ГЛАВА 3. Направления коррекционно-развивающей деятельности

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

№ п.п. Задачи Содержание деятельности в ОУ Ответственные Сроки проведения
Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития». Специалисты ДОУ Педагоги Май  
Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников. Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой. Психолог   Педагоги     Сентябрь Октябрь
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Проведение углубленного диагностического обследования   Специалисты Педагоги     Октябрь Январь
Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников. Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей. Педагоги     Психолог     В течение учебного года   Октябрь Май
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. Диагностика семейной и социальной ситуации развития. Психолог   Педагоги В течение учебного года
6. Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.   Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк Специалисты Педагоги В течение учебного года
7. Анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся. Психолог педагоги Апрель Май

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает:

№ п.п. Задачи Содержание деятельности в ОУ Ответственные Сроки проведения
1. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк Анализ рекомендаций ПМПК. Администрация   Специалисты Педагоги В течение года
2. Коррекция и развитие высших психических функций. Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения. Коррекция зрительного восприятия. Коррекция речевого развития. Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. Педагог- психолог Учитель- логопед Воспитатель   Родители В течение года согласно графику работы
3. Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса Динамическое наблюдение за воспитианниками в рамках работы ПМПк. Педагоги В течение года
4. Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Индивидуальные консультации специалистов. Психолог Педагоги   В течение года


Условия, необходимые для реализации коррекционной работы:

§ использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;

§ использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

§ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям с ОВЗ необходимую помощь;

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий– коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

§ создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;

§ формирование положительной мотивации к обучению;

§ повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

§ коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

§ формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Коррекционные задачи включают задачи исправления или сглаживания отклонений и нарушений развития, преодоления трудностей развития. Профилактические задачи - задачи по предупреждению отклонений и трудностей развития, появления вторичных нарушений развития. Развивающие задачи подразумевают стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:

1.Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

2.Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка.

Принцип учета индивидуальных особенностей личностипозволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у воспитанников развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Направления специальных коррекционных занятий специалистов:

Учитель-логопедосуществляют коррекцию нарушений всех компонентов устной речи (звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи, фразовой и связной речи) .

Педагог- психолог осуществляет коррекцию познавательного, эмоционально- волевого и личностного развития воспитанника.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

№ п.п. Задачи Содержание деятельности в ОУ Ответственные Сроки проведения
Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Определение стратегии сопровождения воспитанников. Педагог Специалисты Родители В течение года
Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. Изучение запросов по оказанию методического сопровождения и практической помощи педагогам. Организация по вопросам сопровождения воспитанников: - консультаций для педагогов; - выступлений на пед.советах, -заседаниях МО; - мастер-классов; -обучающих семинаров, - практикумов. Администрация     Специалисты   Педагоги В течение года
Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Организация индивидуальных консультаций. Подготовка и представление учащихся на ПМПК Администрация Специалисты ДОУ Педагоги Специалисты ПМПК Родители В течение года

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ;

взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

§ различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса– родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья;

§ проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей с ОВЗ, проведением индивидуальных лечебно-профилактических действий в зависимости от нарушения:

§ соблюдение режима дня,

§ мероприятия по физическому и психическому закаливанию,

§ специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением,

§ особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании,

§ использование здоровьесберегающих технологий

Наши рекомендации