Структура межличностного взаимодействия
Интерактивная функция общения (от англ. т1егаспоп — взаимодействие) обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга. Существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния.
Деловые партнеры всех типов хотя и проявляют свои индивидуальные различия при взаимодействии, получении информации, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они выходят на несколько его уровней.
В литературе выделяют в основном три уровня общения:
макроуровень. Выражается в том, что человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями;
мезауровень. Предполагает общение в пределах содержательной темы, конкретного предмета разговора, который может быть единичным актом или носить многоцелевой характер;
микроуровень. Несет элемент содержания и выражается в определенных показателях, которые характерны и для других уровней: вопрос— ответ, рукопожатие и приветствие, мимика и т.д.
Существуют и другие классификации. Например, А. Б.Добро-вич выделяет следующие уровни общения:
конвенциональный. Этот уровень характеризуется проявлением интереса к личности собеседника, открытостью, готовностью встать на его место, демонстрацией высокой культуры общения;
примитивный. Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как средство достижения цели. В зависимости от этого партнера или приближают, или отталкивают;
манипулятивный. Человек, отдающий предпочтение манипулятивному уровню общения, выступает в роли игрока, которому непременно надо выиграть для получения какой-нибудь выгоды, материальной или психологической;
стандартизированный или контакт масок. Общение происходит на основе некоторых стандартов, инструкций, протокола и представляет собой развертывание так называемого ролевого веера. Интерес к партнеру по взаимодействию проявляется лишь как к носителю определенной социальной роли (врач, руководитель, адвокат), истинное «Я» скрыто под маской. Маска — определенная совокупность нормативных элементов вербального и невербального поведения. В деловом общении используется огромное многообразие масок (вежливости, заинтересованности, улыбок и пр.). Среди них: конвенциональные, т.е. позволяющие соблюдать этикетные нормы и традиции; реактивные, т.е. возникающие в ответ на маску партнера, и ситуативные, т.е. проявляющиеся в наборе дежурных фраз, характерных для общения в данной ситуации. Деловые партнеры, как правило, меняют маски автоматически, по обстоятельствам и ситуациям, складывающимся в деловом взаимодействии;
игровой. Этот уровень характеризуется тонкостью содержания и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выражается в отражении друг друга;
духовный. Высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как носитель духовного начала. Духовность реализуется за счет взаимопроникновения личностей, стремления к единодушию.
Людям приходится в реальной практике взаимодействия использовать разные уровни общения, так как они помогают лучше ориентироваться в непосредственной ситуации взаимодействия с партнером, исходя из поставленных целей, особенностей момента и самого собеседника, а также в зависимости от того, какое это общение: социально-ролевое, деловое или интимно-личностное. Чтобы оценить процесс общения с точки зрения эффективности
взаимодействия, можно также классифицировать и взаимное влияние участников делового общения.
В литературе по общению рассматриваются шесть типов взаимовлияния:
взаимное облегчение — действия партнеров по общению становятся результативным благодаря благотворному влиянию друг на друга;
взаимное затруднение — взаимодействие неэффективно, действия партнеров затрудняют достижение результатов общения;
одностороннее облегчение — взаимодействие способствует повышению эффективности действий одного из партнеров;
одностороннее затруднение — для одного из партнеров намеренно или непреднамеренно создаются помехи;
асимметричное облегчение — один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситуации общения облегчает действия другого;
независимость — поведение партнеров не влияет на степень эффективности действий друг друга.
Процесс взаимодействия — это всегда обращение друг к другу конкретных личностей, деловых партнеров. Для возникновения между ними той или иной связи необходимо их адекватное отражение друг друга, которое, как правило, строится на определенном представлении о человеке, возникающем в процессе взаимного наблюдения и восприятия. На основе восприятия (создания образа) человек формирует поведение и отношение к партнеру по общению. Навыки межличностного общения дают возможность заводить знакомства, поддерживать и развивать отношения с самыми разнообразными людьми.
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе установок и ценностных ориентации, ожиданий, сложившихся стереотипов, эмоциональных откликов, которые один человек вызывает в другом. Хотя все отношения развиваются по-разному, чаще всего они проходят следующие стадии: зарождение, стабилизация и угасание. Будут ли отношения удачными зависит от того, как взаимодействуют партнеры. Формой выражения отношений является непосредственное общение одного партнера с другим, в ходе которого межличностные отношения проявляются с различной степенью активности.
Основой для установления отношения с другим человеком прежде всего является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о деловом партнере пассивно, когда наблюдаем за его действиями и поведением, активно, когда получаем информацию от других, и интерактивно, когда обращаемся непосредственно к человеку. Для того чтобы начать взаимоотношения с человеком, мы устанавливаем контакт глаз и затем вступаем в разговор, поддерживаем его и уж потом переходим на более тесные отношения. В неформальных межличностных отношениях существует баланс самораскрытия (люди обмениваются биографическими данными, личными идеями, трудностями, проблемами и описывают свои чувства) и обратной связи (вербальные и физические реакции на людей и их сообщения).
Совместная деятельность обычно связана с решением конкретной профессиональной задачи (производственной, коммерческой, педагогической и пр.), стоящей перед организацией, а также с наличием у ее участников общей цели. Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов.
К ним относятся:
- единая цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между людьми;
- общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;
- наличие единого пространства и времени взаимодействия;
- разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;
- координация индивидуальных действий и управление ими;
- знание каждым участником норм, правил и процедур общения;
- необходимость передачи информации, обмен ею;
- эффективная обратная связь по вертикали.
Когда у деловых партнеров складываются удовлетворяющие взаимоотношения, они стараются их стабилизировать, т.е. поддерживать на одном уровне. Однако это возможно лишь тогда, когда обе стороны придерживаются одинакового мнения относительно того, чего они хотят друг от друга. Чтобы поддерживать стабильность, партнеры должны сознательно говорить друг с другом беспристрастно, а не давать оценки; быть открытым для собеседника, а не скрывать подспудные мысли; строить предположения, а не устанавливать жесткие догмы; общаться на равных, не унижая достоинство другого человека.
Основной принцип деловых взаимоотношений — рациональность, сознательное управление ходом взаимодействия, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.
Подумай и выполни задание
Для рассмотрения собственных манипулятивных действий проанализируйте разнообразные жизненные позиции и выделите свои приемы манипулятивных действий и их влияние на процесс взаимодействия с другими людьми.
Для анализа вспомни несколько жизненных ситуаций (в последние годы), в которых бы прослеживались ваши минипупятивные действия. Опишите себя манипулятора, акцентируя внимание на следующих вопросах.
- Вы манипулируете окружающими чаще всего неосознанно, в силу сложившихся обстоятельств, или намеренно?
- Какую роль в выстраивании отношений с людьми играет для вас манипуляция?
- Как происходит в жизни: вами манипулируют или главный манипулятор вы сами?
- Какой выход вы можете сделать для себя, отрефлексировав воспоминания?
Формальное и неформальное взаимодействие.Это различие контактов в зависимости от степени формализации.
Формальные группы — взаимодействие в них позволяет упорядочить и ограничивать информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:
- организационными (схема организационной структуры предприятия) ;
- функциональными (положение об отделах и службах). Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:
- обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий;
- предметно-целевой характер содержания взаимодействия;
- соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и "функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
- заинтересованность всех участников взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений;
- коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирование, соблюдение правил);
- формальные ограничения:
конвенциональные, т.е. действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр.;
ситуативные, т. е. взаимодействие в той форме деятельности, регламенте и пространственной среде, которая предлагается;
эмоциональные, т.е. независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым высокой эмоциональной культуры и способности к самоуправлению;
насильственные, т.е. в практике делового общения допустимо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение установленного регламента или некорректное общение).
Неформальные группы характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженности, дополняющее формальное общение. Известно, что неформальные шалы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль и распределении организационных задач.
В то же время при взаимодействии и неформальных группах часто информация распространяется с помощью слухов и сплетен.
Сплетни — это передача информации о людях, известных вам и вашему собеседнику, причем эта информация не обязательно (Правдива. Известно, что сплетни — одна из самых распространенных форм межличностной коммуникации. С одной стороны, сплетня позволяет побеседовать, не выдавая много информации о себе. По большей части сплетни не опасны, потому что они просто отражают то, что знает общество о конкретных людях. Случается, что люди разрывают отношения, теряют работу, попадают в аварии, выигрывают призы, гранты и т. д. В этих ситуациях нет ничего тайного, и если человек стал свидетелем подобных событий, то он, вероятно, расскажет сам о том, что с ним произошло. Человек может долгое время обмениваться сплетнями и на самом деле ничего не говорить о себе и ничего не узнать о другом человеке. Сплетня беспрепятственно позволяет представить, возможно ли дальнейшее развитие отношений, потому что мы видим, реагирует ли другой человек на объект сплетен так же, как мы, или нет.
С другой стороны, сплетня может быть злонамеренной, передающей неточную информацию, наносящей вред партнеру. Самый злостный вид.сплетен имеет место, когда кто-то умышленно хочет причинить боль другому человеку, которого в данный момент нет рядом, или поставить его в неловкое положение. Сплетня быстро превращается в слух, а слухи могут навредить деловому партнеру. Вместе с тем, по данным некоторых исследователей, слухи по меньшей мере на 75 % являются точными.
Интерактивное взаимодействие.Взаимодействие при интеграции коллективных усилий для совместного решения той или иной задачи называется интерактивным. Оно осуществляется через интервенцию (вмешательство) руководителя в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной целью.
Доказано, что эффективность интерактивного взаимодействия зависит от эффективности групповой работы. Более того, интерактивная группа по успешности своей работы во многих отношениях превосходит любую аналогичную по составу, но построенную на других принципах взаимодействия группу. При интерактивном общении индивид обогащается, приобретает и заимствует от других то, что не может быть приобретено вне группы, а успешность совместной деятельности людей определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, стратегией и тактикой совместных групповых усилий. Примером полной коммуникативной структуры взаимодействия может служить дискуссия, в процессе которой все участники группы совершенно свободно общаются друг с другом.
Групповой способ принятия решения особенно эффективен в тех случаях, когда обсуждаемая проблема носит творческий характер и у каждого участника имеется свой вариант ее решения. Преимущество групповых решений над индивидуальными и получаемый синергический эффект обусловлены в таком случае:
- большим объемом и разнообразием учитываемой информации;
- большим творческим потенциалом (в процессе принятия решений группа в целом выдвигает большее число гипотез и более тщательно их контролирует, чем отдельный индивид);
- большим риском, «осторожной смелостью» в принятии решений;
- применением более эффективной «фокусирующей» тактики в выдвижении и рассмотрении гипотез;
- активностью умственных действий каждого, порождаемой вопросами и дискуссией.
Интерактивное упражнение
Для развития умения координировать совместные действия поиграйте в «Групповой коллаж» — коллективное выполнение участниками игры творческой композиции по совместно выбранной теме на склеенных листах бумаги общей площадью 4-6 м2 с использованием всего комплекса изобразительных материалов. Путем групповой дискуссии выбирается тематика, отражающая актуальные для участников источники межличностных переживаний (например, «Любовь в моей жизни»). Длительность работы 30-45 мин. На этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции. Когда коллаж будет готов, сфотографируйте его, чтобы сохранить, затем обсудите полученный результат. По итогам работы каждый участник делает презентацию своего проекта, раскрывает вложенный в него смысл и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.