Измерение опыта потока в повседневной жизни

Кроме вышеописанных качественных характеристик опыта потока было выделено количественное его измерение, названное сложностью или полнотой опыта. Переживания потока составляют континуум, верхний полюс которого представляет состояние «глубокого потока», характеризу­ющееся наличием всех вышеуказанных элементов, а также особо интен­сивными переживаниями чувства контроля, силы, власти, слияния с ок­ружением. Противоположный полюс, названный микропотоком (micro-flow) обладает этими характеристиками в минимальной степени.

Переживания глубокого потока обычно оцениваются как резко от­личные от опыта обыденной жизни, «более высокие». Поток максимальной степени близок к визионерскому опыту. Такое переживание сопровожда­ется чувством вселенской гармонии, просветления. Все воспринимаемое приобретает новый, особый смысл. Человек переживает «океанические чув­ства» единения с миром, осознает смысл своего существования. Полный перечень отличий опыта глубокого потока (на примере скалолазов) от опы­та повседневной жизни приведен в таблице 1.

Понятие микропотока Чиксентмихайи вводит также и для объясне­ния существования в обыденной жизни каждого человека целого ряда бес­полезных и внешне никак не подкрепляемых активностей, таких как по-хаживание туда-сюда, насвистывание какого-нибудь мотива, верчение в руках предмета и т.п. Автор полагает, что деятельности такого рода позво­ляют человеку контролировать свой опыт, дают чувство внутренней свобо­ды, структурируют время и являются защитой от скуки и тревоги.

Первые исследования микропотока проводились с помощью днев­ников, куда испытуемые должны были записывать все необязательные и внешне не вознаграждаемые деятельности, которыми они занимались в течение 48 часов. Таким образом были выявлены паттерны активностей, используемых испытуемыми для получения состояния микропотока. В самоотчетах испытуемых было указано множество такого рода активно­стей, которые автор разбил на шесть основных групп: (1) деятельность в плане воображения (мечтания, разговор с самим собой, с растениями и с домашними животными, напевание про себя); (2) восприятие (праздное наблюдение за другими людьми и предметами, смотрение телевизора, слу­шание радио или магнитофона, чтение); (3) оральная деятельность (курение, жевание жевательной резинки); (4) моторная активность (похаживание туда-сюда, прогулки, физические упражнения, верчение в руках цепочки,




Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности



Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru брелка и других предметов); (5) творческая деятельность (рисование, музи­цирование, шитье, писание писем, рисование каракулей); (6) социальная активность (хождение по магазинам, болтовня, участие в вечеринках, секс). В результате оказалось, что самой распространенной группой деятельности микропотока является социальная (82% испытуемых), на втором месте — моторная деятельность (61%), на третьем — активность воображения (32%), на четвертом — восприятие (31%) и на пятом — оральная (27%). В общем числе отмеченных активностей оральная и творческая деятель­ность занимали около 10%, больше всего было названо социальных актив-

Опыт глубокого потока в скалолазании (по: Csikszentmihalyi, 1975)1

Таблица 1


Обычная жизнь Опыт скалолазания
Информационный шум: отвлечения и неустойчивое внимание Однонаправленность сознания
Нечеткость ограничений, требований, мотивации, решений и обратной связи Ясность и управляемость ограничений, требований, мотивации, решений и обратной связи
Разделение действия и осознания Слияние действия и осознания
Скрытые, непредсказуемые опасности, неуправляемые страхи Опасности очевидны, их можно оценить и контролировать
Тревога, беспокойство, смятение Счастье, здоровье, дальновидность.
Рабское подчинение часам, жизнь в постоянной спешке Время вне времени, безвременье (потеря чувства времени)
Постоянный бег за приманкой, озабоченность внешним, материальным и социальным вознаграждением, направленность на результат Ориентация на процесс, интерес к самоценным, внутренним наградам, стремление к бесполезному
Разделение сознания и тела Интеграция сознания и тела
Непонимание себя, ложное самосознание, конфликт между разными Я Понимание «истинного Я», интеграция личности
Приблемы в общении с другими людьми, маски, статусы, социальные роли, вносящие неравноправие, ложная независимость или ошибочная зависимость Прямое и непосредственное общение с людьми на равных, реальная и добровольно принимаемая зависимость от других
Неопределенность с местом человека в природе и во вселенной; нарушение законов природы, уничтожение природы Чувство места человека во вселенной, единство с природой
Поверхностные интересы, отсутствие глубины, плоские смыслы Глубина, насыщенность, встреча с истинно важным

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru 1 Цит. по: Crook J.H. The Evolution of Human Consciousness. Oxford, Eng., 1980. P. 322.

18 Зак. 1662

274 Тема 12. Психология мотивации

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru ностей (29%), а моторных, воображения и восприятия было 25, 20 и 16%, соответственно. С возрастом количество всех, кроме социальной, актив­ностей микропотока уменьшается. Кроме того, было обнаружено, что тип предпочитаемых деятельностей микропотока корреллирует с некоторыми личностными чертами, такими, как отчуждение или чувство собственной неполноценности (напр., отчужденность коррелирует с предпочтением оральной активности и деятельности воображения).

Было проведено специальное исследование, в котором 20-ти ис­пытуемым давалась инструкция избегать таких деятельностей в течении 48 ч. Результаты этого исследования показали, что в целом депривация микропотока отрицательно сказывается на настроении и самочувствии испытуемых. Они чувствовали себя более напряженными, раздражитель­ными, настороженными, недружелюбными и угнетенными, чем обычно. Некоторые самоотчеты, полученные в период депривации, напоминали са­моотчеты больных шизофренией. Все это позволило сделать вывод о важности и необходимости переживания опыта микропотока для нор­мального функционирования психики1.

Следующим этапом изучения потока в обыденной жизни явилось при­менение метода выборочного описания опыта (Experience Sampling Method, в дальнейшем ESM). ESM представляет собой методику, позволяющую, не вы­рывая испытуемого из обыденной жизни, получить от него подробный отчет о его действиях, мыслях, состоянии, т.е., фактически, мгновенный срез потока сознания. Испытуемому дается пачка опросных листов и специальное устрой­ство, которое он должен постоянно носить с собой. С помощью этого устрой­ства в случайные моменты времени в течение дня ему посылается сигнал, по которому он должен прервать, если это возможно, текущую деятельность и за­полнить опросный лист2.

Вопросы, включенные в ESM, позволяют получить информацию о «вне­шних и внутренних координатах опыта». Под внешними координатами под­разумеваются события и действия испытуемого. Информацию о них несут от­веты на вопросы типа: «Где Вы находитесь?», «Что Вы делаете?» и т.п. Внут­ренними координатами опыта считаются эмоции, познавательные процессы и мотивация (или воля). Эмоциональная составляющая измеряется с помощью шкал семантического дифференциала, включающих пункты «аффекта» (на­пример: веселый — грустный) и «активации» (возбужденный — спокойный). Когнитивная эффективность измеряется однонаправленными шкалами типа: «Насколько Вы сосредоточены?», «Насколько Вам трудно сосредоточиться?»,

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru 1 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredum and Anxiety. The Experience of Play in
Work and Games. Chicago, 1975.

2 См.: Csikszentmihalyi M., Larson R. Validity and Reliability of the Experience Sampling
Metod // Journal of Nervous and Mental Disease. 1987. Vol.175. № 9. P. 529-536; Massimi-
ni F., Carli M. The Statistic assesment of Flow in daily Experience // Optimal Experience.
Psyhological Studies of Flow in Consciousness / Csikszentmihaliy M., Csikszentmihaliy I.
(Eds.). Cambridge, 1988.

Макалатия А.Г, Опыт аутотелической деятельности 275

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru «Насколько Вы осознаете себя?» По мнению авторов, это измерение отражает возможность человека эффективно использовать свою психическую энергию. И, наконец, на мотивационный компонент опыта направлены вопросы о при­чинах выбора данной деятельности и желании заниматься ею. Кроме этого, в опросник включены пункты о воспринимаемом соотношении вызовов и уме­ний в текущей деятельности, переживании времени и т.п. Таким образом, опросный лист позволяет получить информацию о присутствии или отсут­ствии практически всех элементов потока. В зависимости от целей конкрет­ного исследования эти пункты могут быть модифицированы или дополнены. Этот метод нашел достаточно широкое применение: мониторинг опыта повсед­невной жизни испытуемых, выделение регулярных паттернов в потоке созна­ния и обнаружение их связей с чертами личности испытуемого или ситуатив­ным контекстом1. Но мы остановимся только на его вкладе в исследования собственно опыта потока.

Одна из задач заключалась в проверке предположения о том, что по­ток действительно является оптимальным опытом, т.е. что баланс воспри­нимаемых требований и умений сопровождается высокими показателями по всем остальным измерениям элементов опыта. В более широкой фор­мулировке эта задача состояла в проверке следующего из концептуальной модели (рис. 1) вывода о функциональной зависимости качества опыта от соотношения требований и умений. Первые результаты оказались обеску­раживающими: из всех показателей ESM с наличием баланса восприни­маемых требований и умений коррелировал лишь один — желание зани­маться данной деятельностью. Следовательно, подтвердилась только гипо­теза о том, что опыт потока является внутренне мотивированным. Но такой опыт вовсе не обязательно был оптимальным. Теоретическая концепция нуждалась в доработке, которую и произвел Ф. Массимини. Он выдвинул предположение о том, что для достижения высоких показателей по шка­лам счастья, удовлетворенности, концентрации и т.д. недостаточно, чтобы воспринимаемые требования и умения находились в равновесии, нужно еще, чтобы они превышали средний для данного человека уровень. Если этого не происходит, человек будет находиться в состоянии апатии, харак­теризующейся наиболее низкими показателями по всем шкалам, т.е. ситу­ация почти полного отсутствия требований при столь же незначительных умениях, согласно Массимини, порождает опыт даже более негативный, чем скука или тревога. Эта гипотеза была подтверждена результатами много­численных исследований с использованием ESM2.

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru 1 См.: Csikszentmihalyi M.. Larson R. Validity and Reliability of the Experience Sampling
Metod // Journal of Nervous and Mental Disease. 1987. Vol. 175. № 9. P. 529-536.

2 См.: Massimini F., Csikszentmihaliy M., Carll M. The Monitoring of Optimal Experience.
A Tool for Psychiatric Reabilitation // Journal of Nervous and Mental Disease. 1987. Vol. 175.
№ 9. P. 545-549; Massimini F., Carli M. The Statistic assesment of Flow in daily Experience
// Optimal Experience. Psyhological Studies of Flow in Consciousness / Csikszentmihaliy M.,
Csikszentmihaliy I. (Eds.). Cambridge, 1988.



Тема 12. Психология мотивации

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru Как видно из рис. 2, качество опыта зависит не только от соотно­шения воспринимаемых требований и умений, но и оценки тех и других относительно субъективного среднего. В результате сочетаний различ­ных уровней требований и умений в данной модели выделяются восемь состояний, отличающихся по своим феноменальным характеристикам. Состояние потока возникает только в одной из восьми зон, где уровни требований и умений соответствуют друг другу и превышают субъектив­ные средние. Четыре из показанных на рисунке состояний считаются ос­новными: поток, скука, тревога и апатия.


Требо­вания

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru

субъективное среднее

Умения

Рис. 2. Схема зависимости переживаемых состояний

от воспринимаемого соотношения требований и умений

(по: Massimini, Carli, 1988)

На рис. 3 представлена зависимость измерений опыта от основных состояний. Следует подчеркнуть, что ранняя модель потока теперь рас­сматривается как частный случай этой схемы. Видно, что в состоянии потока все эти показатели достигают своего максимума, а при апатии они минимальны. Состояние скуки характеризуется относительно высо­ким контролем при отсутствии концентрации, тревога же сопровожда­ется довольно высокой концентрацией и потерей контроля. Удовольствие от деятельности, получаемое в этих двух состояниях, невелико, но все же немного выше, чем при апатии.

Согласно Чиксентмихайи, поток является ведущим фактором, двига­телем развития человека и общества в целом. Чтобы понять, как это про­исходит, рассмотрим динамику опыта в процессе занятия какой-либо дея­тельностью. По мере упражнения в деятельности умения совершенствуют­ся и в некоторый момент начинают превышать требования. Деятельность перестает приносить наслаждение, становится скучной. Поскольку утра-

Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности




Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru

о.о --

-0,6 - -

удовольствие

контроль

концентрация



Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru Поток

Скука

Апатия

Тревога

Рис. 3. Зависимость измерений опыта от состояний, определяемых

соотношением требований и умений (по: Massimini, Carli, 1988): по вертикальной оси отложены средние нормированные значения пока­зателей качества опыта по ESM; по горизонтальной оси — четыре базо­вых состояния, определяемых по соотношению требований и умений

тить уже приобретенные умения практически невозможно, единственный путь для возвращения баланса — взяться за более сложную задачу. Для поддержания состояния потока человеку приходится все время искать что-то новое, чтобы на полную мощность использовать свое внимание и возрос­шие умения, вырабатывать новые навыки, чтобы противостоять более слож­ным требованиям (вызовам).

Но наслаждение деятельностью может привести не только к положитель­ным последствиям. Если человек слишком вовлечен в деятельность, он может стать настолько зависимым от узкого множества вызовов, что вне этой области все будет казаться ему скучным и бессмысленным. Превращая работу в нар­котик, аутотелический опыт может сделать человека зависимым от нее.

В обыденной жизни в современном индустриальном обществе пере­живание потока стало довольно редким. Опыт обыденной жизни не струк­турирован, «постоянные случайности буквально вламываются в нашу кон­центрацию». Это заставляет людей искать поток в деятельностях досуга и в результате приводит к тому, что «жизнь человека разрывается между нудной работой и бесполезным отдыхом»1.

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru 1 Csikszentmihalyi M. Leisure and Socialization // Social Forces. 1981. Vol.60. №. 2. P. 112.

278 Тема 12. Психология мотивации

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru В последнее десятилетие в работах Чиксентмихайи и его последо­вателей произошла экспансия данного направления на соседние области знания: социальную психологию, антропологию, культурологию. Решают­ся задачи определения места опыта потока в развитии культуры, оценки его роли в функционировании социальных систем и т.п.1. К сожалению, вопрос о психологических механизмах, лежащих в основе этого феноме­на, практически не обсуждается, тогда как в работах более раннего пери­ода эта проблема неоднократно поднималась, причем авторы подчерки­вали ведущую роль внимания как одной из ключевых детерминант дан­ного явления2.

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru 1 См.: Csikszentmihalyi M., Csikszentmihaliy I. (Eds.) Optimal Experience. Psyhological
Studies of Flow in Consciousness. Cambridge, 1988; Csikszentmihalyi M. Flow: The Psyhology
of Optimal Experiense. N. Y., 1990; Csikszentmihalyi M. The Evolving Self: A Psychology of
Third Millenium. N. Y., 1993; Csikszentmihalyi M. Finding Flow. N. Y., 1997.

2 См.: Csikszentmihalyi M. Attention and the Holistic Approach to Behavior // The
Stream of Consciousness / Pope K.S., Singer J.K. (Eds.). N. Y., 1978; см. также Дорма-
шев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1999. С. 245-252.

Мотивация и личность. Защитные механизмы личности

Л. Хьелл, А- Зиглер

[МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ]1

Природа тревоги

Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологичес­кими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересо­ванность впервые привела его (в 1890-е годы) к предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результа­том не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершивше­еся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной. Спус­тя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией Эго и назначение ее состоит в том, чтобы пре­дупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагиро­вать в угрожающих ситуациях адаптивным способом2.

Откуда берет начало тревога

Согласно приведенному тезису, первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справлять­ся с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способ­ны контролировать свой новый мир, их переполняет диффузное чувство

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru 1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 127-133.

2 См.: Freud S. Inhibitions, symptoms, and anxiety. London: Hogarth, 1926. Vol. 20.

280 Тема 12. Психология мотивации

Измерение опыта потока в повседневной жизни - student2.ru надвигающейся опасности. Эта ситуация вызывает травмирующее состоя­ние, известное как первичная тревога, примером которой может служить сам процесс рождения. С точки зрения Фрейда, переживание биологичес­кого отъединения от матери является травмирующим, и поэтому последу­ющие ситуации разъединения (например, ребенок остается один; он поки­нут в темноте или обнаружил незнакомого человека там, где ожидал найти мать) вызывают реакцию сильной тревоги. Подобное ощущение сильного стресса и беспомощности переживается при рождении, отлучении от груди, а позднее проявляется в страхе кастрации. Все такого рода переживания приводят к возрастанию напряжения и мрачным предчувствиям.

Наши рекомендации