Раздел 1 Теоретические основы общения.

Раздел 1 Теоретические основы общения.

Практическая работа № 1

(Задания для индивидуальной работы)

Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.

Опросник:

1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо меро­приятии?

3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конфе­ренцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избе­жать?

  1. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?
  2. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?
  3. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что лю­дям разных поколений трудно понимать друг друга?
  4. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вер­нуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  5. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотре­нию конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литерату­ры, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не при­емлете, это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точ­ки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.

Полученные баллы суммируются, и определяется уровень общи­тельности.

30-32балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контро­лируйте себя.

25-29 баллов.Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому У вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из рав­новесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрывае­тесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть.

19-24балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людь­ми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Од­нако эти недостатки исправимы.

9-18баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите выска­зываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у ок­ружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в Центре внимания. Однако вам недостает усидчивости, терпения и реши­тельности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами. При желании ВЬ1 можете себя заставить не отступать.

4-8 баллов.Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не все­гда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководи­тели и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. За­думайтесь над этими фактами.

3 балла и менее.Ваша общительность носит болезненный харак­тер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых некомпетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, ува­жительное отношение к людям.

Задание 2. Напишите 10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 5-балльной системе.

Например: умение слушать, тактичность, умение интересно расска­зывать, душевность, чувство юмора, содержательность информации и другие.

Попросите ваших знакомых оценить вас по выписанным качествам, используя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением других людей о вас.

Если ваше мнение о себе как «приятном собеседнике» совпадает с мнением других людей, то с вами действительно интересно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о своей самооценке.

При совпадении:

1-3 – случайный собеседник, нет общих тем

3-5 – общение только на определённые темы

6-8 – хорошее общение, но без личных тем

9-10 – поделиться любой информацией

Задание 3. Запишите дистанцию при общении (Столяренко Л.Д. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С.13.).

Экстраверт и интроверт.

Экстраверт. Экстраверсия — ориентация личности на мир ] внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме v деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. t Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если бесе- , да носит благополучный характер, то он строит диалог таким об­разом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сгла­живать беззлобной иронией.

Интроверт. Интроверсия — ориентация личности на свой внутренний мир. Интровертам присущи необщительность, замк­нутость («им все равно меня не понять»). Он весь в себе, не лю­бит ежедневных встреч и разговоры на личные темы. Темы твор­ческого, философского и делового характера его привлекают больше. Общаясь с интровертом, избегайте панибратства и вся­кой личной тематики. Обсуждая вопросы профессиональные или абстрактные, будьте готовым к затяжным паузам.

Практическое работа № 2

Определение своего темперамента (по А. Белову или Айзенку)

Задание 1.Определите свой тип темперамента, ответив на вопросы теста Айзенка.

Инструкция: ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас по­нимают, могут ободрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя человеком безобидным?

4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела, предпочитаете подождать, прежде чем
действовать?

6. Вы всегда сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?

7. Часто у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для об­думывания?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы «несчастный» че­ловек, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что вы почти на все могли решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным не­знакомцем (незнакомкой)?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывают случаи, когда вам хочется остаться в одиночестве?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас часто такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие люди?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь не много приятелей (подруг), но зато особенно близких вам?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать про вас, что ваши нервы часто натянуты до пре­дела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойно, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, вы бы всегда высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над дру­гом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприят­ностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось бла­гополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что иногда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать о себе, что вы уверенный в себе человек?

50. Вас легко задеть, если покритиковать ваши недостатки или недос­татки вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вече­ринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Обработка результатов осуществляется по трем шкалам: экстравертность «Э», нейротизм «Н», лживость (искренность ответа на дан­ный тест) «Л».

За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл по каждому параметру.

«Э» — «да» 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 39,44, 49, 53, 56

«нет» 5, 13, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41,46, 51.

«Н» — «да» 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40, 43,45,47,50,52,55,57.

«Л» — «да» 6, 24, 36, «нет» 12, 18, 30,42, 48, 54.

Количество баллов складывается. Если по шкале «Л» (лжи) вы на­брали больше 5 баллов, то, скорее всего, вы склонны к преувеличению своих качеств, соответственно результаты не отражают действитель­ность.

ХОЛЕРИК — «Э» > 12, «Н» > 12

САНГВИНИК — «Э» > 12, «Н» < 12

ФЛЕГМАТИК — «Э» < 12, «Н» < 12

МЕЛАНХОЛИК — «Э» < 12, «Н» > 12

Если ваш результат равен 12, то у вас смешанный тип темперамента.

Сделайте выводы о своем типе темперамента.

Задание 2.Впишите соответственно алфавитному порядку названия черт характера. Например: А — аккуратность, Б — бестактность и т. д.

Раздел 1 Теоретические основы общения. - student2.ru

Какие черты вашего характера помогают быть успешным в жизни?

Задание 3.Прочитайте сказку о деревьях-характерах И. Вачкова (см. приложение 5). Нарисуйте или опишите свое дерево-характер, а также деревья-характеры тех людей, которые находятся рядом с вами. Проанализируйте свой рисунок, воспользовавшись руководством в при­ложении 6.

Какие черты вашего характера помогают процессу взаимопони­мания? Над какими чертами характера вам необходимо работать?

Практическая работа № 3

Задание 1. Тест «Самооценка»

Стимульный материал (список вопросов)

Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). Мне нужно прислать сумму баллов

I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива

2. Участвую в большинстве видов деятельности.

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

4. Не чувствую, что являюсь членом группы

5. Живу и существую отдельно от нее

6. Не знаю, затрудняюсь ответить

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти

2. Скорее перешел бы, чем остался

3. Не вижу никакой разницы

4. Скорее всего остался бы в своей группе

5. Очень хотел бы остаться в своей группе

6. Не знаю, трудно сказать

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве классов

4. Не знаю, трудно сказать

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве классов

4. Не знаю

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве коллективов

4. Не знаю

Уровни групповой сплоченности

• 16 баллов и выше – высокая;

• 12 – 15 балла – выше средней;

• 7- 11 – средняя;

• 5 – 6 – низкая.

Практическая работа № 4

Задание 1. Выполните тест «Три Я» и определите, какая пози­ция — Родителя, Взрослого или Ребенка для вас является ведущей.

Инструкция: оцените в баллах от 0 до 10 следующие выска­зывания.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Наше поколение должно учиться у старших, как ему жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20.Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте сумму баллов отдельно по вопросам:

Вопросы: 1,4, 7, 10, 13,16,19. Позиция ребенка Д.

Вопросы: 2, 5, 8, 11, 14,17, 20. Позиция взрослого В.

Вопросы: 3, 6, 9, 12, 15,18, 21. Позиция родителя Р.

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих социальных ролей.

ВДР— вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества впредь. Они помогут вам в деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

РДВ, РВД.Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, медицинскому работнику, педагогу, организатору, то есть всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами. Соче­тание РДВспособно осложнить жизнь его обладателю. Родитель с дет­ской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомнева­ясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет повода для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой или журналом, то все в поряд­ке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или третье место, то это вполне осуществимо.

ДВР, ДРВ— вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. А. Эйнштейн шутливо объяснял причины своих научных успе­хов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумы­вался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но некая непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять эмоции под контроль.

Задание 2.Прочитать тему с. 120-127. Определить свой тип сотрудника (Столяренко Л.Д. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С.196-201)

Задание 5.Записать шаги разрешения конфликта (Столяренко Л.Д. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С.288). записать 11 правил в конфликтной ситуации( С. 304)

Вопрос № 2. Виды слушания.

В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слу­шания. К ним относятся: активное, пассивное и эмпатическое слушание.

Ü Активное слушание предполагает: заинтересованное отно­шение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я вас понял, что...?» (со знаком вопроса в конце фразы), адек­ватную обратную связь.

Активное слушание применяется при обмене информацией, ведении деловых переговоров, получении инструкций и т.п.

Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, то лучше ис­пользовать пассивное слушание.

Ü Пассивное слушание предпола­гает: эмоциональную невключенность в общение, уточняющие вопросы (чтобы были отреагированы негативные эмоции), «угу-реакции» (минимальные словесные реакции), осознание своих собственных «Я-слушаний» (своих мыслей, переживаний).

Ü Для разделения эмоциональных переживаний собеседника используйте эмпатическое слушание,которое предполагает: настрой на слушание (освободить душу от собственных пере­живаний); создание доверительной атмосферы; отражение пе­реживаний, чувств, стоящих за высказываниями собеседника; выдерживание паузы, необходимой человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях.

Когда мы проявляем эмпатию, мы пытаемся понять или испытать то, что понимает или испытывает другой человек. Чтобы добиться этого, необходимо отстраниться от своих чувств, мыслей и установок и «включить­ся» в чувства, мысли и установки другого, реагировать в соот­ветствии с ними.

@ Существуют три варианта проявления эмпатии:

Ø эмпатическое реагирование,

Ø принятие перспектив,

Ø симпатическое реагирова­ние.

Ü Эмпатическое реагирование — это переживание эмоциональ­ной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми прояв­лениями эмоций другого человека.

Ü Принятие перспективы — пред­ставление себя на месте другого — наиболее частая форма эмпатии.

Ü Симпатическое реагирование — чувство заботы, соучастия, состра­дания, направленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации.

@ Чтобы эффективно проявлять эмпатию к собеседнику, необ­ходимо:

• Проникнуться уважением к человеку, сосредоточившись на том, что он говорит.

• Сконцентрировать внимание на понимании вербальных и невербальных сигналов.

• Использовать для выяснения эмоционального состояния человека поведенческие сигналы.

• Попытаться испытывать те же чувства вместе счеловеком; или представить себе, что бы вы чувствовали в сходных обстоя­тельствах, или испытать чувства заботы, сострадания по отноше­нию к этому человеку.

• Отреагировать согласно вашим чувствам.

Умение слушать является важнейшим условием не только продуктивного общения, но и процесса обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания публичных выступлений.

Умение концентрироваться.

Концентрируясь, человек подготавливает себя к слушанию. Концентрация требует определенных усилий. Слушатель способен понимать речь быстрее, чем говорит оратор. Это преимуще­ство во времени должно быть использовано им, чтобы продумать, взвесить и резюмировать то, что говорит оратор. Если вы тратите свое время, думая о другом, мечтая или решая личные проблемы, концентрация становится невозможной. Нерегулярное слушание препятствует пониманию идеи речи. Надо стараться игнориро­вать отвлекающие факторы. Другими словами, умение концен­трироваться — основное условие эффективного слушания. Оно предполагает серьезное отношение к слушанию, желание рабо­тать над улучшением навыков и постоянное внимание к говоря­щему. Следовательно, концентрация — это не пассивный, а ак­тивный творческий процесс, требующий больших усилий.

2. Умение анализировать содержание.

Слушать публичные речи очень сложно, потому что они со­держат различные идеи, и если одну из них упустить, то нару­шится связь между частями речи. В ситуации беседы слушать легче, так как всегда можно переспросить собеседника. Знание процесса создания и композиции речи может помочь при разви­тии навыков слушания.

С самого начала важно определить цель выступления оратора, выделить основную тему, понятия. Поняв главные идеи, слушатель будет знать, что искать в речи. Необходимо отмечать, как приводят­ся доказательства, формы иллюстрирования: примеры, аналогия, статистика, цитирование и т.д. Полезно фиксировать, как оратор в заключение резюмирует свои идеи и связывает их с главной темой.

Умение слушать критически.

Критическое слушание предполагает связывание того, что говорит выступающий, со своим собственным опытом, резюми­рование и систематизацию услышанного, анализ и оценку. Ана­лизируя идеи говорящего, необходимо возвращаться к отправной точке выступления, проверять адекватность доказательств, весо­мость аргументации.

Умение конспектировать.

Если вы слушаете учебную лекцию с целью получения фак­тов, для анализа и оценки содержания, то необходимо сделать записи. Запись помогает сконцентрироваться при слушании, дает материал для обзора и возможность возвращения к услышанно­му. Развитию навыков конспектирования способствует соблюде­ние принципов рациональности. Основная ошибка, которую допускают многие при конспек тировании устной речи, состоит в стремлении подробно записать слова лектора. Этого делать не следует, так как при этом теряется нить рассуждений и возможны пропуски. Кроме того, человек тратит силы на подробную запись (а скорость письма значитель­но меньше скорости речи — в среднем 60 знаков в минуту), поэтому ему некогда думать над содержанием лекции. В конспекте появляются недописанные слова и фразы, которые с точки зрения их полезности нельзя сравнить с грамотными сокращениями.

@ Основное правило, которое рекомендуется соблюдать при кон­спектировании, заключается в следующем: важнее понять логику из­ложения в целом, чем записать несвязные, обрывочные фрагменты.

Конспект устного выступления (лекции) должен представ­лять собой расширенный план, отражающий его структуру и ос­новные положения, содержащий конкретные примеры и цитаты.

@ При конспектировании устного выступления рекомендуется придерживаться следующих общих принципов:

1. Используйте неформальную систему записи, чем более простую, тем лучше, и упрощенную форму структурирования текста, которая включает короткие абзацы, предложения, части предложений, отдельные слова. Записи должны быть понятными для вас.

2. Делайте короткие записи. Записывайте только выдающие­ся моменты и фактический материал. Помечайте, как оратор де­лает переходы, как повторяет свои идеи, резюмирует.

3. Используйте сокращения и символы. Хорошо помогают стенография и скоропись. Если вы ими не владеете, разработайте свою систему. Используйте символы для частей предложения, буквы — для сокращения слов. Постарайтесь свести время на за­пись к минимуму.

4. Делайте разборчивые записи. Убедитесь, что они понятны для вас. Тогда, если позже вы захотите их прочесть, вы сможете их расшифровать, записав подробно.

5. Помечайте важные идеи. Подчеркивайте или маркируйте важные мысли. При просмотре записей такие пометки помогут бы­стро освежить содержание написанного, найти нужные места и т.п.

6. Периодически просматривайте записи.

В процессе учебы — несколько раз. Сопоставляйте новые записи со старыми. Перед экзаменом изучите все тщательно. В целом, чтобы научиться слушать эффективно, необходимо отметить то полезное, что можно извлечь для себя при прослу­шивании устного выступления, а также иметь желание слушать, то есть настроить себя на восприятие информации. Слушайте с интересом — это поможет создать атмосферу взаимной симпатии и уважения между вами и собеседником.

Вопрос № 4. Ведение беседы.

Ü Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направ­ляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодей­ствие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.

@ Данное определение выделяет несколько ключевых черт.

• Беседа направляется участниками, которые сами опреде­ляют, кто будет говорить, каковы тема, порядок и продолжитель­ность выступлений.

• Беседа предполагает взаимодействие, следовательно, как минимум два человека говорят и слушают.

• Беседа предполагает экспромт, то есть участники не вы­учили наизусть то, о чем будут говорить.

• Беседа организована во времени и имеет начало, середину и конец.

@ Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.

@ Выделяют два типа бесед:

• непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;

• деловое обсуждение проблем, характеризующееся согла­сием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

@ Деловая беседа может быть:

а) стандартизированная (точно сформулированные вопросы
задаются всем опрашиваемым).

б) нестандартизированная (вопросы задаются в свободной
форме).

@ Варианты развития диалога в беседе:

1) расспрос одного участника другим с целью получения ин­формации;

2) сообщение определенной информации другому партнеру;

3) внимательное слушание партнера.

@ Техника расспроса в беседе:

1) разговорить партнера, настроить его на тему и проблему беседы;

2) стимулировать начало высказывания партнера;

3) стимулировать развернутость высказывания;

4) уточнять и оценивать поступающую информацию.

@ Техника информирования в беседе:

1) сформировать установку на восприятие;

2) заинтриговать (темой, новизной, позицией);

3) последовательно изложить суть информации.

@ Техника слушания в беседе:

1-й тип. Слушание как понимание смысла:

а) мобилизация внимания;

б) уточнение содержания;

в) перефразировка.

2-й тип. Техника слушания как сопереживание:

а) понять эмоциональное состояние;

б) проникнуть в причины, вызвавшие это состояние;

в) себя поставить на место партнера;

г) оценить ситуацию с позиции партнера.

@ При анализе беседы обратить внимание на:

1) эмоциональное впечатление от беседы;

2) приемы поощрения собеседника, использованные в про цессе проведения беседы;

3) особенности поведения собеседника: мимика, жесты, ин­тонация речи, оговорки и др.;

4) вопросы, на которые собеседник отвечал наиболее активно;

5) характер окончания беседы;

6) задачи, решенные в результате беседы.

Практическое занятие № 5

Задания для индивидуальной работы

Задание 1.Определите свою ведущую систему восприятия и вы­полните тест «видеть, слышать, ощущать».

Инструкция: У каждого из нас есть ведущие органы чувств, кото­рые быстрее и чаще остальных реагируют на сигналы и раздражители внешней среды.

Запишите номера вопросов, на которые вы ответили «да».

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Обожаю ходить в сауну.

5. В автомашине для меня важен цвет.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.

9. Люблю принимать массаж.

10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя платье в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Часто читаю во время еды.

15. Очень часто разговариваю по телефону.

16. Я склонна к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самой.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели и знакомые.

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что цветы украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю сама с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.

27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель — для меня это мука.

30. Мне нелегко найти удобные туфли.

31. Очень люблю ходить в кино.

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Умею слушать то, что мне говорят.

35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетические ткани.

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерт.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия — это захватывающее дело.

47. Через прикосновение можно сказать больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Подсчитайте, в каком разделе больше цифр. Тип А: 1, 5, 8, 10, 12, 14,19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42,45 видеть Тип Б: 3, 4,9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 ощущать Тип С: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43,46, 48 слышать

Добавим, что речь человека тоже может подсказать, к какому типу он принадлежит.

Тип А (визуал) часто употребляет слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: «не видела этого», «это, конечно, проясняет все дело», «заметила прекрасную особен­ность». Рисунки, образные описания, фотографии говорят визуалу больше, чем слова. Все, что можно увидеть, воспринимается им лучше.

Тип Б (ощущать, осязать). Он использует другие слова и определе­ния, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыно­симая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей типа Б касаются главным образом того, что относится к прикосновению, ин­туиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Тип С (аудиал). «Не понимаю, что мне говоришь», «не выношу та­ких громких мелодий». Большое значение для аудиала имеют: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Сходство типов может способствовать любви, несовпадение поро­ждает конфликты и недоразумения. Человек узнает, что его любят:

Тип А (видеть) — по тому, как на него смотрят.

Тип Б (ощущать) — по тому, как его касаются, ласкают.

Тип С (слышать) — по тому, что ему говорят.

Задание 2. Я — этото, как я слушаю

Сядьте удобно, выпрямив спину. Закройте глаза, сделайте несколь­ко глубоких вдохов, мысленно следя за своим дыханием. Затем повто­ряйте вслух или про себя (преподаватель читает ровным спокойным голосом):

«У меня есть тело, но Я — это не мое тело. Мое тело может быть больным или здоровым, усталым или бодрым, но это не влияет на меня, на мое истинное Я. Мое тело — прекрасный инструмент для ощущений и действий во внешнем мире, но оно — всего лишь инструмент. У меня есть тело, но Я — это не мое тело. У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.

Мои эмоции многочисленны, изменчивы и противоречивы. Однако я всегда остаюсь собой, своим Я, радуюсь или горюю, спокоен или взволнован, надеюсь или отчаиваюсь. Поскольку я могу наблюдать, по­нимать и оценивать свои эмоции, и более того, управлять и владеть ими, то, очевидно, они не есть мое Я. У меня есть эмоции, но Я — это не мои эмоции.

У меня есть интеллект, но Я — это не мой интеллект. Он достаточ­но развит и активен. Он является инструментом для познания окру­жающего и моего внутреннего мира, но он — это не мое Я.

Я — Центр чистого самосознания. Я — Центр Воли, способной владеть и управлять моим интеллектом, эмоциями, физическим телом и всеми моими психическими процессами. Я — это постоянное и неизменное Я».

Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении этого аутотре­нинга?

Задание 2.Записать ошибки слушания, оценить себя по 5-бальной шкале (мах за наличие такой ошибки, 0 – за отсутствие ) (Столяренко Л.Д. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С.63-64)

Задание 3.Записать Правила эмпатии (Столяренко Л.Д. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С.67-68)

Задание 4.Записать факторы влияния при публичном выступлении. (Столяренко Л.Д. Психология общения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – С.80-81)

Тема 2. 3. Обратная связь.

Студент должен иметь представления:

О понятиях: агрессивное поведение, пассивное поведение. О персонализации чувств или мнений.

Студент должен знать:<

Наши рекомендации