При поступлении в детский сад (возраст от 2 лет 6 месяцев до 3 лет)
Навыки самообслуживания
* ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку (возможно небольшое докармливание);
* пытается одеваться самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее бельё, носки, штаны, обувь, шапку и т. д.;
* самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;
* просится в туалет, используя слова;
* узнает свои вещи;
* с помощью взрослого убирает игрушки.
Индивидуальные особенности
· употребляет в речи местоимений "Я", "МОЙ";
· понимает слова "нельзя", "надо", иногда выполняет;
· любит, когда читают книжки;
· рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;
· любит слушать музыку;
· любит рисовать так, как умеет.
Развитие общения
¨ изображает поведение взрослого;
¨ "отыгрывает" на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т. д.;
¨ любит играть рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
¨ по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку.
Развитие речи
° понимает обращенную к нему речь;
° повторяет за взрослым предложения из 3-4 слов;
° самостоятельно строит предложения из 3-4 слов (допустимо неграмотное построение фразы);
° может ответить на вопросы: "Где?", "Куда?".
Сенсорное развитие
à подбирает к образцу предметы основных цветов (красный, желтый, синий, зелёный);
à ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик, кирпичик и т. д.);
à различает большой и маленький предметы.
Продуктивная деятельность
Þ самостоятельно делает постройки (дом, диван…);
Þ умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик);
Þ пытается лепить из теста булочки, лепешки.
"Утверждаю" «Согласовано»
Заведующая ГОУ д/с № ___________________ методист ГОУ МЦ СУО ___________________
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ План РАБОТЫ НА __________ учебный год
педагога-психолога ДОУ №_____
Ф. И.О.
Основные задачи детского сада: _________________________________________________________________________
Программы детского сада:
"Программа воспитания и обучения в детском саду" РФ или другие программы
Приоритеты в работе: (детского сада)__________________________________________
Тема: (вносится тема Вашей работы)
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечание |
1. Психопрофилактическая работа | ||||
сентябрь (по мере поступления детей) | · оказание помощи в период адаптации: указываются конкретные мероприятия, которые планируется проводить в период адаптации указываются конкретные мероприятия, которые предполагается проводить по созданию условий для полноценного психического развития | дети родители педагоги | ||
январь февраль март январь - март | · круглый стол по теме: "(указывается конкретная тема)" · консультация "(тема консультации)" · семинар-практикум "(указывается тема, семинар-практикум проводится на протяжении 2-4 месяцев, обязательно включаются практические занятия с педагогами – для начинающих психологов эту форму работы можно не планировать)" | старший воспитатель, педагоги |
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечание |
2. Психодиагностическая работа | ||||
сентябрь октябрь ноябрь март в течение года | · обследование при поступлении в детский сад (указать авторов диагностических методик) · выявление детей "группы риска" (по какой диагностике) · подбор детей для занятий в подгруппах · обследование при переходе на новый возрастной этап (кем составлены параметры диагностики) · изучение особенностей детей, их интересов склонностей методами: - наблюдение (указать темы); - анализ детской продуктивной деятельности (указать цель); - тестовые задания (каких авторов) с целью выработки рекомендаций и проведения индивидуальных занятий | дети | ||
в течение года | Проведение углубленной диагностики – · указать цели конкретно, какой аспект в развитии ребенка исследуется · указать авторов методик | ребенок родители педагоги | ||
декабрь в течение года | · изучение межличностных отношений детей в старших группах по методике "Два дома" · проективные методы "Рисунок семьи", "Свободный рисунок" · проведение Цветового теста отношений | группа детей подгруппа детей | ||
Даты проведения | Вид работы | С кем проводится работа | Ответственный | Примечание |
3. Развивающая и сопровождающая работа | ||||
ноябрь декабрь | Развитие эмоциональной сферы дошкольника · составление схемы наблюдения поведения ребенка · наблюдение за эмоциональными проявлениями в различных ситуациях | ребенок | ||
октябрь январь | Проведение развивающей работы · вносятся Ваши разработки, развивающие программы, тренинги и т. д. · указываются авторы методик, по которым составлены занятия или иные формы работы | ребенок дети, педагоги | ||
4. Консультативная работа | ||||
в течение года | · проведение индивидуальных консультаций · участие в родительских собраниях (темы, которые планируется рассматривать) · выступления на педагогических советах (по плану ДОУ) | родители, педагоги, старший воспитатель | ||
в начале года | Совместная работа с администрацией – · участие в составлении планов воспитательно-учебных мероприятий · участие в формировании групп детей | старший воспитатель, заведующая | ||
· Участие в работе ПМПК - если участвуете | состав специалистов ПМПК | |||
апрель - май | · Экспертная оценка используемых программ воспитания и обучения в детском саду - если проводится данный вид работы | заведующая старший воспитатель специалисты ст. медсестра |
Рекомендуемая литература
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». М., Генезис, 2000.
Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. С.-Пб., Издательский дом «МиМ», 1997.
Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. М., Изд-во АПКиПРО, 2000.
Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М., Владос, 2003.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. М., АСТ, Астрель, 2003.
Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., Академия, 2003.
[1] Примерная форма списка детей приведена в приложении № 1.
[2] Образец записи приводится в приложении № 2
[3] Карта проведения наблюдения составлена по материалам канд. психол. наук Н. Я. Семаго, приводится в приложении № 3.
[4] Анкета для родителей приводится в приложении № 4.
[5] Уровень развития психических процессов, культурно-гигиенические навыки, детей в возрасте от 2 лет 6 месяцев приводится в приложении № 5.
[6] См. приложение № 6. Курсивом выделены рекомендуемые позиции