Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека

Традиция подобного понимания заложена Фрейдом, который «первым охаракте­ризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и

сознания» (Хьелл, Зиглер, с. 105-106). По Фрейду, человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. «Конфликт... — в психоанализе изначальная и постоянная форма столкновения про­тивоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека» (Овчаренко, 1994, с. 181). Понят­но, что из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который есть «постоянный элемент душевной жизни че­ловека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности» (там же, с. 205). Конфликты — часть внутрен­ней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию. Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограниче­ний — нравственных и социальных норм — вынужден зачастую отказываться от удовлетворения (по крайней мере, немедленного) своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, с точки зрения психоанализа, может находить нормальное разрешение: существуют способы достичь удоволь­ствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами сублимации являют­ся художественное или научное творчество.

К разным формам психических расстройств у человека ведут так называемые па­тогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями обще­ства, присоединяются внутренние ограничения. Таковыми, по Фрейду, являются конфликты между влечениями «Я» и сексуальными влечениями: «не сексуальные влечения как таковые являются причиной возникновения неврозов, а тот патоген­ный конфликт, который разыгрывается между Я (сознанием) или Сверх-Я (совес­тью) и сексуальностью» (Психоанализ. Популярная энциклопедия, 1998, с. 235).

Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать ис­тинные причины возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он в ре­зультате не справляется. Значение конфликтной феноменологии в общей психи­ческой жизни человека определяется тем, что «согласно Фрейду, конфликт, вызы­ваемый неосознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными им­пульсами, составляет внутреннюю сторону жизни индивидуума» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 142). На эту имманентно присущую человеку конфликтность накладывает­ся его опыт детства, отношений с родителями. В соответствии с психодинамичес­кой ориентацией, конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте. Известно суждение Л. С. Вы­готского по поводу взглядов Фрейда: «Человек как бы раб своего раннего детства, он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни» (Выготский, 1987, с. 80). Получается, что поведение человека детерминировано скорее его собственными внутренними особенностями, нежели внешней ситуацией: «Неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 151). Соответственно, целью терапев­тического воздействия является выявление источников конфликтов, вытесненных из сознания, содействие человеку в осознании им причин его внутренних конфлик­тов и их решении на новом уровне сознательного отношения к своим влечениям неосознаваемого характера.

В общем, классический психоанализ исходил из идей «обреченности» человека на конфликт, разрушительного влияния на личность патогенных конфликтов и из необходимости избавить человека от этих конфликтов. В принципе его избавить от них полностью нельзя, речь идет лишь о смягчении конфликтов при помощи целе­направленного воспитания, социализации и «окультуриваний» человека, с помо­щью психоаналитика, который пусть и не избавит от всех проблем, но все же с по­мощью своего искусства может ослабить их и их разрушительное влияние на жизнь человека.

Таково общее отношение к конфликтам в психоанализе. В большинстве психо­аналитических работ противоречие между бессознательными влечениями челове­ка и его совестью с ее запретами рассматривается как основной источник психиче­ских расстройств, хотя и сам внутренний конфликт, и его место в общей динамике невротических нарушений можно трактовать по-разному.

Наши рекомендации