Внутриличностные противоречия и конфликты

Конфликт (а внутрнличностный, пожалуй, в особенности) — сложное явление, трудно поддающееся классификации. Психолог, работающий с конкретным конф­ликтом, возможно, и не нуждается в ней. Однако в описании феноменологии конф­ликтов систематизация, даже и не вполне удовлетворяющая, необходима. Несовер­шенство систематизации, используемых для различения отдельных видов внутри-личностных конфликтов, оправдывается прежде всего практическими потребнос­тями их анализа и диагностики, а также поиском возможностей их преодоления.

Описанные разновидности внутриличностных конфликтов выделены не в резуль­тате теоретического анализа, а отражают реальное распределение интересов иссле­дователей; однако они фактически относятся к традиционно различаемым сферам психической жизни человека и тем самым получают дополнительное подтвержде­ние обоснованности своего места в общем пространстве его внутреннего мира. Каж­дый из этих видов конфликтов — мотивационный, когнитивный или деятельностный — имеет свое содержание, отражающееся прежде всего в характере лежащего в основе конфликта противоречия, и свою специфику в реальной жизненной ситуа­ции. Но переживаемый человеком психологический конфликт может содержать компоненты мотивационного, когнитивного, ролевого противоречий, и подход, раз­лагающий конфликт на его возможные «слагаемые», не всегда релевантен.

В стремлении приблизиться к сложному миру реального внутриличностного кон­фликта исследователи пытаются, с одной стороны, описывать конфликт на языке пе­реживания его человеком, а с другой стороны, оперировать более целостными едини­цами анализа.

Примером первого подхода может служить классификация основных видов внут­риличностных конфликтов, предложенная Шипиловым. В качестве основных струк­тур внутреннего мира личности, между которыми возможно возникновение проти­воречий и конфликтов, им рассматриваются мотивы, переживаемые человеком как «я хочу»; ценности, выступающие как «эталон должного» в силу принятия их лич­ностью или просто необходимости следовать им и воспринимаемые человеком как «надо» или «я должен»; самооценка, выражающаяся в «могу» или «не могу» (Анцупов, Шипилов, 1999). (Данный подход является применением к описанию обычных конфликтов в типологии невротических конфликтов, предложенной В. Н. Мясищевым: истерический конфликт — это бессознательное неразрешимое противоречие между уровнем притязаний, «хочу» и возможностями, «могу»; неврастенический конфликт-противоречие между «должен» и «могу» — отражает завышенные требо­вания к себе, превышающие возможности личности; обсессивно-психастенический конфликт вызывается невозможностью сделать выбор между влечениями и норма­тивными представлениями, между «должен» и «хочу»,)

В зависимости от того, какие из этих структур оказываются в противоречии, различаются основные виды внутриличностных конфликтов (табл. 3-1).

Таблица 3-1

Основные виды внутриличностных конфликтов (цит. по: Анцупов, Шипилов, 1999)

Структуры внутреннего мира личности, находящиеся в конфликте Вид внутриличностного конфликта
«хочу » («Я хочу») «надо» («Я должен») «могу» («Я есть»)
Внутриличностные противоречия и конфликты - student2.ru Мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»)
Внутриличностные противоречия и конфликты - student2.ru Нравственный конфликт (между «хочу» и «надо»)
Внутриличностные противоречия и конфликты - student2.ru Конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»)
Внутриличностные противоречия и конфликты - student2.ru Ролевой конфликт (между «надо» и «надо»)
Внутриличностные противоречия и конфликты - student2.ru Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»)
Внутриличностные противоречия и конфликты - student2.ru Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»)
       

Данная классификация, конечно, не бесспорна. Например, «надо» («я должен») может интерпретироваться как мотив выполнения долга перед собой или другими (в последнем случае за ним легко угадывается и мотив социального одобрения), и тогда так называемый «нравственный конфликт» фактически превращается в мотивационный. Несмотря на недостатки, делающие предложенную классификацию уязвимой для критики, поиск в этом направлении перспективен, поскольку он прежде всего отвечает интересам практики, имеющей дело с «живым» языком пере­живаемых человеком проблем.

Другая возможность понимания внутриличностных конфликтов как целостного явления внутреннего мира человека — это обращение к их описаниям с помощью общей феноменологии самосознания личности. Конфликт рассматривается как одна из стадий развития внутриличностного противоречия, которое определяется как «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаи­модействуют и изменяют друг друга в процессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998).

Наибольший интерес с точки зрения описания конфликта в структуре самосоз­нания личности представляет работа В. В. Столина (1983). В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает «смысл “Я”», который содержит когни­тивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Поскольку в реальном мно­гообразии отношений человека его поведение, его действия могут иметь позитивный смысл по отношению к одному мотиву (приближая его к удовлетворению) и негативный по отношению к другому (отдаляя от него), возникает конфликтный

смысл действия. Само действие, наделенное для человека противоречивым смыс­лом, Столин называет поступком. До этого действия человек может переживать не­обходимость решения либо в форме эмоциональных затруднений, либо как созна­тельную дилемму, но конфликтный смысл «Я» возникает только после совершения поступка. Сам по себе поступок становится результатом преодоления внутренних преград к действию, либо, под их влиянием, — отказа от действия. Внутренние пре­грады — это особенности личности, которые проявляются в конкретных ситуаци­ях, требующих определенных действий, и, ограничивая свободу их выбора, создают внутреннюю конфликтность, «превращающую действие в поступок».

Таким образом, общая логика рассуждений Столина сводится к следующему: «множественность деятельностей приводит к множественности смыслов "Я", пере­сечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликтным смыслам "Я", конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания» (Столин, 1983, с. 109). Содержанием этой работы самосознания, которую Столин называет «личностным решением задачи на конфликтный смысл», является осмысление со­вершенного поступка, его признание или отвержение» принятие сделанного выбора или раскаивание в нем и т. д. Мы вернемся к обсуждению этого при описании спо­собов реагирования человека на конфликт.

Таким образом, поиск в области исследования внутриличностных конфликтов — этой «вечной» проблемы человека и «вечного» предмета интереса психологов — продолжается. Его общая тенденция состоит в переходе от рассмотрения конфлик­та на уровне «частичного» индивида, представленного мотивационной, когнитив­ной сферой или иными личностными образованиями, к описанию конфликтов как явлений целостного самосознания личности, что открывает новые перспективы в их понимании.

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий, стол­кновений между людьми.

Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостоя­ния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере од­ним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разреше­ния и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в. интересах, обеих или одной из сторон.

В связи с использованием понятия, «межличностный» мы вынуждены оговорить, что для отечественной (в частности, социально-пхихологической) литературы ха­рактерна некоторая двойственность в его употреблении. Одно из его значений при­писывает межличностным явлениям статус неформальных: «По главным целям, осуществляемым в ходе общения, выделяются функциональное (ролевое, деловое, формальное) и межличностное» (Куницына,1991,с 13). С другой стороны оно используется в, буквальном, более широком смысле для обозначения происходящих «меж-личностно» явлений. В соответствии с этим «к межличностному поведению принято относить любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности ин –

дивида, обусловленное фактом реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей» (Емельянов, 1991, с. 16). В этом более широком значе­нии понятие «межличностный» тождественно западному термину «интерперсо­нальный», и в этом смысле мы и будем использовать его.

Наши рекомендации