Практическое занятие 10. Конфликтное взаимодействие

Вопросы:

1. Конфликт как социально-психологический феномен

2. Типология конфликтов

3. Структура конфликта

4. Функции конфликта

Цель –изучение конфликта как социально-психологического феномена и конфликтного поведения как одного из примеров интеракции. Для этого вам следует обратиться к конспекту лекции по данной теме и текстам, помещенным в соответствующем разделе части «Хрестоматия» данного учебного пособия.

Начать изучение данной темы рекомендуется с анализа имеющихся определений понятия «конфликт» и выделения его признаков: наличие столкновения, противостояния, противоречий; активность субъектов, направленная на преодоление имеющихся противоречий и наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.

Второй вопроспосвящен типологии конфликтов. Конфликтное взаимодействие осуществляется в различных по масштабу социальных группах, захватывает в сферу своего существования множество людей. Различным образом мотивированных и осуществляющих различное поведение. Эти объясняется обширная типология конфликта.

Знакомясь типологией конфликта, обратите внимание на то, какие из признаков конфликтного взаимодействия имеется в каждом типе. Приведите примеры на каждый из типов.

Изучаяструктуру конфликта,ответьте на вопросы: «Кто входит в число участников или оппонентов конфликта? Какова их задача в конфликте?». Приведите примеры участников конфликта.

Объясните, почему беспочвенных конфликтов не бывает. Приведите примеры основы или почвы конфликтов.

Прокомментируйте смысл теоремы Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».

Обратите внимание на важность инцидента для развития конфликта.

У каждого из оппонентов есть своя внутренняя причина, толкающая его на конфликт. Подумайте, почему так сложно обнаружить так называемый мотив конфликта?

Приступая к изучению конфликтного поведения, целесообразно рассмотреть варианты действий конфликтующих сторон:

- прямые или косвенные помехи для осуществления планов или намерений другой стороной;

- невыполнение одной стороной своих обязательств или обязанностей по отношению к другой;

- захват или удержание того, что, по мнению одной стороны, не должно находиться во владении другой;

- нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации другой стороне, например, слухи;

- унижающие человеческое достоинство поступки, в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования;

- угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие другого человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;

- физическое насилие.

Приведите примеры действий конфликтующих сторон из жизни или художественной литературы.

Обратите внимание на предложенное Кеннетом У.Томасом и Рольфом Х. Килменном описание следующих типов поведения человека в конфликтной ситуации: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Приведите примеры.

Завершение конфликта представляет собой прекращение конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

При подготовке четвертого вопроса, вам следует изучить функции конфликта, прокомментировав каждую из них.

Деструктивная функция конфликта имеет место, когда его существование порождает состояния дискомфорта, стресса, фрустрации у участников взаимодействия, мешает производству, семейным отношениям, угрожает существованию системы.

Конструктивная функция конфликта имеет место, когда в результате его разрешения, проясняются отношения, завершается кризис личности, группа выходит на новый этап развития.

Конфликт (противоречие) как источник развития группы. В совместной деятельности соперничество (сотрудничество, конкуренция) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей. Это так называемый продуктивный конфликт (Ломов Б.Ф.).

Познавательная функция конфликта имеет место, когда он играет роль проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуаций.

Интегративная функция, когда внешний конфликт может сплотить группу перед лицом внутренних проблем.

Функция стабилизации, когда,обнажая объективные противоречия, устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов.

Сближающая функция, когда конфликт дает возможность партнерам поговорить начистоту и таким образом сблизиться.

Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. В группе может существовать целый комплекс различных противоречий «разных степеней конфликтности». Какие действия предлагает А.С. Макаренко руководителю такого коллектива?

Приведите примеры каждой функции конфликта? К каким результатам в отношениях или совместной деятельности могут привести конфликты?

Наши рекомендации