Строение и основные свойства нервной системы.
Психика и строение мозга
Человек как индивид – это психосоматическая или душевно-телесная реальность. Телесность есть один из способов бытия человека, его субъективности. Весь комплекс вопросов о взаимоотношении психического, субъективного с их материальными, физиологическими основами изучается в нейропсихологии – особой отрасли психологии и медицины.
Морфологической и функциональной единицей нервной системы является нейрон – нервная клетка с ее отростками. У каждой нервной клетки есть один длинный отросток – аксон, передающий нервное возбуждение от одной клетки к другой, и многочисленные ветвящиеся отростки – дендриты, воспринимающие возбуждения. Различают чувствующие нейроны, передающие возникшее в рецепторах нервное возбуждение в центральные отделы нервной системы, и двигательные, проводящие нервное возбуждение от центральных отделов нервной системы к органам движения, органам внутренней секреции.
Центральная нервная система человека состоит из двух отделов – головного и спинного мозга.
Верхнюю часть головного мозга образуют большие полушария, покрытые корой. Кора головного мозга состоит из скоплений нейронов (14 млрд.).
Миллиарды нейронов расположены в мозге группами, представляющими собой нервные центры: подкорковые ядра или корковые поля. Все жэти формации связаны между собой аксонами, общая длина которых только в коре больших полушарий может достигать 4500 км.
Все нервные центры обладают проводящими – приводящими (афферентными) и выводящими (эфферентными) путями.
Кора головного мозга разделяется на задние и передние отделы. В задних отделах коры головного мозга располагаются области, в которые проецируются раздражения от органов чувств (зрения, слуха, кожной чувствительности, а также от рецепторов, заложенных в органах движения, - кинестетический, или двигательный, анализатор). Эту область называют сенсорной.
При этом затылочная область коры – это ядерная зона зрительного анализатора; верхняя височная область – ядерная зона слухового анализатора, а теменная область – ядерная зона кожно-кинестетического анализатора. Прецентральная область обозначается как двигательная зона коры.
К другим анатомическим образованиям нервной системы человека относят спинной мозг, мозговой ствол, мозжечок, конечный мозг.
Поскольку психические процессы человека являются сложными функциональными образованиями и не локализованы в определенных участках мозга, а осуществляются при участии сложных комплексов совместно работающих мозговых структур, необходимо выяснить, из каких каких функциональных единиц состоит мозг человека и какую роль играет каждая из них в осуществлении сложных форм психической деятельности.
А. Р. Лурия выделял три основных функциональных блока (основных аппаратах) мозга, участие которых необходимо для осуществления любой психической деятельности.
1. Блок регуляции тонуса и бодрствования. Полноценная деятельность предполагает активное состояние человека. Лишь в условиях оптимального бодрствования человек может успешно принимать и перерабатывать информацию, планировать свое поведение, осуществлять намеченные программы действий и т. д. Мозговые структуры, обеспечивающие тонус коры больших полушарий, находятся не в самой коре, а располагаются в стволовых и подкорковых отделах мозга. Это ретикулярная формация, которая и поддерживает активное состояние нервного аппарата.
2. Блок приема, переработки и хранения информации. Этот блок расположен в задних отделах коры головного мозга, включая в свой состав структуры зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) области. По функциональным особенностям структуры этого блока приспособлены к приему раздражителей, доходящих до головного мозга от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное число элементов и к новым их комбинациям.
3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Человек является активным субъектом своей жизнедеятельности. Он ставит цели, формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением, регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с планами и программами; он контролирует вою сознательную деятельность; он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Осуществлению этих задач способствует третий отдел головного мозга. Его структуры расположены в передних отделах больших полушарий. Наиболее существенной частью третьего функционального блока являются лобные доли. Именно эти разделы головного мозга играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека.
Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психологической функции человека.
Отдельным аспектом этого вопроса является проблема функциональной асимметрии больших полушарий. Впервые взаимодействие полушарий было экспериментально изучено Роджером Сперри. Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Левое полушарие отвечает также за позитивный эмоциональный фон, его также называют «полушарием оптимизма». Сущность левого – безоглядный оптимизм, сущность правого – «дух отрицания, дух сомнения». Правое же полушарие – это полушарие творчества, образного целостного мышления, оно обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.
Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух разных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.
Различаются доминантное (ведущее) и субдоминантное (ведомое) полушария.
У правшей доминантным является левое полушарие, а правое – субдоминантным (у левшей, соответственно, наоборот).
Современное образование почти целиком построено на развитии вербально-логического мышления, что по сути дела тормозит, снижает общий творческий потенциал человека. В педагогической практике распространено явление леворукости определенной части школьников. Такие дети требуют повышенного внимания, так как они хуже адаптируются к школьным условиям.
Переучивание леворуких в детском возрасте, ломка индивидуального профиля асимметрии может привести к развитию невротических заболеваний. Поэтому насильственная переориентация леворуких нецелесообразна и нежелательна.