Философские подходы к объяснению психического
Еще в раннем периоде человечества люди обнаружили тот факт, что их мир представлен как бы двумя видами явлений:
1) окружающая природа, различные предметы, сам человек и другие люди; 2) образы предметов и людей, воспоминания о них, переживания. Первые можно определить как вещественные,
а вторые как невещественные. Эти невещественные явления были всегда более труднообъяснимыми, чем первые, казались, поэтому, таинственными. Но так как люди кое-что знали о вещном (вещественном) мире, то свои знания перенесли на невещественные явления, то есть стали считать невещественные явления, как и вещественные, существующими абсолютно самостоятельно.
И даже вначале существующими отдельно от человека и независимо от последнего (и от окружающего мира в целом).
Так, вероятно, возникли, а затем в разных видоизменениях дошли до нас, понятия «тела» и «души» (позднее «материи» и «психики») как самостоятельных начал.
У одних авторов, как абсолютно независимых друг от друга, действующих параллельно, создающих как бы два параллельных мира, такой взгляд на взаимодействие тела и души получил в философии наименование дуализма.
В середине 19 в. появилось философское течение, названное «вульгарным материализмом». Его представители (Фохт, Бюхнер, Молешот и др.) отрицали специфику «невещного» духа, сознания, отождествляя его с материей. Один из их постулатов звучит так: «мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь».
Большинство же исследователей этой проблемы придерживались монистического взгляда (гр. monos -один), признавали основой всего существующего одно начало. Они выдвигали предположение об обязательной зависимости одного от другого и разделились на два лагеря, хорошо известные и сегодня.
Идеалистыпредпочитают говорить о зависимости тела от души. Это идеалистический монизм.
Материалисты, наоборот, подчеркивают зависимость души от тела. Это материалистический монизм.
В крайнем (ортодоксальном) проявлении этих двух направлений отстаивается жесткая, полная зависимость психики от материи, или, наоборот, материи от психики. Мы встретимся с такими подходами, когда будем рассматривать вопрос об абсолютной или относительной свободе воли, или детерминистическом взгляде Фрейда на развитие человека.
Определение психики (по А.Н.Леонтьеву)
Среди советских психологов-материалистов наиболее четко выразил свою позицию в вопросе взаимоотношений между психикой и материей Алексей Николаевич Леонтьев. Ему принадлежит наиболее общее определение психики. «Психика есть свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность» (А.Н.Леонтьев, 1972. – с.18). Далее он подчеркивает, что психика не только «свойство живых материальных тел», но вообще есть свойство материи. Вот, что он пишет: «Психика – свойство материи. И, как всякое свойство, раскрывает себя в определенной форме движения материи, в определенной форме взаимодействия» (Там же, с.25) Монография «Проблемы развития психики», из которой взято это определение, была удостоена Ленинской премии в 1963 году.
Материальное и идеальное
Философское (материалистическое) понимание материи характеризует ее только как «объективную действительность, существующую в пространстве и времени независимо от сознания и обладающую самодвижением» (В.И.Ленин). Из этого определения вытекал вывод о том, что весь мир един, и объединяет его «материальность». Самодвижение снимает вопрос о первотолчке, освобождает от необходимости искать причинную связь для всего существующего вне мира. Как тогда относиться к категории «идеальное»?
Идеальное – это, прежде всего, образ какого-нибудь предмета, процесса или явления. Но именно образ объекта, а не сам объект, и в этом смысле другой, идеальный объект. Образ здесь открывается как предмет, представленный только в своих существенных чертах.
Следующий отличительный признак психического: образ существует только в психике, в то время как материальное существует вне сознания, независимо от психики. Это понимание отвечает известному определению идеального, данному К. Марксом: «… идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». С его точки зрения идеальное – это специфическое материальное.
Понятие отражения
Все материальное, по мнению материалистов, обладает всеобщим свойством, названным ими «отражением». Имеет место и противоположное представление о всеобщей одушевленности природы, названное панпсихизмом (греч. pán –все + psyche - душа).
«Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различность степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи, вследствие чего оно качественно различно в неорганической и органической природе, в мире животных и социальном мире» (Психология. Словарь,
1990. – с.258).
Всякое материальное явление нами познаваемо по своему движению и взаимодействию. Их результат - отображение. Всякое материальное явление – это следы, что какое-то другое материальное тело изменило его энергию (например, лед под действием солнечного тепла превращается в воду; доска от соприкосновения с мелом покрывается меловыми отпечатками, и т.п.). Можно и психические следы получить, как следы от взаимодействия материальных предметов с нервной тканью (непосредственное прикосновение к нервным окончаниям дает иллюзию светового ощущения и т.п.). Но есть и различия при психическом отражении (мы о них уже начали говорить выше). Они в первую очередь лежат в отличие живых систем от неживых.