Вопрос № 3. Структура педагогических воздействий.

& Одна из проблем, с которой сталкиваются молодые педагоги при взаимодействии с учащимися, — это дисциплина на уроке. Беспорядок возникает там, где нет организации, то есть он не явля­ется следствием какой-то изначальной человеческой склонности.

@ Выделяют следующие виды воздействия:

Ø организующие,

Ø оценивающие .

Ø дисциплинирующие.

Организующее воздейст­виепредполагает представление субъектов деятельности, целей и задач, выполняемых в течение урока, определенные правила взаимодействия друг между другом, контроль, и в частности са­моконтроль, за соблюдением этих правил.

В основу оценивающего видавоздействия положена оценка деятельности: правильное действие награждается высокой положительной оценкой, не выполнение — неудовлетворительной оценкой. Дисциплинирующее воздействиесвязано с дисциплинарными методами взыскания, то есть лишения чего-либо, наказания. Если педагог не уделяет достаточного внимания организации деятельности уча­щихся, то впоследствии ему приходится тратить силы и время на поддержание дисциплины.

& В исследовании СВ. Кондратьевой изучалась взаимосвязь между уровнем понимания педагогом учащихся и характерной для него структурой педагогических воздействий. Было установ­лено, что среднее количество воздействующих мер у преподава­теля высокого уровня составило 17 раз за одно занятие. У препо­давателей низкого уровня — 69, то есть за 45 минут они не пре­кращают «раздачу» замечаний и указаний, таким образом, осуществляя педагогическое руководство. Большое количество энергии тратится на отрицательные эмоции.

& Как оказалось, репертуар вербальных воздействий, исполь­зуемых педагогом, также связан с уровнем деятельности учителя и с уровнем понимания им личности учащегося. Установлено, что в репертуаре учителя высокого уровня содержится в среднем 34 вида воздействий, а в репертуаре учителя низкого уровня — всего 24 (СВ. Кондратьева, 1984).

& Система вербальных воздействий преподавателей высокого и низкого уровней отличается не только количественно, но и каче­ственно. Так, Кондратьевой установлено, что у преподавателей высокого уровня наиболее часто используемыми формами вер­бального воздействия являются: инструктирование, повышение интонации, называние имени, поощрение, юмор. Для преподава­телей низкого уровня характерно называние фамилий, повыше­ние интонации, замечания.

Практическое занятие № 7

Определение направленности своей личности по методике Б.Басса

Задания для индивидуальной работы

Задание 1.Определите направленность своей личности по методи­ке Б. Басса.

Инструкция: Из утверждений опросника выберите один ответ, ко­торый в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности.

Опросник

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) осознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуаль-

ный подход;

б) вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием

углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не

боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представля-

ются возможности;

б) были верны и преданы мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насме-

хается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает свой предмет.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:'

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я*
использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят;

б) испытываю удовлетворение от выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой,

работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здоровый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с

людьми;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего выполнить свою задачу;

в) его не нужно было бы упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов

Каждой букве соответствует определенный тип направленности в соответствии с ключом ответов: «Я» — направленность на себя, «О» — направленность на общение, «Д» — направленность на дело. Рядом с выбранной буквой ответа поставьте соответствующую ей направлен­ность (таблица 10). Подсчитайте количество полученных «Я», «О», «Д». Наибольшее количество баллов соответствует типу вашей направленно­сти.

Таблица Ключ

№ «Я» «О» «Д»

А В Б

2___________ Б_____________ В____________ А

3___________ А_____________ В____________ Б

4___________ В_____________ Б____________ А

5 Б_____________ А____________ В

6___________ В_____________ А__________ __ Б

7___________ В_____________ Б____________ А

8___________ А_____________ Б____________ В

9___________ В_____________ А____________ Б

10___________ А_____________ В____________ Б

11___________ Б_____________ А____________ В

12___________ Б_____________ А____________ В

13___________ 13_____________ А____________ _Б

14___________ А_____________ Б____________ В

15___________ Б_____________ В____________ А

16___________ А_____________ В____________ Б

17___________ А_____________ В____________ Б

18_________ _А_____________ Б____________ В

19___________ А_____________ Б____________ В

20___________ В_____________ Б____________ А

21___________ Б_____________ А __________ 13

22___________ Б_____________ А____________ В

23___________ В_____________ А____________ Б

24___________ Б_____________ В____________ А

25___________ А_____________ В____________ Б

26___________ В_____________ А____________ Б

Б А В

Интерпретация результатов

1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграж­дение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрес­сивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничест­ву, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) — стремление при любых усло­виях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобре­ние, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоцио­нальных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела соб­ственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Задание 2. Заполнить таблицу «Типология поведения» с личностными примерами

Наши рекомендации