Двухфакторная теория Шахтера

Станли Шахтер считает, что люди устанавливают различия между альтернативными эмоциями, рассматривая ключевые признаки ситуации. Согласно Шахтеру, переживание эмоции зависит от двух факторов: 1) автономного возбуждения и 2) когнитивной интерпретации этого воз­буждения3. Шахтер предполагает, что если вы испытываете висцеральное возбуждение, то для того, чтобы объяснить его, вы обследуете свое окру­жение (см. рис. 1). Если вы попали в автомобильную пробку, то скорее всего назовете свое возбуждение гневом. Если вы сдаете важный экзамен, то вероятно обозначите его как тревожность. Если же вы празднуете свой день рождения, то скорее всего назовете его весельем.

Шахтер разделяет положение теории Джеймса—Ланге, согласно ко­торому эмоции являются следствием возбуждения. Но вместе с тем, он разделяет положение теории Кэннона—Барда, согласно которому разные эмоции вызывают неразличимые паттерны возбуждения. Он примиряет эти точки зрения, утверждая, что для для обозначения и различения кон­кретных эмоций люди рассматривают внешние, а не внутренние сигналы. По существу, Шахтер предполагает, что человек думает следующим обра­зом: «Если я возбужден, а ваше поведение выглядит оскорбительным, то я должен быть в гневе».

Двухфакторная теория проверялась во многих исследованиях, ре­зультаты которых были неодназначны. Некоторые аспекты этой модели

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru 1 См. Ekman P., Levenson R.W., Friesen W.V. Autonomic nervous system activity
distinguishes among emotions // Science. 1983. Vol. 221. P. 1208-1210; Levenson R.W.
Autonomic nervous system differences among emotions // Psychological Science. 1992.
Vol. 3. P. 23-27.

2 Cm. Zillmann D. Transfer of excitation in emotional behavior // Social Psychophysiology:
A Sourcebook / J.T.Cacioppo, R. Petty (Eds.). N.Y.: Guilford Press, 1983.

3 Cm. Schachter S. The interaction of cognitive and physiological determinants of emotional
state // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 1 / L. Berkowitz (Ed.). N.Y.:
Academic Press, 1964; Schachter S., Singer J.E. Cognitive, social and physiological
determinants of emotional state // Psychological Review. 1962. Vol. 69. P. 379-399;
Schachter S., Singer J. E. Comments on the Maslach and Marshall-Zimbardo experiments //
Journal of Personality and Social Psychology. 1979. Vol. 37. P. 989-995.



Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru
Рис. 2

подтвердились, другие — нет1. В особенности удачным приме­ром исследований, подтверж­дающих двухфакторную тео­рию, является исследование межличностной привлекатель­ности, которое провели в есте­ственных условиях Даттон и Эрон2. Они устраивали встречи девушки с молодыми людьми на мосту. Когда молодой че­ловек шел по мосту, девушка просила его ненадолго задер­жаться, чтобы заполнить оп­росник. Цель и результаты своего исследования она обе­щала рассказать позже и да­вала ему номер своего телефона. Автономным возбуждением манипули­ровали благодаря тому, что данный сценарий разыгрывался на двух совершенно различных мостах. Один — длинный подвесной мост угро­жающе раскачивался над горным потоком на высоте 230 футов [70 мет­ров. — Ю.Д.] (см. фото на рис. 2). Другой был солидным надежным со­оружением, проходившим на высоте около 10 футов [3 метра — ЮД.\ над небольшим ручейком. Экспериментаторы предполагали, что люди, идущие по шаткому, небезопасному мосту, будут испытывать эмоциональ­ное возбуждение, и что некоторые из них свяжут это возбуждение не с мостом, а с девушкой. В таком случае, они могут ошибочно назвать свою эмоцию вожделением, а не страхом, и сделать вывод, что очарованы этой девушкой. Зависимой переменной было число молодых людей, позвонив­ших впоследствии этой девушке, чтобы добиться свидания. Как и ожида­лось, среди тех, с кем девушка встретилась на опасном мосту, с целью на­значить свидание ей позвонило большее количество молодых людей, чем среди встретившихся на надежном мосту.

Это исследование подтверждает гипотезу, что люди нередко выводят эмоции из своего физиологического возбуждения и обозначают их соответ­ственно тому когнитивному объяснению, которое они этим эмоциям дают. Факт, что это объяснение может быть ошибочным, проливает свет на то, по­чему люди зачастую не могут разобраться в собственных эмоциях.

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru 1 См. Reisenzein R. The Schachter theory of emotion: Two decades later // Psychological
Bulletin. 1983. Vol. 94. P. 239-264.

2 Cm. Button D., Aron A. Some evidence for heightened sexual attraction under condi­
tions of high anxiety // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. Vol. 30.
P. 510-517.

Вейтен У. Теории эмоций 471

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru Хотя двухфакторная теория получила поддержку, исследования обна­ружили и некоторые, накладываемые на нее ограничения1. Ситуации не могут штамповать эмоции в любое время в точности одинаковым образом. Пытаясь объяснить возбуждение, человек выходит за рамки непосредствен­ной ситуации. Он может учитывать воспоминания о прошлых событиях2. Наконец, ошибочное восприятие эмоций, дающее обоснование двухфактор-ной теории, по-видимому происходит преимущественно в новых ситуациях, при умеренном возбуждении3. Следовательно, эмоции не столь пластичны, как это первоначально предполагала двухфакторная теория.

Эволюционные теории эмоций

По мере того как обнаруживались ограничения двухфакторной те­ории, теоретики начали возвращаться к идеям, сформулированным Чарльзом Дарвиным более века тому назад. Согласно Дарвину, эмоции развиваются потому, что имеют адаптивное значение4. Например, страх может помочь организму избежать опасности и следовательно способству­ет его выживанию. Следовательно, Дарвин рассматривал эмоции челове­ка как продукт эволюции. Это предположение служит основанием для нескольких широко известных теорий эмоций, разработанных независи­мо С.С.Томкинзом, Кэрроллом Изардом и Робертом Платчиком5.

Эволюционные теории рассматривают эмоции преимущественно как врожденные реакции на определенные стимулы. Как таковые, эмоции дол­жны распознаваться в подавляющем большинстве ситуаций незамедли­тельно и без особого размышления. В конце концов, свои эмоции должны с легкостью распознавать примитивные животные, неспособные к сложному мышлению. Теоретики-эволюционисты считают, что развитие эмоций про­исходило до мышления. Они утверждают, что мышление играет в эмоциях сравнительно небольшую роль, хотя и допускают, что научение и познание

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru 1 См. Leventhal H., Tomarken A.J. Emotion: Today's Problems // Annual Review of Psychology. 1986. Vol. 37. P. 565-610.

2 Cm. Maslach C. Negative emotional biasing of unexplained arousal // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. Vol. 37. P. 953-969.

s Cm. Cotton J.L. A review of research on Schachter's theory of emotion and the misattri-bution of arousal // European Journal of Social Psychology. 1981. Vol. 11. P. 365-397.

4 Cm. Darwin C. The Expression of Emotions in Man and Animals. N.Y. Philosophical
Library, 1872.

5 Cm. Izard C.E. Emotion-cognition relationships and human development // Emotions,
Cognition and Behavior / C.E.Izard, J.Kagan, R.B.Zajonc (Eds.). Cambridge, England:
Cambridge University Press, 1984; Plutchik R. Emotions: A general psychoevolutionary
theory // Approaches to Emotion / K.R.Scherer, P.Eckman (Eds.). Hillsdale, NJ: Erlbaum,
1984; Tomkins S.S. Affect as amplification: Some modifications in theory // Emotion:
Theory, Research and Experience / R.Plutchik, H.Kellerman (Eds.). N.Y.: Academic Press,
1980. Vol. 1; Tomkins S.S. Affect, Imagery, Consciousness: 3. Anger and Fear. N.Y.: Springer-
Verlag, 1991.


Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

 
Силвен Томкинз Карролл Изард Роберт Платчик
Страх (fear) Страх Страх
Гнев (anger) Гнев Гнев
Наслаждение (enjoyment) Радость (joy) Радость
Отвращение (disgust) Отвращение Отвращение
Интерес (interest) Интерес Предвкушение
Удивление (suprise) Удивление Удивление
Презрение (contemi) Презрение  
Стыд (shame) Стыд  
  Печаль (sadness) Печаль
Горе (distress)    
  Вина (guilt)  
    Одобрение (acceptance)

Рис. 3

могут как-то влиять на эмоции человека. Эволюционные теории как пра­вило, предполагают, что эмоции возникают в подкорковых структурах го­ловного мозга (таких, как гипоталамус и лимбическая система), которые появились прежде высших зон головного мозга, расположенных в коре и связанных с процессами сложного мышления.

Кроме того, эти теории предполагают, что эволюция снабдила челове­ка небольшим количеством врожденных эмоций с испытанным адаптив­ным значением. Как следствие, принципиальный вопрос, над которым бьются эволюционные теории, это вопрос о том, какие эмоции являются ба­зовыми. Заключения по этой проблеме, к которым пришли ведущие теоре­тики в данной области, приведены в табличном виде на рис. 3. Как видно из таблицы, списки первичных [базовых. — Ю.Д.] эмоций по Томкинзу, Изарду и Платчику хотя и не совпадают, все же в значительной степени пе­рекрываются. Все трое приходят к выводу, что люди проявляют от восьми до десяти первичных эмоций. Кроме того, шесть из этих эмоций встречают-

Вейтен У. Теории эмоций



Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru Любовь

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru

Рис. 4

ся во всех трех списках, а именно, страх, гнев, радость, отвращение, интерес и удивление. Конечно, число эмоций, переживаемых людьми, гораздо больше. Как эволюционные теории объясняют это многообразие? Они предполагают, что большинство человеческих эмоций получаются благодаря (1) смешива­ниям первичных эмоций и (2) изменениям в их интенсивности. Например, Роберт Платчик разработал красивую модель того, как первичные эмоции, например, страх и удивление, в результате смешивания дают вторичные эмоции, например, благоговение (см. рис. 4). Кроме того, модель Платчика утверждает, что различные эмоции, такие, как опасение, страх и ужас, содер­жат одну первичную эмоцию, переживаемую с разной интенсивностью.

П.К.Анохин ЭМОЦИИ1

Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать, волновать) — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъек­тивную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радос­ти и социального жизнеощущения. <...>

Эволюция эмоций.Если исходить из того, что эмоции представляют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь орга­низм и приобретают ярко выраженный субъективный характер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмоций, когда и как они появились в процессе эволюции?

На основании дарвиновского понимания эволюции приспособитель­ных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим услови­ям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержать­ся в процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утонченные эмоциональные состояния человека, если бы они не послужили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они дав­но были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интег-ральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоя­нию человека определенный тип переживаний. Производя почти мо­ментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций орга­низма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный меха-

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru 1 Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 172-177.

Анохин П.К. Эмоции 475

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru низм ответной реакции организма. Именно это свойство организма — оп­ределять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древ­него и универсального критерия всего живого на Земле — выживаемости — и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. Вмес­те с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, меха­низм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спаситель­ной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Насколько важна эта интеграция организма в эмоциональном со­стоянии, можно видеть на примере простой болевой эмоции, которая в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.

Допустим, что имеется какое-то травматическое поражение сустав­ной сумки. Как известно, такое поражение создает крайне тягостное бо­левое ощущение, болевую эмоцию. Какие средства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создают­ся исключительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых суставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях огра­ничивающим фактором является только ощущение боли. Организм че­ловека осуществляет в этих случаях многочисленные попытки движения, ♦обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», по­могающего организму воздерживаться от несовместимых с жизнью дви­жений («щажение» в медицинской практике).

Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоро­вью движений производился бы на основе каких-либо других критериев, например степени натяжения мышцы, угла отклонения в суставе и т.д., как сразу же станут ясными все совершенство универсального характере эмоциональных состояний и крайняя выгодность их в приспособитель ном смысле. Практически весь жизненный опыт человека, начиная с пер вых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на осно ве учета объективных параметров вредящего агента (например, острот! повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т.д.), а н; основе именно того «общего знаменателя», который выражается эмоцио нальным состоянием: «больно», «неприятно». <...>

Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребностям и от правлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопуа ствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому орга низм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

Многочисленные факты, установленные психологами и физиологг ми, демонстрируют некоторый единый план в архитектуре живого оргг низма, благодаря которому все разнообразные его функции санкционирз

476 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru ются или отвергаются на основании одного и того же принципа — прин­ципа их соответствия сформировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. <...>

Биологическая теория эмоций.<...> Теории эмоциональных состо­яний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недоста­точности: они не рассматривают эмоциональные состояния как законо­мерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохра­ниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биоло­гическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощу­щений в осуществлении жизненно важных функций организма.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и чело­века в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, кото­рые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы назвать стадией формирования потребностей и ос­новных влечений, а вторую — стадией удовлетворения этих потребностей. Внимательный анализ поведения животных и человека показывает, что та­кая классификация вполне приемлема для всех видов влечений и для лю­бого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмо­циональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний орга­низма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, создаю­щий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потреб­ности связаны с определенным эмоциональным состоянием, большей час­тью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потреб­ности или выполнение какой-то функции, которая устраняет назревшую потребность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения).

Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с биологичес­кой точки зрения, то надо будет признать, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушитель­ный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни дан­ного организма.

Обычно удовлетворение какой-либо биологической потребности че­ловека не является только простым устранением этой потребности, име­ющей тягостный характер. Как правило, удовлетворение, устраняя потреб­ность, сопровождается самостоятельным подчеркнутым положительным

Анохин П.К. Эмоции 477

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru эмоциональным переживанием. Следовательно, с широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный под­крепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности.

С точки зрения физиологической перед нами стоит задача: рас­крыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном итоге приводят к возникновению и отрицательного (потребность), и положи­тельного (удовлетворение) эмоционального состояния. И прежде всего необходимо проанализировать вопрос: в силу каких именно конкретных механизмов удовлетворение потребности создает положительное эмоцио­нальное состояние.

Биологическая теория эмоций1 построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только в определенном случае, именно когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полез­ным эффектом. Только в этом последнем случае формируется и стано­вится закрепляющим фактором положительная эмоция. Можно взять для примера такой грубый эмоциональный акт, как акт чихания. Всем известен тот гедонический и протопатический характер ощущения, кото­рое человек получает при удачном чихательном акте. Точно так же хоро­шо известно и обратное: неудавшееся чихание создает на какое-то время чувство неудовлетворенности, неприятное ощущение чего-то незакончен­ного. Подобные колебания в эмоциональных состояниях присущи абсо­лютно всем жизненно важным отправлениям животного и человека. Именно для подобных жизненно важных актов эмоция и сложилась в процессе эволюции как фактор, закрепляющий правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.

Как же центральная нервная система «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последова­тельности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опо­рожнение тазовых органов, кашель, чихание, половой акт и т.д.)? Для от­вета на этот вопрос необходимо ввести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удовлетворения какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего дей­ствия — «акцептора действия» и посылка множества эфферентных воз­буждений, идущих к самым различным органам и частям той системы,

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru 1 См. Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении условного рефлекса // Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.

478 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успешч
ности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в голов­
ной мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регист­
рируют последовательные этапы выполнения функции («обратная]
афферентация »). |

Оценка акта в целом невозможна без такой точной информации о ' результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений.! Такой механизм является абсолютно обязательным для каждой функции, ( и организм был бы немедленно разрушен, если бы этого механизма не су­ществовало.

Каждый на своем опыте знает, что всякая неудача в выполнении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворенности, трудности и бес­покойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферическо­го акта, именно результативный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с цент­ральной посылкой.

Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с аппа­ратом акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетворения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полно­ценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение об­ратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцеп­тором действия ведет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые при­вели бы к формированию полноценного периферического акта и, следова­тельно, к полноценной эмоции удовлетворения. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эфферентных возбуждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмо­циональные состояния от полноценного или неполноценного периферичес­кого акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на другой эфферентной основе.

Из формулировки биологической теории эмоций явствует, что Джеймс и Ланге в своей теории уловили правильный момент в развитии эмоцио­нальных состояний, во всяком случае в появлении эмоциональных состоя­ний, которые связаны с жизненно важными отправлениями.

Однако, фиксируя внимание на периферии, Джеймс и Ланге, есте­ственно, не могли раскрыть тот истинный центральный механизм (совпа­дение с акцептором действия), который является обязательным и реша­ющим условием для возникновения положительной эмоции1.

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru 1 См. Анохин П.К. Указ. соч.

Анохин П. К. Эмоции 479

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru С другой стороны, Кеннон и Бард, фиксируя внимание на централь­ном субстрате, в какой-то степени были также правы, поскольку конеч­ный момент формирования эмоционального состояния совпадает именно с областью подкорковых аппаратов. Однако фиксация ими внимания только на центральном механизме не давала им возможности раскрыть истинный механизм центрально-периферических взаимоотношений в формировании эмоций, ощущений. Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые со­ставляют область эмоциональной жизни человека. Многие из этих эмо­ций, особенно болевая эмоция, не требуют постепенного увеличения по­требности, они возникают внезапно, и только простое устранение такой эмоции создает положительное ощущение. Однако, несмотря на все эти изменения в деталях развития различных эмоций, архитектурный план возникновения эмоций остается тем же. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребности, возникшие, на­пример, от каких-либо социальных факторов (пусть это будет потребность в разрешении какой-то сложной технической проблемы, потребность в коллекционировании), завершаются уже высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпа­дут с исходным замыслом (акцептор действия).

Есть основание полагать, что во всех эмоциях, начиная от грубых низ­ших растительных эмоциональных состояний и кончая высшими соци­альными эмоциями, используется одна и та же физиологическая архитек­тура. Однако эта физиологическая архитектура может рассматриваться только как общая закономерность, присущая жизненным явлениям раз­личной степени сложности, но ни в коей мере не делающая их тождествен­ными по их качественному характеру, по их содержанию. Подобные общие закономерности уже известны из области кибернетики. Именно эта законо­мерность — закономерность формирования аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия и получения его результатов — является общей для различных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях. Не удивительно поэтому, что на основе именно этой закономерности и по этой уникальной архитектуре произошло и развитие эмоциональных состояний человека — от первичных примитивных растительных ощущений до выс­ших форм удовлетворения в специфически человеческой деятельности.

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru П.В.Симонов

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ1

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловско­му направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельнос­ти мозга. <...>

Информационная теория эмоций <...> не является ни только «физи­ологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетичес­кой». Она неразрывно связана с павловским, системным по своему харак­теру, подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продук­тивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоций, и при изу­чении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и живот­ных. <...>

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, — писал Павлов, — в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физио­логическое соматическое от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д.?»2. Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важ­ных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот клю­чевой механизм, благодаря которому в процесс условно-рефлекторной дея­тельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций. <...>

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru 1 Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 178-185.

2Павлов ИЛ. Поли. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3. Кн. 1 и 2. С. 335.

Симонов П.В. Информационная теория эмоций 481

Двухфакторная теория Шахтера - student2.ru На основании <...> опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре боль­ших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, причем «образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуально­сти и состоянию животного, с другой»1. <...>

«Нужно думать, — говорил Павлов с трибуны XIV Международного физиологического конгресса в Риме, — что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обык­новенно называется чувствами в их двух основных категориях — поло­жительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки сте­реотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положитель­ные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного»2.

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования — скажем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авто­ров, обращавшихся к изучению эмоций. <...>

Наши рекомендации