Воображение – психический процесс, состоящий в создании образов (представлений) путем переработки материала восприятий, полученных в предшествующем опыте.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего;
«оживляет» то, что было ранее.
Воображение – важнейшая составляющая творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Воображение является познавательным процессом и тесно связано с восприятием, памятью, мышлением.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных, а также механизм опережающего отражения. Опережающее отражение – форма психического отражения, обеспечивающая возможность предвидеть ход развития процесса.
Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).
Внимательный анализ созданных воображением образов отмечает в них черты известных субъекту образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычных сочетаниях. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы и предметы возникла на заре человечества вместе с трудом. Первые акты работы воображения были связаны с созданием элементарных орудий труда и предметов обихода. Их создание стало возможно на основе переноса функций руки и прочих органов тела на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и формы сложенных ладоней на другой материал – глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил новую оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения потребностей. В этом переносе, позволяющем строить новые образы, и заключается работа творческого воображения. Иными словами, процесс воображения состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ. Если перенесенные свойства (функции), включенные в состав свойств (функций) существующего образа, не могут быть реализованы в том или ином предметном материале, то новый образ так и остается образом воображения (например, мифологические образы дракона, сфинкса и т. д.)
Создание образов воображения связано с использованием ряда приемов:
комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях;
гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
акцентирование – заострение, подчеркивание тех или иных черт;
типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.
Таким образом, воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже имелся в представлении человека.
Раздел 3. Общее и индивидуальное в психике
Тема 8
Индивидный уровень психики
1. Строение и основные свойства нервной системы. Психика и строение мозга
2. Темперамент и его психологические особенности
Половые и возрастные особенности человека