Структура психики в традициях отечественной психологии
Если учесть, что психика – понятие абстрактное, не сводимое к однозначно выраженной материальной форме, и что проблема психики как субстанции или субстрата до конца не разрешена, то по каким признакам можно обнаружить её существование? В чём или как психика может проявляться в реальной действительности?
Психика человека всегда активна и существует как психическаядеятельность. Именно в процессе психической деятельности происходит отражение человеком действительности и регуляция им своего поведения. Иными словами, основные проявления психики, психической деятельности – это психические процессы формирования идеальных психических образов и процессы психической регуляции поведения и деятельности живого организма, человека. Основные функции психики – отражение объективной реальности и регуляция деятельности и поведения человека. Поэтому одной из главных, и в то же время конкретных функций психической деятельности человека является управление своим поведением и эмоциональными состояниями. Стало быть, она должна осуществляться в некотором смысле как процесс управления и должна быть организована как система самоуправления. Именно этот новый парадигмальный подход в психологии XXI века позволяет утверждать, что психика и психическая деятельность понимается с позиций системного подхода как открытая динамическая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму, а психология – как наука о самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью организма. Основными положениями отечественной материалистической психологии были следующие определения, касающиеся психики в науке:
Психика возникла на определённой стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляла собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика.
Психика человека, точнее его сознание – это высший этап развития психики, её возникновение обусловлено (с материалистической точки зрения) трудовой деятельностью и условиями коллективного общения.
Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики, психической деятельности – это закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ, и психического образа в регулируемое им действие.
Психика опосредована деятельностью головного мозга человека, но сама по себе она – явление идеальное, обусловленное нематериальными социокультурными факторами жизни людей.
Психические явления имеют определённую структуру и системную организацию (взаимосвязанность и взаимозависимость).
Последний пункт прямо указывает на то, что все психические явления, все элементы психической деятельности неразрывно связанны друг с другом. Такими элементами традиционно принято считать психические процессы, психические состояния, психические свойства. Поэтому для того чтобы понять сущность психики как феномена, необходимо исключительно в учебных целях условно «разделить» психику человека на разные её составляющие, не забывая при этом, что психика человека неразрывна, целостна и неделима в реальной жизни человека на отдельные части. Традиционно в философии или религии это делали, разделяя психическую деятельность на несколько составляющих: разум, чувства, желания, воля.
Психические процессы следует рассматривать как базовые явления; психические состояния – как временную модификацию психических процессов; психологические свойства человека – как типологическую модификацию психических процессов.
Психические процессы – это отдельные целостные акты психической деятельности (отражения внешнего и внутреннего мира, регуляции деятельности и поведения) человека. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психически процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы. Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.
Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение, память); 2) волевые; 3) эмоциональные. Таким образом, психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.
Психические состояния – это временное (текущее) своеобразие психической деятельности человека, связанные с личностной значимостью отражаемых объектов и отношением к ним. Психические состояния представляют собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определённом его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.
Все психические состояния подразделяются на: 1) мотивационные (исходящие от потребностей установки, желания, интересы, влечения, страсти); 2) эмоциональные (тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, конфликтно-пограничные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация); 3) волевые (состояния инициативности, целеустремлённости, решительности, настойчивости и т.д.); 4) состояния общей организованности сознания (внимание, психическое напряжение, работоспособность, утомлённость); 5) пограничные психические состояния (кризисные состояния личности, реактивные состояния, невротические состояния, акцентуации характера, психопатии, задержки умственного развития, состояния нарушенного сознания).
Психические свойства личности человека – это типичные (устойчивые) для каждого индивида особенности его психики, особенности реализации его психических процессов, индивидуальное своеобразие его психической деятельности. К психическим индивидуально-личностным свойствам относятся: 1) темперамент; 2) характер; 3) способности; 4) направленность личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение).
Для более адекватного и полного представления структурных элементов, составляющих психику личности, необходимы знания этой структуры. В отечественной психологии принята следующая структура психики.
Рис. 2.1. Структура психики в отечественной психологии
При этом указанные в структуре психики личности компоненты представляют собой:
· психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;
· психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;
· психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;
· психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Такова традиционная классификация психических явлений (проявлений психики), она и лежит в основе построения традиционной психологии как науки и учебного курса. Однако данная классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности человека: ведь психические процессы – не что иное, как определённые психические возможности человека, психические состояния – не что иное, как текущее своеобразие этих возможностей, а психологические свойства – не что иное, как устойчиво-типичное для конкретного человека проявление этих возможностей. Более того, как было сказано выше, все психические явления образуют единую системную организацию – единую системную структуру проявлений психики у человека.
Феноменология сознания
Человек – существо сознательное. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого способа жизни. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, своё «Я» от своего жизненного окружения. сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, главное – предметом практического преобразования. Именно эта способность и определяет границу размежевания животного и человеческого способа бытия. Эту способность назвали рефлексией, понимая её как сущность, сердцевину человеческого сознания.
Психика человека, его сознание как внутренний субъективный мир является сложным психическим образованием. В его структуру входят многочисленные и разнообразные психические явления, без которых сознание не существует.
Если в какой-то краткий момент времени сделать мгновенный срез содержания сознания как на снимке, то можно обнаружить в его сложной структуре а) психические явления, относящиеся к области познания человеком окружающего мира (ощущения, восприятия, представления, понятия), б) психические явления, относящиеся к области эмоциональных проявлений (эмоциональные состояния, чувства) и в) психические явления, относящиеся к области волевых проявлений (стремления, волевые усилия и качества). Но при всех своих качественных отличиях эти формы отражения действительности, формы проявления психики человека находятся в реальном единстве: они органически связаны друг с другом, всегда в каждый данный момент существую вместе, совершаются в едином акте психической деятельности, так что сознание, несмотря на многогранность его содержания, всегда представляет собой нечто целое, сплошной неделимый «поток сознания».
Трудовая деятельность древнего человека потребовала: 1) осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий; 2) появления знакового обозначения этих значений – слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации – речи.
Через речь сначала устную, затем письменную индивидуальное сознание стало обогащаться достижениями общечеловеческого опыта. Возникает феномен социальной индентификации индивида: он начинает уподоблять себя социуму. С этого момента человек воспринимает мир сквозь призму социальной значимости отдельных явлений. У него формируется способность осуществлять нравственный, т.е. социально значимый самоконтроль. Личности уже под силу самооценка и самоанализ: её поведение становится всё более сознательным, т.е. регулируемым системой общечеловеческих знаний (со-знанием). Зарождается словесно внушённая, т.е. суггестивная форма поведения человека. Внешние социальные требования интернализируются – у человека формируется способность к внутренней саморегуляции.
Так выглядит механизм становления известных на сегодняшний день науке форм сознания: индивидуальное сознание → групповое сознание (настроение группы, её психологический микроклимат, групповое мнение, позиция, нормообразование, соревнование и т.п.) → общественное или массовое сознание (религиозные, нравственные, эстетические, правовые, политические и философские взгляды людей). Различают в свою очередь четыре формы общественного сознания: наука, соционормативная сфера, искусство, религия, вера.
Итак, сознание – это психическая саморегуляция человека на основе отражения действительности в социально выработанных формах – понятиях и оценочных суждениях.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку обобщённая форма отражения объективных свойств и закономерностей окружающего мира.
Это позволяет индивиду формировать у себя внутреннюю модель, образ внешней реальности. Поэтому сознание – это знаковое, понятийное моделирование действительности.
Что даёт сознание каждому и любому конкретному человеку в его жизни? Функция сознания заключается в формировании каждым отдельным человеком целей своей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.