ПРАКТИКУМ № 1. ЦИФРОВОЙ МИР И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ПРАКТИКУМ № 1. ЦИФРОВОЙ МИР И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Самозачет по теме: психическое развитие, ведущая деятельность, возраст, движущие силы развития, зона ближайшего развития, индивидуальная си­туация развития, кризис (возрастной), предпосылки развития, психическая депривация, психическое но­вообразование, сензитивный период, созре­вание, социальная ситуация развития, темп развития, условия развития, факторы развития.

Вопросы для подготовки:

1. Цифровое и доцифровое общество как культурный контекст развития ребенка: различия и пересечения.

2. Гаджет как инструмент развития: между добром и злом.

3. Компьютерная игра и игра реальная: что важнее для развития ребенка?

4. Ребенок цифрового мира – изменяя законы развития. К чему, на ваш взгляд должен быть готов педагог, работающий с современными детьми? Проиллюстрируйте вашу точку зрения примерами из жизни.

5. Цифровое слабоумие, цифровая зависимость: миф или реальность?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Заполните таблицу, предварительно изучив литературу по теме.

Возраст Цифровое устройство Возможности для развития Угрозы для развития
Младенчество        
Раннее детство        
Дошкольный возраст      
Младший школьный возраст      
Подростковый возраст      
Ранний юношеский возраст      

Литература для подготовки

1. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг/ Манфред Шnитцер; пер. с немецкого А. Г. Гришина - Москва: АСТ, 2014. – 288с.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук").

3. Маховская О.И. Дети и телевидение: история психологических исследований и экспертизы телепрограмм для детей: монография / О.И. Маховская, Ф.О. Марченко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 172 с. - (Научная мысль). — [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

4. Баранов А.Е. Интернет-психология / А.Е. Баранов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 с. - [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

5. Кожевникова О.В. Шавалеева З.Н. Психологические особенности интернет-зависимых пользователей / Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 3, 2012. - [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

6. https://survival.kaspersky.ru/book/Survive_book.pdf

7. https://mel.fm/edcrunch/1573842-derek_breen

8. https://takprosto.cc/vliyanie-gadzhetov-na-detey/

9. https://newtonew.com/school/digital-amentia

ПРАКТИКУМ № 2 (СЕМИНАР)

«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

Самозачет по теме:физическое развитие, психическое развитие, физическое здоровье, психическое здоровье, психологическое здоровье, образ физического «Я» как компонент самосознания, тело: природное, социальное и культурное, психосоматика, пищевые нарушения (анорексия, булимия)

Вопросы для обсуждения:

1. Физическое, психическое и психологическое здоровье в психологии.

2. Взаимосвязь физического и психического развития в разных возрастах.

3. Психосоматические проявления в детском и подростковом возрасте.

4. Пищевые нарушения и их проявления (анорексия, булимия и т.п.)

5. Природное, социальное и культурное тело.

6. Внешние проявления телесности.

7. Мода и ее влияние на развитие телесности.

8. Физическая культура как дисциплинарное пространство формирования телесности.

9. Телесность с различными измененными физическими возможностями.

Примечание:

Внешние проявления телесности:

• форма тела;

• украшения тела (татуировка, перья, костюмы и т.д.);

• экспрессивные движения тела, т.е. положения тела, жесты, выражения лица;

• «техника тела» (социальное нормирование движений - способы ходьбы и бега, ритм шагов, движение рук и ног, способы основных двигательных действий);

• телесная дистанция (проксемика).

Внутренние проявления телесности:

• отношение к собственному телу (принятие - непринятие);

• физическая подготовленность и физические качества;

• состояние внутренних органов и систем;

• контроль над проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1.

Выделите факторы, влияющие на сексуальность и половую идентичность в юности. Как изменилось отношение к мужской и женской сексуальности в современном обществе? Что можно сделать, чтобы снизить степень риска в сексуальном поведении юношей?

Задача № 2.

Юля П., 17 лет, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

Чем может быть обусловлено такое поведение девушки? Какие особенности личности Юли связаны с возрастом, а какие - с характером?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Задание № 1.

Написать эссе по одной из выбранных тем:

1. Я и мое тело. Связь тела и души.

2. Мое совершенно несовершенное тело.

3. Мое тело - мое дело.

4. Мода и ее влияние на отношение к своему телу.

5. Взросление тела как изменение восприятия себя и окружающего мира.

Литература

1. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. – М.: Психотерапия, 2009. – 480 с.

2. Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. - https://studfiles.net/preview/399183/page:6/

3. Косяк В.А. Эпистимиология человеческой телесности. Сумы: Университетская книга, 2002.

4. Кудрявцев В. «Дано мне тело…» О развивающей педагогике оздоровления. - http://psypress.ru/articles/26741.shtml

5. Мухина В.С. Плоть и дух // Развитие личности. 2000. №3 С. 65-94.

6. Наталов Г.Г Эволюция научных представлений об объекте и кризисе общей теории физической культуры // Теория практика физ. онтогенез телесности: особенности восприятия тела в подростковом возрасте. - http://psypress.ru/articles/22643.shtml

7. Шалыгина О.В., Холмогорова А.Б. «Телоцентрированность» современной культуры и ее последствия для психического здоровья детей, подростков и молодежи. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. с. 36-68.

8. Ижванова Е.М. Гендерные аспекты маскулинности / Ижванова Е.М. [Znanium.com, 2016, вып. №1-12, 11 стр.]

ПРАКТИКУМ № 3 (СЕМИНАР)

«ОСОБЫЙ РЕБЕНОК В ДОУ И ШКОЛЕ»

Самозачет по теме:инклюзия, дети с ОВЗ, норма и ее виды, опережающее развитие, акселерация, вундеркинизм, дизонтогенез, психопатология, патопсихологии, психическое недоразвитие, дефект и его виды, олигофрения, задержанное психическое развитие (ЗПР), инфантилизм, поврежденное психическое развитие, деменция, дефицитарное психическое развитие, сенсорные дефекты, ДЦП, искаженное психическое развитие, РДА, дисгармоничное психическое развитие, психопатия.

Вопросы для подготовки:

1. Особые дети - кто они?

2. Варианты психического развития.

3. Типология дизонтогенеза.

4. Психолого-педагогическое сопровождение особых детей.

5. Проблемы инклюзивного образования.

Психологические задачи

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание № 1.

Найдите и ознакомьтесь с типологией дизонтогенеза (В.В.Лебединский). Заполните таблицу.

Тип дизонтогенеза Основные формы и модели Характеристики: функциональные и психологические Причины и проявления
1.Недоразвитие олигофрения    
2.Задержанное-ЗПР инфантилизм    
3.Поврежденное деменция    
4.Дефицитарное Нарушение слуха, речи, зрения, ДЦП (движений)    
5.Искаженное РДА (аутизм)    
6.Дисгармоническое психопатия    

Задание № 2.

Анкета « Проблемы инклюзии»

Письменно ответьте на вопросы анкеты и сделайте вывод об уровне собственной компетентности об инклюзивном образовании.

Просим Вас подчеркнуть вариант ответа:

1) Уровень готовности школьной инфраструктуры:

- высокий,

- средний,

- низкий,

- ОУ не готово.

2) Какие должны быть специалисты в ОУ:

- координатор по инклюзивному образованию,

- дефектолог,

- педагог-психолог,

- сурдопедагог,

- тифлопедагог,

- врач,

- социальный педагог,

- АВА-терапист,

- специалист ЛФК и др.

Литература

1. Кучерук О.С., Бойчук Ю.Д. Инклюзивная компетентность будущих учителей как основной фактор успешности включения детей с ограниченными образовательными возможностями в общеобразовательное пространство // Особый ребенок: образование, лечение, коррекция. 2012. No 2. С. 119–127

2. Инклюзивное образование в ДОУ// https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fi.rosinka-ars.ru

3. Учебные материалы для детского сада: http://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemy-i-reshenie.html

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: https://studfiles.net/> Lebedinskiy…narusheniya-psihicheskogo…<

5. Трошихина Е. Г., Щукин А. В. Нарушение и коррекция психического развития: учебное пособие Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета 2016 г. 80 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

6. Таллибулина М. Т. Психологические исследования одаренности: сборник статей Директ-Медиа • 2016 год • 236 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

7. Архипов Б. А., Максимова Е. В., Семенова Н. Е. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: сборник статейДиалог-МИФИ • 2016 год • 64 страницы [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

ПРАКТИКУМ № 4 (СЕМИНАР)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1.«Ролевое проигрывание ситуаций»(с 5 лет)

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

Обсуждение.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Задание № 1.

Написать эссе по одной из выбранных тем:

  1. Как справиться со злостью? (Памятка, как «Спустить пар»).
  2. Как простить обиду?
  3. Зачем мне нужна эмпатия?
  4. Зачем нужны комплименты?
  5. Нужно ли управлять своими эмоциями?

Литература для подготовки

1. Немов Р.С. Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук").

2. Способности и негативные образования личности // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 284-331.

3. Проблемы возраста в семье, школе и подростковых объединениях // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 404-461.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2006.

5. Алмосов С. М. Проблема тревожности в современной психологии: Лаборатория книги, 2012 г.- 91 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

6. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

7. Харитонов С., Гуляев В. М. Экстремалы: дискордантности:Московский финансово-промышленный университет «Синергия» • 2016 год • 48 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

8. Андрущенко Т., Тимашева Л. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

9. Фомин А. Я. Проблема развития воли Лаборатория книги • 2012 год • 104 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

10. Бриш К.Х . Теория привязанности и воспитание счастливых людей: Практическое пособие / Бриш К.Х. - М.:Теревинф, 2015. - 210 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

11. Сизикова И.В. Детские страхи: Учебное пособие / Сизикова И.В., - 2-е изд. - М.:ИОИ, 2016. - 111 с.: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

Практикум № 5 (СЕМИНАР)

Психологические задачи.

Задача № 1. «Зависят ли взгляды на жизнь от возраста?» (Дж. Кинчер)

Семь приведенных в тесте фраз принадлежат самым разным людям.

Вот сколько им лет: 6 7 7 19 51 66 81

Читая эти фразы, определите возраст говорящего:

  1. «Я узнал, что, если бы не было проблем, не было бы и возможностей».
  2. «Я узнал, что лист капусты нельзя спрятать в стакане с молоком».
  3. «Я узнал, что каждый может чему – нибудь научиться».
  4. «Я узнал, что если людям улыбаться, то они почти всегда в ответ тоже будут улыбаться».
  5. «Я узнал, что если смеяться, когда пьешь лимонад, он пойдет носом».
  6. «Я узнал, что, если принимать решение, руководствуясь добрыми чувствами, это, как правило, бывает правильное решение».
  7. «Я понял, что если кашу размазать по тарелке, то все будут думать, что уже много съел».

Выводы: В чем взгляды тех, кто старше, отличаются от взглядов тех, кто младше? Всегда ли по взглядам молодых определить проще, чем старых? Что общего в ответах пожилых людей?

Задача № 2.

Когда папа подошел к дочке Оле (11 мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг горько заплакала. Почему это случилось?

Задача № 3.

Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки. Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!» Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Задача № 4.

Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает и снова бросает на пол. Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

Задача № 5.

Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «землетрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый – босутый» и т.п. Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях?

Задача № 6.

Математикой с Алешей дома занимался папа. Как-то он предложил мальчику решить две задачи:

1. Коля старше Пети, а Петя старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?

2. Летели 4 птички. Они сели по одной на деревья – одна птичка оказалась лишней. Сели по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?

Алеша несколько раз повторял задачи, но решить не смог. Тогда папа взял 3 спички, отломил от 2 из них по куску разной величины, и с помощью этих спичек Сережа быстро и правильно решил первую задачу. Папа вырезал из бумаги 3 дерева и 4 птички – Сережа решил и вторую задачу.

Почему для решения задачи мальчику потребовались «заместители» предметов? О каких особенностях умственных действий ребенка свидетельствует этот пример?

Задача № 7. Проанализируйте основные причины плохой коммуникации старшеклассника. Назовите вероятностные факторы возникновения этих недостатков общения.

1. Непонимание важности общения.

2. Неправильная установка человека (стереотипы мышления, предвзятость представлений, неадекватность отношений, отсутствие внимания, интереса к собеседнику, пренебрежение к фактам и т.п.)

3. Дефекты речи.

4. Рассеянность внимания.

5. Алогичность, некритичность мышления.

6. Неразвитость воображения, преставлений.

7. Отсутствие техники, культуры общения.

8. Функциональное состояние (болезнь, утомление и т.п.)

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1.

Заполните таблицу

Возрастной период годы Ведущая деятельность Какая сфера психики преимущественно развивается На что направлена познавательная деятельность Сензитивный период для познавательных процессов
Младенчество            
Раннее детство            
Дошкольное детство          
Младший школьник          
Подросток            
Ранний юношеский возраст          

Литература:

1. Немов Р.С.Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук") .

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – с. 11-175.

3. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

4. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002. – [Электронный ресурс] http://padaread.com/?book=33114&pg=16

5. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.

6. Батюта М. Б. Возрастная психология: учеб. пос. / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

ПРАКТИКУМ № 6 (СЕМИНАР)

«трудности взросления в современном мире»

Самозачет по теме: развитие, эмоциональное неблагополучие, саморазрушительное поведение, зависимости, буллинг, эмоциональное отвержение

Вопросы для обсуждения:

1. Какие из ниже приведенных трудностей Вы считаете наиболее часто встречающимися у современных школьников, обоснуйте свой выбор:

· общее эмоциональное неблагополучие:

· информационная перегруженность;

· погоня за успехом;

· высокая конкуренция;

· неумение разрешения конфликтов;

· социальное расслоение;

· дефицит времени;

· несамостоятельность, избалованность;

· рост ответственности за свой выбор;

· слабое здоровье;

· размытость границ между детством и взрослостью (креолизация, кидалты и т.п.).

2. Вспомните свою школьную жизнь, с какими негативными проявлениями взросления приходилось встречаться или наблюдать в школе (буллинг, конфликты учитель-ученик и т.п.). Опишите ситуацию, как Вы помните, проанализируйте, грамотно ли была разрешена приведенная ситуация, предложите вариант разрешения и обоснуйте его.

3. В школьной жизни, вероятно вам приходилось наблюдать или переживать сложные саморазрушительные формы поведения: зависимости (игровые, интернет, алкогольные, наркотические); преступная деятельность; самоубийства.

Проанализируйте этот опыт и его последствия.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Задание № 1.Как вы считаете, какие методы профилактики буллинга в школе, могут быть наиболее ээфективными (выявить ситуацию буллинга, исследовать «тайные места», предоставить слово анониму, повысить самооценку «жертвы», сформировать группу поддержки, учить детей общаться со взрослыми, соорентировать на самозащиту, привлечь родителей детей – «агрессоров», провести тренинги по сплочению и т.д.).

Литература для подготовки:

1. Бочавер А.А.., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории. - Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2016. Том 5. № 2. С. 31–38. doi: 10.17759/jmfp.2016050204. https://psyjournals.ru/files/82367/jmfp_2016_n_2_Bochaver_Zhilinskaya_Khlomov.pdf

2. Казанская В.В. Подросток. Трудности взросления. 2-е изд. Доп. – СПб.: Питер, 2009.

3. Кривцова С.В. Травля в школе – что делать. Методики антибуллинговой работы. - М.: Федеральный институт развития образования,2016.

4. Н. Л. Белопольская. Формирование идентичности у современных подростков с нарушениями психического развития. - https://psyjournals.ru/files/48349/na_poroge_vzrosleniya_Belopolskaya.pdf

5. Поливанова К.Н. Изменение практик развития и их последствия. - https://www.youtube.com/watch?v=UAy204POuDE&list=PLF192C9AC11ED4040&index=16

6. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml

7. Польская Н.А., Власова Н.В. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. – с.176-190

8. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура. - Консультативная психология и психотератия, 2015, № 4. – с.25-35

9. Толстых Н.Н. Современное взросление. - Консультативная психология и психотерапия, 2015, № 4. – с.7-22.

Никитина Ю.В. Семкова М.П. Особенности виктимного поведения юношей и девушек / Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 4, 2013.- [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

10. Волынская Е. В. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла: учебное пособие: Флинта 2012 г. - 165 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

11. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

12. Андрущенко Т., Тимашева Л. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

«Родителям о психологии ребенка»

Аудиторное задание:Подготовка Презентации «О важном за 10 минут ».

Презентация представляет собой практические рекомендации для родителей, отражающие актуальную психолого-педагогическую проблему: тему детских капризов и истерик, что такое агрессия, как взаимодействовать с агрессивным ребенком, почему надо ли купить «крутой телефон», как решать конфликтные ситуации и так далее.

Выбрать из предложенных тем или предложить собственную. Подготовить Презентацию «Учитель - родителям», учитывая следующие требования, которые будут оцениваться:

1. Актуальность.

2. Психологическая обоснованность и грамотность.

3. Форма (технология) представления.

4. Этичность.

5. Эстетичность.

6. Групповая работа.

7. Время = 10 мин.

Одну тему представить в различных возрастах.

Возможные темы:

1. Зачем нужны родители?

2. Капризы детей

3. Как поощрять ребенка

4. Подросток влюбился

5. Как помочь лопоухому ребёнку, которого дразнят?

6. Детская ревность

7. Так ли страшен подросток, как его « малюют»

8. Как помочь ребенку победить страх

9. Почему ребенок не хочет говорить вам правду?

Примечание: Презентация принимается в любой свободной форме (технический регламент отсутствует).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание.

Познакомиться со следующими выводами и прокомментировать их, опираясь на психологические понятия и механизмы.

Воспитание детей – это такое ремесло,
Где нужно терять время, чтобы его выигрывать.
Ж.Ж.Руссо

Детей учит то, как они живут…

· Если ребенка постоянно критикуют, он учится осуждать других.

· Если ребенка окружает вражда, он учится бороться.

· Если ребенок живет в страхе, он становится опасливым и подозрительным.

· Если ребенка окружает жалость, он учится глубоко переживать

· свои поступки.

· Если ребенка окружают насмешки, он становится робким.

· Если ребенка окружает ревность, он узнает, что такое зависть.

· Если ребенок живет в стыде, он учится чувствовать себя виноватым.

· Если ребенка поощряют, он приобретает уверенность в себе.

· Если ребенка окружает терпимость, он учится принимать других.

· Если ребенка хвалят, он учится ценить других.

· Если ребенка принимают таким, какой он есть, он учится любить.

· Если ребенка окружает одобрение, он начинает нравиться самому себе.

· Если люди вокруг ребенка признают достижения друг друга, ребенок осознает, как хорошо быть целеустремленным.

· Если окружающие делятся всем друг с другом, ребенок узнает, что такое щедрость.

· Если ребенка окружают честность и справедливость, он узнает, что такое истинная справедливость.

· Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить в себя и в тех, кто его окружает.

· Если ребенка окружает дружелюбие, он узнает, что мир прекрасен и жить в нем хорошо.

· Если жизнь ваша исполнена покоя, то дети вокруг вас будут расти, сохраняя спокойствие души.

Литература

1. Немов Р.С.Психология: Учебник для бакалавра - М.: Юрайт, 2013.-639с.-("Основы наук") .

2. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

3. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 c.

4. http://|nas2.net›deti/psihologiya-detej.

5. http://www.kindereducation.com›Детская психология

6. http://psy.1september.ru/2002/12/psl_4/4.htm

7. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е. В., Шафирова Е. М. Самосознание проблемных подростков: Институт психологии РАН • 2007 год • 332 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

8. Андрущенко Т., Тимашева Л. Психологическая поддержка ребенка на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития: учебное пособие Издательство ВГСПУ "Перемена" • 2012 год • 94 с. [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

9. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Самыгин С.И., Щербакова Л.И. - Рн/Д:Феникс, 2017. - 220 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

10. Емельянова Е.В Психологические проблемы современных подростков и их решение: Учебное пособие / Емельянова Е.В., - 2-е изд. - М.:Генезис, 2016. - 375 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

11. Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему: Учебное пособие / Млодик И.Ю., - 11-е изд. - М.:Генезис, 2016. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

12. Зажигина М.А., Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают: Учебное пособие / Зажигина М.А., - 2-е изд. - М.:Генезис, 2016: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

13. Млодик И.Ю., Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить: Учебное пособие / Млодик И.Ю., - 6-е изд. - М.: Генезис, 2016. - 166 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

14. Кон И.С. Бить или не бить?: Учебное пособие / Кон И.С. - М.: Время, 2016. - 444 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

15. Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым: Принцип преемственности Учебное пособие / Ледлофф Ж., Шарашкин Л., Шарашкина И., - 11-е изд. - М.: Генезис, 2016. - 210 с.: [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Ролевая игра «ВОТ ТАК СИТУАЦИЯ!»

Ситуация 1

Петя (4 года) – активный, громкий, упрямый.

Ваша цель: поиграть с машинкой самому.

Вася (5 лет), старший брат Пети. Машинку на самом деле подарили ему на день рождения, поэтому он настаивает на том, что она – его. Вася – очень хочет поскорее быть «большим», как папа.

Ваша цель: доказать, что он большой.

Родитель – вы приверженец справедливого подхода в воспитании, однако, иногда, готовы пробовать что-то новое.

Ваша цель: постараться урегулировать ситуацию между братьями, по возможности, «мирным» путем.

Инструкция для наблюдателя

Используя этот лист в качестве ориентира, ведите наблюдение за особенностями поведения участников, выступающих в той или иной роли. Делайте заметки.

ФИО участника_________________________________________________

1. Насколько четко участник понимал цель партнеров по взаимодействию? Оцените.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Насколько удалось участнику достичь поставленной цели? Оцените.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Учитывал ли участник специфику возраста? Оцените.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Что помогало и что мешало участнику? Оцените проявление этих компетенций по 10-балльной шкале.

  помогало мешало
Умение эмоционально стимулировать партнеров 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Способность гибко реагировать на ситуацию 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Способность видеть картину ситуации широко 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Способность задавать правильные вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение слушать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Умение держать паузу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Уважение собеседника 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Владение своими эмоциями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ситуация 2

Мама - 38 лет, воспитывает дочь одна, с отцом в разводе. Работает сутки - трое. Перед тем как уйти на работу попросила дочку убраться дома. Дочь просьбу проигнорировала, это уже не первый раз.

Ваша цель: наконец, донести до дочери мысль о том, что нужно помогать по хозяйству, договориться об уборке квартиры.

Дочь, Елена – подросток – 13 лет. Маму любит, а вот убираться – нет. Она готова ходить в магазин, мыть посуду и даже гладить белье, только не убирать квартиру. Не убралась, потому что ей позвонила лучшая подруга Лена, которая, уезжала в Москву на месяц и, пригласила погулять с ней и попрощаться.

Ваша цель: договориться о компромиссе по домашнему хозяйству.

Ситуация 3

Классный руководитель:К вам после урока подошла Елена Иванова – ученица 11 класса. Она примерная, способная ученица, гордость школы, все уверены, что девушка окончит школу с золотой медалью. По всему виду девушки понятно, что у нее что-то произошло. Ваша цель – установить причину плохого настроения девушки, если необходимо, оказать поддержку.

Ваша цель: установить психологическую проблему, провести консультацию.

Ученица 11 класса: вы Елена, ученица 11 класса, сейчас не самый лучший момент вашей жизни, вы не знаете, что делать. В середине разговора с педагогом вы заявите, что ждете ребенка.

Ваша цель: получить помощь педагога, добиться того, чтобы он поговорил с родителями сам.

Ситуация 4

Ребенок –3 года, вы сопровождаете маму в магазине, вы видите дорогую игрушку, которую требуете купить. Если родители отказываются, вы обычно, устраиваете истерику с катанием по полу и громкими криками.

Ваша цель:на самом деле вы устали, хотите пить, хотите гулять, хотите, чтобы мама вас пожалела, обняла.

Мама– вы мама достаточно капризного малыша, он постоянно устраивает истерики в людных местах, от этого вы чувствуете себя «не в своей тарелке» под осуждающими взглядами прохожих.

Ваша цель: поскорее угомонить ребенка.

Литература для подготовки

1. Сизикова И.В. Дети растут: Книга для думающей мамы Учебное пособие, - 2-е изд. - М.:ИОИ, 2016. - 195 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].

2. Родители и дети: Психология взаимоотношений Когито-Центр • 2003 год • 230 страниц [Электронный ресурс; URL: http://www. knigafund.ru].

3. Фабер, Адель. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили ; пер. с англ . – М., 2017. – 336 с. [Электронный ресурс; URL: http://okdshi.muzkult.ru/img/upload/373/documents/Faber_A._Vospitaniepof._Kak_Govorit_Chtobyi_Deti_.a4_1.pdf].

Лабораторное занятие № 3

Задание № 1. Методика «Колесо жизни».

1. Оцените свои ощущения по восьми секторам «Колеса жизни» по 10-ти бальной системе и постройте «свое колесо жизни».

Колесо жизни – это отражение различных сфер вашей жизни. Каждая сфера оценивается по 10-бальной системе. 1 – означает, что вы полностью не удовлетворены ситуацией в данном секторе вашей жизни. 10 – вы полностью удовлетворены этой сферой. Оценивайте исходя из своих внутренних ощущений.

ПРАКТИКУМ № 1. ЦИФРОВОЙ МИР И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - student2.ru

Сектор «Здоровье и спорт». Здоровье является наиболее значимым ресурсом. Если мы здоровы – мы радуемся жизни. Если мы болеем, то нам ничего не нужно. Сюда еще входит забота о своем здоровье. Вы занимаетесь спортом, или ходите в фитнес зал или бегаете по утрам, то это значит, что вы поддерживаете свое здоровье – оценка будет высокой. Если вы ничем не занимаетесь, то соответственно оценка будет низкой.

Сектор «Друзья и окружение». Этот сектор то, что вас окружает – это ваши родственники, друзья, сослуживцы – те люди, с которыми вы общаетесь. Насколько этот круг общения комфортен для вас, вызывает в вас позитивных эмоций, дает заряд энергии. Соответственно, если вас окружают нытики, неудачники, вас постоянно обвиняют, что-то постоянно просят – т.е. они не вызывают в вас положительных чувств – значит ставите низкую оценку. А если люди, с которыми вы общаетесь, чаще позволяют чувствовать вам радость жизни, то ставите высокую оценку.

Сектор «Семья и отношения».Если у вас уже есть семья – муж, жена, вторая половинка, то вы оцениваете насколько те отношения, которые сложились с этим человеком, вас удовлетворяют. Т.е. если вы чувствуете счастье с этим человеком, ваши отношения вас полностью удовлетворяют, то ставите высокую оценку. Если же вы испытываете в данный момент какие-то проблемы, то оцените насколько вам дискомфортно от тех отношений, которые у вас сложились. Если у вас нет второй половинки, то естественно будет – 1 балл.

Сектор «Карьера и бизнес». Если вы являетесь наемным работником, то отметьте насколько вам нравиться ваша работа, с каким чувством вы на нее ходите, как комфортна она вам. Если вам все нравиться, то ставите высокую оценку. Если что-то не нравиться, то оцениваете и ставите низкую оценку. Если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то оцениваете, как вам нравиться ваш бизнес.

Карьера и бизнес – важная сфера жизни, так как очень много времени мы проводим на работе или же занимаемся своим делом. От этого зависит насколько вам нравиться ваша работа, ваше дело, которые забирают или дают вам энергию. Т.е. если вам это не нравиться, то стоит задуматься, насколько вам нужно вообще тратить время на то дело, которое вам неинтересно.

Есть такой момент, что заниматься делом, которое вам не нравиться значительно сложнее, чем делом, которое вам нравится. Это можно заметить, когда вы приходите вечером домой, выж

Наши рекомендации