Дошкольников с общим недоразвитием речи

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией определе­ны пути преодоления речевой недостаточности, содер­жание коррекционного обучения и воспитания, разра­ботаны методы фронтального обучения и воспитания детей. Изучение структуры различных форм недоразви­тия речи - в зависимости от состояния компонентов ре­чевой системы, позволило подойти к научно обоснован­ной индивидуализации специального воздействия в ло­гопедических учреждениях разного типа (Р.А. Белова-Давид, Е.Н. Винарская, Б.М. Гриншпун, Г.М. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, С.Н. Шаховская и др.).

Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации создана система логопедических детских садов. Основ­ным специалистом логопедического сада является ло­гопед, который осуществляет коррекцию речевых нару­шений у ребенка и совместно с воспитателями ведет под­готовку к школе. В программе логопедического детско­го сада (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991) имеется обширный раздел по развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.

Традиционно эту работу, как и психолого-педагогиче­ское обследование ребенка с речевыми нарушениями, осуществляет логопед.

С 1994 г. в системе образования функционирует служба практической психологии. С этого времени в логопедическом детском саду совместно с логопедами работают психологи. При определении их функциональ­ных обязанностей, организации и содержания работы возник ряд трудностей. Эти трудности обусловлены тем, что изучение познавательных процессов и дифференци­альная диагностика в условиях логопедического дет­ского сада не могут иметь решающего значения в рабо­те психолога, так как дети уже обследованы в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, а углуб­ленное изучение речи и неречевых процессов проводит логопед.

В связи с этим можно утверждать, что в структуре функционала логопедического детского сада более зна­чимой является деятельность психолога в области психокоррекционной и консультативной, а не диагностиче­ской работы. Особую важность имеет работа по профи­лактике и коррекции нарушений личностного развития, так как именно этот аспект остается вне внимания дру­гих специалистов. Данный факт и определяет актуаль­ность практической разработки психокоррекционных мероприятий по преодолению нарушений личностного развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Авторы впервые попытались теоретически обосно­вать деятельность психолога в логопедическом детском саду и представить содержание и организационные фор­мы психокоррекционной работы. Предлагаемые материалы имеют не только практическое значение, они вно­сят вклад в формирующуюся отрасль специальной пси­хологии - логопсихологию.

Пособие состоит из трех глав и приложения. В пер­вой главе рассматриваются психологические особенно­сти дошкольников с ОНР на основе анализа современ­ной специальной литературы. Вторая глава носит тео­ретико-прикладной характер и посвящена рассмотре­нию проблемы диагностики и коррекции особенностей личностного развития дошкольников с общим недораз­витием речи. В третьей главе представлен практический материал, отражающий содержание рекомендаций вто­рой главы пособия, - игры и упражнения для психокор-рекционной работы с детьми старшего дошкольного воз­раста с общим недоразвитием речи. Приложения содер­жат примеры, иллюстрирующие содержание отдельных разделов глав.

И.Ю. Левченко, доктор психологических наук,

профессор

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И

ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ

НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Метод наблюдения

Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Он позволяет получить представление о раз­личных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности, при минимальном вмеша­тельстве со стороны наблюдающего.

Исследователи выделяют два вида наблюдения:

> пассивное наблюдение, когда исследователь не вме­шивается в деятельность ребенка;

> активное наблюдение или естественный психолого-педагогический эксперимент, разработанный А.Ф. Лазурским (1911),при котором преднамерен­ное вмешательство в жизнь ребенка совмещается с изучением его психических функций и личности в целом.

Применение данного метода требует соблюдения определенных условий:

наблюдение должно быть длительным;

> наблюдение должно проводиться целенаправленно;

> материалы наблюдения необходимо фиксировать;

> наблюдение должно проводиться в естественных условиях;

> наблюдение должен осуществлять специалист, зна­ющий особенности детей.

При изучении детей с тяжелыми нарушениями речи очень важно осуществлять наблюдение за коммуникативным поведением детей. Основными параметрами такого наблюдения являются:

> стремление ребенка к контакту;

> желание ребенка общаться со сверстниками, взрос­лыми;

> преимущественный вид контакта;

> ситуации, вызывающие коммуникативные трудно­сти;

> наличие переживания дефекта;

> формы, в которых это переживание выражается;

> негативные поведенческие проявления при попыт­ках установить контакт;

> наличие паралингвистических средств общения (жест, мимика и т.д.).

Методика «Моя семья»

Цель рисуночной методики «Моя семья» - выявле­ние особенностей внутрисемейных отношений, влияю­щих на нарушение общения.

Рисунок семьи для диагностики внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Берне, В. Вульф, А.И. Захаров, Л. Корман, С. Кауфман, В. Хьюс и др.

Инструкция: «Нарисуй, свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять детям значение слова «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», сле­дует лишь еще раз повторить инструкцию.)

Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей.

После выполнения задания ребенку предлагают от­ветить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или груст­но?», «Кто из нарисованных здесь самый счастливый? Несчастный? Почему?» и т.д.

Особенности интерпретации рисунка семьи пред­ставлены в работах вышеназванных авторов, а также со­временных исследователей (Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова и О.Ф.По­темкина, С.С. Степанов, Е.Т.Соколова и др.).

Методика Розенцвейга

Тест «рисуночной фрустрации» Розенцвейга явля­ется достаточно известным диагностическим инстру­ментом и имеет широкое применение в отечественной психологической практике.

Его первое издание появилось в 1944 г. и предназ­началось для исследования взрослых. В 1948 г. была опубликована специальная версия этой методики для детей 4-14 лет.

Тест Розенцвейга предназначен для диагностики особенностей поведения в ситуациях фрустрации. Под фрустрацией понимается состояние человека, возника­ющее в ситуациях, когда его деятельность сталкивает­ся с непреодолимыми (или субъективно так восприни­маемыми) препятствиями.

Ситуация фрустрации - это ситуация блокирования деятельности, ситуация, в которой затруднено достиже­ние цели или удовлетворение потребности.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картин­ку. Здесь дети нарисованы в разных сложных ситуаци­ях. Взрослые, видимо, их ругают или что-то требуют от них, а ребенок им что-то должен ответить. Как ты дума­ешь, что говорит ребенок в данной ситуации?» (Ответы не требуют развернутых речевых высказываний, что оп­ределяет целесообразность использования методики при изучении детей с ОНР.)

Оборудование: стимульный материал теста - 24 кон­турных рисунка, на которых представлены различные фрустрирующие ситуации.

Специальные показатели, на основании которых производится оценка и интерпретация данных (профиль фрустрационных реакций, паттерны и т.п.), представ­лены в авторском варианте (С. Розенцвейг, 1948), а так­же дополнены Н.В. Тарабриной (1974). Показатели фик­сируются в протоколе определенного образца.

Ориентировочный этап

Задачи:

сплочение группы;

раскрепощение участников;

установление доверительных отношений между детьми и психологом;

снятие негативного настроения.

Коррекционный этап

Задачи:

развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпа­тии;

разрядка агрессивных импульсов;

коррекция страхов и негативных черт характера

(жадности, упрямства и т.д.);

развитие мимики, пантомимики;

развитие эмоциональной произвольности в комму­никативной сфере;

развитие психических процессов.

Релаксационный этап

Задачи:

снятие мышечных зажимов, развитие чувства соб­ственного тела;

снижение психоэмоционального напряжения, тре­вожности;

развитие воображения, чувственного восприятия.

Заключительный этап

Задачи:

подведение итогов (получение обратной связи);

закрепление полученных навыков. (Примерные конспекты психокоррекционных заня­тий представлены в Прилож. 2.)

Психокоррекционные занятия проводятся не менее двух раз в неделю, продолжительность каждого заня­тия 30-35 мин.

Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы, конкретными задачами обучения, а также психологическим настроем группы.

Тематика и планы занятий не являются фиксиро­ванными и могут меняться, но при условии соблюдения последовательной взаимосвязи между теорией (содер­жание тем) и практикой (усвоение навыков). Эффективность усвоения навыков зависит от возможности их пе­реноса в повседневную жизнь. Поэтому психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи психоло­га с логопедом, воспитателями, родителями детей.

Занятия проводятся в кабинете психолога, в физ­культурном зале, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети сидят в два ряда или полукругом на сту­льях). Во всех помещениях для занятий детям необхо­димо обеспечить свободное размещение и передвиже­ние, и дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.

Основное оснащение занятий:

► иллюстративный материал;

► мягкие игрушки;

► магнитофон, аудиозаписи;

► музыкальные инструменты;

► костюмы, головные уборы для игр;

► тексты рассказов или историй для обсуждения;

► фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, бумага и др.

В выборе психокоррекционных техник наиболее оправдан интегративный подход, включающий исполь­зование приемов разных направлений.

Работа с семьей

Семья как один из важнейших социальных инсти­тутов общества оказывает огромное влияние на воспи­тание полноценной личности. Необходимость участия семьи в процессе социализации формирующейся лич­ности наиболее важна при воспитании и обучении де­тей, имеющих отклонения в развитии, - не только с тя­желыми формами, но и с негрубыми нарушениями, по­сещающих дошкольные группы разной коррекционнои направленности. В связи с этим, система работы с роди­телями по повышению их компетентности и формиро­ванию адекватной оценки состояния своего ребенка дол­жна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных наруше­ний детей с ОНР.

С учетом особенностей социальной ситуации разви­тия ребенка могут быть рекомендованы направления психокоррекционной и консультативной работы, апро­бированные в течение многих лет исследователями и практиками (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева):

> гармонизация семейных взаимоотношений;

► установление правильных детско-родительских от­ношений;

► помощь родителям в формировании адекватной оценки состояния ребенка;

> обучение элементарным методам психологической коррекции.

Содержание психокоррекционного воздействия на родителей представлено двумя формами работы: инди­видуальной и групповой.

Индивидуальная работа осуществляется в виде бе­сед или частично структурированного интервью с роди­телями ребенка. В ходе этих бесед родителей обучают приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблема­ми ребенка.

Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям:

1) гармонизация взаимоотношений между родите­лями и ребенком;

2) гармонизация внутрисемейных отношений;

3) оптимизация социальных контактов семьи.

Проводя коррекционную работу по первому направ­лению, можно использовать организационные формы и содержание коррекционных занятий, представленные в «Практикуме по формированию адекватных родительско-детских отношений», разработанном В.В. Ткаче­вой (1999).

Работа по второму направлению реализуется двумя способами: в виде занятий с реальными супружескими парами или в виде занятий только с матерями. Коррекционное воздействие, осуществляемое психологом на мать проблемного ребенка, распространяется и на дру­гих членов семьи.

Гармонизация позиции матери позволяет оптимизи­ровать отношения между членами семьи и социальные контакты (третье направление коррекционных занятий).

Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенно­стям родителей проблемных детей.

Работа с персоналом дошкольного учреждения

Взаимоотношения ребенка с другими людьми пони­маются как один из важнейших факторов его личност­ного развития. Особая роль в этом взаимодействии при­надлежит персоналу образовательного учреждения. Педагогический коллектив способствует сближению детей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимопо­нимания. Стиль поведения педагога бессознательно при­сваивается детьми и влияет на формирование личности. Эффективность общения персонала, особенно воспита­телей и логопедов, с ребенком и его родителями зави­сит от их готовности принять обращенные к ним советы или замечания и адекватно на них реагировать. Коррекционное воздействие только тогда будет успешным, ког­да педагогический коллектив пользуется уважением и доверием со стороны родителей и готов с ними сотруд­ничать на основе равноправного диалога.

Очень важно, чтобы воспитатели и логопеды при­нимали каждого ребенка тепло и доброжелательно, за­мечали любые продвижения на пути к успеху. С целью оптимизации отношения педагогов детского сада к де­тям с отклонениями в развитии необходимо проводить психологическое просвещение персонала, в частности, помочь изучить:

> возрастные особенности детей с отклонениями в развитии;

> оптимальные пути организации общения персона­ла с детьми;

> оптимальные пути организации общения между детьми;

> принципы организации детских групп;

> методы работы с родителями.

У персонала необходимо формировать позицию по отношению к детям и их семьям, базирующуюся на принципах гуманистической психологии (К. Роджерс). Суть этой позиции заключается в необходимости:

> поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я»;

> говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере ребенка;

► отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

► отказаться от негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования;

> избегать навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения.

С этой целью используются такие формы работы, как лекции, беседы, групповые и индивидуальные кон­сультации, анкетирование, подбор и анализ психологи­ческой и психолого-педагогической литературы, а так­же тренинг «Эффективный педагог». Тренинг направ­лен на приобретение психолого-педагогической компе­тентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других. Программа тренинга включает анкети­рование, психогимнастику (упражнения на снятие фи­зической зажатости и психологическое раскрепоще­ние), взаимоконсультирование, проигрывание и анализ педагогических ситуаций, психотехнические игры, ана­лиз конфликтов в педколлективе и их разрешение.

Важнейшим условием эффективности коррекционной работы является кадровая обеспеченность образо­вательных учреждений специалистами коррекционного профиля, знающими особенности развития и харак­тер трудностей детей с проблемами, владеющими тех­нологиями коррекционно-развивающего обучения. По­этому подготовка кадров - неотъемлемая часть общего комплекса мероприятий по реализации коррекционного воздействия на детей и их родителей.

Утреннее приветствие

Содержание.Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).

Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».

Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.

Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, про­должает: «И <Таня> здесь ... И <Саша> здесь ... И <Люба> здесь...».

Дети вслед за ним повторяют: «И <Таня> здесь...».

Затем психолог говорит: «Все здесь!»

Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!»

После этого медленно опуская руки, садятся на кор­точки.

Давайте поздороваемся

Содержание.Дети по сигналу психолога начина­ют хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздоро­ваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).

Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — дети здороваются за руку;

2 хлопка - касаются друг друга плечиками;

3 хлопка - касаются спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет изба­виться от ощущения отчужденности. Для полноты так­тильных ощущений желательно ввести запрет на раз­говоры во время игры.

Я такой

Содержание.Дети образуют большой круг. Каждый участник поочередно входит в центр и на­зывает свое имя, затем возвращается на место.

Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребенок, имя которого назы­вается, наблюдает за этим стоя на месте.

Первым войти в центр круга рекомендуется психологу.

Хлопок по спине

Содержание. Дети садятся в круг, повернувшись лицом к сидящему слева и глядя ему в спину.

Ведущий хлопает по спине сидящего впереди него, а тот, в свою очередь, передает хлопок следующему уча­стнику.

Таким образом игра продолжается по кругу.

Детям следует сидеть спокойно, сосредоточившись на «сообщении», передаваемом по кругу. Рекомендуется предложить детям поиграть с закрыты­ми глазами. Можно передавать по кругу определенное число хлопков.

Это я, узнай меня

Содержание.Дети сидят на ковре. Водящий пово­рачивается спиной к остальным участникам игры.

Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня».

Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Доброе животное

Содержание.Все встают в круг и берутся за руки.

Психолог говорит: «Представьте, что мы одно боль­шое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжа­ет: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг на­зад. Давайте подышим и послушаем стук сердца добро­го животного».

Зеркало

Содержание.Дети встают в круг.

Водящий входит в центр круга. Он показывает раз­личные движения, а остальные участники («зеркало») копируют увиденное.

Затем водящий меняется, упражнение продолжается.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Упражнение может выполняться в парах.

Липучки

Оборудование.Магнитофон, аудиозапись веселой музыки.

Содержание. Выбираются двое водящих - «липуч­ки». Они, держась за руки, пытаются поймать осталь­ных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать».

Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки, присоединяют к своей компании.

Когда все участники станут «липучками», психо­лог включает аудиозапись веселой музыки.

Дети танцуют и напевают: «Мы - липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

Пока дети не освоят игру, в роли водящего выступа­ет психолог.

Лягушки

Оборудование.Подушечки-думочки.

Содержание. Дети сидят на маленьких подушечках-думочках.

По сигналу психолога они начинают передвигать­ся на подушечках по ковру, хором произнося:

А лягушечки с утра Съесть хотели комара.

Далее психолог говорит:

Комары все улетели,

И лягушки их не съели.

Дети встают с подушек и, взявшись за руки, пля­шут и напевают:

Тара-pa, тара-ра, Веселиться всем пора.

Дракон кусает свой хвост

Содержание.Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников.

Первый ребенок - «голова дракона», последний -«кончик хвоста».

«Голова» должна дотронуться до «кончика хвоста». «Тело дракона» неразрывно.

Как только «голова» схватит «хвост», первый уча­стник встает в конец колонны.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участ­ник не побывает в двух ролях.

Добрый медвежонок

Содержание.Дети встают в колонну.

Психолог просит детей погладить впередистоящих участников по голове, по плечам, по спине, по рукам.

Затем детям предлагается положить руки на талию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они превратились в одного маленького доброго мед­вежонка.

«Медвежонка» просят подышать, походить по ком­нате, присесть, встать и т.п.

Гусеница

Оборудование.Воздушные шары или мячи.

Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воз­душный шар или мяч между животом одного играюще­го и спиной другого.

Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую гусеницу.

«Гусеницу» просят походить по комнате, огибая! препятствия (стулья, мягкие игрушки и т.п.).

Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.

.

Улитка

Оборудование.Картинки с изображением улитки и лягушки.

Содержание.Психолог показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет, по­чему улитка боится лягушки, что делает улитка в мо­мент опасности.

Затем дети встают в колонну, кладут руки на талию впередистоящих участников.

Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую улитку.

По команде психолога «Лягушка!» - «улитка» закручивается в спираль и замирает без движения.

По команде «Лягушка ускакала» - дети, не расцеп­ляя рук, движутся по комнате и хором произносят: Вновь гулять улитка хочет, Радуется и хохочет.

Игра повторяется несколько раз.

Вначале во главе колонны может встать психолог.

Психологическая лепка

Оборудование.Картинки с изображением морской звезды.

Содержание.Психолог говорит: «Ребята, сейчас мы будем «лепить» одну большую общую фигуру: морскую звезду - вот такую. (Показывает картинку с изображе­нием морской звезды.) Ложитесь на ковер. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» ее - медленно и плавно двигайтесь все вместе».

Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» ма­шину, бабочку, осьминога и т.п.

Волшебный круг

Содержание.Дети встают в круг. По команде психолога и под счет участники «превра­щают» круг в квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.

Постепенно следует увеличивать скорость выполнения упражнения.

Кенгуру

Содержание.Дети разделяются на пары.

Один из детей, входящих в пару - «кенгуру», - сто­ит, второй — «кенгуренок» - сначала встает к нему спи­ной, а затем приседает.

Дети берутся за руки и движутся в таком положе­нии до указанного места (до стены, до окна и т.п.).

Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

Пугливый ежик

Содержание.Дети разделяются на пары.

Один из детей, входящих в пару, сворачивается в клубочек, изображая ежика. Другой должен его развер­нуть, не используя при этом силовые приемы, щекот­ку, уговаривание словами.

Упражнение считается выполненным, если «ежик» производит непроизвольные движения, т.е. если есть реакция на действия партнера.

Пластилиновая кукла

Содержание.Дети разделяются на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет «скульпто­ром», другой - «пластилином». «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.

Затем дети меняются ролями, упражнение повто­ряется.

После того как каждый ребенок побывает в разных ро­лях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Поче­му? Удобно ли было кукле находиться в той позе, ко­торую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.

Изобрази животное

Содержание.Дети образуют большой круг.

Поочередно пересекая круг, они с помощью выра­зительных движений изображают животных.

Остальные участники пытаются угадать, кого изоб­ражает ребенок.

Принимается любое изображение. Психолог поддержи­вает проявление активности.

Изобрази предмет

Содержание.Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Сейчас каждый из вас задума­ет предмет, мысленно разглядит его, вспомнит его фор­му (цвет, запах, вкус)».

Дается время для возникновения представлений.

Психолог продолжает: «А теперь по очереди пока­жите форму задуманного предмета с помощью рук».

Дети поочередно выполняют инструкцию. Остальные участники пытаются угадать, какой предмет показывает ребенок.

Театр масок

Содержание.Психолог говорит: «Ребята, мы с вами посетим «Театр масок». Вы станете артистами, а яфотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга».

Дети с помощью мимики и несложных жестов изображаютБаба-ягу.

Психолог продолжает: «Хорошо! А теперь замри­те. Фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смеш­но стало. Смеяться можно, но только после того, как; кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону из басни «Ворона и Лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр».:

Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вы­тягивая губы — изображают клюв.

Психолог продолжает: «Внимание! Замрите! Сни­маю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как ис­пугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», ког­да поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком».

Можно предложить детям изобразить сердитого Карабаса-Барабаса, грустного Пьеро, радостного Буратино, который нашел золотой ключик, спящую царевну (спокойное расслабленное лицо) и т.п.

Сбор фруктов

Содержание.Психолог говорит: «Представьте, что вы находитесь в саду, где растут фрукты. Рвите яблоки и груши, кладите их в корзинку.

Пытайтесь увидеть каждый фрукт, который срыва­ете. Нет двух одинаковых. Фрукты маленькие и боль­шие, на тонком и толстом корешке. Срывать их нужно по-разному. Одни держать в руке легче, другие - тяже­лее. Теперь представьте, как вы надкусываете яблоко. Какое оно, кислое или сладкое? Если яблоко вкусное, угостите вашего приятеля ».

Покажи по-разному

Содержание.Психолог говорит: «Внимательно смотрите на меня.

Вот я захожу в ворота высокие (сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (нагибается). Какие? »

Дети должны назвать антоним к слову «высокие».

«Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?»

«Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перешагиваю через ручей (показывает)... Какой?»

«Я иду медленно, а вот я иду... Как?»

«Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне стало...»

«Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...»

Затем дети поочередно показывают действия по инструкции психолога.

Покажи, что чувствуешь

Содержание. Дети образуют большой круг.

Психолог говорит: «Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представь­те, что вы на пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку. Постарайтесь почув­ствовать песок под ступнями своих ног».

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «Теперь представьте, что вам; нужно перейти горный ручей с холодной водой. Пока­жите, как вы это делаете».

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «Представьте и изобразите, что вы пробираетесь через кусты...

Идете по болоту...

Наслаждаетесь нежным весенним ветерком...

Укрываетесь от снежной вьюги...

Пробираетесь сквозь толпу перед кинотеатром...

Протискиваетесь в переполненном автобусе к выходу...»

Необходимо напоминать, что работа проводится каж­дым индивидуально, хотя и в присутствии группы. При возникновении затруднений следует описывать детали ситуации, обращать внимание на движения, разных частей тела.

Изобрази цвет

Содержание.Один из детей - водящий - выходит из комнаты.

Остальные участники задумывают цвет и при появ­лении водящего изображают его с помощью движений.

Ведущий пытается угадать задуманный цвет.

Затем водящий меняется, игра продолжается.

Пантомимические сценки

Содержание.Психолог обрисовывает ситуацию, а дети (поочередно или вместе, распределив между собой роли) изображают ее с помощью пантомимики.

Примеры ситуаций:

Садовник подстригает деревья. Вдруг видит на од­ном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает.

Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет за­плакать, но сдерживается, вспомнив о том, что сле­дует быть мужественным. Мальчик пытается улыб­нуться. Ему это удается, хотя и с трудом.

Ребенок убирает со стола посуду. Аккуратно ставит несколько тарелок одна в другую. Поднимает и не­сет стопку тарелок. Но вот верхняя тарелка неожи­данно падает на пол. Что делает мальчик?

Мама купает малыша. Малыш сидит в ванной. Ког­да мама отвернулась, чтобы взять что-то, малыш встал и сбросил все (шампуни, пузырьки...) с поло­чек в воду. Что делает мама? Что делает малыш?

Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится с ними.

Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными.

Заинька

Заинька

(драматизация потешки)

Этапы:

1. Разучивание текста потешки «Заинька».

Хор:

«Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка,

По кустам, ай-ай-ай, вечерком крадешься?»

Заинька:

«В огород я, ребятки, в огород, голубятки,

Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста».

Хор:

«Не ходи, серый Зайка, не ходи, побегайка,

Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту».

Заинька:

«Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки.

Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю».

2. Изготовление атрибутов для драматизации потеш­ки (головных уборов, передника с изображением зайца).

3. Проведение хороводной игры «Заинька» (Заинь­ка, попляши, серенький, попляши... вот так попля­ши...).

4. Разыгрывание потешки психологом, педагогом, воспитателями перед детьми.

5. Разыгрывание потешки детьми.

Дикий танец

Оборудование.Воздушные шары.

Содержание.Психолог показывает детям воздуш­ный шар (отверстие зажато пальцами), затем предлага­ет понаблюдать за тем, что сейчас произойдет, и подбра­сывает шарик.

Шарик исполняет «дикий танец», вертясь и поворачи­ваясь до тех пор, пока из него не выйдет воздух. Мож­но поэкспериментировать с несколькими шарами и по­наблюдать за ними (все они двигаются по-разному).

Психолог просит детей описать движение шара сло­вами, подсказывает детям яркие определения: стреми­тельный, атакующий, виляющий, жужжащий и т.п.

Затем детям предлагается изобразить шарики, из которых выходит воздух.

Дети выполняют задание.

Необходимо напомнить детям-«шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении.

Маленькие добрые привидения

Содержание. Психолог говорит: «Ребята! Сейчас вы будете играть роль маленьких добрых привидений. Им захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения... (психолог приподнимает согну­тые в локтях руки, пальцы растопырены) и произно­сить страшным голосом звук «У ». Если я буду тихо хло­пать, вы будете тихо произносить «У», если я буду гром­ко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы - добрые привидения и хотите только слегка пошу­тить» .

По окончании игры психолог хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Снова станьте детьми!»

Драка

Содержание.Дети разделяются на пары.

Психолог говорит: «Представьте, что вы друг с дру­гом поссорились. Вот-вот начнется драка.

Глубоко вдохните, крепко-накрепко сомкните че­люсти.

Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите ног­ти в ладони.

Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.

Ура! Неприятности позади! Пожмите друг другу руки».

Упражнение полезно проводить с тревожными и с аг­рессивными детьми.

Избавься от недобрых чувств

Оборудование.Листы бумаги (формат А4), краски, кисточки.

Содержание.Психолог раздает детям листы бума­ги, краски, кисточки и говорит: «Недобрые чувства - злость, страх, обиду - можно победить. Для этого нари­суйте свое чувство или ту ситуацию, когда вы испыты­вали злость, страх или обиду.

Когда будете рисовать, каждый штрих сопровож­дайте громким выдохом, шипением или каким-нибудь подходящим звуком».

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «Теперь скомкайте или ра­зорвите рисунки на множество кусочков и выбросьте их в корзину для мусора».

Дети выполняют задание.

Психолог заканчивает: «Молодцы! Мы чувствуем, что нам стал

Наши рекомендации