Ключевые факторы нашей оценки стресса

Мы уже говорили, что стресс зависит от того, как человек восприни­мает события. На субъективную оценку потенциально стрессовых событий влияет множество факторов. Самых значимых среди них четыре: 1) сте­пень знакомости проблемы, 2) возможность управлять событиями, 3) пред­сказуемость событий и 4) близость угрозы.

Знакомость

Важным фактором в нашей оценке стресса является знакомость, при­вычность стрессовых обстоятельств. Как правило, чем менее знакомым для нас является потенциально стрессовое событие, тем больше оно восприни­мается как угрожающее3. Важность знакомости была показана в исследо­вании, где сравнивалась степень физиологического возбуждения у новичков и опытных парашютистов во время подготовки к прыжку4. Было показано,

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 1 См. Weiten W. Pressure as a form or stress and its relationship to psychological symp­
tomatology // Journal of Social and Clinical Psychology. 1988. 6(1). 127-139; Weiten W.,
Dixon 3. Measurement of pressure as a form of stress. Paper presented at the meeting of the
American Psychological Association, Toronto, Ontario. 1984. August.

2 Cm. Weiten W. Pressure as a form or stress and its relationship to psychological
symptomatology // Journal of Social and Clinical Psychology. 1988. 6(1). P. 127-139.

3 Cm. McGrath J.E. Settings, measures and themes: An integrative review of some research
on social-psychological factors in stress // MonatA., Lazarus R.S. (Eds). Stress and coping:
An anthology. N.Y.: Columbia University Press, 1977.

4 Cm. Fern W. D., Epstein S. Gradients of physiological arousal, skin conductance,
heart rate, and respiration rate as a function of experience // Psychosomatic Medicine. 1967.
Vol. 29. P. 33-51.

516 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru что в этот период частота сердцебиений у новичков была больше, чем у! опытных парашютистов, что свидетельствовало о большем возбуждении. Первое публичное выступление, первая в жизни серьезная покупка, первый экзамен обычно является большим стрессом, чем все последующие. При­вычность ситуации превращает прошлые волнения в текущую рутину. I

Возможность управлять событиями \

Еще один фактор, влияющий на оценку стресса, состоит в оценке того, ]
насколько вы можете управлять данным событием. Если, например, вам \
предстоит операция, а после нее — длительный восстановительный период,!
ваши чувства могут варьировать от чувства беспомощности до твердой уве- \
ренности, что вам удастся ускорить процесс выздоровления. Исследования
Стерна, МакКантза и Петтин1 показали, что когда события воспринимают­
ся как управляемые, они обычно вызывают меньший стресс. ;

В другом исследовании в качестве источника стресса использовали громкие звуки, причем в одной из серий у испытуемых была возможность управления ими, а в другой — нет2. В условиях возможности управле­ния испытуемые могли догадаться о последовательности нажатий клавиш, которая временно прекращала звук. Оказалось, что при этом условии ис­пытуемые сообщали о меньшем уровне стресса и напряжения. Более того, объективные измерения показали, что когда испытуемые имели возмож­ность управлять звуком, показатели физиологического возбуждения были меньше, чем при отсутствии такой возможности.

Данные о том, что возможность управления событиями уменьшает стресс, типичны для этого направления исследований, хотя и не являются универсальными3. Джерри Бергер4 описал ситуации, в которых увеличе­ние управляемости приводит к возрастанию стресса. Он подчеркивает, что возможность управления событиями имеет как позитивные, так и нега­тивные аспекты. Негативный аспект состоит в том, что человек берет на себя большую ответственность за исход события. Так, люди, придающие очень много значения тому, как их оценивают другие, нередко рассматри­вают возможность управления событиями как стрессовую ситуацию. Од­нако, как правило, люди склонны рассматривать события, которыми они могут управлять, как менее стрессовые.

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 1 См. Stern G.S., McCants T.R., Pettine P.W. Stress and illness: Controllable and
uncontrollable events' relative contributions // Personality and Social Psychology Bulletin.
1982. 8(1). P. 140-145.

2 Cm. BreierA., Albus M., Pickar D., Zahn T.P., Wolkowitz OM., Paul S.M. Controlable and
uncontrolable stress in humans: Alterations in mood and neuroendocrine and psychophysiolo-
gical function // American Journal of Psychiatry. 1987. Vol. 4. № 11. P. 1419-1425.

3 Cm. Folkman S. Personal control and stress and coping processes: A theoretical analy­
sis // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 46. № 4. P. 839-852.

4 Cm. Burger J.M. Negative reactions to increases in perceived personal control //
Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. № 2. P. 246-256.

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 517

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Предсказуемость

Если вы пережили стрессовое событие — например, вас уволили с ра­боты, то будет ли оно для вас более болезненным, если случилось неожидан­но (непредсказуемый стресс), чем в том случае, когда вы заранее могли предвидеть, что все к этому идет (предсказуемый стресс)? Обычно бывает так, что мы предпочитаем предсказуемый стресс неприятным сюрпризам. Ког­да исследователи подвергали испытуемых стрессу путем предсказуемого и непредсказуемого шума, обычно оказывалось, что испытуемых больше бес­покоил непредсказуемый шум1. Серьезные стрессы, такие, как ухудшение здоровья или потеря работы, выглядят менее разрушительными, если их можно предвидеть заранее. Возможно, мы предпочитаем предсказуемость потому, что она позволяет нам подготовится к стрессу.

Однако влияние предсказуемости является сложным. В некоторых ситуациях люди предпочитают не знать о предстоящем стрессе2. Например, когда дублеров выставляют на замену более опытных актеров в последнюю минуту, то многие из них говорят: «Хорошо, что получилось так. У меня не было времени, чтобы думать о замене и нервничать». Ценность предсказуе­мости, вероятно, зависит от того, можем ли мы что-то сделать, чтобы подго­товится к стрессу. Если подготовка бесполезна (или мы уже чувствуем себя подготовленными), знание о надвигающемся стрессе заставит нас волновать­ся по поводу грядущих событий, и ситуация покажется нам еще более страшной, чем представлялась до этого.

Близость во времени

Если вы знаете о предстоящем неприятном событии, стресс увеличи­вается по мере того, как это событие приближается. Если проблемы выри­совываются где-то в далеком будущем, то стресс, вызываемый ими, невелик. По мере того, как эти проблемы становятся все ближе и ближе, беспокойство и напряжение, как правило, возрастают3. Например, стресс увеличивается с приближением дня экзамена или серьезной операции4. В действительнос­ти, стресс может достигнуть пика интенсивности в период ожидания, а не во время самого события. После экзамена студенты часто говорят: «Отвечать гораздо легче, чем ждать и волноваться перед ответом».

В заключение надо сказать, что оценка стресса — это сложный про­цесс. Как именно такие факторы, как возможность управления и предска­зуемость, повлияют на нашу оценку стресса, будет зависеть от конкретных

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 1 Matthews К A., Scheier M.F., Brunson B.I., Carducci В. Why do unpredictable events
lead to reports of physical symptoms? // Miller T.W. (Ed.). Stressful life events. Madisson,
CT: International Universities Press, 1989.

2 Cm. Burger J.M. Negative reactions to increases in perceived personal control //
Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. N° 2. P. 246-256.

3 Cm. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer. 1984.

* Cm. Bolger N. Coping as a personality process: A prospective study // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. № 3. P. 525-537.



Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru обстоятельств. Данные соответствующих исследований очень важны, по­скольку от того, как мы оцениваем стресс, зависит все многообразие наших реакций на него.

Реакции на стресс

Наша реакция на стресс является сложной и многомерной. Стресс воздействует на нас одновременно на нескольких уровнях. Представьте, что вы очень спешите, но вынуждены ехать медленно в плотном потоке машин. Когда вы чертыхаетесь, глядя на дорогу, вы испытываете эмоцио­нальную реакцию — в данном случае раздражение и гнев. Когда ваш пульс убыстряется, а внутри все сжимается, вы испытываете физиологичес­кую реакцию на стресс. А когда вы ругаетесь с другим шофером, ваша вербальная агрессия является поведенческой реакцией на стрессовую си­туацию. Таким образом, мы можем анализировать реакцию на стресс одновременно на трех уровнях: 1) эмоциональном, 2) физиологическом и 3) поведенческом. Эти уровни анализа показаны на рис. 1

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Эмоциональная реакция:

раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Потенциально стрессовые объективны* события:

вн, юбилей,

разговор с начальником,

финансовые трудности и т.п.

могут создать фрустрацию,

конфликт, изменение

или давление.

Субъективная когнитивная оценка:

оценка события как

угрожающего,

зависящая от его знакомест,

предсказуемости, возможности

им управлять и т.п.

\

Физиологическая реакция:

возбуждение вегетативной

нервной системы, вброс

гормонов, нейрохимические

изменения и т.п.

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Поведенческая реакция:

попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то, заняться

самобичеванием,

обратиться за помощью,

решить проблему,

выразить эмоции.

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Рис. 1. Многоуровневая реакция на стресс

Потенциально стрессогенное событие, например экзамен, вызывает

субъективную когнитивную оценку того, насколько оно является

угрожающим. Если это событие тревожит нас, то возникает

эмоциональная, физиологическая и поведенческая реакции

Эмоциональные реакции

Эмоции — вещь неуловимая. Определение эмоций является предме­том многих споров, и целый ряд конфликтующих теорий претендуют на их объяснение. Все мы располагаем большим субъективным опытом пе­реживания эмоций. Мы знаем, что значит быть встревоженным, веселым,

Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 519

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru мрачным или возбужденным, что значит завидовать, чувствовать вину или нервничать. Мы не будем пускаться в терминологические дебаты по по­воду эмоций. Будем считать, что вы знаете, что это такое, и поэтому про­сто скажем: эмоции — это сильные, в основном неконтролируемые чувства, сопровождающиеся физиологическими изменениями. В стрессо­вой ситуации мы часто реагируем эмоционально. Обычно стресс вызыва­ет неприятные эмоции.

Связь между стрессом и эмоциями была выявлена в исследовании, в ходе которого 96 женщин вели дневники, где описывали переживаемые стрессы и свое настроение на протяжении 28 дней1. Исследователи выя­вили, что колебания в силе стресса в течение дня коррелируют с колеба­ниями настроения. Когда стресс усиливается, настроение, как правило, ухудшается. <...> Другие исследования колебаний настроения в течение дня обнаружили, что особенно сильными источниками отрицательных эмоций являются споры2.

Обычно проявляющиеся эмоции.Простой однозначной зависимости между типом стресса и конкретными эмоциями не существует. Стрессовые события могут вызывать самые разнообразные эмоции, но некоторые из них более вероятны, чем другие. С целью описания типов эмоций, наиболее ха­рактерных для реакции на стресс, мы будем использовать модель первич­ных эмоций Платчика3. <...> Хотя стресс может вызвать практически лю­бую эмоцию, Вулфоук и Ричардсон4 утверждают, что наиболее вероятным является развитие эмоций в следующих направлениях: 1) раздражение, злость, гнев; 2) опасение, страх, ужас; и 3) печаль, грусть, горе.

Раздражение, злость, гнев. Стресс часто вызывает чувство злости, которое может варьировать по интенсивности от легкого раздражения до приступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция особенно типич­на на фрустрацию. Некоторые люди злятся в ответ буквально на любую помеху. Кроме того, злость и возмущение могут быть вызваны требовани­ем подчиниться.

Опасение, страх, ужас. Пожалуй, наиболее часто в ответ на стресс воз­никают эмоции страха разной степени интенсивности. В этот ряд эмоций где-то между опасением и страхом входит и тревога. С тех пор, как Фрейд

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 1 См. Caspi A., Bolger N., Eckenrode J. Linking person and context in the daily stress
process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. № 1. P. 184-195.

2 Cm. Bolger N.. DeLongis A., Kessler R.C., Schilling EA. Effects of daily stress on negative
mood // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 5. P. 808-818;
Clark ЬЛ., Watson D. Mood and the mundane: Relations between daily life events and
self-reported mood // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. № 2.
P. 296-308.

3 Cm. Plutchik R. A language for the emotions // Psychology Today. 1980. February.
P. 68-78.

4 Cm. Woolfolk R.L., Richardson F.C. Stress, sanity and survival. N.Y.: Sovereign/Monarch.
1978.

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 520 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru много лет назад указал на связь между тревогой и конфликтом, психологи провели множество исследований тревоги. Хотя Фрейд особо подчеркивал, что тревога вызывается конфликтом, ясно, что давление выполнения, угро­за неминуемой фрустрации и неопределенность, связанная с переменами, также могут вызывать опасение, тревогу и страх, т.е. эмоции этой катего­рии могут быть вызваны любым из видов стресса.

Печаль, грусть, горе. Иногда стресс только ухудшает настроение, вы­зывает уныние и грусть. Все мы иногда огорчаемся, особенно в ответ на фрустрацию. Эти эмоции особенно часто возникают, когда мы чувствуем, что не в силах изменить стрессовую ситуацию.

Эффекты эмоционального возбуждения.Эмоциональные реакции — естественная и нормальная часть нашей жизни. Даже отрицательные эмо­ции служат важным целям. Подобно физической боли, неприятные эмоции могут служить предупреждением о том, что нам необходимо что-то сде­лать. Однако нужно заметить, что сильное эмоциональное возбуждение мо­жет иногда мешать справиться со стрессом.

На хорошо известном примере экзаменационной тревоги видно, как эмоциональное возбуждение снижает продуктивность действий. Многие студенты, получившие плохие отметки на экзамене, тем не менее, утверж­дают, что они знали предмет. Возможно, что многие из них говорят прав­ду. Исследователи обнаружили, что экзаменационная тревога отрицатель­но коррелирует с качеством ответа на экзамене. Студенты, проявляющие большую тревогу, обычно получали более низкие оценки на экзамене1. Тревога препятствует эффективной сдаче экзамена разными путями, но самый важный из них — нарушение внимания к выполнению экзамена­ционного задания2. Тревожащиеся студенты тратят слишком много вре­мени на волнение по поводу своих действий и на размышления о том, есть ли такие проблемы у других. Иначе говоря, их голова занята вовсе не решением экзаменационного задания.

Эмоциональное возбуждение не всегда уменьшает продуктивность. Различные теории «оптимального возбуждения» утверждают, что эффек- J тивность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбужде­ния до некоторого предела, за которым возбуждение становится настоль­ко сильным, что становится разрушительным3. Уровень возбуждения, которому соответствуют самые высокие показатели продуктивности дея­тельности, называется оптимальным уровнем возбуждения.

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 1 См. Wine J.D. Evaluation anxiety: A cognitive-attentional construct // Krohne H.W.,
Laux L. (Eds. ). Achievement, stress and anxiety. N.Y.: Hemisphere, 1982.

2 Cm. Sarason I.G. Stress, anxiety and cognitive interference: Reactions to stress //
Journal of Personality and Social Psychology. 1984. 46(4). P. 929-938.

3 Cm. Anderson K.J. Arousal and the inverted-U hypothesis: A critique of Neiss's
«reconceptualizing arousal»// Psychological Bulletin. 1990. Vol. 107. № 1. P. 96-100;
Humphreys M.S., Revelle W. Personality, motivation, and performance: A theory of the
relationship between individual differences and information processing // Psychological
Review. 1984. Vol. 9. P. 153-184.

Ллойд М. Стресс и его эффекты




Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Уровень сложности задач) Средний

Простой



н Оптимальный уровень к возбуждения

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 4ЭКИЙ ВЫСОКИЙ

Уровень возбуждения

Низкий Высокий

Уровень возбуждения

Низкий Высокий

Уровень возбуждения

Рис. 2. Уровень эмоционального возбуждения

и эффективность исполнения

Влияние эмоционального возбуждения на эффективность выполнения

задачи зависит от ее сложности. Для сложных задач оптимальным

(т.е. способствующим наиболее эффективному исполнению) является

относительно низкий уровень возбуждения. Простые задачи лучше

всего выполняются, напротив, при большем уровне возбуждения

т оптимальный уровень различен для разных задач. Отчасти он т сложности задачи. Общее правило таково, чем сложнее задача, ; оптимальный уровень возбуждения. Рис. 2 иллюстрирует эту сть. <...>

[ьшинство данных об оптимальном уровне возбуждения получено ю простых экспериментах на животных. Поэтому обобщать эти ы на действия человека было бы, возможно, рискованно. Однако ггимального эмоционального возбуждения дают хорошее объясне-почему оно может оказывать как благоприятное, так и разруши-шияние на деятельность.

миологические реакции

эциональные реакции на стресс вызывают серьезные физиологи-зменения в организме. Даже при стрессе средней интенсивности ге заметить, что ваше сердце бьется быстрее, дыхание становится иным, и вы потеете больше, чем обычно. Что же происходит? разберемся.

1кция «сражайся или беги».Это физиологическая реакция моби-организма для сражения с врагом или бегства. Эта реакция, описанная Уолтером Канонном1, осуществляется вегетативной системой. <.„>

522 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Вегетативная нервная система (ВНС) разделяется на два отдела: симпатическую и парасимпатическую нервную систему. Говоря в общем, парасимпатический отдел отвечает за сохранение и накопление ресурсов организма, а симпатический — за мобилизацию организма в случае необ­ходимости. Реакция «сражайся или беги» запускается симпатической нервной системой. В одном из исследований Каннон изучал эту реакцию на кошках в ситуации конфликта с собакой. Среди прочих вещей, он за­метил ускорение дыхания, увеличение частоты сердцебиения и торможе­ние процессов пищеварения.

Элементы этой реакции можно заметить и у людей. Представьте ситуацию, когда ваша машина чуть не потеряла управление на скорост­ном шоссе. Ваше сердце забьется и кровяное давление подскочит. Воз­можно, у вас пойдут мурашки по коже и «засосет под ложечкой». Эти рефлекторные изменения являются частью реакции «сражайся или беги».

Несомненно, эта рефлекторная реакция унаследована нами от наших далеких предков. У животных она, безусловно, является адаптивной. Встреча с хищниками и прочими опасностями требует именно такого от­вета: сражаться или убегать. Но в человеческом обществе реакция «сра­жайся или беги» гораздо менее полезна. Большинство наших стрессов не может быть преодолено простым бегством или физической дракой. Не­приятности на работе, супружеские проблемы, финансовые неурядицы тре­буют гораздо более сложных действий, направленных на их разрешение. Более того, стресс часто сохраняется на протяжении длительного периода времени, и наша реакция «сражайся или беги» держит нас все это время в состоянии изнуряющего физического возбуждения. На значение дли­тельно продолжающегося физического возбуждения впервые обратил вни­мание Ганс Селье, канадский ученый, внесший существенный вклад в изу­чение проблемы стресса.

Общий адаптационный синдром.Термин «стресс» был введен Ган­сом Селье1. Селье родился в Вене, но вся его профессиональная карьера связана с университетом МакГилла в Монреале. В своих экспериментах Селье подвергал лабораторных животных воздействию самых разнообраз­ных стрессоров, как физических, так и психологических (жара, холод, боль, изоляция и т.п.). Картина физиологического возбуждения, демонстрируе­мая животными, была очень сходной независимо от типа стрессора. На этом основании Селье сделал вывод, что реакция стресса является неспе­цифической. Другими словами, она не меняется в зависимости от вида воздействия, которым была вызвана.

Вначале Селье колебался с выбором названия для этой неспецифи­ческой реакции на самые разные воздействия. В 1940 г. он решил назвать ее стрессом и с тех пор это слово вошло в лексикон психологов. В теории Селье термин «стресс» обозначает реакцию организма на некое воздей-

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 1 См. Selye H. History and present status of the stress concept// Goldberger L., Breznitz S. (Eds.)- Handbook of stress: Theoretical and clinical aspects. N.Y.: Free Press, 1982.

Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 523

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru ствие. Позже, Селье согласился с тем, что эту реакцию лучше назвать сло­вом напряженность (strain), а термин «стресс» оставить для обозначения вредоносных событий. <...> Ряд ученых используют термин «стресс» для обозначения причиняющих беспокойство событий, что вызывает некото­рую путаницу в терминах. Как уже было сказано в самом начале, боль­шинство современных исследователей преодолели эту терминологическую путаницу, определяя стресс не как стимул и не как реакцию, а как опре­деленный тип взаимодействия стимулов и реакций.

Селье сформулировал важную теорию стрессовой реакции, которую он назвал общим адаптационным синдромом1. Общий адаптационный синд­ром — это универсальная реакция организма на стрессовое воздействие, состоящая из трех фаз: тревоги, сопротивления и истощения. На первой стадии, после того, как организм воспринял угрозу, возникает реакция тре­воги. В этот период организм мобилизует свои ресурсы для борьбы с пробле­мой, и физиологическое возбуждение возрастает. Реакция тревоги по Селье в сущности совпадает с реакцией «сражайся или беги» по Каннону.

Но Селье в своих исследованиях продвинулся на несколько шагов дальше Каннона. Он подвергал лабораторных животных продолжительно­му стрессу, похожему на хронический стресс, часто переживаемый людьми. Если стресс продолжается, то организм переходит на следующую стадию общего адаптационного синдрома, называемую стадией сопротивления. На этой стадии физиологические изменения стабилизируются, и организм на­чинает функционировать в режиме повышенной нагрузки. Физиологичес­кое возбуждение продолжает оставаться выше, чем обычно, однако оно мо­жет начать уменьшаться по мере того, как организм привыкает к угрозе.

Если стресс продолжается достаточно длительное время, то реакция организма может перейти в третью стадию, называемую стадией истоще­ния. Согласно Селье, ресурсы организма, предназначенные для борьбы со стрессом, ограничены. Если стресс не удалось преодолеть, эти ресурсы вырабатываются и физиологическое возбуждение снижается. Организм может даже погибнуть от истощения. Это снижение может привести к тому, что Селье назвал «болезнями адаптации», например, к язве желудка или гипертонии.

Исследования Селье выявили связь между стрессом и соматически­ми заболеваниями. Селье показал, как физиологическое возбуждение, ко­торое по своей природе является способом адаптации, будучи длительным, приводит к болезням. Его теория была подвергнута критике за игнориро­вание индивидуальных различий в оценке стресса2. Кроме того, оспари­вается его утверждение, что реакция стресса является неспецифической3.

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 1 См. Selye H. Stress without distress N.Y.: Lippincott, 1974.

2 См. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.

3 Cm. Baum A. Stress, intrusive imagery, and chronic distress // Health Psychology.
1990. Vol. 9. № 6. P. 653-675; Hobfoll S.E. Conservation of resources: A new attempt at
conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. Vol. 44. P. 513-524.

524 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций j

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru Несмотря на это, его теория послужила ориентиром целому поколению i ученых, которые исследуют влияние стресса на организм. Давайте оста­новимся на этих исследованиях подробнее.

Взаимодействие мозга итела. Когда мы испытываем стресс, мозг посылает сигналы эндокринной системе по двум основным путям1. Эн­докринная система состоит из желез, которые вырабатывают и вбра­сывают в кровь химические соединения, называемые гормонами. В эндок­ринную систему входят следующие основные железы: шишковидная, щитовидная, гипофиз и надпочечники.

Оба эти пути начинаются в структуре мозга, называемой гипотала­мусом. Первый путь проходит через вегетативную нервную систему. Ги­поталамус активирует ее симпатический отдел. В результате происходит активация надпочечников, которые вбрасывают в кровь большое количе­ство катехоламинов. Эти гормоны распространяются по всему телу, про­изводя множество важных физиологических изменений. Основной эф­фект повышения уровня катехоламинов заключается в подготовке тела к серьезным нагрузкам. Учащается пульс, к мозгу и мышцам поступает больше крови. Дыхание и потребление кислорода возрастают, тем самым усиливается состояние бдительности. Процессы пищеварения затормажи­ваются, чтобы сберечь энергию. Зрачки глаз расширяются, увеличивая чувствительность зрения.

Второй путь включает более непосредственное взаимодействие моз­говых структур с эндокринной системой. Гипоталамус посылает сигналы гипофизу, который называют главной железой эндокринной системы. Гипоталамус вырабатывает гормон, который стимулирует кору надпочеч­ников, где вырабатываются другие важные гормоны — кортикостероиды. Эти гормоны стимулируют поступление в кровь большего количества жиров и протеинов, чтобы усилить энергоснабжение. Кроме того, они мо­билизуют химические вещества, которые препятствуют воспалению тка­ней в случае ранения.

Стресс создает в организме и другие физиологические изменения, мно­гие из которых мы только начинаем понимать. Наиболее серьезные изме­нения происходят в иммунной системе. Иммунная система обеспечивает противодействие организма инфекциям. Получены данные, говорящие о том, что стресс может подавлять деятельность иммунной системы: как след­ствие, организм становится более восприимчивым к инфекционным забо­леваниям2. Механизм, с помощью которого происходит это подавление де-

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru 1 См. Asteria M.F. The Psychology of Stress. N.Y.: Human Sciences Press, 1985.

2 Cm. Solomon GJ".,AmkrautA., Rubin R.T. Stress, hormones, neuroregulation and immunity
// Burchfield SJi. (Ed.). Stress Psychological and physiological interactions. N.Y.: Hemisphere,
1985; Zautra A.J., Okun MA., Robinson S.E. Lee D., Roth S.H., Emmanual J. Life stress and
lymphocyte alterations among patients with rheumatoid arthritis // Health Psychology.
1989. 8. 1. 14.

Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 525

Ключевые факторы нашей оценки стресса - student2.ru ятельности иммунной системы, до сих пор остается загадкой. Возможно, он опосредствован секрецией эндорфинов, — химических соединений, напоми­нающих по своей структуре и эффекту опиаты. Как бы то ни было, ясно, что физиологическая реакция на стресс затрагивает каждую клеточку нашего тела. Как мы увидим в дальнейшем, эта физиологическая реакция влияет как на телесное, так и на психическое здоровье.

Поведенческая реакции

Хотя мы реагируем на стресс одновременно на нескольких уровнях, ключевым аспектом нашей реакции будет поведение. Часто нежелатель­ные эмоциональные и физиологические реакции на стресс происходят более или менее автоматически. Если мы эффективно справляемся со стрессом на поведенческом уровне, то эти потенциально вредные эмоци­ональные и физические проявления могут быть подавлены.

Большинство поведенческих реакций на стресс включает в себя действия по его преодолению. Преодоление (coping) — это действия, на­правленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшие стресс. Заметим, что это оп­ределение не различает адаптивных и неадаптивных действий по преодо­лению стрессовой ситуации. Обычно, когда мы говорим, что некто «пре­одолел свои проблемы», то имеем в виду, что он эффективно с ними справляется. На самом деле, действия по преодолению могут быть как полезными, так и вредными для субъекта. Так, например, если в середине семестра у вас появились проблемы с освоением учебного курса, вы мо­жете попытаться справиться с ними следующими способами: 1) вклады­вать больше сил и времени в учебу; 2) поискать репетитора, который по­может вам подтянуться; 3) обвинять в своей плохой успеваемости преподавателя и 4) бросить учебу. Ясно, что первые два способа являют­ся более разумными, чем два последних.

Люди справляются со стрессом множеством различных способов. Ввиду важности и сложности этой проблемы мы посвятим всю следую­щую главу рассмотрению усилий по его преодолению. Важно заметить, что именно от стратегии преодоления зависит то, будут ли эффекты кон­кретного стресса позитивными или негативными. <...>

Наши рекомендации