Дошкольников с общим недоразвитием речи
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией определены пути преодоления речевой недостаточности, содержание коррекционного обучения и воспитания, разработаны методы фронтального обучения и воспитания детей. Изучение структуры различных форм недоразвития речи - в зависимости от состояния компонентов речевой системы, позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации специального воздействия в логопедических учреждениях разного типа (Р.А. Белова-Давид, Е.Н. Винарская, Б.М. Гриншпун, Г.М. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева, С.Н. Шаховская и др.).
Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации создана система логопедических детских садов. Основным специалистом логопедического сада является логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе. В программе логопедического детского сада (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 1991) имеется обширный раздел по развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.
Традиционно эту работу, как и психолого-педагогическое обследование ребенка с речевыми нарушениями, осуществляет логопед.
С 1994 г. в системе образования функционирует служба практической психологии. С этого времени в логопедическом детском саду совместно с логопедами работают психологи. При определении их функциональных обязанностей, организации и содержания работы возник ряд трудностей. Эти трудности обусловлены тем, что изучение познавательных процессов и дифференциальная диагностика в условиях логопедического детского сада не могут иметь решающего значения в работе психолога, так как дети уже обследованы в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, а углубленное изучение речи и неречевых процессов проводит логопед.
В связи с этим можно утверждать, что в структуре функционала логопедического детского сада более значимой является деятельность психолога в области психокоррекционной и консультативной, а не диагностической работы. Особую важность имеет работа по профилактике и коррекции нарушений личностного развития, так как именно этот аспект остается вне внимания других специалистов. Данный факт и определяет актуальность практической разработки психокоррекционных мероприятий по преодолению нарушений личностного развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Авторы впервые попытались теоретически обосновать деятельность психолога в логопедическом детском саду и представить содержание и организационные формы психокоррекционной работы. Предлагаемые материалы имеют не только практическое значение, они вносят вклад в формирующуюся отрасль специальной психологии - логопсихологию.
Пособие состоит из трех глав и приложения. В первой главе рассматриваются психологические особенности дошкольников с ОНР на основе анализа современной специальной литературы. Вторая глава носит теоретико-прикладной характер и посвящена рассмотрению проблемы диагностики и коррекции особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи. В третьей главе представлен практический материал, отражающий содержание рекомендаций второй главы пособия, - игры и упражнения для психокор-рекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Приложения содержат примеры, иллюстрирующие содержание отдельных разделов глав.
И.Ю. Левченко, доктор психологических наук,
профессор
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И
ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Метод наблюдения
Метод наблюдения является одним из ведущих при изучении детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Он позволяет получить представление о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности, при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего.
Исследователи выделяют два вида наблюдения:
> пассивное наблюдение, когда исследователь не вмешивается в деятельность ребенка;
> активное наблюдение или естественный психолого-педагогический эксперимент, разработанный А.Ф. Лазурским (1911),при котором преднамеренное вмешательство в жизнь ребенка совмещается с изучением его психических функций и личности в целом.
Применение данного метода требует соблюдения определенных условий:
наблюдение должно быть длительным;
> наблюдение должно проводиться целенаправленно;
> материалы наблюдения необходимо фиксировать;
> наблюдение должно проводиться в естественных условиях;
> наблюдение должен осуществлять специалист, знающий особенности детей.
При изучении детей с тяжелыми нарушениями речи очень важно осуществлять наблюдение за коммуникативным поведением детей. Основными параметрами такого наблюдения являются:
> стремление ребенка к контакту;
> желание ребенка общаться со сверстниками, взрослыми;
> преимущественный вид контакта;
> ситуации, вызывающие коммуникативные трудности;
> наличие переживания дефекта;
> формы, в которых это переживание выражается;
> негативные поведенческие проявления при попытках установить контакт;
> наличие паралингвистических средств общения (жест, мимика и т.д.).
Методика «Моя семья»
Цель рисуночной методики «Моя семья» - выявление особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на нарушение общения.
Рисунок семьи для диагностики внутрисемейных отношений использовали исследователи Р. Берне, В. Вульф, А.И. Захаров, Л. Корман, С. Кауфман, В. Хьюс и др.
Инструкция: «Нарисуй, свою семью». (При этом не рекомендуется объяснять детям значение слова «семья», а если возникает вопрос «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию.)
Оборудование: лист бумаги (формат А4); простой карандаш; ластик; набор цветных карандашей.
После выполнения задания ребенку предлагают ответить на вопросы: «Кто это?», «Им весело или грустно?», «Кто из нарисованных здесь самый счастливый? Несчастный? Почему?» и т.д.
Особенности интерпретации рисунка семьи представлены в работах вышеназванных авторов, а также современных исследователей (Л.Ф. Бурлачук, Р.Ф. Беляускайте, И. Шванцара, Е.С. Романова и О.Ф.Потемкина, С.С. Степанов, Е.Т.Соколова и др.).
Методика Розенцвейга
Тест «рисуночной фрустрации» Розенцвейга является достаточно известным диагностическим инструментом и имеет широкое применение в отечественной психологической практике.
Его первое издание появилось в 1944 г. и предназначалось для исследования взрослых. В 1948 г. была опубликована специальная версия этой методики для детей 4-14 лет.
Тест Розенцвейга предназначен для диагностики особенностей поведения в ситуациях фрустрации. Под фрустрацией понимается состояние человека, возникающее в ситуациях, когда его деятельность сталкивается с непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями.
Ситуация фрустрации - это ситуация блокирования деятельности, ситуация, в которой затруднено достижение цели или удовлетворение потребности.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Здесь дети нарисованы в разных сложных ситуациях. Взрослые, видимо, их ругают или что-то требуют от них, а ребенок им что-то должен ответить. Как ты думаешь, что говорит ребенок в данной ситуации?» (Ответы не требуют развернутых речевых высказываний, что определяет целесообразность использования методики при изучении детей с ОНР.)
Оборудование: стимульный материал теста - 24 контурных рисунка, на которых представлены различные фрустрирующие ситуации.
Специальные показатели, на основании которых производится оценка и интерпретация данных (профиль фрустрационных реакций, паттерны и т.п.), представлены в авторском варианте (С. Розенцвейг, 1948), а также дополнены Н.В. Тарабриной (1974). Показатели фиксируются в протоколе определенного образца.
Ориентировочный этап
Задачи:
сплочение группы;
раскрепощение участников;
установление доверительных отношений между детьми и психологом;
снятие негативного настроения.
Коррекционный этап
Задачи:
развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
разрядка агрессивных импульсов;
коррекция страхов и негативных черт характера
(жадности, упрямства и т.д.);
развитие мимики, пантомимики;
развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
развитие психических процессов.
Релаксационный этап
Задачи:
снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
развитие воображения, чувственного восприятия.
Заключительный этап
Задачи:
подведение итогов (получение обратной связи);
закрепление полученных навыков. (Примерные конспекты психокоррекционных занятий представлены в Прилож. 2.)
Психокоррекционные занятия проводятся не менее двух раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30-35 мин.
Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы, конкретными задачами обучения, а также психологическим настроем группы.
Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, но при условии соблюдения последовательной взаимосвязи между теорией (содержание тем) и практикой (усвоение навыков). Эффективность усвоения навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь. Поэтому психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
Занятия проводятся в кабинете психолога, в физкультурном зале, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети сидят в два ряда или полукругом на стульях). Во всех помещениях для занятий детям необходимо обеспечить свободное размещение и передвижение, и дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.
Основное оснащение занятий:
► иллюстративный материал;
► мягкие игрушки;
► магнитофон, аудиозаписи;
► музыкальные инструменты;
► костюмы, головные уборы для игр;
► тексты рассказов или историй для обсуждения;
► фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, бумага и др.
В выборе психокоррекционных техник наиболее оправдан интегративный подход, включающий использование приемов разных направлений.
Работа с семьей
Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на воспитание полноценной личности. Необходимость участия семьи в процессе социализации формирующейся личности наиболее важна при воспитании и обучении детей, имеющих отклонения в развитии, - не только с тяжелыми формами, но и с негрубыми нарушениями, посещающих дошкольные группы разной коррекционнои направленности. В связи с этим, система работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению личностных нарушений детей с ОНР.
С учетом особенностей социальной ситуации развития ребенка могут быть рекомендованы направления психокоррекционной и консультативной работы, апробированные в течение многих лет исследователями и практиками (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева):
> гармонизация семейных взаимоотношений;
► установление правильных детско-родительских отношений;
► помощь родителям в формировании адекватной оценки состояния ребенка;
> обучение элементарным методам психологической коррекции.
Содержание психокоррекционного воздействия на родителей представлено двумя формами работы: индивидуальной и групповой.
Индивидуальная работа осуществляется в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед родителей обучают приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка.
Групповые коррекционные занятия проводятся по трем направлениям:
1) гармонизация взаимоотношений между родителями и ребенком;
2) гармонизация внутрисемейных отношений;
3) оптимизация социальных контактов семьи.
Проводя коррекционную работу по первому направлению, можно использовать организационные формы и содержание коррекционных занятий, представленные в «Практикуме по формированию адекватных родительско-детских отношений», разработанном В.В. Ткачевой (1999).
Работа по второму направлению реализуется двумя способами: в виде занятий с реальными супружескими парами или в виде занятий только с матерями. Коррекционное воздействие, осуществляемое психологом на мать проблемного ребенка, распространяется и на других членов семьи.
Гармонизация позиции матери позволяет оптимизировать отношения между членами семьи и социальные контакты (третье направление коррекционных занятий).
Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей проблемных детей.
Работа с персоналом дошкольного учреждения
Взаимоотношения ребенка с другими людьми понимаются как один из важнейших факторов его личностного развития. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит персоналу образовательного учреждения. Педагогический коллектив способствует сближению детей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога бессознательно присваивается детьми и влияет на формирование личности. Эффективность общения персонала, особенно воспитателей и логопедов, с ребенком и его родителями зависит от их готовности принять обращенные к ним советы или замечания и адекватно на них реагировать. Коррекционное воздействие только тогда будет успешным, когда педагогический коллектив пользуется уважением и доверием со стороны родителей и готов с ними сотрудничать на основе равноправного диалога.
Очень важно, чтобы воспитатели и логопеды принимали каждого ребенка тепло и доброжелательно, замечали любые продвижения на пути к успеху. С целью оптимизации отношения педагогов детского сада к детям с отклонениями в развитии необходимо проводить психологическое просвещение персонала, в частности, помочь изучить:
> возрастные особенности детей с отклонениями в развитии;
> оптимальные пути организации общения персонала с детьми;
> оптимальные пути организации общения между детьми;
> принципы организации детских групп;
> методы работы с родителями.
У персонала необходимо формировать позицию по отношению к детям и их семьям, базирующуюся на принципах гуманистической психологии (К. Роджерс). Суть этой позиции заключается в необходимости:
> поддерживать в ребенке достоинство и формировать позитивный образ «Я»;
> говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере ребенка;
► отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
► отказаться от негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования;
> избегать навязывания вопреки желанию ребенка способа деятельности и поведения.
С этой целью используются такие формы работы, как лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование, подбор и анализ психологической и психолого-педагогической литературы, а также тренинг «Эффективный педагог». Тренинг направлен на приобретение психолого-педагогической компетентности, грамотности в общении, лучшее понимание себя и других. Программа тренинга включает анкетирование, психогимнастику (упражнения на снятие физической зажатости и психологическое раскрепощение), взаимоконсультирование, проигрывание и анализ педагогических ситуаций, психотехнические игры, анализ конфликтов в педколлективе и их разрешение.
Важнейшим условием эффективности коррекционной работы является кадровая обеспеченность образовательных учреждений специалистами коррекционного профиля, знающими особенности развития и характер трудностей детей с проблемами, владеющими технологиями коррекционно-развивающего обучения. Поэтому подготовка кадров - неотъемлемая часть общего комплекса мероприятий по реализации коррекционного воздействия на детей и их родителей.
Утреннее приветствие
Содержание.Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).
Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».
Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.
Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает: «И <Таня> здесь ... И <Саша> здесь ... И <Люба> здесь...».
Дети вслед за ним повторяют: «И <Таня> здесь...».
Затем психолог говорит: «Все здесь!»
Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!»
После этого медленно опуская руки, садятся на корточки.
Давайте поздороваемся
Содержание.Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — дети здороваются за руку;
2 хлопка - касаются друг друга плечиками;
3 хлопка - касаются спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Я такой
Содержание.Дети образуют большой круг. Каждый участник поочередно входит в центр и называет свое имя, затем возвращается на место.
Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребенок, имя которого называется, наблюдает за этим стоя на месте.
Первым войти в центр круга рекомендуется психологу.
Хлопок по спине
Содержание. Дети садятся в круг, повернувшись лицом к сидящему слева и глядя ему в спину.
Ведущий хлопает по спине сидящего впереди него, а тот, в свою очередь, передает хлопок следующему участнику.
Таким образом игра продолжается по кругу.
Детям следует сидеть спокойно, сосредоточившись на «сообщении», передаваемом по кругу. Рекомендуется предложить детям поиграть с закрытыми глазами. Можно передавать по кругу определенное число хлопков.
Это я, узнай меня
Содержание.Дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры.
Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня».
Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся.
В роли водящего должен побывать каждый ребенок.
Доброе животное
Содержание.Все встают в круг и берутся за руки.
Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад».
Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».
Зеркало
Содержание.Дети встают в круг.
Водящий входит в центр круга. Он показывает различные движения, а остальные участники («зеркало») копируют увиденное.
Затем водящий меняется, упражнение продолжается.
В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Упражнение может выполняться в парах.
Липучки
Оборудование.Магнитофон, аудиозапись веселой музыки.
Содержание. Выбираются двое водящих - «липучки». Они, держась за руки, пытаются поймать остальных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать».
Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки, присоединяют к своей компании.
Когда все участники станут «липучками», психолог включает аудиозапись веселой музыки.
Дети танцуют и напевают: «Мы - липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».
Пока дети не освоят игру, в роли водящего выступает психолог.
Лягушки
Оборудование.Подушечки-думочки.
Содержание. Дети сидят на маленьких подушечках-думочках.
По сигналу психолога они начинают передвигаться на подушечках по ковру, хором произнося:
А лягушечки с утра Съесть хотели комара.
Далее психолог говорит:
Комары все улетели,
И лягушки их не съели.
Дети встают с подушек и, взявшись за руки, пляшут и напевают:
Тара-pa, тара-ра, Веселиться всем пора.
Дракон кусает свой хвост
Содержание.Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников.
Первый ребенок - «голова дракона», последний -«кончик хвоста».
«Голова» должна дотронуться до «кончика хвоста». «Тело дракона» неразрывно.
Как только «голова» схватит «хвост», первый участник встает в конец колонны.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Добрый медвежонок
Содержание.Дети встают в колонну.
Психолог просит детей погладить впередистоящих участников по голове, по плечам, по спине, по рукам.
Затем детям предлагается положить руки на талию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они превратились в одного маленького доброго медвежонка.
«Медвежонка» просят подышать, походить по комнате, присесть, встать и т.п.
Гусеница
Оборудование.Воздушные шары или мячи.
Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воздушный шар или мяч между животом одного играющего и спиной другого.
Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую гусеницу.
«Гусеницу» просят походить по комнате, огибая! препятствия (стулья, мягкие игрушки и т.п.).
Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.
.
Улитка
Оборудование.Картинки с изображением улитки и лягушки.
Содержание.Психолог показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет, почему улитка боится лягушки, что делает улитка в момент опасности.
Затем дети встают в колонну, кладут руки на талию впередистоящих участников.
Психолог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую улитку.
По команде психолога «Лягушка!» - «улитка» закручивается в спираль и замирает без движения.
По команде «Лягушка ускакала» - дети, не расцепляя рук, движутся по комнате и хором произносят: Вновь гулять улитка хочет, Радуется и хохочет.
Игра повторяется несколько раз.
Вначале во главе колонны может встать психолог.
Психологическая лепка
Оборудование.Картинки с изображением морской звезды.
Содержание.Психолог говорит: «Ребята, сейчас мы будем «лепить» одну большую общую фигуру: морскую звезду - вот такую. (Показывает картинку с изображением морской звезды.) Ложитесь на ковер. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» ее - медленно и плавно двигайтесь все вместе».
Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.
Волшебный круг
Содержание.Дети встают в круг. По команде психолога и под счет участники «превращают» круг в квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.
Постепенно следует увеличивать скорость выполнения упражнения.
Кенгуру
Содержание.Дети разделяются на пары.
Один из детей, входящих в пару - «кенгуру», - стоит, второй — «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, а затем приседает.
Дети берутся за руки и движутся в таком положении до указанного места (до стены, до окна и т.п.).
Затем дети меняются ролями, игра повторяется.
Пугливый ежик
Содержание.Дети разделяются на пары.
Один из детей, входящих в пару, сворачивается в клубочек, изображая ежика. Другой должен его развернуть, не используя при этом силовые приемы, щекотку, уговаривание словами.
Упражнение считается выполненным, если «ежик» производит непроизвольные движения, т.е. если есть реакция на действия партнера.
Пластилиновая кукла
Содержание.Дети разделяются на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет «скульптором», другой - «пластилином». «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.
Затем дети меняются ролями, упражнение повторяется.
После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.
Изобрази животное
Содержание.Дети образуют большой круг.
Поочередно пересекая круг, они с помощью выразительных движений изображают животных.
Остальные участники пытаются угадать, кого изображает ребенок.
Принимается любое изображение. Психолог поддерживает проявление активности.
Изобрази предмет
Содержание.Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Сейчас каждый из вас задумает предмет, мысленно разглядит его, вспомнит его форму (цвет, запах, вкус)».
Дается время для возникновения представлений.
Психолог продолжает: «А теперь по очереди покажите форму задуманного предмета с помощью рук».
Дети поочередно выполняют инструкцию. Остальные участники пытаются угадать, какой предмет показывает ребенок.
Театр масок
Содержание.Психолог говорит: «Ребята, мы с вами посетим «Театр масок». Вы станете артистами, а яфотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга».
Дети с помощью мимики и несложных жестов изображаютБаба-ягу.
Психолог продолжает: «Хорошо! А теперь замрите. Фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как; кадр отснят.
А теперь изобразите Ворону из басни «Ворона и Лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр».:
Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы — изображают клюв.
Психолог продолжает: «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком».
Можно предложить детям изобразить сердитого Карабаса-Барабаса, грустного Пьеро, радостного Буратино, который нашел золотой ключик, спящую царевну (спокойное расслабленное лицо) и т.п.
Сбор фруктов
Содержание.Психолог говорит: «Представьте, что вы находитесь в саду, где растут фрукты. Рвите яблоки и груши, кладите их в корзинку.
Пытайтесь увидеть каждый фрукт, который срываете. Нет двух одинаковых. Фрукты маленькие и большие, на тонком и толстом корешке. Срывать их нужно по-разному. Одни держать в руке легче, другие - тяжелее. Теперь представьте, как вы надкусываете яблоко. Какое оно, кислое или сладкое? Если яблоко вкусное, угостите вашего приятеля ».
Покажи по-разному
Содержание.Психолог говорит: «Внимательно смотрите на меня.
Вот я захожу в ворота высокие (сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота... (нагибается). Какие? »
Дети должны назвать антоним к слову «высокие».
«Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?»
«Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перешагиваю через ручей (показывает)... Какой?»
«Я иду медленно, а вот я иду... Как?»
«Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне стало...»
«Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...»
Затем дети поочередно показывают действия по инструкции психолога.
Покажи, что чувствуешь
Содержание. Дети образуют большой круг.
Психолог говорит: «Встаньте так, чтобы в центре круга образовалось как можно больше места. Представьте, что вы на пляже, под ногами раскаленный песок. По очереди выходите в центр круга так, словно ступаете босыми ногами по горячему песку. Постарайтесь почувствовать песок под ступнями своих ног».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Теперь представьте, что вам; нужно перейти горный ручей с холодной водой. Покажите, как вы это делаете».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Представьте и изобразите, что вы пробираетесь через кусты...
Идете по болоту...
Наслаждаетесь нежным весенним ветерком...
Укрываетесь от снежной вьюги...
Пробираетесь сквозь толпу перед кинотеатром...
Протискиваетесь в переполненном автобусе к выходу...»
Необходимо напоминать, что работа проводится каждым индивидуально, хотя и в присутствии группы. При возникновении затруднений следует описывать детали ситуации, обращать внимание на движения, разных частей тела.
Изобрази цвет
Содержание.Один из детей - водящий - выходит из комнаты.
Остальные участники задумывают цвет и при появлении водящего изображают его с помощью движений.
Ведущий пытается угадать задуманный цвет.
Затем водящий меняется, игра продолжается.
Пантомимические сценки
Содержание.Психолог обрисовывает ситуацию, а дети (поочередно или вместе, распределив между собой роли) изображают ее с помощью пантомимики.
Примеры ситуаций:
Садовник подстригает деревья. Вдруг видит на одном кусте божью коровку. Он осторожно сажает ее на ладошку, рассматривает, затем жучок улетает.
Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что следует быть мужественным. Мальчик пытается улыбнуться. Ему это удается, хотя и с трудом.
Ребенок убирает со стола посуду. Аккуратно ставит несколько тарелок одна в другую. Поднимает и несет стопку тарелок. Но вот верхняя тарелка неожиданно падает на пол. Что делает мальчик?
Мама купает малыша. Малыш сидит в ванной. Когда мама отвернулась, чтобы взять что-то, малыш встал и сбросил все (шампуни, пузырьки...) с полочек в воду. Что делает мама? Что делает малыш?
Ребенок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится с ними.
Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными.
Заинька
Заинька
(драматизация потешки)
Этапы:
1. Разучивание текста потешки «Заинька».
Хор:
«Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка,
По кустам, ай-ай-ай, вечерком крадешься?»
Заинька:
«В огород я, ребятки, в огород, голубятки,
Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста».
Хор:
«Не ходи, серый Зайка, не ходи, побегайка,
Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту».
Заинька:
«Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки.
Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю».
2. Изготовление атрибутов для драматизации потешки (головных уборов, передника с изображением зайца).
3. Проведение хороводной игры «Заинька» (Заинька, попляши, серенький, попляши... вот так попляши...).
4. Разыгрывание потешки психологом, педагогом, воспитателями перед детьми.
5. Разыгрывание потешки детьми.
Дикий танец
Оборудование.Воздушные шары.
Содержание.Психолог показывает детям воздушный шар (отверстие зажато пальцами), затем предлагает понаблюдать за тем, что сейчас произойдет, и подбрасывает шарик.
Шарик исполняет «дикий танец», вертясь и поворачиваясь до тех пор, пока из него не выйдет воздух. Можно поэкспериментировать с несколькими шарами и понаблюдать за ними (все они двигаются по-разному).
Психолог просит детей описать движение шара словами, подсказывает детям яркие определения: стремительный, атакующий, виляющий, жужжащий и т.п.
Затем детям предлагается изобразить шарики, из которых выходит воздух.
Дети выполняют задание.
Необходимо напомнить детям-«шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении.
Маленькие добрые привидения
Содержание. Психолог говорит: «Ребята! Сейчас вы будете играть роль маленьких добрых привидений. Им захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения... (психолог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У ». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что вы - добрые привидения и хотите только слегка пошутить» .
По окончании игры психолог хлопает в ладоши и говорит: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Снова станьте детьми!»
Драка
Содержание.Дети разделяются на пары.
Психолог говорит: «Представьте, что вы друг с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.
Глубоко вдохните, крепко-накрепко сомкните челюсти.
Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите ногти в ладони.
Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.
Ура! Неприятности позади! Пожмите друг другу руки».
Упражнение полезно проводить с тревожными и с агрессивными детьми.
Избавься от недобрых чувств
Оборудование.Листы бумаги (формат А4), краски, кисточки.
Содержание.Психолог раздает детям листы бумаги, краски, кисточки и говорит: «Недобрые чувства - злость, страх, обиду - можно победить. Для этого нарисуйте свое чувство или ту ситуацию, когда вы испытывали злость, страх или обиду.
Когда будете рисовать, каждый штрих сопровождайте громким выдохом, шипением или каким-нибудь подходящим звуком».
Дети выполняют задание.
Психолог продолжает: «Теперь скомкайте или разорвите рисунки на множество кусочков и выбросьте их в корзину для мусора».
Дети выполняют задание.
Психолог заканчивает: «Молодцы! Мы чувствуем, что нам стал