Определение количества заданий

(спецификация теста)

Прежде чем приступать к созданию теста, необходимо четко знать, для чего он нужен. Ясный ответ на этот вопрос — необходимое условие для работы. Поэтому первым шагом будет формулирование цели будущего теста.После этого следует обратиться к разработке спецификациибудущего теста. Наиболее удобно сделать это в виде таблицы, в которой по горизонтали будут располагаться содержатель- ные области,которые предполагается измерять, а по вертикали — их манифеста- ции,или пути, по которым содержательные области могут проявляться.

Например, при конструировании «опросника супружеского статуса» Дж. Руст и С. Голомбок (Rust, Golombok, 1988) основывались на опросе экспертов, в каче- стве которых выступали семейные терапевты и консультанты, а также на данных, полученных от клиентов этих специалистов. Экспертов просили назвать те обла- сти взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые они полагали наи- более важными для гармоничного брака. Информация от клиентов позволила обнаружить те проблемные зоны семейной жизни, в которые супруги хотели бы внести изменения. На этой основе были выделены такие содержательные облас- ти, как «совместные интересы и степень зависимости—независимости», «вербаль- ная и невербальная коммуникации», «доверие и уважение» и др. Ясное понима- ние цели будущего теста, естественно, облегчает построение перечня того, что предстоит измерять. При спецификации манифестаций важно обеспечить выде- ление различных форм их реализации. Так, при конструировании вышеупомяну-

15 2 Глава 3. Психометрические основы психодиагностики: основные этапы...

того опросника «установки и чувства, проявляющиеся в отношениях» рассматри- вались как манифестации «вербальных и невербальных коммуникаций» между супругами.

Из практических соображений обычно по каждой оси разрабатывается от 4 до

7 категорий. Меньшее число категорий часто приводит к созданию слишком узко- го опросника, а большее может сделать обременительным процесс конструирова- ния опросника. В итоге получается своего рода решетка, количество ячеек в кото- рой будет равно количеству планируемых для изучения параметров, умноженно- му на количество их поведенческих манифестаций (табл. 3.1).

Определение количества заданий - student2.ru

При разработке опросников обычно считают, что решетка размером от 16 до

25 ячеек (например, 4x4,4x5,5x4 или 5x5) считается идеальной для той длины теста, который вполне реально сконструировать, предъявить и обработать.

Далее необходимо определить, сколько заданий, например вопросов, должно быть создано для каждой из ячеек. При решении этой задачи следует руководство- ваться тем, насколько важным представляется исследователю измерение одного из параметров сравнительно с другим или другими. В решетке, приведенной в табл. 3.2 (Rust, Golombok, 1989), допускается, что содержательным областям, обо- значенным как А и В, следует приписать 40-%-ный вес, а С и D — 10-%-ный. В то же время каждой манифестации А, В, C И D приписывается 25-%-ный вес. Необ- ходимо обратить внимание на то, что в целом процентный вес всех содержатель- ных областей (по горизонтали) и всех манифестаций (по вертикали) должен со- ставлять 100 %. Такое расположение процентных весов подскажет, какую часть от всех заданий следует создать для каждой ячейки. Следующий шаг состоит в том, чтобы решить, какое количество заданий должно быть включено в тест. При этом необходимо учитывать такие факторы, как размер решетки и время, предполага- емое для выполнения заданий. Хорошо известно, что в определении количества заданий перед исследователем возникает дилемма: обеспечение, с одной стороны, надежности теста, что требует увеличения заданий, а с другой стороны — мини- мизация количества заданий для обеспечения эффективной работы испытуемого с ними, подразумевающей прежде всего поддержание концентрации внимания в ходе обследования. Так, для достижения удовлетворительной надежности опрос- ника требуется не менее 20 заданий, выполнение которых обычно занимает не более 10 минут. Наконец, важную роль в определении количества заданий теста играют особенности того контингента, который предполагается обследовать. Обыч-

3.2. Разработка заданий 153

но при проводимом разработчиками пилотажном исследовании количество зада- ний предварительного варианта теста должно быть по крайней мере на 50 % боль- ше числа тех, которые будут включены в окончательную версию.

После того как определен процентный вес каждой из ячеек решетки и установ- лено общее количество заданий для пилотажной версии теста, нетрудно подсчи- тать, сколько заданий должно быть разработано для каждой ячейки. Нижеприве- денная решетка (Rust, Golombok, 1989) содержит то количество заданий для каж- дой ячейки, которое необходимо для пилотажного исследования с помощью опросника, состоявшего из 80 вопросов (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Наши рекомендации