Определение эффективности освоения программы

При успешном осуществлении психологического сопровождения возможно достижение благоприятных условий социализации, воспитания, коррекции и развития обучающихся, что в целом положительно влияет на образовательный процесс. Таким образом, эффективность реализации рабочей программы педагога-психолога неизбежно отразится на результатах педагогической диагностики. Для анализа эффективности реализации программы в коррекционно-развивающей деятельности с детьми группы риска и их семьями разработана психологическая диагностика, основанная на методах, описанных в содержательном разделе программы, определяющая актуальный и планируемый для освоения уровень развития ребёнка по трём характеристикам:

1. Готовность к общению, сотрудничеству (контактность);

2. Готовность к конструктивному поведению (в конфликтных ситуациях);

3. Готовность к эмоционально-волевой регуляции (негативных эмоций, аффектов, аутостимуляций).

Для анализа уровня освоения программы и развития ребёнка выбрана 10-бальная система оценки (См.ниже), отражающая, как характер поведения,обучающегося – уровень аффективной регуляции, так уровень его реабилитации, фиксируемый в начале и конце учебного года.

Поведение проявляется в условиях Наличие поддержки, помощи Самостоятельность Инициативность Уровни аффектив-ной регуляции/ уровни реабилитации
1 -       I – Полевой реактив-ности
Проявляется на уровне наблюдения за другими участниками деятельности. Неадекватные проявления, стереотипии, неспецифические манипуляции Нереаби-литиро-ванность
Со значимым взрослым 2 – совмещенные действия со значимым взрослым 3 – при организации со значимым взрослым 4 – проявляет самостоятельно в соответствие с функцией при организационных условиях в привычной обстановке I I - Аффективныхстереотипов
(Мотива-ционная готов-ность к)
Первич-ной реабили-тации
С педагогами 5 – проявляет самостоятельно при организационных специальных условиях в любой обстановке 6 – самостоятельно проявляется последовательно (в цепочке) при направляющей помощи взрослого 7 – появляется по инициативе ребенка при взаимодействии со взрослыми III – Эмоциональной экспансии
Наблюдает за сверстниками (Операци-ональная готов-ность к) Элемен-тарной реабили-тации
Со сверстниками 8 – проявляется во взаимодействии (согласовании) со взрослыми и детьми (согласует) при организующей помощи взрослого 9 – проявляется самостоятельно во взаимодействии со взрослыми и детьми 10 – проявляется самостоятельно по инициативе ребенка во взаимодействии со взрослыми и детьми, конструктивно, творчески, вариативно IV – Эмоциональной регуля-ции
(Рефлек-сивная готов-ность к) Полной реабили-тации



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание психологического сопровождения и поддержки образовательногопроцесса по основным направлениям
2.1.1. Психологическое обследование обучающихся Для организации планирования форм и методов психологического сопровождения и поддержки образовательногопроцесса ДОУ в течение учебного года проводится психологическое обследование с выборочным применением следующих методов.  
Образовательная область Название диагностических методик
Социально-коммуникативное развитие Наблюдение; Опрос родителей и педагогов; Индивидуальная и групповая беседа с детьми; Опрос педагогов и родителей; Анализ игровой деятельности в группе; Анализ продуктов деятельности детей; Методика изучения эмоционального состояния самочувствия ребенка в детском саду Е. В. Кучеровой; Методика психологического обследования детей раннего возраста Печора К. Л., Пантюхиной Г. В.
Познавательное развитие Тест «Разрезные картинки», тест «Эталоны» А. А. Венгера (восприятие); Методика «10 предметов» Тесты Когана, «Последовательные картинки» Бине (мышление)
Речевое развитие Наблюдение; Методика выявления уровня развития речи дошкольников (по О. С. Ушаковой).
Художественно-эстетическое развитие Наблюдение; Анализ продуктов детской деятельности.
Физическое развитие Наблюдение; Ноткина Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста (СПб.,1995); Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях (М.: Владос, 2003).


По результатам первичного, промежуточного и итогового психологического обследования заполняется карта развития ребёнка по пяти образовательным областям (См. Приложение 1), составляется психологическое заключение, проводится консультирование родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов.

Результаты психологического обследования могут использоваться для решения задач оптимизации коррекционно-развивающего процесса:

• индивидуализации образовательного процесса (построения индивидуального образовательного маршрута);

• оптимизации совместной и индивидуальной деятельности детей.

2.1.2. Психопрофилактика в ДОУ

2.1.2.1. Профилактика развития эмоциональных нарушений при адаптации обучающихся к условиям ДОУ

При наблюдении обучающихся у многих детей выявлены признаки эмоционального напряжения, сопровождающего процесс их адаптации к условиям пребывания в дошкольном образовательном учреждении. С целью профилактики явлений дезадаптации и эмоциональных нарушений у детей, а также смягчения процессов сепарации и социализации у детей, разработан цикл игровой совместной деятельности, реализуемый в следующих формах:

· Игровая беседа с кукольным героем (приветствие, запоминание имён, режимных моментов и атрибутов детского сада),

· Ролевые игры (драматизации, имитационно-выразительные, театрализации),

· Психогимнастические игры,

· Коммуникативные игры,

· Подвижные игры на развитие произвольности и снятие эмоционально-мышечного напряжения,

· Недирективная творческая продуктивная деятельность художественно-эстетическая (индивидуальная и групповая);

· Пальчиковая гимнастика.

2.1.2.2. Профилактика нарушений детско-родительских отношений в семьях обучающихся

Семейное благополучие и формирование благоприятного стиля детско-родительских взаимоотношений – самое важное условие развития психологически здоровой и социально успешной личности ребёнка. Учитывая особую сложность воспитания родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выбрать стиль взаимодействия с семьёй, обеспечивающий с одной стороны – предоставление всех необходимых условий психологического сопровождения и поддержки, а с другой стороны – ощущение эмоционального комфорта и безопасности родителей обучающегося, возможного при отсутствии психологической интервенции и наличии их активного запроса.

Наши рекомендации