Основные процедуры и типы социального мышления
Социальному познанию общества в целом свойственна совокупность следующих познавательных операций: категоризации, интерпретации и, наконец, проблематизации социальной действительности. Социальное мышление имеет свои особые процедуры. Понимание — интерпретация информации, ценностей, сообщений, предлагаемых обществом индивиду — первая из них. Информация, ценности, общественные оценки присваиваются, т. е. понимаются индивидом, становятся достоянием его социального мышления, он может свободно ими оперировать. Процессы понимания близки по процедуре переводу текста с одного языка на другой: происходит перевод информации с социального языка на язык индивидуальный, личный. Кстати говоря, процессы интерпретации как процедуры понимания изучались в ситуациях трех типов (при переводе с одного языка на другой; при чтении текста, где происходит переход от одной культурно-исторической системы к другой, от одной, авторской, к другой, читательской, концепции; наконец, в диалоге, когда каждый из партнеров извлекает некий тезис из своей системы понятий, мыслей, своей интеллектуальной «кухни» и преобразует его для другого, чтобы тот понял его, т. е. мог соотнести со своей системой понятий, мыслей и т.д.).
Для правильной интерпретации важна диалектичность мысли: с одной стороны, должна быть достигнута идентичность того, что говорится, и того, что понимается (произвольная трактовка услышанного не есть понимание); с другой — понимание предполагает включение информации в свой контекст, в свою концепцию. Таким образом, интерпретация — это субъективная переработка воспринятого, раскрытие его смысла и значения. Широкое распространение процессы понимания и интерпретации приобрели в связи с расширением в обществе проблем оформления, передачи и принятия информации.
Информационные процессы охватывают передачу научных, технических, социальных сведений и способы функционирования и восприятия массовой культуры. Индивидуальные особенности интерпретации информации возникают как следствие функционирования информационных процессов в обществе: бедность информации, ее неадекватность порождают узкую, ограниченную ее интерпретацию и соответствующее социальное мышление («от сих до сих»). Отсутствие научной, или глубокой, информации порождает обыденную оценку и интерпретацию людьми событий и социальных действий. Неполнота информации порождает своеобразную компенсацию ее в виде слухов, сплетен и т.д., которыми восполняется недостающая информация, и ей дается соответствующая интерпретация.
Информация может нести в себе почти эмпирическую, описательную, поверхностную констатацию действительности, порождая соответствующие установки индивидуального сознания и мышления. Сообщение фактов без их оценки и анализа, описание событий, не заключающее их обобщений, сравнений, проблематизации,— таков исходный дефект той информации, который порождает бедность интерпретации и ограниченность индивидуального сознания и мышления, отмечает чехословацкий психолог Й. Кхол.
В мышлении каждого индивида представлен понятийно-проблемный уровень мышления его эпохи, свойственный ей способ понимания социальных процессов и явлений, что в свою очередь усиливается или ослабляется установками или другими социально-психологическими механизмами (например, ритуально-символическими и др.), характерными для данного общественного слоя. Каждой личности, живущей в обществе, доступен выработанный им определенной сложности понятийный аппарат, символика, с помощью которых обозначается социальная жизнь людей. Отдельному человеку также присущ свой, индивидуальный способ, стиль мышления.
Таким образом, в мышлении индивида разные уровни мышления находятся в сложном соотношении. Поэтому при исследовании социального мышления личности необходимо выявлять, насколько в нем проявляются общественные механизмы мышления, социально-психологические механизмы обыденного, житейского, мифологического и т.д. сознания, каково их позитивное и негативное влияние.
Как отмечалось, важную роль в активизации мышления личности играют социальные требования общества к интеллектуальной активности людей, социально-психологические установки, представленные в групповом, обыденном сознании, которые могут либо поощрять, либо препятствовать развитию личной интеллектуальной инициативы, интеллектуальной активности.
Проблематизация свидетельствует о творческом, преобразующем, конструктивном характере мышления. Постановка и решение проблем есть общая и сущностная характеристика познания, а не только характеристика социального мышления. Выявление проблемы начинается в том случае, когда явления действительности становятся предметом мысли человека. «Проблема, или проблемная ситуация, является таковой прежде всего, поскольку в ней имеются неизвестные, как бы незаполненные места... выступающие внутри ее, которые подлежат заполнению... на место которых должны быть подставлены их значения» — так определяет суть проблемности С. Л. Рубинштейн 9. Это неизвестные до сих пор человеку свойства, стороны, отношения объектов, которые связаны с уже известными, т. е. этими известными они определенным образом предполагаются. Субъект ставит для себя вопрос, какие это неизвестные явления, выдвигает предположение, гипотезу, которая и является более или менее четкой формулировкой проблемы.
Проблема возникает и в том случае, если налицо противоречие между двумя известными положениями, событиями, которое человек осознает и пытается разрешить. Проблема предстает в таком случае как предположение о конструктивном способе разрешения данного противоречия. Возникновение проблем связывают, далее, с практической деятельностью субъекта, в которой в силу тех или иных причин на определенном этапе оказывается невозможен старый способ действий и возникает необходимость в выработке нового. Проблемы могут возникать как следствие социальной активности субъекта, направленной на преобразование наличной социальной действительности. Наконец, как это обычно происходит в науке, проблематизация выступает как способ разрешения противоречий между старым и новым знанием, старым знанием и новыми данными и т.д. Для социального мышления проблемы возникают и формулируются не только на абстрактном или не только на конкретном уровне, иногда сущностные проблемы обнаруживаются через конкретные условия их проявления.
Проблема возникает в случае перехода от явления или явлений, по которым как бы скользит мысль человека, от фактов, от информации к их сущности, когда она сначала внезапно, интуитивно как бы «проглядывает» за явлениями, вызывая догадку о возможном способе связи этих явлений, их причинах, их целях, вынуждая человека осознать и поставить проблему. Проблемность — основная особенность познавательной деятельности человека, главная форма, в которой он охватывает действительность познанием, открывая нечто новое.
Проблема радикально отличается от задачи, хотя в психологии мышления их практически отождествляли. Задача всегда имеет свою четкую структуру: в ней нечто всегда дано (условия), причем совокупность этих условий для мысли человека уже четко ограничена, задана, определена. Если он расширит число условий, он уже будет иметь дело с другой задачей. Далее, в ней существует требование или неизвестное, вопрос, на который должен быть найден ответ именно при данных условиях, на их основе. Условия и требование уже внутренне связаны между собой, и человек должен выявить, обнаружить именно эту связь. Задачи обычно уже сформулированы, поставлены, даны, их требуется только решить, причем уже на основе существующих знаний, которые должны быть привлечены к их решению. Кроме того, всегда существуют аналоги решения задач данного типа (каждый со школьной скамьи помнит задачи про трубы, в которые одновременно вливается и выливается вода, и т.д.), т.е. поиски решения происходят с опорой на существующее знание, на отнесение задачи к соответствующему классу задач, что позволяет выработать стратегию их решения, перебрав возможные, уже известные способы.
Постановка проблемы подобна составлению новых задач; трудность этого легко испытать, попытавшись составить новую задачу (даже по аналогии с существующими в алгебре, физике и т.д.). В форме задач выступает связь мышления индивида с обществом: как бы охраняя его мышление от излишних усилий, ему предлагают уже определенным образом оформленные фрагменты, структуры, за пределы которых нужно выходить лишь для того, чтобы найти ответ только в пределах, заданных вопросом. Здесь мысль не сама наталкивается на проблему, а побуждается, стимулируется, иногда почти вынуждается задачей. В постановке проблем человек менее скован. Во-первых, потому, что он может в качестве ее условий взять любые. Во-вторых, потому, что его мысль может обратиться в поисках решения к любой другой области знания, тогда как задача всегда принадлежит не только к одной области, но и к одному классу, типу. В задаче не может быть никаких противоречий, они возникают только в результате неправильного способа решения и являются показателем его ошибочности. Если при решении задачи человек должен избегать противоречий, то при решении проблемы он, напротив, их постоянно должен иметь в виду, удерживать, мысленно рассматривать, анализировать. Если в задаче его мысль освобождена от привлечения новых условий, то при решении проблемы он постоянно вынужден прикидывать, могут ли те или иные факты, явления, данные стать условиями постановки проблемы.
Исходя из этого очевидно, что сама постановка проблемы, т.е. ее обнаружение, формулировка, определение, является самой сложной интеллектуальной деятельностью. Творческие личности обладают существенными для этого интеллектуальными качествами: они не боятся сложности, противоречивости, неясности, могут удерживать множество данных в своем сознании в еще неопределенном, неупорядоченном состоянии. Люди более ограниченного интеллекта всегда стремятся к интеллектуальным стандартам, к избежанию противоречий, к упрощению, стремятся все свести к более или менее локальной, несложной задаче.
Проблема отличается от задачи также и тем, что последняя самой своей формой, фактом требует решения. Проблема может существовать долгое время как открытая, над решением которой, скажем, многие годы могут биться ученые.
Это обстоятельство особенно явственно обнаруживается на уровне индивидуального мышления: есть люди, интересующиеся исследованием проблем в той или иной области общественного знания, обсуждением проблем политики, однако, обладая интеллектуальной любознательностью, они никогда не проявляют потребности и даже не делают попытки их самостоятельного решения. Таким образом, представленность некоторых социальных проблем в индивидуальном сознании еще не означает их превращения в предмет социального мышления данной личности, для чего, по-видимому, нужны дополнительные интеллектуальные и собственно личностные потребности. Такая умозрительность, или созерцательность, индивидуального мышления связана также с особой неосознаваемой установкой личности, что решать данные проблемы должно общество, что это «не нашего ума дело».
Некоторые советские социологи связывают формирование проблем с социальной критикой 10. Однако другие считают, что выявление и решение проблем есть прерогатива общества, а не отдельной личности. Между тем на самом деле новые постановки проблем являются продуктом мышления отдельных людей, а уже затем эти проблемы, будучи приняты обществом, начинают распространяться в общественном сознании. Примеры проблем могут быть взяты из самых разных областей социальной действительности: на определенном этапе для руководителя могут стать сложной проблемой взаимоотношения с подчиненными (поскольку одни активно выходят из-под его подчинения, другие не выполняют порученных заданий, третьи конфликтуют между собой), осознание и решение которой он может откладывать. Но без этого решения ситуация только усугубляется. Проблемными могут стать взаимоотношения в семье (матери и дочери), когда позиции меняются и требуют нового типа взаимоотношений, а навязывание прежних вызывает конфликты. В общественной жизни часто называют проблемой отсутствие продовольствия и товаров потребления и т.д. Часто словом «проблема» обозначаются наметившиеся в жизни противоречие, несоответствие или трудность. Негативные явления, связанные с молодежью, называются проблемой молодежи и т.д.
Действительными проблемами являются те, которые уже выявлены, определены. Например, центральной проблемой воспитания в школе является противоречие между авторитарным стилем управления, который исключает подлинное самоуправление, и необходимостью осуществлять это самоуправление как условие действительного формирования личностей, их социальной активности и коллективизма.
Можно, по-видимому, различать два типа социальных проблем по степени их объективной выраженности: одни представляют собой уже выявившиеся следствия противоречий, которые себя реально обнаружили и настоятельно требуют своего решения, другие проблемы возникают в порядке опережения реального развития противоречий, т.е. существуют потенциально, в тенденции, которая и должна быть выявлена мышлением. Первые — более жесткие, неотложные и, как правило, обнаруженные уже самой социальной ситуацией, а потому ограничивающие число возможных решений, «выходов из положения». Эти проблемы скорее приближаются к задачам. Обычно в практике они называются острыми проблемами. Вторые требуют прогнозирования, проектирования самим субъектом, который, как правило, может сам вводить более широкий круг условий, проблемные пространства, предлагать различные способы их решения, альтернативы.
Существуют и социальные задачи, достаточно конкретно выявившиеся или поставленные людьми, но они чаще всего требуют или практического действия, или принятия решений. Их решение также является предметом социального мышления, но не раскрывает процедуру проблематизации. При выявлении проблемы в социальной действительности субъект чаще всего сам должен определить, что является необходимым и достаточным для ее решения, т. е. выявить условия ее решения, существо противоречия, составляющее проблему, определить его стороны, альтернативы и т.д.
Наиболее сложными в изучении проблематизации представляются два момента. Первый заключается в том, что, как говорилось, постановка проблемы, т.е. ее выявление, обнаружение, может быть оторвана от ее решения. Проблема ставится одними людьми, в одно время, а решение вовсе не обязательно осуществляется ими же и в то же самое время. Более того, представленность проблем в сознании людей (о чем свидетельствует их способность формулировать эти проблемы) еще не свидетельствует о готовности к их решению, о способности к такому решению. Возможно и противоположное соотношение: у субъекта есть социальная потребность в решении проблем, возникающая из восприятия им определенных объективных противоречий, но это еще не означает, что проблема им осознана и конструктивно сформулирована. Отсутствие конструктивных постановок проблем, их осознания, так же как и отсутствие их конструктивных решений, не может быть исчерпывающе объяснено интеллектуальной несостоятельностью тех или иных субъектов.
От чего же зависит представленность проблем в индивидуальном сознании и их превращение в предмет активного мышления личности? Прежде всего, это зависит от постоянства работы интеллекта, от наличия интереса к данной области действительности, от глубины знаний о данной области жизни.
В ответ на вопрос: «Какие Вы можете назвать пять проблем?» — часть опрашиваемых констатировала: «Общие места», не будучи в состоянии дать их сколько-нибудь содержательную характеристику (проблема с продовольствием, проблема семьи и т.п.). Другая часть лишь ставила вопросы. Более активно думающие лица указывали на некоторые противоречия, определяя их стороны, их существо. Наконец, только четвертая категория людей действительно формулировала проблемы. Иными словами, обнаружилась разная глубина мышления, разная степень его активности, низшим уровнем которой является постановка вопроса, а высшим — постановка проблемы.
Венгерские социологи, разработавшие методику анализа представленности проблем в сознании личности, распределили ответы опрашиваемых по степени «близости» называемых проблем данному человеку (поскольку опрашивались рабочие, то одни называли проблемы своей собственной работы, другие — проблемы своей бригады, третьи — проблемы цеха и т. д.).
Мы провели исследование, в котором пытались выявить, в какой мере одна и та же (например, педагогическая) ситуация, предложенная для анализа будущим педагогам и студентам других специальностей, может рассматриваться и формулироваться ими как проблема. Ситуация предлагала для анализа конфликт между учеником, учителем и родителями. Один способ решения состоял в том, что отвечающие (как правило, будущие педагоги) рассматривали ситуацию достаточно теоретически, однако не проблемно, поскольку решение они пытались найти не в ее существе, а в некоторых аналогиях, профессиональных стандартах. Второй способ решения, предложенный другими лицами, состоял в переносе на ситуацию своего личного прошлого опыта, в переживании заключенного в ней противоречия, что как раз и мешало рассмотреть ее теоретически. Наконец, третий способ решения заключался в соединении значимости ситуации для личности и способности ее обобщенного теоретического рассмотрения, в формулировке ее как проблемы.
Следовательно, проблематизация как высшее проявление индивидуального мышления достижима разными путями, детерминирована разными причинами. И в первом, и во втором случае проблемному видению, постановке проблемы угрожает стереотип, сформированный прошлым опытом, который сейчас же снимает проблемность, в одном случае переводя ее на типичное решение, т.е. своеобразный профессиональный или иной стереотип, в другом — отдавая личность во власть переживания проблемы.
Выделение проблемы, ее формулирование и т.д., как отмечалось, еще не является гарантией того, что субъект готов взяться за ее решение (не говоря о том, что будет найдено ее конструктивное решение). В исследованном нами случае важным моментом для выявления проблемы являлась определенная пропорция абстрактно-типичного и конкретно-контекстуального ее рассмотрения. Чрезвычайно существенным этапом является формулирование противоречия, что предшествует подлинной проблематизации. Таким образом, способность личности ставить социальные проблемы, проблемно относиться к действительности обусловлена и уровнем развития ее интеллекта, познавательной мотивации, и общей интеллигентностью, и личностной значимостью этих проблем.
В этом исследовании была в известной мере выявлена связь мышления с жизненными потребностями личности (тогда переживание противоречий может блокировать мышление), связь способа мышления с профессиональными стереотипами, которые препятствуют подлинной проблематизации, и, наконец, то оптимальное сочетание личностной жизненной и собственно интеллектуальной потребности, которое ведет к проблематизации. Следовательно, проблематизации действительности препятствуют стереотипы, недостаточно высокий уровень интеллектуальной активности, иногда жизненные потребности или переживания, мешающие теоретическому анализу и осмыслению проблемы. Последний случай проявился при опросе населения сразу после событий в Нагорном Карабахе, когда люди могли выразить свою растерянность, потрясение, сожаление и т.д., но не могли дать теоретическое определение существа проблемы, говоря, что они не задумывались над этим.
На личностном уровне часто обнаруживаются такие особенности социального мышления, как привычка к интеллектуальной поспешности, категоричности, упрощенности, в чем проявляется своеобразная «беспроблемность» индивидуального мышления. Часто она вызвана способом подачи информации, носящим принципиально констатирующий характер, без анализа, оценок и указания причин происходящих событий. Поскольку это происходит на уровне общественного сознания, проявляется в общественном структурировании информации, то воспитывается соответствующее некритическое, поверхностное, констатирующее мышление индивидов.
Другой важнейшей операцией социального мышления наряду с проблематизацией социальной действительности является процедура интерпретации. Интерпретация есть оценочная процедура сознания, познания и мышления, т.е. раскрытие смысла, значения происходящих явлений и процессов.
Интерпретация в разной мере может проникать в сущность явлений (и в зависимости от этого в разной мере способствовать проблематизации). Как говорилось, в одних случаях мышление раскрывает причины, в других — цели, ценность происходящих процессов, отвечая на вопрос «зачем?». На уровне общественного сознания (и мышления) в оценках, интерпретациях используются научные и идеологические критерии, на уровне социальной психологии групп, слоев, общностей иногда функционируют суждения, не имеющие критериев, необоснованные мнения, предрассудки, связанные с различными социальными позициями, интересами, образом жизни этих групп. Оценки могут носить иллюзорный или реалистический, рациональный характер в зависимости от включенности этих субъектов в более передовые или в более отсталые области общественной практики, от степени активности их социальных действий. Наконец, на уровне индивидуального сознания представлены, как говорилось, в форме стереотипов, само собой разумеющихся правил, оценок общественные оценки, суждения, критерии, но вырабатываются и свои собственные.
То, что интерпретируется обществом как расхищение общественного добра, личностью может интерпретироваться как восполнение своими силами того, что ей обществом недодано, как восстановление справедливости. Продвижение работника на следующую иерархическую ступень карьеры одними рассматривается как почетная ссылка, другими — как выражение доверия к его возможностям. Для одного человека уход на пенсию — долгожданное благо, для другого — трагедия. Таких различий в интерпретациях одного и того же факта, события, явления можно привести множество. Нужно еще раз подчеркнуть, что интерпретация и проблематизация тесно связаны друг с другом: стереотипная интерпретация, так же как и поверхностная, не выходящая к сущности явлений, препятствует проблематизации.
В индивидуальном сознании интерпретация выступает в виде процессов понимания, которые являются разновидностью социального мышления. Благодаря пониманию личность либо использует получаемые данные, сведения, информацию в деятельности, либо включает их в контекст своего мышления, знаний, теоретических представлений. Понимание предполагает определенную степень субъективности, но одновременно и тождества исходному содержанию — нельзя понять нечто путем искажения сказанного, услышанного. При исследовании процессов понимания обычно ограничиваются достижением именно такой относительной идентичности понимаемого и понятого. Существует другая операция мышления, обратная пониманию, которая может раскрыть степень понимания вопроса субъектом материала и свободного владения им,— объяснение.
Обычно во время лекций часть студентов почти механически записывает текст, не ставя перед собой задачу понять его. Однако группа студентов педагогического института, прошедшая накануне в школе практику, представляла собой уникальных в этом отношении слушателей: они только что сами побывали в роли учителей, объясняющих текст, и обнаружили, что между пониманием и объяснением лежит дистанция огромного размера, большая интеллектуальная работа, а потому на лекции слушали с установкой на предстоящее объяснение. Объяснение как раз и является важнейшей процедурой социального мышления, дополняющей и уточняющей интерпретацию, поскольку оно направлено на обоснование, доказательство истинности того, что сообщается. Объяснение должно даваться и обществом при интерпретации социальных явлений, что ведет к активизации индивидуального мышления, формированию потребности понимания причинности, и одним индивидом при передаче сообщений другому. При самых сложных интерпретациях, допускающих многозначность толкования, требуется не только объяснение, но и доказательство. Например, при интерпретации преступлений, законов, статей закона, определяющих их состав, нужна система фактов и доказательств, из чего и строится судебная процедура, включающая защиту, которая требует доказательств вины подсудимого.
Как отмечалось, важнейшей характеристикой сознания является его диалогичность, выражающая коммуникативную направленность сознания и соответственно особенность социального мышления. Однако коммуникативность мышления личности имеет, по крайней мере, три все более усложняющихся качества, или способности. Первое состоит в самой мысленной адресованности к другому человеку, в оценке его позиции и в учете его самого при мысленном рассмотрении проблемы, на чем мы подробно остановимся ниже. Второе состоит в предвосхищении, т.е. в прогнозировании, в ожидании мнений другого человека, его оценок, понимания, суждений. Как уже говорилось, наше представление о том, что думает о нас другой, может совсем не совпадать с тем, что он думает на самом деле. Однако наше собственное мнение о его отношении может быть настолько фиксированным, что воспринять и понять его реальное отношение к нам так и не удается. Или, напротив, человек не видит очевидного и требует от другого доказательств его хорошего отношения к себе (как это часто требуют любящие друг от друга). Однако, как мы увидим, эти экспектации (или атрибутивные проекции) у разных людей развиты в неодинаковой степени, в различной мере реалистичны, конкретны или обобщены и т.д.
Наконец, третья составляющая, или качество социального мышления, состоит в степени развития способности и склонности к диалогу. Это уже не сама по себе особенность сознания, но интеллектуальная особенность личности. Последняя, скажем, может быть столь эгоцентрична, что не допускает ни возражений своему мнению, ни необходимости его обосновывать. Французский психолог М. Жилли идее очень интересным исследовательским путем, выявляя момент, когда у ребенка возникает такая способность: он сначала предлагает детям, сидящим друг против друга, сообща, совместно управлять движением несложной игрушки. Но их правые руки и соответственно представления о движении вправо асимметричны, что и требует мысленного переворачивания вектора движения при соединении усилий с партнером. Затем дети садятся перед компьютером, не видя друг друга, и таким образом они должны скоординировать свои усилия, опираясь не на зрение, а на теоретическое представление о другом и направлении его движения. Только при наличии такой теоретизации, учитывающей свою позицию, позицию партнера и равнодействующую усилий, можно, например, объяснить партнеру, почему он действует неправильно, и т.д.
Подобно этой в общем-то несложной теоретизации происходит и коммуникация двух людей, имеющих каждый свое мнение и желающих прийти к единому. Каждый из них должен постоянно совершать мысленные преобразования: представлять себе, как партнер видит его позицию, и соотносить это и со своим видением его позиции, и со своей реальной позицией. Эта способность к умственным преобразованиям и составляет способность к диалогу и дискуссии. В ней присутствуют и аргументы своей правоты, и аргументы неправоты другого, и, главное, стремление совершить конструктивный синтез, т.е. найти то новое видение проблемы, при котором позиции не будут альтернативными, а совпадут. Нетрудно заметить, что здесь, так же как и в проблематизации, присутствует противоречие, альтернативность.
Однако важнейшей является именно способность теоретически представлять себе позицию другого, а не замыкаться в своей. Это и есть существо способности к диалогу, дискуссии. Когда в эксперименте со студентами им было предложено организовать дискуссию, обнаружилось, что ни теоретически, ни практически они к ней не готовы. Так, одна сторона, взявшись защищать преимущества американской системы образования, заранее не предвидела, что в качестве аргументов ей понадобятся конкретные данные об этой системе, не говоря уже о фактах ее преимуществ. Другая сторона, защищавшая преимущества советской системы, также не обладала знаниями, чтобы раскрыть недостатки американской системы и на этом фоне показать преимущества нашей.
В диалоге и дискуссии человек должен не только сообщить другому свое понимание, он должен понять позицию другого, мысленно сопоставить ее со своей, выявить степень понимания партнером своей позиции, выстроить систему аргументов в защиту преимуществ своей и раскрыть недостатки позиции другого. Самым главным является различие двух типов дискуссий, которое основывается на различии двух типов мышления. Если встречаются стороны, стремящиеся только опровергать друг друга или доказывать свою правоту и неправоту другого, то такая дискуссия не будет конструктивной и продуктивной, поскольку единства позиций выявить не удастся. Нужны специальная мотивация, установка личности не на конфронтацию, а на теоретическую кооперацию, взаимодополнение точек зрения, снятие их противоречий на новом уровне, выход в новое проблемное пространство, в котором не просто достигается согласие, а начинается новый совместный продуктивный интеллектуальный поиск, достигается конструктивное решение.
Что препятствует продуктивной дискуссии? По крайней мере, два обстоятельства, каждое из которых раскрывает новую процедуру социального мышления. Первым является так называемая категоризация, которая представляет собой социально-психологическую особенность социального мышления, его социально-психологический механизм. Когда вырабатывается та или иная оценка, теоретическая позиция и т.д., то она провозглашается как позиция данной группы, в которой частные мнения уравниваются, и одновременно как противоположная и противопоставляемая позиции другой группы. Происходит, с одной стороны, социальное выравнивание позиций в точке зрения «мы», с другой — это выравнивание происходит за счет конфронтации с позицией, которую занимают «они». В наиболее ярком виде социальная категоризация в недавнем прошлом проявилась в формировании образа врага, противника и т.д., посредством которого осуществлялась конфронтация двух крупнейших держав. Возникновение такого образа не только не случайно, но и отвечает широко исследованным закономерностям формирования национального и других форм сознания и самосознания. Почему же категоризация препятствует конструктивной дискуссии? Прежде всего, потому, что теоретическому обсуждению уже заранее предшествует установка на неправоту, на ошибочность точки зрения противника. В таком случае аргументами дискуссии являются не доказательства и обоснования, а лишь взаимные обвинения.
Конструктивному диалогу препятствует (или способствует) индивидуально-психологическая способность-неспособность к диалогу, но не с партнером, а с самим собой. Способность к внутреннему оппонированию есть способность и свидетельство зрелости социального мышления личности. Личность не просто принимает на веру усваиваемое, предлагаемое ей знание, информацию, а обладает внутренней критичностью, способностью развернуть систему вопросов и обоснований. То же самое относится к положениям, мыслям, проблемам, которые личность хочет предложить другим. Их внешнему выражению, высказыванию должна предшествовать стадия проверки, взвешивания аргументов своей правоты, истинности сообщаемого другим. Способность вести с собой диалог и даже дискуссию является предпосылкой конструктивного диалога с другим, поскольку уже изначально человек не считает свою точку зрения единственно возможной (или во всяком случае уже мысленно прикинул возражения против нее, опроверг доводы и контраргументы).
Возвращаясь к трем перечисленным выше коммуникативным особенностям мышления, необходимо подкрепить их эмпирическими данными, их раскрывающими. В исследовании выявлялось, как один человек мысленно представляет себе другого, в каком качестве он его мыслит. Для этого было установлено, как он оценивает самого себя, других людей (членов группы) и какие оценки ожидает от них, т.е. налицо три оценочных параметра.
В результате выделились различные типы личностей по характеру связи само- и взаимооценивания. Три составляющие в сознании разных типов личностей были связаны следующим образом: у первого типа три отношения: к другим, к себе и других к нему (представленные характером самооценок, оценок других и ожиданием их оценки) — оказались не связанными друг с другом. Например, он оценивает себя в отрыве от оценки других, без сравнения себя с другими, по другим основаниям и критериям, а ожидание их оценки (атрибутивная проекция) никак не связывает со своей оценкой других.
Второй тип имеет структуру сознания, в которой связаны преимущественно два отношения, а третье отношение изолировано от них или слабо выражено. Например, человек оценивает других в зависимости от ожидаемых оценок ими себя или самооценку связывает с ожиданием оценок, тогда как оценку других строит изолированно (самолюбивый тип, неравнодушный к мнению о себе) или самооценку связывает с оценкой других, пренебрегая их мнением (эгоцентрический тип, равнодушный к мнению о себе). Иными словами, второй тип имеет несколько подтипов, у каждого из которых две составляющие были связаны между собой в разных сочетаниях попарно, но третья была изолирована (или совсем слабо выражена).
Слабая выраженность или отсутствие третьей составляющей сознания проявлялись в том, что у одного была потребность оценивать окружающих, но не было потребности в их оценках (атрибутивной проекции), у другого — наоборот. Обнаружились и такие различия. У одних высокий уровень самооценки сочетался с высоким уровнем оценки других. Напротив, у ряда испытуемых наметилась противоречивая зависимость: чем выше самооценка, тем ниже оценка других, чем ниже самооценка, тем выше оценка других. Все результаты исследования оценочно-самооценочных отношений были затем проанализированы и представлены в виде восьми типов.
1.Самооценка вне связи с оценкой себя другими и своей оценкой других, самооценка постоянная, высокая. Тип получил условное название эгоцентрического.
2.Самооценка, даваемая через сравнение себя с другими, опора на оценки других и себя другими, постоянная положительная самооценка (коллегиальный тип).
3.Самооценка через свою «репутацию», т.е. через оценку себя другими (директивный тип — с положительной, эгоистический — с отрицательной репутацией), преобладание негативных оценок в адрес других.
4.Самооценка через сравнение с другими, но путем ориентации на нормы («хорошие студенты»), а не на их отношение, самооценка средняя, непостоянная, потребность оценивать других и получать их оценку выражена слабо (функциональный тип).
5.Самооценка проявилась как уверенность в хорошем отношении других и вместе с тем как потребность их критически оценивать (инициативный тип).
6.Рефлексивность и самокритичность вне связи со своей оценкой других и оценкой себя другими, самооценка непостоянная («рефлексивный» тип).
7.Самооценка неопределенная, невыраженная, вне связи с другими: есть потребность в оценке другими, но нет потребности их оценивать («рефлексивный» тип).
8.Противоречивая, низкая самооценка: есть потребность оценивать других, но нет потребности в их оценках.
Итак, самооценка может формир<