Личность как система социальных ролей
Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную среду социальных отношений. Любая личность представляет собой сплав биологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связи с социальным окружением. Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Под макроуровнем имеется в виду «широкая» социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но в первую очередь это влияние государства и его органов. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – его семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи и т.п., все люди, с которыми человек общается. Каждый человек определенным образом влияет на других людей, взаимодействуя с ними в сферах труда, учения и досуга. Для того чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.
Мысль о том, что люди в их жизнедеятельности подобны актерам на сцене театра высказывалась еще в очень давние времена. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX века. Так, Чарльз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркально Я», которое состоит из трех элементов:
1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»);
2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»);
3) Того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»).
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Дж. Мид также считал, что «Я» - продукт социальный, формирующийся на основе отношений с другими людьми. Р. Линтон определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.
Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией или социальным статусом – местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей. Например, можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член партии или клуба), профессиональные (инженер, врач) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.
Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые в своей семье и вообще среди родственников (отец, муж, брат и т.д.). Определенные права и обязанности выступает в качестве регуляторов и в семейных отношениях.
Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза.
Социальная роль – это нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением). Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания будут включать в себя определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Ролевые ожидания - это определенные «правила игры» и они нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика. Ролевое поведение – это то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Это поведение выстраивается в соответствии с ожиданиями окружающих, общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в процессе общения и деятельности.
Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я»