Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связь и отношения между познаваемыми объектами.
Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. Непосредственные впечатления от внешнего мира получаются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения важна и существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того, чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. Через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.
Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности. Именно благодаря этому мышление человека дает возможность познавать обобщенно и опосредованно. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Опосредование – познание с использованием вспомогательных средств. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Таким образом, материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.
По своей функции регулятора деятельности мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью; своеобразный конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.
Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:
цель – ориентировочную основу для решения задач;
условия, в которых задается данная цель;
потребность в достижении цели, недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.
Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами.
Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то изначальных знаний.
Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Осознание проблемной ситуации – первый этап разрешения проблемы. На втором – происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска. На четвертом – появляются гипотезы как предположения о способах решения задачи. Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой – ее проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом.
Мышление включает ряд операций:
сравнение – установление сходства и различия между объектами;
синтез – операция перехода от частей к целому;
анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;
обобщение – мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам;
абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
С помощью этих операций осуществляется проникновение вглубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными и ложными
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения могут быть индуктивными (от частного к общему) и дедуктивными (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).
Изучение и описание мышления предполагает определение разнообразных его видов. Выделение видов мышления производят по различным основаниям.
По форме выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Абстрактно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
По характеру решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление – это познание законов и правил. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
По степени развернутости различают интуитивное и аналитическое (дискурсивное) мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
По степени новизны продукта и оригинальности выделяют творческое (продуктивное) и репродуктивное (воспроизводящее) мышление.
Таким образом, для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Разум (ум) - высшая форма теоретического освоения действительности, проявляющаяся в способности человека мыслить. От понятия ума следует отличать понятие интеллекта.
Интеллект – общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.