Совместная деятельность и ее субъект
Поскольку не каждый субъект деятельности решает космические задачи по преобразованию действительности, постольку одной из его главных задач является включение в совместную деятельность. Личность включается в решение профессиональных задач, которые стоят перед коллективным субъектом деятельности, группой, занимает некоторую позицию в совокупном субъекте, который вырабатывает совместный способ действия. Личность должна обладать способностью к оптимальному соединению с деятельностью общности (ее целями, задачами и т.д.) и действиями других людей. И это составляет ее совершенно особую задачу. У личности как участника совместной деятельности должны формироваться особые, индивидуальные качества, от которых зависит согласованность действий людей. Считается, что главная линия согласования действий личности и группы, коллектива — это наличие общих целей, принятие личностью целей коллектива. Однако (практика это уже доказала) не всегда достигается реальное единство целей. В совместной деятельности возникают проблемы срабатываемости, психологической совместимости людей. При наличии общей программы действий (задания, плана и т.д.) усилия каждого могут быть или согласованы, или не согласованы с усилиями всех.
У личности в процессе труда должны развиваться средства психологического воздействия на другого (умение подчинять других или приказу, или своему примеру и т.д.). В ходе совместной деятельности должен происходить обмен индивидуальными качествами, расширяться спектр индивидуальных возможностей. Совместная деятельность развивает способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей на основе установления определенных отношений с ними. Умение мобилизовать активность не только в желаемом, но и в нужном направлении, проявить инициативу, решительность и дисциплинированность одновременно — вот качества, которые развивает совместная деятельность.
Кроме этих качеств важны также согласованность-несогласованность особенностей личностной активности, например,— один берет на себя ответственность только в том случае, если другой ее не проявляет, один проявляет инициативу только тогда, когда ее принимает и поддерживает группа, и т.д. Очевидно, что личностной основой совместной деятельности является комплекс «я — другие», отношение к себе и отношение к другим, а также отношение других ко мне.
В качестве примера способности» к совместному способу действия можно рассмотреть совершенно особую способность (или неспособность) личности связывать свои действия и их оценки и отношения к себе других людей. Способность человека отделить оценку своей личности от оценки своих действий (собственной и других) стала предметом специального исследования. Оно показало, что лица с развитым чувством инициативы и ответственности коллегиального типа обладали высокой и гибкой самокритичностью и спокойным, деловым отношением к критике своих действий, поскольку они относили критические замечания не к своей личности в целом и учитывали их в необходимой для себя мере. Лица с инициативой и ответственностью эгоистического типа были безразличны к критике своих действий и несамокритичны. Лица индивидуалистического типа были самокритичны, но принимали критику неадекватно, как критику своей личности. Лица с преобладанием инициативы были либо нетерпимы
к критике, либо отождествляли критику своих действий с критикой своей личности.
Казалось бы, с возрастом человек становится более зрелым и должен на каждом возрастном этапе все более взвешенно относиться к критике. Но, как показали исследования, восприятие критики связано не с возрастными, а с личностными особенностями. Совсем маленький ребенок (по данным М. И. Лисиной) может отделять положительное отношение к себе взрослого от критики последним своих действий, не «обижаясь» на критику, понимая ее частный характер. Но уже подросток может испортить хорошее отношение со взрослым даже за критику одного своего поступка. Взрослые люди, как показывает исследование, соотносят критику себя и критику своих действий как равноценные или соподчиненные — в зависимости от типа своей личности и общей установки. Некоторым людям кажется, что окружающие их не одобряют, и тогда любое замечание они рассматривают как придирку. Другие стремятся сотрудничать только с теми, кто их одобряет, третьи способны спокойно и по-деловому реализовывать замечания других (равно как негативные, так и позитивные), не рассматривая их как оценку своей личности.
Способность прислушиваться к критике, учитывать ее в своих действиях является одним из важнейших условий оптимального соединения собственной активности с активностью других людей. Лица с преобладанием инициативы над ответственностью в ответ на критику не только не стремились совершенствовать самоконтроль, но начинали встречную критику, становились агрессивными, впадали в стресс или переключались на помощь другим, отказываясь от собственных обязательств. Полученные нами данные подтверждают, что у молодежи отношение к себе и отношение к другим соединяются в единый индивидуальный комплекс, который и побуждает активность разного типа: «я не хуже других», «я лучше других», «я всем докажу», «сделаю недозволенное» и т.д. Активность личности одновременно включает три отношения: к себе, к общности (к другим — использовать их, поддержать, отрицать, играть на противоречии с ними) и других к себе. Последнее отношение один тип людей способен воспринимать адекватно, а другие типы дают свою интерпретацию отношениям к себе, воспринимают не реальность, а кажимость.
Стремление прийти на помощь является важнейшим типологическим признаком и свидетельствует о способности к коллективному способу действия. Эта способность характерна не только для лиц с коллективистской инициативой и ответственностью, но и для людей, у которых преобладает или ответственность, или инициатива. У лиц с низкой активностью не наблюдалось стремления оказывать помощь; у лиц с инициативой и ответственностью эгоистического типа такая способность проявлялась в тех случаях, когда они стремились завоевать авторитет группы и занять в ней позицию лидера.
Способность человека взаимодействовать в деятельности с другими людьми, сохранять активность и инициативу в условиях общей дисциплины зависит от структуры и типа активности личности, от занимаемого места в группе и роли в совместной деятельности. Причем активность данной личности также носит некоторые социально-психологические черты: одни дают максимум при поощрении коллектива, других отличает высокая требовательность к себе, критичность, самоконтроль. Для одних стимулом оказывается успех, признание, для других — преодоление трудностей, возможность ставить и решать новые, более сложные задачи. Портрет личности в группе иногда включает черты активности, которые проявляются только при определенной совокупности условий: либо в успешной, либо в социально престижной, либо в социально поощряемой деятельности. Однако активность такого рода людей исчезает, стоит им только оказаться наедине с трудностями, в ситуации неуспеха, узнать о критическом отношении к ним группы.
В трудовой деятельности сплошь и рядом возникают ситуации, когда между личными и общественными интересами объективно нет соответствия, когда необходимо что-то делать, но для личности в этом нет психологической привлекательности, когда есть приказ, но нет собственной инициативы. Эти особенности профессиональной позиции личности и составляют реальные противоречия ее труда. Приведет ли несправедливая оценка к потере инициативы в труде, приведут ли жесткая дисциплина или волевые директивные указания руководителя к потере работником творческой инициативы — эти вопросы еще только изучаются учеными, а на практике они взаимосвязаны и должны учитываться в комплексе.
Включение личности в состав субъекта совместной деятельности предполагает ее участие в организации и регуляции совместных действий, в выработке общей программы (ответственность за совместный продукт труда, совместная оценка труда, регуляция и контроль за непрерывностью всего процесса труда, принятие коллективных решений). Именно потому, что регуляция совместных отношений отвечает особой потребности личности в организации коллективной деятельности (а не только собственной), большое значение имеют деловые игры, пользующиеся в настоящее время популярностью. У личности может появиться новая социально-психологическая мотивация: участвовать в регуляции взаимоотношений коллективного субъекта. Это совершенно новый «мотив» трудовой деятельности. Мотив руководить другими людьми отнюдь не всегда возникает в результате стремления к власти, не всегда есть проявление особого характера. Руководство другими людьми необходимо для достижения результата путем оптимальной организации взаимодействия. Это не столько потребность обладать властью, сколько потребность в организации все той же целостности, к которой стремится и субъект индивидуальной деятельности.
В совместной деятельности реализуются отношения двух уровней: отношения, посредством которых складывается и функционирует коллективный субъект, и отношения друг к другу его членов. Эти отношения соотносятся таким образом: если группа существует как общность людей (что и проявляется в совместной деятельности, и формируется в ней), то на уровне отдельных ее членов преобладают, как обычно говорят, деловые, профессиональные отношения, в принципе регулируемые при наличии противоречий и даже отдельных конфликтов. Если же группа представляет собой формальное объединение, т.е. не объединена в деятельности профессиональными задачами, то между ее членами возможны отношения и личные и безличные, и конфликтные и дружеские, но все они складываются стихийно.
В соответствии с этими различиями каждый член группы строит свою стратегию, а руководитель — стратегию группы в целом. Одни коллективы ориентируются на усредненного работника, т.е. не учитывается индивидуальность личности, ее особенности, возможности; другие строятся с учетом перспективы роста каждого, развития его способностей. При последней форме организации коллектива материальные ресурсы направляются на профессиональный рост одного, на воспитание другого, на обучение третьего. А это в свою очередь является основным условием роста активности каждого участника совместной деятельности.
Личность в процессе общения
Общение часто рассматривают как диалог, как своеобразную дискуссию. Оно подразумевает две или более общающиеся стороны, между которыми происходят процессы понимания (или непонимания), взаимного влияния, взаимных оценок. Общающиеся стороны могут быть соединены и в лице одного человека, если он осуществляет «внутренний» диалог 8.
Общение можно рассматривать как особый способ существования индивида посредством связи с другими индивидами, как способ взаимоотношений между ними 9. Общение предполагает такое взаимодействие общающихся сторон, при котором происходит обмен мнениями, информацией, опытом и т. д. 10 В общении выделяют предмет, по поводу которого происходит общение (информационная сторона, решение обсуждаемой задачи), и сам процесс общения (его особенности, нюансы). Общение разнообразно, многолико (по своим формам оно может быть опосредованным и непосредственным, формальным и неформальным, осуществляться большими или малыми группами), но оно всегда социально по содержанию, направленности, цели. Без потребности человека в общении общество не смогло бы нормально функционировать: ведь если бы не существовали самые разные формы общения, люди оказывались бы в условиях изоляции и каждый раз заново учились понимать друг друга, заново искать способы общения.
Общественная природа общения обусловливает постоянно возобновляющуюся у индивида потребность в нем. Потребность в общении у людей — это либо потребность изменения каких-либо свойств, качеств, сторон в себе самом и другом человеке (индивидуально-личностная сторона общения), либо потребность в достижении взаимопонимания, установления отношений с другими людьми (социально-психологическая сторона общения), либо потребность в решении совместной задачи, в достижении совместной цели (социально-предметная сторона общения) и т.д. В соответствии с тем или иным характером потребности в общении (индивидуальным, коллективным) определяется и направленность личности на общение (личное, совместное, безличное), и ее готовность к общению. Как отмечают психологи, трудно переоценить готовность человека к профессиональному общению, которую они определяют как подлинный и ничем не заменимый профессионализм.
Особый интерес представляет определение общения, данное С. Л. Рубинштейном, как отношение к миру, к другим людям, к себе 11. Отношение человека к миру, в котором он живет, действует, общается,— это отношение не только к миру явлений и предметов, а к миру человека, людей, оценка их отношений, связей, зависимостей друг от друга. Действительность, в которой живет человек,— это совокупность отношений, влияний, восприятие и переосмысление им этих отношений. Это мир «особой» действительности — действительности отношений, условностей, способов поведения, которые человек, рождаясь, застает готовыми, сформированными, которые он познает и к которым приобщается. К. Маркс определил эту действительность как гражданскую жизнь общества, в соответствии с которой и внутри которой каждый человек начинает общаться и строить свои отношения.
Мир отношений — это непрерывный процесс становления отношений между людьми и действительностью, которая обусловливает характер, направленность, особенности этих отношений. Существующие в обществе ценности, условности, тенденции фиксируются, закрепляются в сознании людей и служат руководством к действию. Нормы общения человек постоянно мысленно «проецирует» на свои отношения, свое поведение оценивает с позиций этих норм (их принятия или непринятия). Отношение личности к существующей в обществе системе норм общения, поведения, отношений и т.д. зависит от того, в какой мере в ней воплощено богатство всех существующих форм общения. В неразвитом обществе существует жесткая система норм в отношениях между людьми. Эта неразвитая, обедненная, несовершенная система «проецируется» на индивидуальное сознание. В развитом обществе преобладает система этических отношений, которые устанавливаются, вырабатываются членами общества и регулируются ими же самими.
Самое сложное — это реализация социальных норм на уровне индивида. Например, для воспитания у ребенка правильных навыков общения нужно, прежде всего, чтобы слово не расходилось с делом. И взрослый постоянно решает противоречие между осознаваемой нормой и не соответствующей ей практикой общения и поведения.
Типы отношений людей в группе определяются на основе таких социальных потребностей, как потребности в социальном участии, в контроле, в положительной эмоциональной оценке и т.д. Существует точка зрения, согласно которой индивид проецирует на отношения в группе опыт отношений в семье. Эта точка зрения положена в основу теорий межличностных отношений некоторых зарубежных психологов 12. Типом отношений в семье они определяют ценности, нормы, потребности общения, которые затем переносятся в практику «взрослого» (самостоятельного) общения. К этой точке зрения можно отнести и понимание общения как осуществления той или иной роли. Ролевая игра как один из способов приобщения к особенностям социально-психологической реальности также непосредственно зависит от конкретного содержания роли, «исполняемой» ребенком (роли матери, почтальона, полицейского), от того, что становится для него достойным подражания, а что отрицается (пародируется).
Усвоение социальных норм общения происходит не только через поведение, но и через восприятие одного человека другим 13. Признание того, что общество состоит из разных людей, непохожих ни по внешним, ни по душевным качествам, доброжелательное отношение к этим разным людям, умение слушать их, уважать их мнения являются основной предпосылкой формирования гуманной личности.
Общение играет большую роль в формировании психики личности. Дефицит общения — прежде всего бедность эмоционального фона, его недостаточность, когда все рисуют одним цветом,— особенно влияет на неокрепшую детскую психику. Исследования чешским психологом И. Кхолом особенностей мышления показывают, что «ошибки» мышления сказываются на процессе общения уже сформировавшихся личностей, проявляются в недостаточном понимании, в неверной интерпретации окружающего мира 14. Он выделяет «черно-белый» тип мышления, когда мир воспринимается однолинейно, категорично, поверхностно. Очевидно, что подобное «черно-белое» общение (это нельзя, это не делай, это не так) не способствует духовному обогащению личности, не позволяет ей наиболее полно выразить себя в общении.
О том, насколько продуктивно общение со сверстниками, с людьми других поколений, можно судить по тому, удалось ли партнерам найти точки соприкосновения, говорят ли они «на одном языке». При этом точки соприкосновения, «один язык» мнений, взглядов не должен сводиться к одной позиции, предполагает способность, желание, умение партнера понять позицию другого человека, сохраняя при этом свою. М. М. Бахтин выделял «эстетическое (там, где невозможно этическое) вживание» в мир другого человека, в мир его переживаний, для которого необходимо «усвоение жизненного кругозора» другого человека. Он считал это особой формой отношений, иногда более значимых, чем действия и поступки 15.
Каждый сам выбирает способ, с помощью которого он может лучше общаться с другим человеком, но в любом случае человек должен осуществлять этот процесс осмысленно, направленно, эмоционально. Заинтересованность в своем партнере по общению, желание «поделиться» с ним, внушить, склонить на свою сторону, почувствовать, что его отношение вызывает в другом ответный отклик, какие бы преграды их ни разделяли (языковые, возрастные, географические),— таковы основные побуждения общения.
Особый интерес представляет «опосредованный» тип общения, когда оно осуществляется не непосредственно, а на основе того или иного контекста (культурного, исторического, литературного). Такое общение происходит при работе человека с текстом (книгой, статьей и т.д.), когда общение опосредовано временем, культурой, языковыми средствами и т.д. Автор, живший за несколько десятилетий или даже столетий до нас, передает веяние своей эпохи, знакомит с культурными традициями или просто высказывает свою точку зрения на те или иные проблемы. В эпоху НТР общение, опосредованное информационно-технологическими средствами, приобретает особую значимость, но оно должно осуществляться в разумных пределах. Опасность заключается в том, что теле-, аудио-, видеосредства часто сводят на нет собственно человеческое общение, обедняя эмоциональный мир личности. Тогда как книга, отмечает, например, Ю. М. Лотман, остается для человека надежным спутником жизни, молчаливым собеседником, разделяющим его заботы и тревоги.
Общение опосредованно и личностно, причем это опосредование осуществляется средствами, соответствующими жизненным ценностям, установкам, правилам, которыми руководствуется человек. Можно сказать, что общение происходит типичным для данной личности образом, и при этом неважно, относится ли общение к деловой или личной сфере, важны те мировоззренческие, этические принципы, на основе которых данная личность вступает в общение. Личность активно стремится к общению, отвечающему ее жизненным ценностям, избегая общения, если оно идет с ними вразрез. Ограниченная сфера общения, ее узкий круг объясняются в первую очередь неспособностью личности к последовательной, произвольной регуляции процесса общения в соответствии с его общим для партнеров руслом, общими задачами.
Существует тип общения, который объединяет людей как индивидуальностей. Если признание существования другого как личности предполагает признание его «права на самоопределение», свободу, непохожесть на себя, то союз индивидуальностей включает принцип различия и «право» на выбор общения в соответствии с ним. Такой нормой, или высшим типом человеческого общения, достойного подражания, является не только признание, но и утверждение в другом человечности. Признав право другой личности на самовыражение, человек делает первый шаг в этом направлении, но пока только пассивно признает необходимость такого общения и еще не содействует ему. На высшую ступень общения он поднимается в процессе утверждения в другой личности всего лучшего, что в ней есть, всего человеческого.
Потребность в общении с другим человеком не просто особая потребность в помощи, в понимании, в самовыражении и т.д. Личность в процессе общения не просто удовлетворяет свою потребность в дружбе, в помощи и т.д., а развивает способность утверждать в другом человека, учитывать его интересы и тем самым развивает и удовлетворяет свою высшую потребность — потребность в человечности. Такая личностная «установка» может реализоваться в общении и с близкими, и с «далекими» людьми. Она исходит из признания ценности самого существования человеческой личности безотносительно к тому, как последняя ко мне относится. При создании таких отношений личность как бы «выносит себя за скобки», отодвигает на второй план свои личные интересы. Это изменение «точки отсчета» при построении отношений между людьми, как правило, наиболее плодотворно. В этом наиболее оптимальном случае личности включают в общение все богатство своих отношений к миру, такой союз не сковывает, не ограничивает, а дает простор для их развития и самоопределения.
Как свидетельствуют эксперименты, проведенные под руководством С. Л. Рубинштейна 16, пробуждение понимания как особого качества мышления связывается не только с фиксированием понятий в словах, но и с пониманием как вопрошанием (особенно характерным для возраста «почемучек» в раннем детстве), с активным отношением к воспринимаемому. Процесс общения между детьми и взрослыми отличается от «равноценного» обмена информацией между взрослыми своей пассивностью — зависимостью детей от получения, приема информации, поступающей из внешнего мира. Подчас неконтролируемое со стороны взрослых обилие телевизионных передач, знакомств, встреч, поток информации обрушивается на неподготовленного ребенка. Внутренняя неготовность (нежелание) ребенка (подростка) к общению не является признаком его асоциальности, замкнутости. Во всяком случае «борьба» с необщительностью не должна производиться одним и тем же арсеналом средств (иди, делай, говори, общайся и т.д.), тем более что такая «методика» воздействия еще никогда не приносила успеха.
Этические проблемы касаются не только этических ценностей и законов нравственной жизни. Прежде всего, они затрагивают отношения людей и личностные способы регуляции этих отношений. Уровень этической зрелости личности определяется не только ее следованием нравственным ценностям, но, прежде всего, способностью гуманно относиться к другому человеку, строить и отстаивать отношения, достойные обоих. Исходя из этого можно сказать, что принцип «обратимости отношений» ни в нравственном, ни в психологическом смысле неправомерен.
Этот принцип был в свое время сформулирован И. Кантом, который считал, что человек должен поступать по отношению к другим так, как он хочет, чтобы поступали по отношению к нему. Данный принцип, хотя и неявно, предполагает известное взаимосогласование этических позиций в отношениях людей. Отсюда можно сделать вывод: поступай с людьми хорошо в той мере, в какой они хорошо относятся к тебе. Эта своеобразная этическая «договоренность» подрывает, на наш взгляд, суть этики как высшего регулятора человеческого поведения.
Принцип «взаимосогласования» и «соизмерения» этических позиций ограничивается практикой непосредственного общения, нивелирует этический идеал, сужает возможность следовать ему. Так появляется формула: «Ты — мне, я — тебе». Люди, разделяющие ее, перестают вести себя согласно моральному идеалу, нравственным принципам, поскольку другие часто ведут себя по отношению к ним безнравственно. Способность избегать, нивелировать давление ситуации, практику непосредственно сложившегося общения и есть реальная психологическая способность личности разрешать противоречие между этическим идеалом и тем, как поступают другие.
Способность абстрагироваться в процессе общения с другим человеком и от его субъективного отношения, и от ситуации показывает этическую воспитанность человека и умение разрешать сложные психологические противоречия. Абстрагирование от «обстоятельств», от непосредственной ситуации, от субъективного отношения другого и есть проявление истинной свободы в общении, а также способности к творческому созиданию людьми своих отношений друг с другом.
Творческое отношение, на наш взгляд, должно проявляться, прежде всего, не в сфере создания предметов, вещей, а в сфере человеческих отношений, т.е. в способности строить их согласно высшим гуманистическим идеалам. Задача психолога состоит в том, чтобы донести до людей ту простую истину, что способность и готовность идти навстречу жизненным трудностям и противоречиям и достойно разрешать их не только ничего не отнимают у человека, но, напротив, развивают в нем высокие человеческие качества — человеческое достоинство, душевную свободу и мужество.
Как отмечалось, характер общения влияет на процесс развития личности, хотя очевидно, что развитие личности происходит не только в общении с людьми, но и в совместной с ними деятельности. Личности и различаются по тому, в какой сфере жизни они преимущественно развивают и проявляют себя — в интимно-личностной или в общественной, какую из них они превращают в сугубо личную потребность и ценность. Однако, на наш взгляд, неправомерно их противопоставлять и обособлять: одну — как сферу личных чувств, другую — как сферу общественно необходимого дела.
Личные чувства и отношения окрашивают все сферы жизни человека. Вместе с тем любую сферу общения нельзя свести только к проявлению чувств, симпатий, антипатий, к чисто субъективным отношениям. Общение как построение отношений, с одной стороны, формирует человеческие чувства, с другой — регулирует поведение, поступки. Строить отношения можно только на основе единства чувства и дела, на искренности. Поэтому противопоставлять личную сферу общественной (одну — как субъективное, другую — как объективное проявление личности) неправомерно. Личные отношения должны основываться не только на любви и симпатии, но и на реальных действиях, заботе, помощи, поддержке. Не случайно одной из важнейших причин распада семейных отношений или неумения их создать является иллюзия, что чувства не требуют никаких реальных деловых «доказательств».
Конечно, при некоторых видах общения (дружба, любовь) определенную роль играет притягательность другого человека, его обаяние. При построении таких отношений люди должны проявлять способность абстрагироваться от некоторых качеств человека, от прошлых субъективных отношений. Необходимо уметь освободиться от личных пристрастий (подталкивающих иногда на ложный путь и формирующих мнимые ценности), ставить во главу угла интересы другого. Это заставляет человека подчас вступать в спор с самим собой, одерживая победу над первым порывом чувств, которые могут внести некоторый диссонанс в отношения.
Однако ни само общение, ни построение отношений, регулирующих поведение и коммуникации людей, не могут быть объяснены только симпатией или антипатией. Тем более они не могут объяснить, почему установились те или иные отношения людей в коллективе, в семье и т.д. Важно учитывать не только качества личности, необходимые для ее вхождения в коллектив, но и то, каким должен быть в коллективе тип отношений, чтобы он мог формировать соответствующие качества у членов этого коллектива. В структуре коллективных отношений имеет значение не только наличие микрогрупп, микроотношений, главное — это общественно значимые отношения: принципиальность, деловитость, условия для более полного проявления индивидуальностей, для развития людей. Следовательно, у перспективного коллектива преобладает тип отношений, которому свойственна высокая общественная ценность и который благодаря усилиям руководителя и всего коллектива может превратиться в преобладающий тип отношений между всеми членами коллектива.
Таким образом, для профессионального становления личности важна не та или иная формальная сетка межличностных отношений, а такой их тип, который представляет систему деловых и ценностных отношений, систему расстановки сил с учетом профессионального роста личностей, при которой требования к людям соотносятся с их возможностями. Этот тип отношений предъявляет требования не только к самим людям, их поведению, но и задает им эталон общения, создает деловую обстановку, атмосферу общения.
Вышесказанное позволяет подчеркнуть многоуровневость проблемы общения. Непосредственно наблюдаемые акты коммуникаций, средства общения, формы поведения, по-видимому, регулируются не только общающимися личностями, но и совместно создаваемыми отношениями. Качество отношений или дает простор, или ограничивает развитие субъектов общения. Высшим уровнем отношений является такой уровень, на котором реализуются нравственные ценности. Качество личности как субъекта общения, руководствующегося этическими принципами, заключается не только в том, чтобы строить свое поведение в соответствии с этими принципами. Активная борьба за достойные обоих общающихся нравственные отношения, за их прочность, перспективу, а не только за отдельные поступки — такова подлинно этическая позиция субъектов — участников общения.
Отношения могут быть условно названы функциональными, если другой человек выступает как средство для достижения личных целей. Тогда общение строится только на основе соблюдения некоторых ситуативных правил, а отношения протекают лишь на поведенческом уровне, т.е. принимаются в расчет лишь поступки партнера, а не его отношение. Иной вид отношения принимают, когда один относится к другому как к личности. Это означает, что другим признается вся совокупность человеческих качеств и прав, в том числе и право быть непохожим на меня, право поступать в соответствии со своими интересами, право на собственный жизненный путь. Такое признание другой личности в значительной мере определяет характер складывающегося отношения. Будет ли это дружеский или деловой союз, он при всех условиях создает возможности для взаимного проявления личностных качеств. Такое отношение не ограничивает проявление способностей и черт личностей, которые включены в него, поэтому оно перспективно.
С. Л. Рубинштейн в книге «Человек и мир» раскрыл этическую основу человеческих отношений. Она заключается в признании самого существования другого человека. Он писал: ««Полюби нас черненькими, беленькими всякий нас полюбит» — подлинный смысл этого положения в том, чтобы любить человека не за тот или иной поступок, встретивший одобрение или порицание других людей, который может быть случайным, а за него самого, за его подлинную сущность, а не за его заслуги» 17. Важно не то, как данный человек отнесется ко мне и что он захочет включить в сферу наших с ним отношений, а безотносительная ко мне, к моим потребностям и «интересам» объективная ценность его личности. Через анализ этого этического аспекта общения, в котором заключается подлинное общение субъектов, происходит сближение между личным и общественным, между «ближним» и «дальним». И здесь предстает иерархия ценностных отношений личности, характер ее жизненных отношении — к людям, к делу, к жизни в целом.
Характер общения личности является ее пробным камнем. Если человек способен на подлинное уважение к другому, на признание в нем личности, индивидуальности, если он еще не может признать личностями всех, с кем ему приходится общаться, то это в первую очередь характеризует его самого. Независимо от того, выступает ли другой человек в качестве другого «я», близкого «ты» или в качестве более далекого «он», личность должна строить отношение к нему как к субъекту, а не как к объекту. Это не просто следование нормам и ценностям как таковым, а утверждение ценности другого человека посредством построения соответствующих отношений с ним. Такие отношения требуют от людей не просто умозрительного знания нравственных истин, а всех душевных сил и способностей, ума, такта, спокойствия, воли и доброты.
Очевидно, что выводить все общение из психологии личности было бы так же неверно, как и «вычитать» ее из общения, типизируя общение безотносительно к личности. На наш взгляд, психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в контакт, создают нечто третье, что и представляет собой отношение между ними. Отношение между людьми может быть результатом уступок со стороны одного, равным, основанным на взаимоприемлемых условиях или взаимным сердечным согласием. Однако в любом из этих случаев оно есть некоторый «идеальный продукт» взаимных усилий. Этот «идеальный продукт» обнаруживается через позиции общающихся. В свою очередь отношение начинает детерминировать конкретные акты общения, стратегии и тактики его участников. Так, например, уступка одного, зафиксированная в устоявшихся отношениях, может вызвать у него постоянное глухое или открытое раздражение в адрес другого. Здесь можно говорить уже о том, что это чувство вызвано не самим по себе поведением или субъективным отношением другого, а именно положением подчиненности, зависимости в сложившихся отношениях. В каждом акте общения, в его конкретной ситуации воспроизводится с теми или иными вариациями тип установленного прежде отношения. Существенно, что характер частных актов и ситуаций общения обусловлен не только мотивами, чувствами личностей, но и логикой их общего, совместно созданного отношения.
В свою очередь предположение об отношениях людей как о некотором «идеальном продукте», о некотором «мосте», связывающем их, позволяет наметить в предварительном порядке типологию отношений. Одни отношения выступают как простая кооперация, в рамках которой происходит своеобразное «разделение труда», взаимодополнение способностей друг друга. В таком случае две личности совместно создают то, что богаче и полнее каждой из них в отдельности. Другие отношения носят характер обмена, и, даже если речь идет об обмене духовными ценностями, это ограничивает их союз функциональными рамками. Характер и тех и других отношений бывает весьма сложным, позиции участников союза могут в известных пределах меняться, не нарушая его самого.
Общественная активность личности, ее самоопределение, «обособление» в составе коллективного субъекта связаны с комплексом отношений, в который входят по крайней мере три взаимосвязанных элемента: отношение к коллективному субъекту (его задачам, целям и способу организации); отношение к своему месту, занимаемому в коллективе; наконец, отношение к другим членам коллектива. Синтез двух первых отношений составляет социально-психологическую характеристику личности, задает способ ее отношений к другим. Так, например, в коллективе личность может выступать как исполнитель, отвечающий только за свой «участок», не всегда связанный с общим делом и общими целями коллектива. В этом случае она обычно и к другим относится как к таким же исполнителям. Э<