Раздел V. Социально-психологические проблемы групповых отношений

Основные вопросы раздела. Группа как социально-психологический феномен. Традиции в социологическом и социально-психологическом исследованиях малых групп на Западе: Э. Мэйо, Дж. Морено, К.Левин, Д. Хоманс и др. История исследования малых групп и коллективов в отечественной социальной психологии. Понимание групповой динамики. Механизмы образования и развития малых групп. Условия включения индивида в группу. Понятие групповых норм и их формирование. Отклонения от групповых норм. Феномен конформизма в группе. Групповое давление и конформизм. Понятие групповой сплоченности. Исследование групповой сплоченности в отечественной социальной психологии. Групповая динамика. Основные параметры и социометрическая структура группы. Социально-психологический климат группы. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности.

Малая группа. Понятие «малой группы». Качественные и количественные характеристики малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, открытые и закрытые, группы членства и референтные и т.д. Структура малой группы: формальная, неформальная. Положение индивида в группе. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Структурные и динамические аспекты малых групп. Лидерство в малых группах. Методики выявления лидеров в малых группах. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Эффективные способы управления малой группой

Референтность. Виды референтных групп. Признаки и типы референтных групп. Функции референтных групп. Межличностные отношения в производственных коллективах как малых группах. Социальная группа. Коллектив. Проблема принятия группового решения, эффективности групповой деятельности. Социально-психологический климат группы.

Феномены межгруппового взаимодействия. Феномены больших социальных групп. Психология примитивной группы. Социально-психологические методы изучения внутригрупповых феноменов.

Глава 12. Социально-психологические проблемы группы

План

1. Группа как социальный организм

2. Классификация групп

3. Структура группы

4. Основные этапы жизни группы

5. Групповая динамика

6. Социально-психологический климат организации

Группа как социальный организм

Термин «группа» появилась лишь в новейшее время. В лексикон слово «группа» пришло из Италии. Сначала это был технический термин из сферы изящных искусств: groppo или gruppo, обозначавший несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного произведения, например, скульптурная группа «Лаокоон» родосских мастеров. Во Франции со средины 18века оно начинает употребляться для обозначения круга, собрания людей. В русский язык слово пришло из немецкого. В Словаре В.Даля словом «группа» названы чета, купа, кучка, связь, сноп, цепь, кружок, толпа[97].

Социально-психологические исследования процессов в малых группах осуществлялись в рамках социологического подхода, начатого хоуторнским экспериментом Э. Мейо, групподинамического подхода К. Левина, социометрического направления Дж. Морено, деятельностного подхода А.Н.Леонтьева и А.В.Петровского и т.д.

В социальной психологии под группой понимается «ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков»[98]. Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организаций и т.п.). Это может быть нация, личный состав воинской части, всемирное общество поклонников творчества (или иных достоинств) «Биттлз», а может быть хоккейная команда, экипаж космического корабля, семья или клуб любителей кактусов (Берн, 2000).

«Группа - любое собрание людей, которые включены в последовательную, координированную деятельность - деятельность сознательно или бессознательно подчиненную какой-либо общей цели, достижение которой принесет участникам какого-то рода удовлетворение»[99]

Классификация групп

В социальной психологии существуют различные подходы к изучению групп, эти подходы и обусловили основания для их классификации.

Классификация групп, предложенная Г.М. Андреевой:

1. условные – реально не существуют и реальные;

2. реальные:

- лабораторные

– естественные:

3. большие:

-неорганизованные

-организованные

4.малые:

-развивающиеся (становящиеся)

-коллектив.

Существуют иные подходы для классификации групп.

Классификация, построенная на общих основаниях:

- размер (большие, малые, микрогруппы: диады);

-общественный статус (официальные или формальные и неофициальные, неформальные);

-уровень развития (ассоциации, корпорации, диффузные группы, коллектив, команда)

-характер совместной деятельности (реальные, условные, лабораторные)

Классификация по уровню группового сознания (Л.И.Уманский):

-группа-конгломерат - еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

-группа-ассоциация - имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

-группа-кооперация - характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

-группа - корпорация - которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда).

-группа-коллектив- отличается наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма. Гомфотерный ("сбитый") коллектив - в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

Классификация по характеру преимущественной направленности активности:

-группа "Internal" (Int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов, всех вместе или по отдельности, например, неформальная (неофициальная) группа, не имеет юридически фиксированного статуса, для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопонимания и уважения; детские клубы; психотерапевтические группы и т.п.

-группа "External" (Ext-группы) направлена вовне ее, например, партии, объединения волонтеров, масонские ложи и т.п.

Существуют и иные основания для классификации групп.

Первичная группа – члены ее связаны сильными эмоциональными связями (семья) и вторичная группа – связи между ее членами менее эмоциональны, но более рациональны (Ч.Кули). К первичным можно отнести и студенческую группу, и рабочий коллектив.

Формальные– группы, в которых взаимодействие формализовано инструкциями и указаниями и неформальные,группы в которых взаимодействие не регламентировано (Э. Мейо).

Перечислим несколько социально-психологических характеристик групп. Групповая совместимость, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения. Различают физиологическую, психофизиологическую (совместимость темпераментов), психологическую (по интересам) идеологическую (ценностно-ориентационное единство).

Социально-психологический (психологический, морально- психологический) климат или атмосферу – это качественная сторона межличностных отношений в группе, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности; совокупность ценностей и норм как основы совместной деятельности членов группы.

Ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) - свойства личности, наиболее ценимые в данной группе: талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества, физическая сила и т.п. (А.В. Петровский). Коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа. Характер взаимодействие (различаются по характеру взаимодействия). Чувство причастности, принадлежностичленов группы к ее целям, лидеру, миссии и т.д. Групповая идентичность (тождественность) -чувство «мы». Необходимо обозначить такое понятие, как «член группы». Это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его действия и мнение оказывает влияние на судьбу группы. Референтность группы для ее членов, т. е.значимостьнорм, ценностей, мнений на которые индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, спортивная секция, музыкальная группа), референтной является одна. Иногда такую группу называют эталонной. «Понятие эталонной группы (референтной) служит для обозначения такой группы, реальной или воображаемой, чья система взглядов используется воздействующим лицом как система эталонов»[100]. Типы референтных групп (по Т. Парсонсу): нормативные – индивид мечтает быть ее членом, во всем следуем ее правилам, сравнительные – индивид не желает быть ее членом, но использует только для сравнения, например, зарплаты, условий работы или учебы, негативные – индивид отрицает все характерное для какой-либо группы (чужие, враги).

В обществе группа выполняет следующие функции (по Н. Смелзеру):

1. социализирующую (семья, дружеская компания);

2.инструментальную, (организация как большая группа, музыкальная группа, экипаж самолета и т.д.).

3. экспрессивную (объединения для выражения чувств членов семьи в день рождения, болельщиков на стадионе и т.д.).

4. поддерживающую (объединяются для психологической поддержки в трудной ситуации)

Структура группы

Структура группы может быть сложной или простой, но всегда следует различать внешнюю и внутреннюю структуры. Внешняя структура позволяет выделиться группе в социуме через такие атрибуты, как название, фирменные знаки и т.д.

Внутренняя структура может отражать, например, горизонтальную и вертикальную системы отношений: деловые и межличностные; специфику группы (организационная карта, права и обязанности подразделений, расписаны зоны ответственности каждого члена группы, штатное расписание); делить группу на лидера и ее членов и т.д. К внутренней относится также публичная структура - надписи на кабинетах и частная структура- личный взгляд члена группы на структуру.

Основные этапы жизни группы

Как любой организм, группа имеет цикличность жизни. Полный цикл (по Э.Берну) включает:

1.Замысел или дородовую, стадию, когда будущая группа существует в воображении ее отцов-основателей или лидера. Создается временный групповой образ.

2. Рождением группы можно считать момент, когда хотя бы два

первых его члена приступили к реализации первого намеченного дела. Собирается группа единомышленников.

3.Становление группы характеризуется ростом численности ее членов, формированием ядра, актива, ауры; поиском режима и форм работы, получением первых результатов. Рождается структура, складываются традиции, налаживаются внешние связи. Это самый длительный период жизни группы и плодотворный для развития ее членов, роста авторитета лидера.

4. Расцвет - период наивысшей эффективности реализации задач группы , наиболее благоприятного социально-психологического климата.

5.Старение, увядание сопровождается ухудшением целого ряда

характеристик и параметров группы вплоть до утраты некоторых функций, может быть подмена одних задач другими, иногда прямо противоположными объявленным в начале существования группы. При этом внешние формы существования группы могут оставаться практически неизменными (те же люди, атрибуты, традиции, некоторые формы и методы работы, то же помещение и т.д.).

6. Смерть группыозначает утрату большинства функций, почти нулевую эффективность работы в области главной задачи, невысокий средний уровень взаимоотношений, потеря интереса к результатам своей деятельности у членов группы, упадок энтузиазма даже самых приверженных ее членов, склонность к идеализации прошлого[101].

Наши рекомендации