Основные закономерности декодировани невербального поведения
Невербальная коммуникация подчиняется определенным правилам, которым мы следуем бессознательно, но чутко реагируем на их нарушения. К этим правилам могут быть отнесены следующие:
1) использование невербальных знаков должно быть определенным и узнаваемым;
2) мы должны быть способны переводить наши чувства и намерения в невербальные средства ("кодировать");
3) наблюдатель должен быть способен к интерпретации невербальных знаков ("Декодировать").
Основные проблемы интерпретации невербальных сообщений (их кодирования и декодирования) связаны с самой природой невербальной коммуникации. Особенности невербальных сообщений (контекстуальность, многозначность, спонтанность и ненамеренность) предопределяют сложность процесса интерпретации невербального поведения.
Установлено, что устойчивыми и однозначными являются лишь экспрессивные коды основных эмоциональных состояний человека: радости, страха, гнева, внимания, удивления, презрения и некоторых других. Остальные способы невербального кодирования подвержены влиянию множества факторов. Среди них:
- общая ситуация общения;
- индивидуальные особенности проявления состояний каждым из участников общения;
- пол;
- возраст;
- степень значимости партнеров друг для друга;
- культурные и этнические нормы выражения индивидуальных особенностей личности.
Очевидно, что учесть все эти факторы в ситуации непосредственного межличностного взаимодействия с целью точной интерпретации невербальных посланий практически невозможно. Поэтому велика вероятность ошибок в определении содержания многих невербальных сообщений.
Итак, интерпретируя невербальные сообщения, необходимо учитывать следующие моменты:
· уникальность невербального языка;
· неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;
· изменчивость способов невербального выражения;
· зависимость успешности кодирования от умения человека адекватно выражать свои переживания, от уровня сформированности у него навыков кодирования невербальных сообщений.
Мимика, или выражения лица, - важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при ее отсутствии (например, в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо - это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных и произвольных реакций. Социальное подражание как одно из условий развития мимики возможно именно благодаря тому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Общество поощряет выражение одних эмоций и порицает - других.
Выражение натуральных эмоций всегда симметрично. Однако левая и правая стороны нашего лица находятся под контролем разных полушарий мозга и потому могут отражать эмоции по-разному. Работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю (у правшей). Работа правого полушария отражается на левой стороне лица, соответственно, на этой стороне труднее скрыть чувства (особенно отрицательные эмоции). По асимметрии лица тренированный наблюдатель может выявить манипуляцию, различить естественное и искусственное поведение.
Для усиления эмоции мы делаем нашу мимику более выразительной, более точной по рисунку в соответствии с ожиданиями людей, которые наблюдают за нами. Решающим фактором при утрировании или сокрытии мимических движений оказываются культурные традиции.
Выделяют два основных механизма — категоризация и имитация. Рассмотрим их на примере декодирования эмоциональных состояний.
1. Категоризация. Опознание эмоционального состояния человека по невербальному поведению происходит путем сличения признаков, присущих коммуникатору, с перцептивным эталоном, сформированным реципиентом (Лабунская, 1999). Выделяют два вида опознания: обобщенное и дифференцированное. Обобщенное опознание — это отнесение эмоции к определенному типу (отрицательная—положительная, приятная—неприятная, активная—пассивная). Если при опознании того же состояния реципиент указывает на его модальность (страх, гнев, радость) — опознание более дифференцированное.
Перцептивные эталоны эмоций обладают следующими особенностями.
Во-первых, перцептивный эталон включает в себя от одиннадцати до девятнадцати признаков.
Во-вторых, каждый человек обращает внимание только на некоторые признаки, входящие в эталон. Для радости такими единицами являются улыбка, реже — сияющие глаза, смешливость, общее оживление; для удивления — широко открытые глаза, поднятые брови, реже — приоткрытый рот и вопросительный взгляд; для презрения — кривая улыбка, холодный взгляд, опущенные уголки рта и т. д.
В-третьих, чаще всего в эталоны эмоций входят мимические признаки. Вместе с тем большую роль при опознании эмоциональных состояний играют и другие движения человека. Например, страх часто интерпретируется как удивление, поскольку для них характерна одна и та же мимика. Однако страху свойственна двигательная активность, а удивлению нет. Поэтому более эффективны эталоны, которые включают в себя и некоторые жесты, позы. В целом эталоны разных эмоций различаются по роли поз, жестов, вегетативных проявлений. Например, эталоны удивления, презрения, страдания включают в себя в основном мимические признаки. В меньшей степени это касается и радости. Эталоны страха и гнева — пантомимико-соматические, включают в себя большое количество поз, движений и вегетативных проявлений.
В-четвертых, эталоны мало вариативны. Это означает, что люди примерно одинаково представляют себе основные признаки эмоций. Тем не менее существуют различия в периферических признаках.
В-пятых, первые эталоны формируются достаточно рано. Уже дети 4—5 лет способны определить, какой объект или человек нравится коммуникатору на основании длительности и частоты его взглядов (Einav, Hood, 2006).
По характеру категоризации люди делятся на «аналитиков» (тех, кто руководствуется при категоризации эталонами в целом) и «синтетиков» (тех, кто производит пошаговое сравнение каждой особенности лица коммуникатора и эталона).
При интерпретации невербальных сообщений возникает три типа ошибок.
Во-первых, реципиент может приписать невербальному поведению коммуникатора неправильное значение (неправильная интерпретация). Например, он может перепутать мимические выражения страха и удивления. В данном случае речь идет о неточности эталонов. В целом ряде случаев, интерпретируя невербальное поведение коммуникатора, реципиенты ориентируются на неправильные показатели. Например, оценивая то, насколько участники взаимодействия нравятся друг другу, и какова близость их отношений, люди учитывают интенсивность визуального контакта, жестикуляции и количество открытых поз. Однако, по оценкам самих участников, некоторую роль играет только визуальный контакт, который, вопреки мнению наблюдателей, является показателем негативного отношения, отражения доминирования (Berry, Hansen, 2000).
Во-вторых, он может не придать значения важному невербальному показателю (пропуск): не обратить внимания на зевок коммуникатора и как, следствие, не понять, что тому скучно.
В-третьих, реципиент может приписать невербальному поведению значение, которое оно не несет (избыточная интерпретация). Например, он может интерпретировать приоткрывшийся рот коммуникатора как зевок и решить, что ему скучно, хотя коммуникатор просто пытался вдохнуть больше воздуха (Крейдлин, 2002).
2. Имитация. Определение эмоционального состояния коммуникатора происходит посредством повторения реципиентом его невербального поведения. В результате такого повторения у реципиента появляются те же эмоции, что и у коммуникатора.
1 В работах по психологии коммуникации коммуникатором принято называть человека, который передает сообщение, реципиентом – того (или тех), кто его принимает.