Вопрос № 2 Модели поведения учителей в педагогическом общении.

Модели поведения людей в общении представляют собой обобщенные, схематически выраженные характеристики комму­никативных действий. В моделях поведения учителя находит вы­ражение его социально-профессиональная позиция. В педагоги­ческой литературе можно встретить самые разнообразные типо­логии профессиональных позиций учителя.

@ Интерес, на наш взгляд, представляет типология М. Талена (таблица 8). Им выде­лены следующие модели поведения учителей в педагогическом общении:

v «Сократ»,

v «Руководитель групповой дискуссии»,

v «Мастер»,

v «Генерал»,

v «Менеджер»,

v «Тренер»,

v «Гид».

@ Психотехнология педагогического общения выделяет пять основных моделей.

Такое выделение носит условный характер, так как в практике педагогического процесса чаще всего встреча­ется комбинация рассматриваемых ниже моделей общения.

Таблица Типология М. Талена

«Сократ» - провоцирует педагогическое общение как цель

взаимодействия взаимосвязанных дискуссий;

- отстаивает непопулярные взгляды;

- сознательно использует конфликт как механизм т управления отношениями в общении;

- организует перекрестный опрос учащихся;

- формирует у учащихся навык защиты собственных позиций.

«Руководитель - умело нейтрализует напряжение в общении;

групповой дисскуссии»

- блокирует конфликты в отношении с детьми и между ними;

- владеет искусством психологического и соци-
ального применения различных позиций, взглядов;

-учит демократическому стилю общения;
- организует столкновения мнений.

«Мастер» - организует в каждом акте педагогического общения эффективную самопрезентацию;

- стимулирует у учащихся подражание себе;

- демонстрирует свои позиции и взгляды;

- одобряет копирование своих отношений;
- прекрасно владеет алгоритмом публичной речи.

«Генерал» - избегает всякого двойного смысла в речевых

действиях и поступках;

- подчеркнуто требователен;

- жестко добивается послушания;

- абсолютно уверен в своей правоте;

- использует приемы типа «приказ» и требует автоматического подчинения

«Менеджер» - определяет смысл и стиль деятельности учащихся

- индивидуально программирует деятельность учащихся;

- поощряет инициативу и самостоятельность учащихся;
-контролирует качество и оценивает конечный результат.

«Тренер» - формирует из учащихся коммуникативные группы как команды со строгой функционально-ролевой

дифференциацией;

- четко определяет цели действий на каждый пе­риод общения;

- жестко формулирует способы достижения по­ставленных целей;

- организует педагогическое общение как совме­стную деятельность;

- распределяет в группе учащихся коммуникатив­ные роли в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности;

- стимулирует активность методами критической оценки.

«Гид»

- подчеркнутая демонстрация энциклопедических знаний;

- лаконичность в ответах;

-эмоциональная сдержанность;

- методичность в ответах на вопросы учащихся;

- не допускает изменения личной дистанции.

@ В таблице представлены пять основных моделей педагоги­ческого общения:

· познавательная;

· экспрессивная;

· суггестивная;

· убеждающая;

· ритуальная.

Все названные модели педагогического общения строятся на принципах психологического равенства позиций учителя и уче­ника как партнеров в педагогическом процессе.

Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчер­пывают их многообразие. Однако их важно учитывать при анали­зе деятельности учителя, оптимизации процессов социального и психического развития личности учащихся

Вопрос № 2 Модели поведения учителей в педагогическом общении. - student2.ru

Вопрос № 2 Модели поведения учителей в педагогическом общении. - student2.ru

Наши рекомендации