Травматические трансформации
Изменения мотивов обычно так постепенны, что нельзя сказать, где исчезает один и появляется другой. Любовь к музыке ради нее самой может лишь постепенно заменить прилежные занятия; религиозное стремление может медленно развиться из религиозной рутины; забота о других может шаг за шагом сменять детский эгоцентризм. Изменения могут действовать так же постепенно, как прилив, поднимающий сидящее на мели судно, пока вдруг оно не окажется на плаву.
Но некоторые трансформации происходят внезапно и имеют далеко идущие последствия. Жизнь может быть перевернута одним решающим событием: обращение святого Павла или Толстого, итальянское путешествие Гёте, заражение Ницше от проститутки. Такие травматические трансформации составляют особый пример функциональной автономии.
Травматические изменения могут относиться либо к персевератив-ному типу функциональной автономии, либо к проприативному типу. Рассмотрим вкратце оба типа.
Персеверативные травмы.Мы отметили, что мотивы избегания никогда не угасают. Обжегшийся ребенок боится огня навсегда. Если страх необычайно глубок и навязчив, мы говорим о фобии. У многих людей есть иррациональные, но неискоренимые страхи такого типа.
Ребенка младше трех лет так ужаснул несущийся локомотив, когда он ненадолго отдалился от матери, что над всей его жизнью господствовал страх потери безопасности. Став взрослым, он мог отдаляться от своего дома не больше чем на несколько кварталов. С возрастом ситуация ухудшалась. В конце концов этот страдалец (он работал учителем) был вынужден проводить занятия со студентами колледжа у себя дома1.
1 См.: Leonard W. E. The locomotive God. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1927. Эта автобиография отличается литературными достоинствами и психологической привлекательностью. О персеверативных неврозах у животных см.: Masserman J. H. Behavior and neurosis. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1943.
Олпорт Г. Трансформация мотивов 73
Дэвид Леви, детский психиатр, пишет, что «отягощенные тревогой события, согласно моим записям, часто происходят в течение первых двух лет жизни»1. Дети, которые еще не могут понимать или контролировать свое окружение, находятся во власти пугающих событий. Хирургическая операция, случаи, когда дети «теряются» на улице города, грозовые молнии, необдуманные отвергающие действия со стороны родителей, переезд в новое окружение, смерть в семье — все эти и другие специфические события могут раз и навсегда устанавливать фобические тенденции, возможно, с любопытными ритуалами безопасности со стороны ребенка. И эти системы могут продолжать существовать годами, иногда всю жизнь. Некоторые психиатры (например, О. Ранк) утверждали, что травма рождения — это катастрофическое событие, которое, вероятно, оставляет постоянный шрам на каждом смертном. Можно, однако, усомниться, обладает ли нервная система при рождении достаточной зрелостью, чтобы надолго запечатлеть событие рождения.
Как бы то ни было, разумно согласиться с Леви в том, что в довербаль-ный период жизни ребенок особенно чувствителен к потрясениям, которые он не может ни понять, ни обсудить, ни рационально пережить. Появление нового малыша с вытекающим отсюда чувством ревности, раннее переживание тяжелой утраты или переход в приемную семью — это все готовые поводы для травматических переживаний.
Когда в возрасте примерно шести лет ребенок покидает домашнее убежище и попадает в обстановку школы и площадки для игр, его ждут новые переживания по поводу собственных неудач и насмешек окружения. Особенно может страдать от беспощадных насмешек других детей хромой ребенок или ребенок с каким-то заметным шрамом (или принадлежащий к группе меньшинств). Такие травмы имеют длительное влияние. Чувствительный ребенок может расти постоянно больным, или у него возникает чувство неполноценности, которое продолжается всю жизнь, даже если он достигает в последующие годы оглушительного успеха. Это все примеры «персеверативной функциональной автономии», вызванной острыми «психологическими ранами», причиненными определенными, поддающимися датировке событиями.
В жизни американского мальчика особенно важен пубертатный период, когда он должен начать двигаться по восходящей лестнице возмужания. Он должен преодолеть критический «барьер маменькиного сынка». Быть может, драка на кулаках, состязание по ходьбе, взрослая стрижка или какой-то отважный поступок помогут ему достичь цели. Если это произойдет, то перед ним откроется жизнь «нормального мальчика». Если барьер не был успешно преодолен, может произойти радикальное изменение в жизни, начнут развиваться новые виды компенсации, новый образ Я.
1 Levy D. M. On evaluating the «specific event» as a source of anxiety // Anxiety / Ed. by P. H. Hock, J. Zubin. N. Y.: Grune & Stratton, 1^50.
74 Тема 12. Психология мотивации
Вскоре возникают новые требования от группы сверстников, включая взаимоотношения с противоположным полом. Развиваются религиозные интересы. Переживания успеха и неудачи, угрызений совести и вины, обращения, детской любви могут быть крайне важны. Это новые миры, которые надо завоевать, экзамены в колледже, которые надо сдать, профессия, которую надо выбрать, средства к существованию, которые надо заработать. На всех этих критических стадиях возможна встреча с травматическим переживанием.
Во взрослые годы шок, вызванный неудачей в бизнесе, болезнью, тяжелой утратой, также может привести к быстрым и глубоким изменениям. Однако, как правило, после тридцати лет личность гораздо меньше подвержена внезапным потрясениям, чем до этого возраста. Больше всего критических и резких перемен происходит в подростковом возрасте.
Не надо думать, что все изменения в жизни отмечены какими-то травмами. Напротив, в большинстве случаев жизнь меняется постепенно, хотя все люди могут указать на живые и впечатляющие эмоциональные переживания. На самом деле, невозможно провести резкую границу между травматической и постепенной трансформацией.
В одной группе автобиографий, собранных у студентов колледжа, оказалось, что более 10 % описали отчетливо травматические события, внезапно трансформировавшие большую область их личности. На прямой вопрос 48 % заявили, что у них имелись необычные впечатляющие эмоциональные переживания, но в редких случаях они приводили к внезапной переориентации жизни.
Собственные травмы.Как мы отметили, отдельное волнующее событие может создать некоторую доминирующую персеверативную систему (фобию, отвращение, ритуал). Но такие события могут также положить начало смещению центра образа Я и тем самым повлиять на эволюцию функционально автономных проприативных состояний. Некоторые травмы просто замораживают страхи и ограничивают рост, другие меняют направление развития.
Антрополог Рут Бенедикт рассказывала, что ее отец умер, когда ей было всего лишь два года. Каким-то образом, несмотря на горе, трагическая сцена у гроба отца дала ей впечатление, что мир смерти — мирный и красивый. Позже, в возрасте шести лет, она рассматривала свое потайное место в стоге сена как свою «могилу». Она пишет: «...Меня озарило — я поняла, что всегда и без проблем могу быть сама с собой, и что если я никому не расскажу о вещах, которые для меня важны, никто не сможет отнять их у меня. Я думаю, это было фундаментальным знанием, которым я жила до тридцати пяти лет...»1.
Из этих эпизодов двух- и шестилетнего возраста Рут Бенедикт выковала свой стиль жизни на много лет. Следующие два эпизода имеют дело с травматическими переживаниями в школе и колледже.
1 Цит. по: An anthropologist at work / Ed. by M. Mead. N. Y.: Basic Books, 1959. P. 102.
Олпорт Г. Трансформация мотивов 75
Женщина, которой сейчас шестьдесят лет, прослеживает свою неизменную преданность поэзии в значительной степени до эпизода на уроках по Вергилию в средней школе. Она выполняла обычный перевод, трудный и скучный. Учитель, в сотый раз пытаясь придать смысл задаче, спросил, как отрывок был бы выражен в Библии. К счастью, она уловила ссылку и сказала: «Склони твое ухо к моей мольбе». И именно в этот момент ее буквально озарило необыкновенно сильное переживание красоты поэзии. Это чувство к поэзии она пронесла через всю жизнь.
Некий новичок в колледже, пришедший из семьи с низкой культурой, высокомерно презирал всяческую интеллектуальную деятельность. Он был плохо подготовлен к колледжу, непривычен к учебе и чудовищно безграмотен. Особые трудности у него были в курсе английского сочинения. Однажды, когда преподаватель в очередной раз устало бранил его, мальчик в очередной раз огрызнулся: «Я не люблю английский, никогда не любил и никогда не полюблю». Но настойчивый учитель скучающим тоном сказал: «Сейчас я говорю не об английском, а о твоей жизни». Эффект был совершенно ошеломляющим. Удар каким-то образом попал в цель. Парень не только изменил свою манеру поведения, но увлекся предметом, получил высокие оценки, вступил в общество «Фи Бета Каппа» и в конце концов стал учителем английского.
Нет нужды говорить, что принятие и использование таких травматических переживаний должно быть как-то подготовлено. Происходит, по-видимому, то, что старые материалы в личности внезапно перегруппировываются и обретают новое значение. Уильям Джеймс говорил об эффективных религиозных обращениях как об «изменении центра» жизни. Это понятие хорошо описывает то, что, наверное, происходит во всех случаях травматических трансформаций.
Резюме
В этой длинной главе много о чем говорилось. Утверждалось, что простая гомеостатическая теория мотивации неадекватна. Утверждалось также, что мы не можем понять роль, которую играют взрослые мотивы, просто проследив их назад до их происхождения в детстве. Различия между юными и взрослыми мотивами громадны.
Явление трансформации мы называем функциональной автономией. Это понятие относится к любой приобретенной системе мотивации, напряжения в которой отличаются по своей природе от тех, из которых развилась эта приобретенная система.
Некоторые функционально автономные системы являются персеве-ративными, т.е. локальными самоподдерживающимися системами; однако другие имеют отношение к центральным тенденциям жизни и должны рассматриваться в контексте развития проприума, как характеристики самой природы человека. Таким образом, в функциональной автономии участвуют как квазимеханические, так и проприативные функции. Большинство трансформаций происходит постепенно, но некоторые внезапны и травматичны.
Примеры исследований базовой мотивации отдельных видов деятельности
Г. Глейтман,
А. Фридлунд, Д. Райсберг
МОТИВАЦИЯ1
Гомеостаз
Декартовский взгляд на поведение был сосредоточен на факторах внешней среды: стимулах, которые воздействуют на наши органы чувств, и реакциях, которые развиваются в наших мышцах. Спустя примерно 200 лет после Декарта другой француз, психолог Клод Бернар (1813—1878), обратил внимание на то, что любой организм имеет не только внешнюю среду, но также и внутреннюю — организм обладает собственной жидкой средой. Как отмечал Бернар, даже при значительных колебаниях параметров внешней среды эта жидкая среда остается устойчивой и постоянной — в концентрации солей, уровне кислорода в крови, количестве питательных веществ типа глюкозы, уровне рН (кислотности). Кроме того, многие животные (включая всех птиц и млекопитающих) сохраняют относительно постоянную температуру тела.
В здоровом организме значения всех этих показателей колеблются в очень небольших пределах. И, разумеется, они должны оставаться в этих пределах, потому что иначе организм подвергнется серьезной опасности. У здорового человека, например, минимальная концентрация глюкозы в крови должна составлять 75—140 мг на 100 см3. Уменьшение концентрации глюкозы ниже этого порога вызывает истощение, болезни глаз и почек, сердечные приступы и параличи, а иногда приводит и к летальному исходу. Эти примеры внутреннего баланса отражают процесс поддержания гомеостаза (стабильного состояния), процесс, настолько впечатляющий
1 Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. С. 86, 89, 94-119, 128-136.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Мотивация 77
своей сложностью и эффективностью, что иногда о нем говорят как о
выражающем «мудрость тел а »'.<...>
Жажда
<...> Рассмотрим ситуацию с запасом воды в организме, который является жизненно важным аспектом его нормального функционирования. Мы постоянно теряем воду: регулярно — вместе с мочой, потом и калом, при выдохе; периодически — при рвоте и кровотечении. Таким образом, нашему организму необходимо тщательно отслеживать все потери воды и при необходимости принимать меры для их восполнения, а также задерживать воду, когда ее запас недостаточен. Как организм определяет, что ему необходима вода? Здравый смысл подсказывает, что таким показателем служит сухость во рту. Но оказывается, что это лишь один из симптомов жажды. Эксперимент, в котором крысам вживлялись трубки, через которые вода откачивалась из их желудков с той же скоростью, с какой она туда поступала, показал, что крысы продолжали пить воду несмотря на то, что их пасти были хорошо увлажнены2.
Наш организм обладает еще двумя независимыми характеристиками внутреннего водного баланса. Первый —объем воды, находящейся внутри клеток. Второй — объем воды, циркулирующей вне клеток, например, в слюне, крови, лимфе, цереброспинальной жидкости. Каждая из этих характеристик нашего водного баланса — внутриклеточная и внеклеточная — управляется своим собственным комплектом индикаторов и обладает своим набором средств для поддержания гомеостаза.
Объем внеклеточной воды
Рецепторы, определяющие объем внеклеточной воды, расположены по всему телу. Основные из них расположены в сердце и окружающих его сосудах. Они фиксируют снижение кровяного давления, которое происходит при уменьшении общего объема воды в организме. Эти рецепторы отправляют по своим аксонам сигнал в мозг, который направляет деятельность организма на восстановление нормального кровяного давления. В основном это происходит при помощи гормона под названием вазопрессин (иногда его называют антидиуретическим гормоном), вырабатываемого гипоталамусом и выделяемого в кровь через гипофиз. Вазопрессин вызывает сужение сосудов, что ведет к повышению давления; он также дает сигнал почкам удерживать воду, а не выделять ее.
1 См.: Cannon W.B. The Wisdom of the Body. N.Y.: Norton, 1932 and 1960 (revised and
enlarged).
2 См.: Blass EM., Hall W.G. Drinking termination: Interactions among hydrational, orogastric
and behavioral controls in rats // Psychological Review. 1976. Vol. 83. P. 356-374.
78 Тема 12. Психология мотивации
Рецепторы давления оказывают влияние на поведение животных, что продемонстрировал опыт на собаках, которым в вену, ведущую к сердцу, вставляли маленький баллончик. Когда этот баллончик накачивали, собаки начинали жадно пить воду. Баллон препятствовал притоку крови к сердцу, вызывая спад давления, и рецепторы давления подавали в мозг сигнал о жажде1.
Другие рецепторы, расположенные в почках, также определяют внеклеточный объем воды. Они опосредованно передают информацию в мозг, варьируя количество выделяемого в кровь гормона ангиотензи-на II. Попадая в мозг, он воздействует на рецепторы, расположенные перед гипоталамусом и в других областях, прилегающих к наполненным жидкостью полостям мозга2. При введении в кровь или непосредственно в мозг ангиотензин II становится сильнодействующим и немедленным стимулятором к потреблению воды.
Объем внутриклеточной воды
Еще одна группа рецепторов следит за уровнем воды внутри клеток организма. Эти рецепторы чувствительны к биохимическому процессу осмоса (уравновешивания концентрации ионов в двух полостях), поэтому они называются осморецепторами. Роль осморецепторов видна в экспериментах, в которых крысам в область гипоталамуса или вокруг него вводились маленькие капельки соленой воды; сразу после инъекции крысы начинали пить: повышение концентрации ионов натрия в жидкости вокруг клетки приводило к тому, что вода выделялась из клетки в процессе осмоса (рис. 1). Это, в свою очередь, приводит к некоторому сплющиванию клетки и возбуждению осморецепторов3.
Зачем организму столько различных систем, контролирующих объем воды? Здесь, как и в случае с терморегуляцией, естественный отбор обеспечил нас многоуровневой защитой, так что если одна система нарушится, ее функции возьмет на себя другая. И, так же как и при терморегуляции, внутренние компенсаторные механизмы могут лишь восстановить внутренний баланс. По существу же, коррекционные меры должны включать некоторые действия, посредством которых организм
1 См.: Fitzsimons J.T., MooreGillow M.J. Drinking and antidiuresis in response to
reductions in venous return in the dog: Neural and endocrine mechanisms // Journal of
Physiology. 1980. Vol. 307. P. 403-416; Rolls B.J., Rolls E.T. Thirst. N.Y.: Cambridge
University Press, 1982.
2 См.: Epstein AiV, Fitzsimons J.T., Rolls BJ. Drinking induced by injection of angiotensin
into the brain of the rat // Journal of Physiology. 1970. Vol. 210. P. 457-474; Rosenzweig M.R.,
LeimanA.K., Breedlove S.M. Biological Psychology. Sanderland, Mass.: Sinauer, 1996.
3 См.: Blass E.M., Epstein A.N. A lateral preoptic osmosensitive zone for thirst in the rat //
Journal of Comparative and Physiological Psychology. 1971. Vol. 76. P. 378-394; Rolls B.J.,
Rolls E.T. Thirst. N.Y.: Cambridge University Press, 1982.
Глейтман Г., ФридлундА., РайсбергД. Мотивация
4 Полупроницаемая' '
Мембрана
Вода
Раствор Раствор*■ с большей. ■ с меньшей■ ■ концентрацией концентрацией
Рис. 1. Обезвоживание в процессе осмоса Если два раствора разделить полупроницаемой мембраной, которая свободно пропускает воду, но не пропускает вещества, растворенные в воде, то происходит отток воды из области с меньшей концентрацией в область с большей
вступает в контакт с внешним миром. В ситуации жажды эти действия заключаются в потреблении воды — взрослый человек выпивает, в среднем, 2—3 литра в день.
Мы столкнемся с еще большим количеством дублирующих систем, когда обратимся к следующему процессу саморегуляции: поддержанию необходимого запаса питательных веществ с помощью пищи.
Голод
<...> Всем животным необходимо есть, и большая часть их жизни вращается вокруг пищи — ее поиск, охота за ней, ее поглощение и приложение максимальных усилий к тому, чтобы не стать пищей для других. Все эти действия, безусловно, имеют жизненную важность для поддержания гомеостаза, поскольку пополняют запас питательных веществ во внутренней среде организма. Какие же механизмы заставляют животное есть и прекращать прием пищи?
Исследования современной психологииНе слишком ли я полный?
Огромное число людей считают себя слишком полными. Исследования показывают, что в США в любой период времени 40% женшин и 25% мужчин пытаются похудеть1. Для большинства из них диета —
1 См.: National Institutes of Health. Methods of voluntary weight loss and control // Technology Assessment Conference Statement, March 3-April 1, 1992. Washington, D.C.: NIH Office of Medical Applications Research, 1995.
80 Тема 12. Психология мотивации
наиболее предпочитаемый способ контроля за массой собственного тела, который состоит в том, чтобы или есть меньше, или снизить количество потребляемых калорий.
Что мы имеем в виду, говоря о ком-то, что «он — слишком полный»? Многие люди считают, что пришло время сесть на диету, когда видят, что одежда стала для них тесной. Другие пользуются таблицами «идеальной массы» для мужчин и женщин разного роста, другими подобными таблицами в страховых компаниях и других учреждениях. Согласно этим таблицам многие люди действительно имеют лишнюю массу и-должны сбросить несколько килограммов.
Однако мнение врачей по этим вопросам и по поводу этих таблиц существенно изменилось в последние годы, в основном благодаря переменам в отношении к связи между лишней массой тела и риском для здоровья. В настоящее время имеются данные о том, что не существует риска, связанного с небольшим превышением массы (до 20% сверх нормы). Даже для умеренно полных людей (8—12 кг сверх нормы) риск для здоровья остается незначительным1. А как насчет людей, которые еще тяжелее? Они действительно имеют прогноз более короткой жизни, чем худые люди, но это, скорее всего, результат их физической малоподвижности, а не лишней массы. Полные люди, ведущие физически активный образ жизни, живут так же долго, как и худошавые люди2. <...>
Эти обстоятельства побудили Национальный институт здоровья (НИЗ) в 1998 году выпустить новые нормативы. Эти нормативы базируются на индексе массы тела (ИМТ), формула которого определяет соответствующую массу, ориентируясь только на рост человека, без учета его пола и возраста. Для расчета ИМТ берут массу человека в килограммах, делят ее на рост в метрах, возведенный в квадрат. Оптимальное значение ИМТ равно 25. Если полученный результат колеблется в пределах от 25 до 30, человек имеет лишнюю массу тела; если результат превышает 30, человек страдает ожирением. Согласно статистике НИЗ, оптимальная масса тела для человека ростом 153 см составляет 57 кг; ростом 163 см — около 66 кг, ростом 173 см — 75 кг, ростом 183 см — 84 кг.
Что вам следует делать, если индекс массы вашего тела превышает оптимальный? НИЗ дает несколько неожиданную рекомендацию: если вы не превышаете свою норму более чем на 12, то не набирайте больше массу, но в то же время бросьте свои диеты, потому что лучший выход — это сохранить свое теперешнее состояние!
1 См.: Andres R. Influence of obesity on longevity in the aged // Borek C, Fenoglio СМ.,
King D.W. (Eds.). Aging, Cancer, and Cell Membranes. N.Y.: Thieme-Stratton, 1980.
P.230-246.
2 См.: Kampert J.B., Blair S.N., Barlow C.E., Kohl H.W. Physical activity, physical fitness,
and all-cause and cancer mortality: A prospective study of men and women // Annals of
Epidemiology. 1996. Vol. 6. P. 452-457.
Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Мотивация 81
Что рационального в таком совете? Риск для здоровья, связанный с лишними 12 килограмами, незначителен. Но если вы все же постараетесь похудеть, то вы, скорее всего, в скором времени вновь вернетесь к прежней массе, так что польза будет очень кратковременной. В одном исследовании пациенты проходили курс специальной диеты. В среднем, пациенты теряли 84% своей лишней массы, но в течение последующих двух с половиной лет они вновь набрали 80% от той массы, которую сбросили. В другом исследовании группа пациентов снизила массу в среднем на 25 кг, но 50% из них вернулись к исходной массе в течение трех лет, а через девять лет 90% из этой группы снова вернулись к прежней массе. В сущности, идентичные результаты были получены и в отношении всех других диет, по которым проводились исследования1.
Почему так происходит? Ваше тело имеет свою собственную точку критической массы <...>, и, когда вы садитесь на диету, оно «стремится» к тому, чтобы сохранить этот уровень, разрушая результаты любых диет. Кроме всего прочего, ваш организм начинает более продуктивно использовать те калории, которые вы потребляете. Одно из исследований было посвящено изучению группы людей, достигших в результате диеты желанной массы. Чтобы поддерживать ее, им приходилось ограничивать калорийность пиши до 1298 калорий в день. Контрольная группа потребляла 1950 калорий в день для поддержания той же массы2.
Приспособительные реакции организма требуют от человека, чтобы, садясь на диету, он всегда был начеку, если хочет сохранить свою новую форму. Если он расслабится, то эти же приспособительные реакции сделают более сложным снижение массы во второй раз, и еше более сложным — в третий раз, даже если диеты (количество и калорийность потребляемой пиши, уровень физической активности) будут идентичными3.
Эти факты помогают объяснить повсеместно наблюдаемый замкнутый круг: диета — возврат к исходной массе — снова диета; эта схема сама по себе может представлять угрозу для здоровья4. Множество проблем со здоровьем, включая сердечные приступы и параличи, связаны с проблемами лишней массы5.
1 См.: Seligman M.E.P. What You Can Change and What You Can't. N.Y.: Knopf, 1993.
2 См.: Geisler C, Miller D., Shah M. The daily metabolic rate of the post-obese and the
lean // American Journal of Clinical Nutrition. 1987. Vol. 45. P. 914-920; Blackburn G.,
Wilson G., Kanders B. et al. Weight-cycling: The experience of human dieters // American
Journal of Clinical Nutrition. 1987. Vol. 49. P. 1105- 1109.
3 См.: Brownell K.D., Greenwood M.R.C., Stellar E., Shrager E.E. The effects of repeated
cycles of weight loss and regain in rats // Physiology and Behavior. 1986. Vol. 38.
P. 459-464.
4 См.: Carlson N.R. Physiology of Behavior. Boston: Allyn and Bacon, 1991.
5 См.: Hamm P., Shekelle R., Stamler J. Large fluctuations in body weight during young
adulthood and the twenty-five year risk of coronary death in men // American Journal of
Epidemiology. 1989. Vol. 129. P. 312-318.
6 Зак. 1662
82 Тема 12. Психология мотивации
Короче говоря, полнота — в некоторых пределах — не ведет к проблемам со здоровьем, а вот диета, скорее всего, — ведет! Означает ли это, что люди должны бросить свои разгрузочные дни и выкинуть таблицы калорийности? Вероятно, нет, потому что, в конце концов, стремление к снижению массы тела обусловлено больше социальными и этическими требованиями, чем заботой о здоровье. К тому же силы, утверждающие в обществе представления об идеальном сложении — это силы чрезвычайно мощные, и поэтому очень трудно для любого человека — с лишней массой или с нормальной — даже просто принять свое тело таким, какое оно есть. Люди могут понимать, что созданное обществом представление об идеале — вовсе не святыня и нет такого закона (и даже медицинского предписания), требующего от каждого человека соответствия этому идеалу. Но эти знания — прозрачная ширма, которая не может заслонить людей от мира, наполненного социальными стандартами и рекламными моделями, утверждающими торжество худосочности, которая для большинства из нас противоестественна и, вероятнее всего, нездорова1.