Основы организации бесконфликтного общения детей

Причины конфликтов Способы разрешения конфликтов
1. Недостаточное развитие у ребенка игровых умений и навыков. Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть.
2. Ссоры из-за игрушки. В младшей группе должно быть как можно больше одинаковых игрушек. Необходимо осознание взрослыми права ребенка на собственность. Нельзя обзывать ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой, если он не делится игрушкой. Задача взрослых - помочь детям найти возможность договориться друг с другом – играть по очереди, обменять одну игрушку на другую (не менее интересную), переключиться на другую игру и т.д.  
3.Спор из-за распределения ролей.   4.Ребенка не принимают в игру, так роли все уже распределены. Можно начать распределение с второстепенных ролей, постепенно доходя до главных. В этом случае более активные дети захватывают роли, предложенные воспитателем. Конечно, этот прием не всегда срабатывает; тогда используют установление очередности, считалки, жребий. Тогда можно подсказать варианты дальнейшего продолжения игры. Взрослый показывает пример собственного речевого поведения в конфликте, например, «Ты прав, но…» , «Вы оба правы, но каждый по-своему», «Давайте подумаем, как поступить!». На основе подражания эмоциональный словарь детей будет пополняться словами, фразами, дающими право спорить, но при этом не унижать себя и другого.
5. Ребенку важно, чтобы педагог обратил внимание на его эмоциональное состояние. Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать его чувства: «наверное, тебе очень хотелось…», «наверно, тебе не понравилось. Что… и ты захотел…» Если ребенок негодует или рассержен, необходимо помочь ему справиться с приступом негативных эмоций. Это возможно, если педагог сам сохранит спокойное эмоциональное состояние. Чем сильнее шумят дети, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого.
6.Ребенок проявляет агрессию. Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагировать различные эмоциональные переживания, безопасно для самого малыша и окружающих его людей (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои). В некоторых незначительных ситуациях стоит проигнорировать агрессивные действия дошкольника, не фиксировать на них внимания окружающих. Можно отвлечь или переключить внимание конфликтующих детей на другой объект.
7. Острое противостояние детей. Немедленно прервать, запретить драку. Разделить драчунов, встать между ними, усадить каждого за стол или на пол. Нет смысла искать правых и виноватых. Взрослому надо подумать, почему между этими детьми возникла драка (не поделили игрушку, устал, обижен или привычная реакция?).
8.Ребенок-драчун. Нет смысла наказывать драчунов. Когда взрослый наказывает непослушного дошкольника, его шалости затухают только на короткое время или твердит: «Я больше не буду». Простили -шалость повторилась.
9.Дети проявляют вербальную агрессию, дразнят сверстника. Ранимого, чувствительного ребенка убедить в том, что не надо расстраиваться в тот момент. Когда тебя обзывают, использовать защитные фразы: «Кто обзывается, тот сам так называется».
10 Ябедничество. Дети ябедничают, когда хотят, чтобы обидевший их ребенок, имел неприятности от взрослого. Цель взрослого - направить активность детей друг на друга, например: «ты можешь сказать об этом не мне, а Никите» или «поговорите об этом друг с другом»

\

Межличностные отношения в детской группе

Межличностное отношение – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга

Роль группы сверстников в социальном, личностном развитии ребенка–дошкольника освещена во многих социально-психологических, психологических, педагогических научных работах и исследованиях. Именно в обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию. В группе сверстников ребенок учится той или иной форме поведения, «ориентируясь на требования группы в виде "ролевых ожиданий", то есть, упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует уверенности, активности, позитивному «самовосприятию».

Многие психологи пытались дать классификацию межличностных отношений и выделить основные их параметры.

В.Н. Мясищев выделял личностные эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, враждебность, чувства симпатии, любви, ненависти) и отношения более высокого, осознанного уровня – идейные и принципиальные.

Я.Л. Коломинский говорит о двух типах отношений – деловых и личных, основанных на чувстве симпатии или неприязни.

А.А. Бодалев большое значение придает оценочным отношениям.

А.В. Петровский выделяет особые формы отношений – референтные и феномен ДГЭИ (действенной групповой эмоциональной идентификации).

В исследованиях Т.А. Репиной выделены три вида межличностных отношенийв дошкольной группе: собственно личные, оценочные и зачатки деловых отношений. Т.А. Репина также подчеркивает, что существует различие между внутренними, субъективными отношениями и сферой их внешнего проявления, в способах общения с другими людьми, то есть объективными отношениями. Но в целом, в дошкольном возрасте из-за непосредственности, у детей в большей степени, чем у взрослых, сближены субъективные отношения и их объективное выражение.

Таким образом, межличностные отношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями. Они находятся в процессе развития и выражаются в общении, совместной деятельности, поступках и во взаимооценках членов группы. В отдельных случаях, когда отношения не носят действенного характера, они ограничиваются сферой только скрытых переживаний. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире.

Наши рекомендации