Связь психологии с другими науками.
План:
1. Межпредметные связи
2. Отрасли психологии
Межпредметные связи
Ø Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы, Взаимосвязь психических явлений и работы ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом у индивида формируются психические свойства социально ориентированного поведения. Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с педагогикой. Наконец, она родственна философии, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в недрах последней. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.
?
Гуманитарные науки (история, литература и тп) |
Отрасли психологии
Сфера психологической науки сейчас представляет собой весьма разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся вместе со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятельности людей и общества побуждают к формированию и развитию новых психологических дисциплин, например таких, как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т. п. (Таковы практические, эмпирические причины развития науки.) С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания, например использование физических техник привело к возникновению экспериментальной психологии, психофизики, а обращение к методам физиологии сформировало психофизиологию, внедрение математических подходов — математическую психологию, инженерную психологию, бионику. (Таковы познавательные, гносеологические причины разветвления психологических наук.)
? Общая психология
Общая психология выполняет ряд функций:
♦ теоретическую (обобщения): обобщает научные достижения различных психологических отраслей, сводит их в единую систему; осуществляет опережающие разработки, помогающие в различных отраслях психологии по-новому осмыслить свойственные им исследовательские проблемы;
♦ методологическую: формулирует методологические принципы психологических исследований, методы;
♦ учебную: обеспечивает фундаментальность образования в области психологии, что позволяет специалисту решать практические проблемы, связанные с разными областями и отраслями психологии.
Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.
Сравнительная психология сопоставляет различные ступени развития психики и поведения животных в эволюционном ряду. Она также показывает, в чем это близко человеку и в чем состоят кардинальные отличия. Она выясняет, как человек выделялся из мира природы, к чему привело накопление индивидуального и коллективного опыта в процессе совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторических познаний через орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения индивида с другими, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Возрастная психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится на детскую, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихология).
Педагогическая психология касается закономерностей становления личности в процессе обучения, воспитания.
Можно выделить целый ряд научных отраслей, для которых предмет исследования — психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Это и психология труда, рассматривающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков; инженерная психология, изучающая закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Психология труда и инженерная психология близки, но имеют разное происхождение. Первая изучала психологические закономерности, свойственные разным видам трудовой деятельности людей, развитию их трудового мастерства, интересовалась приспособлением человека к имеющейся технике. Вторая же возникла в связи с созданием новой техники и системы «человек—машина», она изучает деятельность операторов автоматических систем управления, стремится эффективно распределить функции между человеком и техникой, создать надежные системы такого рода, приспосабливая машину к возможностям человека и человека к машине, содействуя профессиональному отбору и обучению.
Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.Медицинская — то же самое, но связанное с врачом и поведением больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамкиклинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая занимается отклонениями в развитии психики, распадом ее при различных формах мозговой патологии.
Психофизиология (изучающая психические функции мозга) ибионика (рассматривающая нервно-психическую деятельность мозга как саморегулирующейся системы) изучают человека прежде всего как биологический индивид, существование которого зависит от функционирования мозга. Психофизиология сосредоточена на физиологических основаниях психической деятельности, адифференциальная психология — на индивидуально-психических различиях людей.
Юридическая психология касается психологических особенностей поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), поведения и формирования личности преступника, военная психология — поведения человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается изучением потребностей и ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей, чтобы создать спрос на подлежащий сбыту продукт. Экологическая психология связана с улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает взаимовлияние природы и человека.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, приводящей к ее разделению на отрасли, которые порой очень далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой она сближается со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими, через педагогическую — с педагогикой, через социальную — с общественными и социальными науками и т. д.).
Историческая миссия психологии сейчас заключается в том, чтобы интегрировать все сферы человекознания и стать основным средством построения его общей теории. Это объединение естественных и общественных наук, изучающих человека, в одну концепцию.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Написать эссе «Психология в вашей профессии». (объем 1 стр)
2. Выполнить С.16-26 Макогон И.К. Психология, С.53-60Ступницкий В. П. Психология