Социометрическая методика для исследования классного коллектива

Целью данной методики является выявление межличностных отношений в классе. Суть его состоит в выборе учащимися других членов класса для совместной летальности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т.п.). Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, ному из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли прямой взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворённости ими каждого ученика и класса в целом.

Ход выполнения. Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество в может быть определенным (3-5 учащихся в случае, если класс состоит из 12-36 человек и 1-2 учащихся, если в класс состоит менее чем из 12 человек) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательностъ предпочтений (в первую (1), во вторую (2), третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут бытъ различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?» «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран?», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица (табл. 1), куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонтьев выбрал в 1-10 очередь Васильева, во 2-го - Иванова и в 3-ю – Козлова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

Социометрическая методика для исследования классного коллектива - student2.ru

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антипова выбрала №4 Демьянову, а Демьянова выбрала №1 - Антипову), то эти два выбора (с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом и подчеркнуты.

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 2). Она, представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками (в нашем случае - прямоугольниками), девочек - кружочками. В первый круг (Центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг - «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий - «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый - «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначает сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать разными цветами.

Социометрическая методика для исследования классного коллектива - student2.ru

Число выборов, полученных каждым учеником, характеризует его положение в системе личных отношений, т.е. определяет его социометрический статус. Для его измерения достаточно вычислить коэффициент

Социометрическая методика для исследования классного коллектива - student2.ru , где Социометрическая методика для исследования классного коллектива - student2.ru - сумма выборов, полученных учеником; N – количество членов группы, участвовавших в эксперименте. Эксперимент может протекать и в форме «выбора в действии». В такой форме изучение межличностных отношений можно проводить даже в группе дошкольников. В данном случае исследование начинается со вступительной беседы студента (учителя) с классом. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем на интересную игру. Ее главное условие – соблюдение тайны. Положите на парту дневники и выходите из класса, а потом я буду приглашать вас к себе по одному».

Ребята идут в коридор или спортзал, где с ними организуются какие-нибудь игры. Учитель по одному вызывает их к себе и предлагает каждому по три переводные картинки, на обратной стороне которых написан номер этою ученика по списку. (Для старшеклассников выбор в действии имеет вариант «Поздравь товарища»: в качестве распределяемых предметов берутся поздравительные открытки). Учитель говорит: «Можешь положить эти картинки в дневник любым трем ученикам. Выиграет тот, кто получит больше всего картинок. Но держи выборы в тайне». После того, как школьник положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор в конце игры, после того как зафиксировал выборы, сделанные ребятами, может положить картинки тем, кто не получил ни одного выбора.

ГЛОССАРИЙ

Адаптация социальная (от лат. adapto - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса.

Акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты их сочетаний, представляющую крайние варианты норм, граничащие с психопатиями.

Аффект - бурное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, выражающееся во внезапном приступе необычайно сильного гнева или ярости в ответ на раздражитель. А. может сопровождаться глубоким помрачением сознания, бурным двигательным возбудителем и последующим расстройством памяти.

Ведущая деятельность - деятельность, с которой на данном этапе антогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни.

Воспитательные ценности - позитивные ценности общества, которые обеспечивают развитие личности ребенка в интересах и общественной личности ребенка в интересах и общества, и самой личности.

Группа малая - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами.

Группа референтная (от лат. referens - сообщающий) – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) - см. отклоняющееся поведение.

Делинкветное поведение (от лат. delinguens - правонариаитель) – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно-наказуемые действия.

Игра (детская) - вил деятельности, заключающийся воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конформность (от лат. conformus - подобный, сообразный) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

Негативизм (от лат. negato - отрицание) – немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Поведение агрессивное - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или труппе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Подражание - воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения другого субъекта. В развитии ребенка подражание один из путей усвоения общественного опыта.

Поступок - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступок - основная единица социального поведения, в нем проявляется и формируется личность человека.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Психопатии (от греч. psyche - душа и pathos - страдание, болезнь) патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически выраженность свойств, препятствующих адекватной адаптации в социальной среде.

Развитие личности - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Ригидность - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повешенной тревожностью, впечатлительностью.

Сензитивность возрастная - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Совместная деятельность – организационная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство ( воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возраста периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Стеничность – характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности.

Статус – положение субъекта в системе меж личностный отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Социальный опыт – общественно выработанный и унаследованный социальным субъектом способ целостного духовно-практического освоения мира, природы и человеческих отношений.

Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности.

Темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Уровень притязаний – характеризует 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующийся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий ( уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности ( уровень Я).

Условия развития – факторы, от которых зависит развитие человека. В условия развития всходят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и духовной культуры и др.

Установка – готовность предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый характер к данному объекту.

Фрустрация – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми ( или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими по пути к достижению цели.

Характер - совокупность устойчивость индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для него способы поведения.

Ценность – свойство объекта, ценимое субъектом за его способность отвечать его потребностям, интересам, поставленной цели.

Ценностные ориентации – способ дифференциации личностью объектов по их значимости.

Школа – общеобразовательное учебно-воспитательное учреждение, базовый элемент образовательной системы.

Школьная жизнь – важная часть общественной жизни, представляющая собой педагогическую систему деятельности и отношений, которые обеспечивают подготовку школьников к предстоящей самостоятельной жизни

Эгоцентризм – неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации

Я-концепция – относительно устойчивая в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе

Список Литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А.Анастази. В 2т. – Т.1. – М., 1982

2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н.Костромина. – М.,1998. – 224 с.

3. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. – Киев,1989. – 199 с.

4. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Голвей, Е.Ф.Рыбалко – СПб.:Речь,2006. – 668 с.

5. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию / С.Д.Забрамная. – М.: Новая школа,1998. – 144 с.

6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д.Марцинковская. – М.,1998. – 176 с.

7. Немов Р.С. Психология: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика/ Р.С.Немов. – В 3 кн. – Кн.3 – М.,1995. – 512 с.

8. Практикум по общей психологии / под ред. А.И.Щербакова – М.,1990

9. Практикум по психологии здоровья / под ред. Л.С.Никифорова. - СПб.: Питер, 2005.-351с.

10. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной.- М.,2000. – 528с.

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС,1996. – 529 с.

12. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т.Соколова. – М.,1980.- 176 с.

13. Трофимова Н.М. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни / Н.М.Трофимова, Е.В.Поленякина. – Воронеж, 2001.- 73с.

14. Трофимова Н.М.Общая психология: Практикум/ Н.М.Трофимова, Е.В.Поленякина, Н.Б.Трофимова. – СПб.: Питер,2005. – 320 с.

15. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович. – М.,1988. – 206 с.

16. Трофимова Н.М. Возрастная психология / Н.М.Трофимова, Т.Ф.Пушкина, Н.В.Козина. – СПб.:Питер, 2005. – 240 с.

Наши рекомендации