Направления и формы реализации психологической профилактики в семьях обучающихся

1. Исследование детско-родительских отношений:

- анкетирование родителей;

- создание условий психологического обследования детско-родительских отношений по запросу родителей.

2. Восстановление доверительных детско-родительских отношений:

- психологическое консультирование;

- совместная деятельность в детско-родительской диаде или триаде.

3. Преодоление социальной депривации семьи:

- организация детско-родительского клуба.

4. Психолого-педагогическая реабилитация семьи:

- создание вместе с родителями альбомов, презентаций, портфолио и выставок детских работ, полученных во время индивидуальной и совместной деятельности;

- организация совместного досуга для семейобучающихся;

- организация группы психологической поддержки для родителей обучающихся.

2.1.2.3. Профилактика профессионального выгорания у педагогов и специалистов

При наблюдении и психологической беседе с педагогами и специалистами ГБ ДОУ выявляются признаки профессионального выгорания, такие как эмоциональное истощение, снижение уровня мотивации, проявления креативности и творчества в деятельности, инертность и пассивность, или, напротив, негативизм и раздражительность. Всё это говорит о необходимости создания условий психологической реабилитации сотрудников. В этих целях развития профессионального выгорания для педагогов и специалистов учреждения организованы психопрофилактические мероприятия в тренинговой форме. Ниже приводится перечень используемых форм деятельности.

Формы реализации группового психологического тренинга для педагогов и специалистов «Эмоциональный фитнес»:

- Упражнения на групповое сплочение коллектива;

- Упражнения для снятия эмоционально-мышечного напряжения (в т.ч. телесно-ориентированные);

- Аутотренинг и медитация;

- Арт-терапевтическая деятельность (рисунок, изготовление кукол, лепка, вокализация, сказкокоррекция, построение песочных картин, музицирование, танец);

- Упражнения и ролевые игры для развития навыков продуктивного общения.

2.1.3. Коррекционно-развивающая деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленная по пяти образовательным областям Содержание программы обеспечивает развитие личности ребёнка, его мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): · Социально-коммуникативное развитие; · Познавательное развитие; · Речевое развитие; · Художественно-эстетическое развитие; · Физическое развитие. Ведущим направлением программы психологического сопровождения и поддержки является социально-коммуникативное развитие ребёнка, направленное «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Данная образовательная область реализуется в программе с применением различных коррекционно-развивающих методов в форме групповой и индивидуальной деятельности. Ниже приводится перечень форм реализации данной области. Формы реализации программы в области социально-коммуникативного развития: • Организация развивающей предметно-пространственной среды для исследования ребёнком эмоциональной сферы; • Беседы со сказочными персонажами; • Коммуникативные игры; • Сюжетные игры (игры-драматизации, имитационно-выразительные, театрализации); • Организация среды для индивидуальной и групповой песочной психокоррекции и сказкокоррекции; • Музыкально-ритмические упражнения; • Психогимнастические игры; • Подвижные игры на развитие произвольности, внимания, саморегуляции и снятия эмоционально-мышечного напряжения; • Не директивная творческая продуктивная художественно-эстетическая деятельность (индивидуальная и групповая); • Вовлечение ребёнка в различные виды индивидуальной и групповой трудовой и творческой продуктивной деятельности. При реализации вышеописанных форм и методов социально-коммуникативного развития ребёнка достигается интеграция и других образовательных областей. Познавательное развитие, предполагающее «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), об особенностях природы, - реализуется во всех указанных формах посредством комплексно-тематического подхода. Совместная и индивидуальная деятельность детей организуется педагогом-психологом согласно единого для всех специалистов календарно-тематического планирования, что позволяет наиболее полно «погружать» обучающихся в сферу текущей лексической темы и актуальных учебно-познавательных задач, повышая познавательную активность и расширяя кругозор детей. Формы и методы реализации программы в области познавательного развития: • Согласование темы сказочного и игрового сюжета деятельности к темам программных и тематических сказок; • Использование в совместной и индивидуальной деятельности образов, героев и игровых атрибутов, соответствующих актуальной лексической теме; • Организация предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательной сферы ребёнка; •  Создание условий, обеспечивающих развитие и поддержание познавательной и творческой активности. Речевое развитие, включающее «владение речью как средством общения и культуры; обогащение пассивного и активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы», реализуется в следующих формах: • Озвучивание действий, переживаний ребёнка, а также предметов и их признаков, воспринимаемых обучающимися во время совместной и индивидуальной деятельности; • Стимулирвание вокализаций, звукоподражаний, а также любой доступной артикуляции; • Введение любых доступных форм альтернативнойкомуникации; • Поощрение любой доступной коммуникативной деятельности, установление и поддержка контакта обучающихся с педагогом и между собой. Художественно-эстетическое развитие, предполагающее «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)», реализуетсяв следующих формах: • Создание условий для свободного самовыражения детей в творчестве: движения, вокализации, имитационно-выразительной деятельности под музыку, рисовании, лепке, построении песочных картин и т.п.; • Организация окружающей среды, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие: литературно-художественные произведения и музыкальные произведения, средства творческого самовыражения (ролевые атрибуты, наряды для драматизации сказок, художественные средства, тематические иллюстрации и картины, наборы для конструирования, коллажей и аппликаций). Физическое развитие, включающее «приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере», реализуется в следующих формах: • Подвижные игры на развитие произвольности, внимания, саморегуляции и снятия эмоционально-мышечного напряжения; В соответствии с единым тематическим планированием ДОУ разработано Перспективное планирование совместной коррекционно-развивающей деятельности (См. п. 2.2.). Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности обучающихся группы риска отражено в Плане индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности разработанной в определённой форме (См. Приложение 2).   2.1.4. Психологическое просвещение педагогов, специалистов групп и семей обучающихся 1. Психологическое просвещение семей обучающихся: - выступление на родительских собраниях; - размещение психолого-педагогической информации в уголках родителей; - групповые консультации и семинары-практикумы; - организация библиотеки психолого-педагогической литературы для родителей. В Перспективном комплексно-тематическом планировании (п. 2.2.) приведены: - примерный перечень тем для выступления на родительских собраниях; - список статей для размещения в уголках родителей; - примерный тематический план проведения консультаций и семинаров-практикумов для родителей, педагогов и специалистов. 2.1.5. Психологическое консультирование в ДОУ Психологическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и специалистов ДОУ осуществляется как в групповой, так и в индивидуальной форме. Индивидуальное психологическое консультирование организовано в двух вариантах: - консультирование по предварительной записи в специально-организованных условиях; - ситуативное консультирование, реализуемое при необходимости во время образовательного процесса.   2.2. Перспективное комплексно-тематическое планирование

Для реализации задач психологического сопровождения разработан перспективный план работы педагога-психолога, приведённый ниже в табличном виде.





Направления работы психолога Участники образовательного процесса Срок реализ-и Планируемые результаты освоения программы
Основное содержание работы Обучаю-щиеся Педагоги Родители
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ       сентябрь, январь, май Карта развития ребёнка, психологическое заключение, визуализация результатов освоения программы, рекомендации родителям и педагогам, планирование коррекционно-развивающего процесса.
  1.Проведение группового и индивидуального психологического обследования обучающихся + + +
  2. Обработка результатов      
  3.Заполнение карт развития      
  4.Составление психологических заключений      
  5.Визуализация результатов освоения программы      
  6.Корректировка плана работы      
  7. Консультирование участников образовательного процесса в целях ознакомления с результатами диагностики, предложениями и рекомендациями   + +
2. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА          
2.1.Профилактика развития эмоциональных нарушений при адаптации обучающихся к условиям ДОУ + + + сентябрь- ноябрь Гармонизация эмоционального фона обучающихся. Сплочение детского коллектива. Усвоение групповых правил.
Совместная деятельность + + +
2.2. Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности обучающихся + + +
2.3. Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни + + +
2.4. Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации + + +
2.2. Профилактика нарушений детско-родительских отношений в семьях обучающихся       в течение уч.года - по запросу Выявление затруднений в детско-родительских отношениях.
2.2.1.Исследование детско-родительских отношений: +   +
- анкетирование родителей;      
- создание условий психологического обследования детско-родительских отношений.
2.2.2. Восстановление доверительных детско-родительских отношений: +     Гармонизация детско-родительских отношений.
- психологическое консультирование; +   +
- совместная деятельность в детско-родительской диаде или триаде. +   +
2.2.3.Преодоление социальной депривации семьи:       в течение уч. года Восстановление активной социальной позиции семей обучающихся, доверительной позиции по отношению пед. коллективу. Освоение эффективных способов взаимодействия с ребёнком и различных форм совместной деятельности.
Организация детско-родительского клуба (совместная детско-родительская коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная и подвижная деятельность, направленная на расширение моделей социального взаимодействия семей обучающихся, обучение формам взаимодействия с детьми) + + +  
"Давайте познакомимся"       3 неделя сентября
"Осенняя фантазия"       1 неделя октября
"Берегиня"       4 неделя ноября
"Мир добрых сердец"       2 неделя декабря
"Зимние посиделки"       1 неделя февраля
"Здравствуй, масленица!"       3 неделя марта
"На лесной лужайке"       4 неделя апреля
"Мир один на всех"       3 неделя мая
2.2.4. Психолого-педагогическая реабилитация семьи: + + + в течение уч.года Получение семьями обучающихся положительных эмоций от процесса и результатов продуктивной творческой деятельности. Улучшение эмоционального состояния. Создание групп взаимоподдержки и взаимопомощи. Обмен информацией между родителями.
- создание вместе с родителями альбомов, презентаций, портфолио и выставок детских работ, полученных во время индивидуальной и совместной деятельности; + + +
- организация совместного досуга для семей обучающихся; + + +
- организация группы психологической поддержки для родителей обучающихся     +
3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ +     сентябрь -июнь Коррекция имеющихся у обучающихся нарушений интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения
  3.1. Совместная коррекционно-развивающая деятельность с обучающимися, организованная в больших и малых группах, а так же в индивидуальной форме (по потребности) в соответствии с утвержденными лексическими темами +    
  3.1.1. Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, в том числе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья +        
  3.2. Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации + +      
  3.2.1. Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям + +      
  3.2.2. Разработка программ психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождение их реализации + +      
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ         Вовлечение семей обучающихся в процесс обучения, воспитания и социализации. Информированность семей обучающихся о возрастных особенностях детей и конструктивных способах общения и воспитания. Получение семьями обучающихся информации о возрастных психологических особенностях детей, конструктивных формах взаимодействия с ребёнком, методах создания в домашнех условиях развивающей социокультурной среды, в том числе предметно-пространственной. Освоение педагогами групп практического содержания по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".
  4.1.Организация группового и индивидуального консультирования по результатам психологического обследования обучающихся (в форме очных и печатных консультаций, а так же выступлений на родительских собраниях): + + сентябрь, октябрь, май
  4.1.1. Анализ и обобщение результатов психодиагностики и наблюдения поведения обучающихся    
  4.1.2. Ознакомление участников образовательного процесса с результатами исследования в обобщенной и индивидуальной форме (для семьи)    
  4.1.3. Ознакомление участников образовательного процесса с возможностями коррекции выявленных отклонений в поведении и нарушений развития, обсуждение форм взаимодействия    
  4.2. Ознакомление участников образовательного процесса с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста, а так же развитии детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации + + в течение уч.года
  · «Я расту своей дорогой. Определение границ нормы возрастного развития. Возможности индивидуального восприятия процесса детского развития. Определение зоны роста. Составление индивидуальной карты развития»      
  · "Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Социализация."      
  · "Помоги мне сделать это самому. - Кризис негативизма - такая важная ступенька! "      
  · "У меня получится! - Развиваем самостоятельность"      
  · "Кризис семи лет"      
  · «Расту, развиваюсь, радуюсь! Среда обитания и развития. Создание развивающей среды»      
  · «От «проблемы» к «зоне роста». Формирование навыков в поведении ребёнка с использованием игры и творческой деятельности»      
  4.2. Ознакомление участников образовательного процесса с основными условиями психического развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в форме семинаров - практикумов и раздаточных буклетов - памяток + + в течение уч.года
  · "Водичка - водичка. Игры с водой."      
· "Мамины помощники - развивающие игры в естественной предметно-пространственной среде."      
· "Слово лечит, - копилка ласковых слов для мамы."      
· "Я тебя понимаю, - вербализация чувств."      
· "Поговори со мною мама, - важные беседы обо всём."      
· "Из чего же, из чего же? - гендерное воспитание"      
· "Психогигиена дошкольного возраста."      
· "Многие родители делают это… Альтернативные способы воспитания."      
· "Чем помочь будущему первоклашке?"      
· "Одевалка - вербальный алгоритм одевания в стихах."      
· "Сказка - способ воспитания и развития."      
· "Условия формирования психологической готовности ребёнка к условиям школьного обучения."      
· "Четыре результата обучения."      
  4.3. Ознакомление участников образовательного процесса с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации в форме семинаров -практикумов по освоению практического содержания по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"   + + в течение уч.года
  - "Игры, направленные на гармонизацию эмоционального фона и развитие коммуникативных навыков";      
- "Игры, направленные на развитие внимания, регулировки поведения и снятия эмоционально-мышечного напряжения";      
- "Сюжетно-ролевые игры (игры-драматизации, имитационно-выразительные, театрализации)"      
  4.4. Ознакомление участников образовательного процесса с возможностями использования здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности, реализуемое в форме обмена опытом "Бюро педагогических находок"         Сплочение педагогического коллектива. Гармонизация эмоциональной сферы педагогов и специалистов. Профилактика синдрома выгорания. Расширение коммуникативных моделей. Обмен педагогическим опытом.
  "Мастерская кукольника. Использование методов арт-педагогики для гармонизации эмоциональной сферы и установления контакта"   +   4 неделя сентября
  "Расту, развиваюсь, радуюсь."   +   3 неделя октября
  "День здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий"   +   3 неделя ноября
  "Зимняя мозайка. Использование художественно-эстетической деятельности в развитии навыков саморегуляции "   +   1 неделя декабря
  "Уроки доброты"   +   2 неделя февраля
  "Ритмопластика. Использование музыкально-ритмических упражнений в развитии художественно-эстетической деятельности"   +   3 неделя марта
  "День здоровья. Здоровьесозидание"   +   3 неделя апреля
  "Мастерская шляпника. Использование методов арт-педагогики в развитии мышления и игровой деятельности."   +   4 неделя мая
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА       в течение уч.года - по запросу Психокоррекция эмоционального состояния и детско-родительских отношений, коррекция взаимодействия в группе.
5.1.Консультирование по предварительной записи в специально-организованных условиях; + +
5.2. Ситуативное консультирование, реализуемое при необходимости во время воспитательно-образовательного процесса. + +
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ   +   в течение уч.года Получение специалистами и педагогами групп необходимой психолого-педагогической информации
  ПМПС +    
  Обмен рекомендациями специалистов по работе с обучающимися +    
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА       в течение уч.года Организационная, аналитическая и отчетная документация. Подготовка к коррекционно-развивающей деятельности.
  Подготовка к работе с участниками образов. процесса; заполнение аналитической и отчетной документации и др.      
8. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       в течение уч.года Повышение уровня профессиональной компетенции.
  Учебно-методическая деятельность, самообразование, супервизии, участие в методических объединениях.      
2.3. Способы направления и поддержки детской инициативы

АООП ДО, разработанная специалистами ГБДОУ № 103 Невского района Санкт-Петербурга, обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития личности детей) на фоне эмоционального благополучия детей, их положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Цели, задачи и виды деятельности, указанные в программе, направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

- способствует профессиональному развитию педагогических работников;

- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивает открытость дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия детей через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности, а также выбора участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- воспитание позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка, проявляющийся в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

- обучение ребенка культурным средствам деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностному, физическому и художественно-эстетическому развитию детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе через совместную реализацию образовательных проектов на основе выявления потребностей семьи и поддержки ее образовательных инициатив.

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Наши рекомендации