Расшифровка теста «Дом-дерево-человек»

Анализ теста «Дом-дерево-человек» - дело долгое и хлопотное, но стоит вам уловить суть, и вы все легко поймете. Для начала обратите внимание, в каком порядке были нарисованы объекты? Если сначала – дерево, то человеку важная жизненная энергия. Если дом – то безопасность и успех, а если человек – то удовлетворение потребностей. Выводы: Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни. Итак, рассмотрим тест «Дом-дерево-человек» и его интерпретацию более детально.

Дом

Обратите внимание на дом – это отношение к себе. Если он крупный и красивый, то человек себя любит, а если вдали - то чувствует себя брошенным. Если вместо дома – вид сверху, проекция, то у человека большие проблемы.

Если дом закрыт, нет окон или дверей – замкнутость, неприступность. Ступеньки, идущие не к двери, а к глухой стене – конфликтная ситуация.

Если дом не имеет нижней черты, идет снизу – у человека слабый контакт с реальностью, если же эта линия слишком яркая – трудности и тревога. Если боковые контуры тонкие – чувство опасности. Если изображена одномерная перспектива, до и та – боковая, человек отчужден от окружающих.

Если нет дверей – человек замкнут. Если они сбоку – он отступает или отрешен. А если двери открыты – признак откровенности, стремление к теплу извне. Если двери слишком большие – зависимость от окружающих, а если маленькие – замкнутость (как и при наличии крупного замка).

Если из трубы валит густой дым – внутренняя неприступность, тонкий – недостаток эмоционального тепла. Открытые окна говорят о прямолинейности, готовности к контактам, закрытые – о том, что человек тяготится общением. Чем ярче крыша, тем сильнее человек зависит от фантазий.

Человек

Результаты теста «Дом-дерево-человек-дерево» определяются мельчайшими деталями. Например, обратите внимание на голову. Если она большая – подчеркивается интеллект, маленькая - его отсутствие, нечеткая – застенчивость, рисуется в последнюю очередь – конфликты. При этом длинная шея говорит о самоконтроле, а короткая – об импульсивности. Чем больше подчеркнута одна черта лица, тем сильнее важен этот канал восприятия для человека, а если подчеркнут подбородок – это стремление доминировать.

Отсутствие ушей – игнорирование критики. Если глаза маленькие – погруженность в себя, большие – грубость, крупные ресницы – кокетливость. Если волосы заштрихованы – тревожность, нет – враждебность.

Крупные плечи говорят о тяге к власти, мелкие – об ощущении собственной малой значимости. Чем более угловатое тело – тем более мужественен человек. Слишком маленькое тело – униженность,крупное – неудовлетворенные потребности.

Чем лучше прорисованы конечности, тем тверже человек стоит на земле и больше готов к действию.

Дерево

Если на картинке видны корни, значит человек излишне любопытен, если они обозначены чертой – наличие секретов. Если крона круглая – эмоциональность, если ветви опущены – отказ от усилий, в разные стороны – поиск контактов, распыление. Если все ветви нарисованы одной линией – избегание реальности. Пальма говорит о стремлении к переменам, плакучая ива – о недостатке энергии. Если ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми – желание самоутверждаться и свободно действовать. Если же линии равномерные, с нажимом – решительность и продуктивность.

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек» - student2.ru

Вильгельм Максимилиан Вундт

( 1832-1920) - немецкий врач, физиолог и психолог основатель экспериментальной психологии

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек» - student2.ru

В 1875 году Вундт стал ординарным профессором философии в Лейпцигском университете, а через четыре года основал первую в мире психологическую лабораторию, в скором времени преобразованную в институт экспериментальной психологии. Позже студенты Вундта основали психологические лаборатории в Университете Пенсильвании,Колумбийском университете и других.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам. В числе его учеников был Иван Павлов.

В последние годы жизни Вундт фокусировался на социальной и культурной психологии, и до самой смерти писал фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов».

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей.

Понятие психики

План:

1. Характеристика психики

2. Функции психики

3. Общие закономерности

4. Эволюция психики

1. Характеристика психики

Психика, а именно закономерности ее возникновения, формирования и проявления, является предметом изучения современной психологии.

Ø Психика – это системное качество головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира.

? Главное качество, функция психики, а также одна из базовых категорий психологии – отражение.

? Отражение – это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта.

Психика – это «субъективный образ объективного мира», т.к. мы отражаем действительность через призму нашего внутреннего мира.

? Физиологическая основа психики – головной мозг,

а именно нервная система и особенности ее работы. При этом важно не только наличие определенных отделов мозга, но главное множественных связей между ними. Чем больше этих связей, отношений, чем они сложнее, тем совершеннее психика, тем богаче опыт человека.

Для полноценного функционирования психики необходимы следующие условия:

1. Полноценная деятельность мозга;

2. Постоянный приток внешней информации;

3. Взаимодействие с людьми и объектами культуры, в которых сконцентрирован опыт человечества в целом.

Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память.

? Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление.

Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек» - student2.ru

Головной мозг человека:
1. Полушарие большого мозга (Конечный мозг)
2. Таламус (Промежуточный мозг)
3. Гипоталамус (Промежуточный мозг)
4. Средний мозг
5. Мост
6. Мозжечок
7. Продолговатый мозг

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек» - student2.ru

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек» - student2.ru

2. Функции психики

· Активное отражение воздействий окружающей действительности;

· Регуляция поведения и деятельности. Поведение – это внешняя форма проявления психики;

· Осознание человеком себя и своего места в окружающем мире, а, следовательно, адаптация и правильная ориентация в нем.

Нервная система бывает:

1. центральной (головной и спинной мозг) (ЦНС)

2. периферической (нервные окончания – рецепторы – которые воспринимают различные виды энергии (механическую, химическую, электромагнитную) и преобразуют ее в нервный импульс.

?

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек» - student2.ru

Самый молодой и совершенный отдел нервной системы – кора головного мозга. Здесь образуются мышление и сознание человека, высшие уровни мышления у животных.

? Единица нервной системы – нервная клетка – нейрон.

3. Общие закономерности

Все органы человека имеют строго определенное представительство в коре головного мозга (при этом, чем более развит и задействован орган, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга);

? В обработке информации в итоге принимает участие вся нервная система и головной мозг (принцип системной деятельности головного мозга);

Психика разнообразна в своих формах и проявлениях:

? Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и последующее осознание человеком воздействий окружающей среды. Они делятся на познавательные процессы (ощущение, восприятие и т.д.) и эмоционально-волевые процессы.

? Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Это направленность, способности, темперамент, характер.

? Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент. Это активность, пассивность, усталость, апатия, бодрость, тревога и др.

? Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений, навыков.

4. Эволюция психики

Этапы развития психики

1) антропсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуще и растениям);

4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);

6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек» - student2.ru

1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся миллионы лет».

Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса Мальтуса.

По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за существование побеждает сильнейший.

(Как животном мире осуществляется борьба за существование?)

С точки зрения теории эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору, обладают поведением адаптированным к их образу жизни.

Человек смог выработать способность устанавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно.

? Эволюционная теория утверждает, что наиболее приспособленные к данной среде особи оставят больше потомства, чем менее приспособленные, потомки которых постепенно будут уменьшаться и исчезать. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения и психики со времени появления жизни на Земле до наших дней. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

 

Расшифровка теста «Дом-дерево-человек» - student2.ru ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Выполнить С.275-277 Ступницкий В. П. Психология.

2. Выполнить задания

Практическое задание:

1. Перечислите психологические термины (не менее 10)

2. Перечислите имена ученых, изучающих психологию с краткой характеристикой их проф. Деятельности (не менее 5)

Наши рекомендации