для формирования агрессивной толпы могут быть события и факты, затрагивающие действительные или ложно понятые интересы, касающиеся материальной или духовной сфер жизнедеятельности людей.
Формированию агрессивной толпы предшествует достаточно продолжительный период (от нескольких часов до нескольких суток) нарастания психологической напряженности как в отдельных группах, так и в районах. В то же время сама агрессивная толпа и в пространстве, и во времени локализована.
Как правило, такая толпа может перемещаться на расстоянии нескольких километров, время ее существования ограничено (6-8 часов).
Поведение агрессивной толпы может выражаться как в форме массовых беспорядков, так ив форме нарушения общественного и личного спокойствия, нормального хода общественной жизни, работы транспорта, предприятий, учреждений, оказания неповиновения представителям власти или угрозы насилием.
Одной из ярких разновидностей действующей толпы является спасающаяся.Такая толпа представляет собой группу людей, находящихся в состоянии паники. Эмоциональное состояние предельного напряжения - паники - может возникнуть в самых различных обстоятельствах, когда людьми овладевает чувство острой опасности. Источником такой опасности могут быть: стихийные бедствия, катастрофы, аварии, пожары, необычные природные явления, преступные действия отдельных лиц или групп и т.д.
Приведенная классификация весьма условна.
В практическом плане наиболее важное свойство толпы - превращаемость: раз толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.
Превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.
Слух - сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к другому.
При изучении слухов используются различные основания классификации. По экспрессивному параметру различают три типа:
· слух-желание
· слух-пугало
· агрессивный слух
Слухи-пугало возникают в периоды социального напряжения и варьируют от просто пессимистических до откровенно панических. Самая банальная фабула слуха-пугало - грядущий рост цен или исчезновение некоторых продуктов. Здесь отчетливо проявляются катализационная и инструментальная роль слухов: принимая их за чистую монету, люди лихорадочно приобретают ненужные им продукты или в неразумных количествах, а в результате действительно искажается конъюнктура слабого рынка, товары исчезают или растут в цене. В последних эпизодах уже просматриваются оттенки третьего типа - агрессивных слухов. Иногда агрессивный оттенок выпячивается более отчетливо. Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряженные отношения между социальными группами, причем даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают ненависть к какой-то группе или личности. Второй, информационный параметр слуха-пугало, отражает степень достоверности фабулы. Порой слух совсем не обязательно несет ложную информацию.
Заключение
Исторические условия жизни и общения привели к тому, что люди объединились в различные общности, характеризующиеся теми или иными психологическими особенностями. В этих объединениях общение направлено на установление психологического контакта между людьми, взаимопонимания, что является необходимым условием существования каждой личности.
Социально-психологический облик коллектива – социальной общности, возникающей в условиях наиболее прогрессивного общественного строя, содержит принципиально новые черты, существенно отличающие коллектив от иных групп, характеризующие его как высший уровень развития всякой человеческой общности.
Эффективная борьба с организованной деятельностью преступных групп невозможна без глубокого знания психологических закономерностей их образования, формирования поведения и межличностных отношений, особенностей проявления всех компонентов индивидуальной психологии человека, находящегося в группе людей.
Список литературы.
а) основная литература
1. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. - М.: Проспект, 2010.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2012.
3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник. - М.: Юрайт, 2010.
4. Столяренко А.М. Юридическая психология. Учебник. - М.: Проспект, 2010.
5. Сутормина Л.И. Основы психологии. Учебное пособие. – М.,2010.
6. Цветков В.Л. Юридическая психология. Учебное пособие. – М., ЮНИТИ – ДАНА, 2009.
б) дополнительная литература
1. Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: «Аспект Пресс», 2010.
3. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: учебное пособие. – М.: ЩИТ-М, 2006.
4. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Мариновская И.Д. / Под ред. В.Я. Кикотя. Общая и юридическая психология. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
5. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. – М.: Щит-М, 2003.
6. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я.Кикотя. - 2-е издание перераб. и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.
7. Родин В.Ф. Психология. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2016. 303 с.
8. Юридическая психология: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Доктор педагогических наук,
профессор, академик РАЕН,
профессор кафедры юридической
психологии УНК ПСД Московского
университета МВД России имени В.Я Кикотя Родин В.Ф.