Вопрос 2. Характеристика направленности как подструктуры личности

Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека, сложная система соподчинения и взаимодействия следующих блоков:

- потребности;

- мотивы;

- цели;

- ценностные ориентации;

- интересы;

- идеалы;

- убеждения;

- мировоззрения.

Потребности - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, которая характеризуется следующими признаками:

- любая потребность имеет свой предмет, т.е. наличие нужды в чем-то;

- всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими способами она удовлетворяется;

- потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство материаль­ных и духовных ценностей. Они источник активности человека. Чтобы удовлетворить потребности, человек должен изыскивать те или иные средства, а потому решать определенные теорети­ческие и практические задачи.

Потребности определенным образом влияют на переживания, мышления и волю человека. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способов их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями, в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод или жажду, но жертвовать собственной жизнью.

Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных условий его жизни.

Классификация уровней потребностей:

К витальным (жизненным, физиологическим или органическим) потребностям относятся голод, жажда, половое влечение и другие.

Потребность в безопасности представляет собой желание чувствовать себя защищенным, избавиться от чувства страха, неудач, агрессивности.

К потребностям в общении относятся принадлежность к общности, нахождение рядом с людьми.

Потребность в статусе – достижение определенного успеха, признание, авторитет и одобрение окружающих.

Потребность в самореализации (самоактуализации) – достижение своих целей, реализация способностей, развитие собственной личности.

Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии между собой. Так, потребность в пище - это витальная потребность, но потребность в застолье это уже потребность в общении, где нужен определенный набор блюд (например икра), а это уже потребность в статусе (у меня есть икра, и я уважаю сам себя), т.е. пища в данном случае стала средством самореализации. Так может быть рассмотрена каждая витальная потребность (в одежде и т.п.).

Осознанная потребность становится мотивом.

При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей (и инстинктов) как источников активности. Если изучается воп­рос, на что направлена активность организма, ради чего. произ­веден выбор именно этих актов поведения, а не других, иссле­дуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяю­щих выбор направленности поведения.

Но мотив - это не цель, которая формируется в зависимос­ти от мотивов, установок и других составных, о чем мы скажем ниже.

Существует тесная связь не только между потребностями и мотивами, но и между потреб­ностями и интересами.

Интерес -это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, а интерес - личную неприязнь к какой-то деятельности.

Интересы - это прежде всего активная познавательная направ­ленность человека на тот или иной предмет, явление или деятель­ность при положительном эмоциональном отношении к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуаль­ными условиями его жизни. Они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевать трудности и препятствия (интерес к учебе, к технике, музыке, театру, шахматам и т.д. - (интерес к театру может стать потребностью посещать спектакли).

Интересы характеризуются по их содержанию, широте, глуби­не, устойчивости и действенности.

По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, спорту и т.п.).

По широте различают широкие и узкие интересы. Причем широта и разно­сторонность интересов сочетаются с наличием основного, централь­ного интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного-двух изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

Глубина интереса означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему.

По устойчивости выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быст­ро возникают и быстро угасают). Человек с неустойчивыми интере­сами легко увлекается и быстро охладевает.

Действенные интересы, побуждают к действиям по удовлетво­рению интереса, в отличии от пассивных интересов (пример: интерес к спорту действенный, когда человек сам занимается спор­том, пассивный, когда он часами сидит у телевизора, наблюдая за матчами, читает спортивные журналы, газеты, книги, знает биографии игроков, но сам спортом не занимается).

Однако человек делает не только то, в чем испытывает непос­редственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. Поведение личности регулируется и определяется также моральными мотивами, чувствию долга, общественными обя­занностями и т.д.

Моральные мотивы поведения человека выражают­ся в идеалах и убеждениях.

Идеал- это образец, которому следует человек в деятельности и поведении. Идеал отражает жизнь. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. Вместе с тем в идеале всегда есть частичка фантазии, т.е. переконструированной действительности., когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного , подчеркивается и даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущем слито.

С идеалами тесно связаны убеждения.

Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, в которые чело­век верит, в истинности их не сомневается, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Убеждения - это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.

Если убеждения образуют определенную систему, они стано­вятся мировоззрением человека, т.е. мировоззрение- система взглядов на природу, общество и человеческое мышление.

Существует мировоззрение общества и мировоззрение личности, при этом мировоззрение общества влияет на формирование мировоззре­ния личности, а также наблюдается и обратное воздействие, т.е. личностный вклад - взаимодействие мировоззрения общества и личности.

Мировоззрение служит как бы высшим регулятором поведения и действий личности. Импульс к действию, возникший под влия­нием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с мировоззренческими взглядами человека и соответственно санк­ционируется или затормаживается ими. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, инте­ресы.

Выработка (наличие) мировоззрения - существенный показатель зрелости личности (социальной группы). Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характера - оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, то для нас крайне важный аспект - а именно: поведение людей.

Ценностные ориентации - это глобальные цели, которые человек пытается реализовать, в ЦО можно выделить два компонента:

- ценности-цели;

- ценности-средства.

Прежде чем говорить о целях, необходимо рассмотреть блок направленности, мировоззрение личности в другом аспекте, важном для нас с профессиональной стороны.

По­ведения людей определяется примерно на 90% традиционным, бытовым мировоззрением. В настоящее время религиозность – с одной стороны, мода, с другой – потребность. Существует много различных взглядов (плюрализм мнений), но сама по себе система верований (не в религиозном смысле) человека очень важна, как и система идеалов (либо они есть, остались, либо они нарушены, вакуума быть не должно и не может).

Например, изменение системы верований: до недавнего времени верили в коммунизм, но его (или о нем) не знали; сейчас эта система верований разрушена, и необходимо заполнить вакуум. Сейчас это особо чувствуется, ибо масс-культура не дает идеалов, а только - подражание. Много говорится о христианских ценностях, но они дрейфуют (не убий! Но: кого? не укради! Но у кого? и т.п.).

Необходимо знать, как человек поведет себя в кризисной ситуации, как посту­пит? Т.е. все - это уже очень психологично, крайне важно про­фессионально для нас. Долг (чувство долга) - тоже компонент направленности. Сотрудник, как и всякий человек, тоже выбирает в своем поведении, а это тоже направленность - для него тоже существуют ценности-цели и ценности-средства.

А как только образуется в системе направленности, верова­ний - вакуум (пусть даже кратковременный) тогда в человеке просыпается все самое дикое и темное, наследие палеолита.

Итак, для чего и ради чего человек проявляет активность, действует?

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Понятие о цели как осознаваемом образе предвосхищаемого результата служит при изучении произвольных преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности. Это важно для сотрудников ОВД, так как соединяет вопросы поведения и ответственности.

Далее рассмотрим основные компоненты конкретного поведенческого акта:

 
  Вопрос 2. Характеристика направленности как подструктуры личности - student2.ru

П – потребность;

М – мотив;

У – установка (готовность человека действовать в определенном направлении, выбор средств);

Ц – цель;

СО - социальный опыт (знаний, умений, стереоти­пов, привычек, норм поведения);

ЦО - ценностные ориентации;

С – ситуация (объективные ограничения, которые есть в данный момент, или ситуативные ограничения в деятельности).

Наши рекомендации