По проблеме безнадзорности и правонарушений

Закон «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указывает, что индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится путем разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении (ст. 16).

В Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики требования Закона отразили в Приказе от 15.12.2015г. №905 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении» (далее – Инструкция). Согласно ей в зону ответственности педагогов-психологов (практических психологов) входит:

- оказание содействия всем субъектам деятельности по профилактике в образовательной организации;

- проведение диагностической работы, отвечающей поставленной задаче, представление анализа результатов диагностической работы в сводном заключении (форма 4-у);

- разработка и представление методических рекомендаций реабилитационного, профилактического, просветительского содержания;

- ведение системы планирования своей деятельности с учетом профилактического направления;

- участие в составлении индивидуальной программы реабилитации обучающегося (воспитанника), которая согласовывается с заместителем директора по воспитательной работе.

Относительно последнего пункта (участие в составлении индивидуальной программы реабилитации) следует сказать, что документ составляется согласно Форме 3-у. Педагог-психолог в индивидуальном плане указывает общую информацию о предстоящей работе, перечисляет психологические мероприятия по коррекции, восстановлению и развитию и не приводит сведения конфиденциального характера. В содержании работы следует указать название занятия и его цель, в графе «Формы и методы» указать соответствующую форму, отметить сроки выполнения, указать ответственным себя.

Например:

Направления работы Содержание работы Формы и методы работы Сроки выпол. (дата) Ответственный Примечание
  Социально-психологическая коррекция «Я владею собой». Цель занятия – развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний Занятие с элементами тренинга   психолог  
    «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Цель - занятия формирование коммуникативных навыков, устранение барьеров в общении Беседа с элементами дискуссии      
    Занятие «Человек, совершивший преступление».Цель - занятия выработка понимания деформации личности правонарушителя и оценка последствий противоправного поведения Занятие с элементами тренинга      
  Социально-педагогическая коррекция «Учись учиться». Цель занятия – актуализация познавательного интереса и укрепление учебной мотивации Беседа      
    «Труд отличает человека от животного» Беседа      
    В здоровой личности здоровый дух». Цель занятия – актуализировать здоровый образ «Я» Занятие с элементами тренинга      
  Коррекция внутрисемейных взаимоотношений, работа с семьей «Влияние стиля воспитания на формирование личности ребенка». Целью занятия является формирование у родителей понимания негативных факторов в семейном воспитании, деструктивности воспитательных методов Беседа     Желательно с обоими родителями

Согласно Инструкции педагог-психолог (практический психолог) заполняет Индивидуальную карточку социально-психологического сопровождения обучающегося (воспитанника), состоящего на учете по Форме 4-у. Информация, излагаемая в этой карте, содержит как общие сведения (данные о несовершеннолетнем, его семье, указание причины постановки на внутренний учет), так и конфиденциальные (подробное описание проводимой работы, а именно: название, автор методики, диагностика, цель изучения и её результаты; описание консультирования по проблеме, рекомендации, подробное описание коррекционной работы).

Конечно же, психологи системы образования отметили схожесть Индивидуальной карточки по Форме 4-у, утвержденной Инструкцией с Индивидуальной карточкой психолого-педагогического сопровождения обучающегося по Форме 7, относящейся к привычной документации специалиста психологической службы, рекомендованной ДРУМЦ ПС СО. В связи с тем, что информация, которую заносит психолог и в ту, и в другую Индивидуальную карточку является идентичной, то с целью оптимизации ведения документации и эффективности распределения рабочего времени на организационно-методическую работу, а также во избежание нецелесообразных повторений, рекомендуется в случае работы с обучающимся, состоящим на учете, заполнять и вести только одну Индивидуальную карточку по Форме 4-у.

Также важно отметить, что карточка по Форме 4-у ведётся отдельно педагогом-психологом (практическим психологом) и социальным педагогом, т.к. их работа с обучающимся, состоящим на учёте, существенно отличается и содержит конфиденциальные сведенья.

Рекомендации социальному педагогу

Наши рекомендации