Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности

Общество в контексте социальной психологии можно определить как совокупную человеческую деятельность, которая распадается на безличные социальные функции, позиции, роли. Возникает вопрос, каким образом осуществляется регуляция поведения различным образом мотивированных людей, выполняющих такое многообразие социальных ролей в таком многообразии социальных ситуаций? Таким универсальным регулятором выступает культура.

«Культура - это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы людей и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе часто называют субкультурой...»[20]

В качестве регулятора человеческого поведения культура выполняет ряд функций.

Социализирующая функция. Насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно увидеть на примере поведения людей, не прошедших социализацию ("дети джунглей", "маугли").

Функция структурирования человеческой жизни. Среди людей культура в значительной мере выполняет ту же функцию, что и генетически запрограммированное поведение в жизни животных"[21].

Функция контроля поведения людей, поэтому Фрейд назвал ее репрессивной. Он описал конфликт между культурой (или "цивилизацией") и инстинктивным началом человеческой природы. Культура определяет рамки, в которых человек может удовлетворять свои потребности

Функция формирования принадлежности группе. Члены одной культурной группы склонны больше понимать, доверять и симпатизировать друг другу, чем членам других групп. Эта общность проявляется в сленге, жаргоне, любимых блюдах, моде и т.д.

Рассмотрим элементы культуры, с помощью которых осуществляется универсальная регуляция человеческого поведения в общения. В качестве основных элементов выступают: язык, знаки, значения, символы, ценности, нормы и традиции.

Языкдля культуры - то же самое, что центральная нервная система для человека. Он направлен и на внешний мир и на внутренние свойства системы. «Язык - один из стабилизаторов культуры; в определенных пределах он способен поддерживать внутрикультурные связи. Языки разных культур примерно одного уровня развития взаимопереводимы"[22] Знак- предмет ( явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса[23]. "Существует название вещи и сама вещь; название - это слово, которое указывает на вещь и обозначает ее. Название не есть ни часть вещи, ни часть ее сущности. Это нечто присоединенное к вещи и пребывающее вне вещи"[24].

Знак можно определить как явление, которое находится в определенных отношениях к какому-либо конкретному или абстрактному предмету, к образу этого объекта в сознании человека, к чувствам и желаниям лица, использующего (прежде всего, воспринимающего или воспроизводящего) знак.

Человек использует знаки в процессе познания и общения, например, с его помощью выражает чувства и желания, эмоциональное отношение к другому человеку, ситуации (жесты, мимика, интонации). Он может с помощью знаков обозначать свою принадлежность к группе (символы власти, государства, социальной роли, знаки различия в армии, татуировки, элементы украшений в моде и т.д.), решать сложные проблемы выбора.

В процессе социализации человек усваивает нормы, правила и ценности определенной культуры, которым он следует в течение своей жизни. Одним из проявлений культурного поведения является стремление человека непременно оценивать, придавать значения тем вещам, людям и событиям, с которыми имеем дело. Что сделал Робинзон Крузо, когда встретил человека после многолетнего одиночества? Он немедленно означил (!) ситуацию и каждого в ней: "Прежде всего, я объявил ему, что его имя будет Пятницей, т.к. в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово "господин" и дал понять, что это мое имя".

Символ- следующий элемент культуры. Символ содержит в себе гораздо больше информации, чем обычное слово. Он опирается на более древние знания и это то, что уже воздействовало на наших предков в качестве источника информации. Слово, являясь символом, содержит более четкое содержание. В обычном понимании символ более эмоционально нагружен. Символ отличается от слова тем, что несет информацию больше себя самого. П. Флоренский: «Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю[25]» Возникает эффект резонанса.

Символы упорядочивают динамичное течение реальности, времени-пространства, аккумулируют человеческий опыт, отмечая его ключевые моменты. Например, пояс, которым подпоясывались в патриархальном обществе на Руси, символизировал защищенность человека от иных сил. «Редко можно встретить среди крестьян…, чтобы кто-нибудь ходил без пояса. «Без пояса ходить грех», говорит народ. Пояс считается предметом священным, так как он, по словам крестьян, дается каждому при крещении. Деревенские дети бегают по деревне в одних рубахах, но непременно с поясом. Особенно неприличным считается молиться Богу без пояса, обедать без пояса, спать без пояса… По поверью крестьян, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и «шишко» (леший) в лесу не заведет»…Семантика пояса может обозначать его возраст, социальный статус. «Пояс увеличивал силу мужчин», «Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, наговора чужих жен», Пояс был и символом девственности (у невест), развязывание женихом пояса невесты на свадебном ритуале означало подчинение невесты, их символическое совокупление.

Пояс – это граница между внутренним и внешним.

Отсутствие пояса -признак принадлежности к хтоническому миру: например, русалки описываются как голые или одетые в белые рубахи без пояса. В ритуалах, связанных с общением с «нечистой силой» снимали одновременно с поясом и крестик[26] Американский антрополог Рут Бенедикт считала, что культуру можно понять только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается во всей ее целостности. «Принцип культурного релятивизма полезен также для понимания тонких различий между похожими культурами. В Германии, например, двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы обеспечить изоляцию людей. В противном случае, как говорят немцы, служащие отвлекались бы от работы. В Соединенных Штатах, наоборот, двери кабинетов обычно оставляли открытыми. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери создают атмосферу холодности, формирующую чувство отчужденности. Закрытая дверь для американцев означает совсем иное, чем для немцев»[27]. Правила и нормы как элементы культуры содержат предписания относительно того, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями общества. Правила и нормы могут быть официально закреплены в законодательстве и существовать как традиции.

Следующим важным элементом культуры являются ценности. Термин «ценности» является важным для понимания человеческого поведения. Поэтому существуют различные подходы в его исследовании. Например, социолог Н.Дж. Смелзер определяет ценности как разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. «Они лежат в основе моральных доктрин. В христианской традиции, например, Десять заповедей требуют от человека (помимо других вещей) не покушаться на человеческую жизнь ("не убий"), хранить супружескую верность ("не возжелай жены соседа своего") и уважать родителей ("чти отца и мать свою"). И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи (геройство на войне, художественное творчество, аскетизм), каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет»[28]. Согласно М. Рокичу, ценности - это устойчивые убеждения, что специфический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому или противоположному типу поведения или конечному состоянию существа (В.Б. Ольшанский, рукопись перевода). Ценности могут быть дескриптивные или экзистенциальные; эволюативные или оценивающими поступки людей; прескриптивными или предписывающими, какие цели и средства могут быть желательными или нежелательными (регулируют отношения). В этом случае общество оказывает давление на человека, чтобы он вел себя морально с другими, а не был счастлив. Ценности могут выступать как убеждения, на основе которых человек предпочитает действовать.

Резюме

1. Общество с точки зрения социальной психологии - это процесс совокупной человеческой деятельности.

2. Выполняя социальные функции, индивид в обществе играет социальные роли. Классификация социальных ролей.

3. Ролевые ожидания и социальные санкции. С помощью санкций различного рода общество осуществляет социальный контроль над человеком.

4. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности.

В качестве регулятора человеческого поведения культура выполняет ряд функций: социализирующая, структурирования человеческой жизни, контроля поведения людей, формирования принадлежности группе.

Элементы культуры: язык, знаки, символы, правила и нормы, ценности.

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль деятельностного подхода для понимания задач индивидов в существовании и развитии общества

2. В чем основное содержание ролевой теории?

3. Вспомните определение культуры, данное Дж. Смелзером.

4. Перечислите основные функции культуры.

5. Назовите основные элементы культуры.

Литература

(обязательная)

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: МГУ, 1999.

2. Федоров Ю.М. Социальная психология.- Тюмень:ТюмГУ,1997.

(дополнительная)

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1968, С.296-297.

2. Кон И.С. Социология личности.- М.,1967,С.23.

3. Морено Дж. Социометрия.- М.,1958,С.259.

4. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей . - М.: Онега, 1994.

5. Ольшанский В.Б. Ожидания социальные // Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.С.454-455.

6. Психология. Словарь. М.:Политиздат,1990,с.123.

7. Смелзер Н. Дж. Социология. //Социологические исследования, 1991-2.

8. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов/н Д: Феникс, 2000.

Наши рекомендации