Практическое занятие 6. Социально-психологическая структура личности
Вопросы:
1. Социально-психологическая структура личности
2. Диспозиционная структура личности
3. Саморегуляция социального поведения
Цель - изучение социально-психологических аспектов процесса становления личности как результата социализации.
При подготовкепервого вопросаследует вспомнить, что социальных психологов интересует личность как объект и субъект исторического процесса, конкретно-социальных условий и отношений, а так же то, что лежит в основе личностной активности индивида: мотивация, ценностные ориентации, социальные установки и другие диспозиционные образования. Поэтому, изучая структуру личности, обратите внимание на важность для человека всех ее компонентов: Я-концепция, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности.
Изучая Я- концепцию - систему представлений человека о самом себе, целесообразно рассмотреть процесс ее формирования в онтогенезе. Приведите примеры влияния на содержание Я-концепции личности опыта решения человеком жизненных задач, оценки значимых других, сравнения себя с другими, переживание внутренних состояний, восприятие своего внешнего облика.
Рассматривая теорию Я-концепции и воспитания Р. Бернса как совокупность установок «на себя», включающих образ Я, самооценку, потенциальную поведенческую реакцию заполните предлагаемую Р.Бернсом Шкалу самовосприятия.
№ п\п | характеристики | меня это радует | мне это безразлично | мне это неприятно |
1. | я счастливый | |||
2. | у меня ничего не ладится | |||
3. | у меня все получится | |||
4. | я тугодум | |||
5. | я неуклюжий | |||
6. | я зануда | |||
7. | я неудачник | |||
8. | я добросовестный | |||
9. | я обманщик | |||
10. | я интроверт | |||
11. | я фантазер | |||
12. | я оптимист | |||
13. | я человек надежный | |||
14. | я раздражительный | |||
15. | я хороший друг | |||
16. | я подвержен настроению | |||
17. | я общительный | |||
18. | я религиозный | |||
19. | я умный | |||
20. | я слабовольный | |||
21. | я опрометчивый |
Отметьте характеристики, которые вам присущи. Подумайте, какие из характеристик являются наиболее устойчивыми. Отметьте присущие вам характеристики (в соответствующих колонках: «меня это радует», «мне это безразлично», «мне это неприятно»). Перечень характеристик условен, его можно дополнять и изменять. Какими характеристиками вы дополнили бы этот перечень? Как вы думаете, какие из указанных Р.Берном или Вами характеристики останутся через 10 лет, а каких не будет. Почему?
Рассуждая о Я-концепции, важно понять, что она является не только представлением о себе, но и выполняет функции структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества и мотивирования к повышению собственной значимости.
Прочитав главу из монографии Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание», вы узнаете о различных компонентах Я-концепции, о ее значении для целостности и устойчивости личности. Подумайте и приведите примеры когнитивной, оценочной и поведенческой составляющей Я-концепции, ее связи с самооценкой.
Изучение данного вопроса будет более полным, если вы познакомитесь с представлениями о Я-концепции в различных психологических теориях.
Следующий компонент в социально-психологической структуре личности - мотивы и потребности. Приступая к изучению данного компонента структуры личности, следует помнить, что в настоящее время существует несколько подходов к объяснению наличия и природы мотивов и потребностей, как важных факторов в жизнедеятельности человека. Для более полного изучения этих подходов рекомендуется ознакомиться с теориями А. Маслоу, прочитав фрагмент главы «Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу» в монографии «Теории личности» Л. Хъелл и Д. Зиглер.
Важным компонентом социальной структуры личности являются установки, под которыми принято понимать готовность к определенному поведению, реакции. Они могут быть перцептивными, моторными, социальными. Изучая феномен установки, рекомендуется прочитать главу из учебника Г.М.Андреевой «Социальная психология» посвященную социальной установке. Близким к понятию «установка» является «аттитюд». Для изучения этого феномена прочитайте об известном эксперименте Р. Лапьера и подумайте, в каких случаях мы можем столкнуться с рассогласованием между заявлениями человека и его поступками. Поможет вам в этих рассуждениях материал главы «Поведение и установка» из монографии Д. Майерса «Социальная психология».
Изучая функции аттитюда в межличностных отношениях, обратите внимание на их характеристики, данные В.Б. Ольшанским, и приведите примеры на каждую функцию.
Аттитюды тесно связаны с ценностями и убеждениями человека. М. Рокич является одним из первых ученых наиболее полно изучившим и описавшим типы человеческих убеждений. Для более подробного и практического изучения концепции ценностей и их места и роли в социально-психологической структуре личности, рекомендуется прочитать статью Д.А. Леонтьева «Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени» и «Ценности и ценностные представления» и ознакомиться с тестом М. Рокича.
Подумайте над следующими вопросами:
1. Как соотносятся между собой ценности и аттитюды?
2. Какое влияние оказывают ценности на поведение человека? Какое влияние они оказывают на поведение человека (определение целей, способов достижения целей, поведения, отношения к себе и другим людям?)
При подготовке второго вопроса подумайте, в чем заключается различие в подходах к данному понятию американских и отечественных ученых. Обоснуйте утверждение отечественных ученых о том, что диспозиции регулируют поведение человека.
Третий вопроспосвящен саморегуляции социального поведения. В процессе подготовки этого вопроса рекомендуется изучить внутренние и внешние регуляторы поведения. Приведите примеры действия внешних регуляторов, в качестве которых выступает социальный контроль и внутренних (совесть, ценности и аттитюды, чувства страха, стыда и вины). Каким образом социокультурные условия социализации личности «помогают» человеку быть способным к саморегуляции своего поведения в обществе?